Конан Дойл

Артур Конан Дойл родился в мае 1859 г. в Эдинбурге в семье скромного клерка. Он был шотландцем по рождению, ирландцем по происхождению и англичанином по воспитанию. Окончив иезуитский колледж Стонихерст, будущий писатель поступил  в 1876 г. на медицинский факультет Эдинбургского университета. Огромное влияние на него в студенческие годы имели профессор анатомии Уильям Резерфорд и доктор медицины  Джозеф Белл - реальные прототипы двух самых знаменитых героев Конан Дойла: внешность и эксцентрические черты характера Резерфорда писатель сообщил потом своему профессору Челленджеру, а аналитический ум Белла – сыщику Шерлоку Холмсу.

В 1880 г., еще не закончив учебу, Конан Дойл устроился корабельным врачом на китобойное судно «Надежда» и совершил на нем большое шестимесячное плавание. В 1881 г. он сдал выпускные экзамены, получил степень бакалавра медицины, а в 1882 г. вновь отправился в плавание, на этот раз к берегам Западной Африки. В том же году он поселился  в небольшом приморском городке Саутси и занялся врачебной практикой. Денег у него было в обрез. Комнаты для приема пациентов были обставлены мебелью, присланной теткой, а на должность ливрейного лакея пришлось взять десятилетнего младшего брата Иннеса. В свободное время Конан Дойл писал рассказы. В 1884 г. он стал сотрудничать с престижным журналом «Корнхилл мэгэзин», в котором регулярно печатались произведения Стивенсона. В 1885 г. писатель защитил диссертацию, стал доктором медицины, а вскоре вслед за тем  женился на сестре одного из своих пациентов Луизе Хокинз.

В 1887 г. увидела свет повесть Конан Дойла «Этюд в багровых тонах», в которой он впервые вывел в качестве героя частного детектива Шерлока Холмса. Никакой сенсации она не произвела, и автор получил за свой труд всего 25 фунтов стерлингов.  Точно так же прошла незамеченной вторая повесть о Шерлоке Холмсе «Знак четырех» (1890). Последняя была написана по заказу американского  ежемесячного журнала «Липпинкорт», главный редактор которого  прочел «Этюд» и по достоинству оценил притягательную силу образа, созданного фантазией молодого писателя. Позже, выпущенная отдельным изданием, повесть имела некоторый успех в Англии, а потом и в других странах. Но подлинная, настоящая слава пришла к Шерлоку Холмсу только в 1891 г., когда в журнале «Стрэнд» была напечатана серия из шести рассказов о новых приключениях Великого сыщика.

Вот когда Шерлока Холмса заметили и когда о нем заговорили! В отличие от эксцентричного любителя Огюста Дюпена, созданного фантазией Эдгара По, герой Конан Дойла – аналитик-профессионал, эрудит в самых разных областях знаний. По отдельной детали с помощью цепи умозаключений он способен составить представление о явлении в целом. Дедуктивный метод дает возможность Холмсу раскрывать самые хитроумные преступления, и он постоянно демонстрирует превосходство над многоопытными сыщиками из Скотланд-Ярда. При всем том, Холмс не только  умен и благороден, он настоящий английский джентльмен и поборник справедливости. Им владеет благородная цель – истребление с лица земли преступников.

Открыв для себя Шерлока Холмса, публика не желала больше с ним расставаться. Редакция срочно заказала Конан Дойлу еще шесть рассказов и без колебания согласилась платить за каждый по 50 фунтов стерлингов «независимо от их длины». Писатель засел за работу, и вскоре новые шесть рассказов были написаны. Знаменательно, что в тот момент, когда читатели требовали от Конан Дойла все новых и новых детективных историй, сам автор, уже уставший от своего знаменитого героя, впервые задумался о его убийстве. «Подумываю, - писал он в одном из писем матери в 1891 г., - убить Холмса и, наконец, завязать с этим. Он отвлекает мысли от лучших вещей». Мать пришла в ужас. «Ты не сделаешь этого! – с негодованием отвечала она. – Ты не должен! Ты не смеешь!» Увы, Конан Дойл сам это понимал. В том же 1891 г. он опубликовал исторический роман «Белый отряд» - результат долгих размышлений и упорных штудий исторических сочинений по эпохе Столетней войны. До конца жизни Конан Дойл считал этот роман своим лучшим произведением. Однако публика и издатели были на этот счет другого мнения. Критические статьи оказались сдержанными, и книга поначалу расходилась медленнее, чем хотелось бы. Между тем только шесть последних рассказов о Шерлоке Холмсе, написанные за два месяца, принесли Конан Дойлу больше денег, чем он получал за целый год врачебной практики. И именно Шерлок Холмс позволил своему создателю освободиться от врачебных обязанностей и всецело посвятить себя литературному труду.

В 1892 г. Конан Дойл с головой ушел в новый исторический роман «Изгнанники». Между тем «Стрэнд» упорно требовал от него новых рассказов о Шерлоке Холмсе. Не зная, как отвязаться от редактора, Конан Дойл запросил неслыханный гонорар за следующую дюжину рассказов – 1000 фунтов стерлингов! К его великому изумлению условия были немедленно приняты. Отложив работу над романом, Конан Дойл взялся за рассказы. Но если первая серия далась сравнительно легко, то теперь ему пришлось изрядно напрячь воображение, чтобы придумать двенадцать новых детективных сюжетов. Работа так утомила писателя, что весной 1893 г. Конан Дойл наконец осуществил свой прежний черный замысел: он убил Шерлока Холмса! «У нас здесь все в порядке, - написал он матери, - я на середине последнего рассказа о Холмсе, после чего этот джентльмен  исчезнет, чтобы больше никогда не вернуться! Я устал от него». Как известно, в последней новелле этого сборника Холмс скрестил шпаги со злым гением преступного мира профессором Мариарти. Разоблаченный, преследуемый полицией Мариарти находит Холмса в Швейцарии и навязывает ему смертельный поединок на краю пропасти. Под конец оба срываются вниз и исчезают в бездне Раушенбахского водопада. Конан Дойл надеялся, что навсегда. Читатели встретили эту смерть ропотом возмущения. Автора засыпали сердитыми, протестующими или даже оскорбительными письмами. Бойкие юноши в  Лондонском Сити обвязали свои  шляпы черными лентами в знак траура по Шерлоку Холмсу.

Но Конан Дойлу не было до этого дела. Теперь, когда писатель обрел финансовую независимость, он мог удовлетворить свою юношескую страсть к путешествиям и в следующие годы объехал весь мир: побывал несколько раз в Америке, Африке, Австралии, осмотрел всю Европу, и долгое время жил в Швейцарии. Но где бы он не находился, Конан Дойл много и упорно работал, постоянно расширяя тематику своих произведений. В 1895 г. он пишет цикл рассказов «Подвиги бригадира Жерара» - о приключениях наполеоновского офицера Жерара. Написанная, кажется, на одном дыхании, эта книга, как и многие другие произведения Конан Дойла, явилась результатом долгих размышлений. «Целых три года, - пишет автор, - жил я среди книг наполеоновского времени, надеясь, что, впитывая и пропитываясь им, я смогу в конце концов написать стоящую книгу, дышащую очарованием той удивительной и восхитительной эпохи». И это ему действительно удалось. Бригадир Жерар подлинный француз. Даже не верится, что он вышел из-под пера английского писателя.  Так же как прежде с Великим сыщиком читатели никак не желали   расставаться  с тщеславным, искренним и храбрым  Жераром. Поэтому в 1902-1903 гг. Конан Дойлу пришлось  опубликовать продолжение этого цикла  под названием «Приключение бригадира Жерара».

В 1899 г. началась англо-бурская война. Конан Дойл добровольцем поступил  в полевой госпиталь Джона Лангмена и отправился в Южную Африку. Эта командировка оказалась чрезвычайно трудной. Англичане несли в боях с бурами большие потери, число раненых исчислялось тысячами. В 1900 г в войсках вспыхнула эпидемия тифа. Все госпиталя были переполнены больными, и Конан Дойлу в буквальном смысле приходилось работать днем и ночью. Возвратившись в Англию, писатель выпустил историческую монографию «Великая бурская война» (1900). Она написана настолько объективно и точно, что ее выход приветствовали даже буры. И по сей день труд Конан Дойла считается одним из важных и интересных источников по истории англо-бурской войны. Тогда же из-под пера Конан Дойла выходит цикл морских рассказов, главным героем которых стал жестокий капитан пиратов Шарки.

С восторгом принимая новые книги Конан Дойла, читатели, тем не менее, никак не могли забыть своего старого любимца. Издатели так же умоляли писателя продолжить эпопею о подвигах Холмса и обещали баснословные гонорары. Долгое время Конан Дойл был неумолим и ревниво относился к славе своего героя (который, жаловался он в одном из писем, «привлекает внимание к моей слабейшей работе, несправедливо затмевая лучшие»). Но весной 1901 г. произошло событие, примирившее автора с Великим сыщиком. Поправляя пошатнувшееся в Африке здоровье, Конан Дойл провел несколько дней в городке Кромер в Норфолке. Греясь здесь вечером у камина, Конан Дойл впервые услышал местную легенду о призрачном псе-убийце. И тут, как бы сам собой в голове писателя возник сюжет о старинной девонширской семье, над которой тяготеет проклятье: собака-приведение. Но еще более, чем острый сюжет, увлекла Конан Дойла сама атмосфера Дартмура. В его сознании этот край окрасился поистине готической мистикой: скалистая пустошь, убегающая  к угрюмому небосводу, быстро сгущающийся туман, бескрайние болота, гранитное здание тюрьмы. Все это создавало великолепный фон для детективного романа. Однако нужен был герой, который смог бы разоблачить дьявольские козни преступника и распутать сложный клубок интриги. Кто мог им стать?  Поначалу Конан Дойл хотел вручить роль вершителя судеб некоему вновь созданному персонажу, но постепенно, сводя воедино все детали, он понял: таким героем мог стать только Шерлок Холмс! Так писатель сам почувствовал нужду в своем герое и поневоле должен был вернуть его из небытия. Правда, он еще не думал возрождать Шерлока Холмса. История, рассказанная в «Собаке Баскервиле» подавалась не как продолжение прежних, а как старая, имевшая место еще до гибели Холмса.

«СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ» (1902) – несомненно, лучшая из детективных историй Конан Дойла и, быть может, вообще одна из самых выдающихся его вещей. Проникнутая редким психологизмом, она захватывает своим острым драматическим сюжетом и поражает блеском литературного мастерства, поскольку автор тщательно прописывает здесь  характеры даже второстепенных персонажей.

В 1889 г. к Шерлоку Холмсу обращается за помощью доктор Джеймс Мортимер. Он просит расследовать загадочную смерть его друга сэра Чарльза Баскервиля. Но прежде, чем изложить суть дела, доктор рассказывает о старинном местном предании. Оказывается, что сто пятьдесят лет тому назад один из представителей рода Баскервилей, Хьюго, запятнавший свою честь множеством бесчеловечных и жестоких поступков, был убит на болотах огромной черной собакой, настоящим исчадием ада. И вот существует поверье, что с тех пор над всеми наследниками рода Баскервилей тяготеет ужасное проклятие, и когда наступает их смертный час, на торфяных болотах, окружающих замок Баскервилей, всегда появляется собака, настолько огромная и чудовищная, что ее принадлежность к потустороннему миру не вызывает никаких сомнений. Но какое отношение имеет эта давняя история к событиям сегодняшнего дня? Оказывается, что несколько дней назад последний владелец Баскервиль-холла не вернулся после вечерней прогулки и был найден мертвым в парке, неподалеку от калитки, ведущей на девонширские болота. Кончина наступила вследствие остановки сердца. Все указывает, по-видимому, на естественные обстоятельства его кончины, кроме одного: лицо сэра Чарльза было искажено гримасой предсмертного ужаса, а неподалеку от его тела обнаружены следы огромной собаки.

Холмса и его друга доктора Уотсона чрезвычайно заинтересовал этот рассказ. В тот же день из Америки в Лондон прибыл единственный наследник сэра Чарльза, его племянник Генри Баскервиль. Вскоре Мортимер привел его к Холмсу. Молодой наследник весьма озадачен странными происшествиями, случившимися с ним Лондоне. Ночью в отеле кто-то украл один его ботинок, а сегодня он получил анонимное письмо. Неведомый автор советовал ему держаться подальше от девонширских болот. Кроме того, обнаружилось, что за сэром Генри кто-то следит. Шерлок Холмс решил, что ему не безопасно ехать одному в Баскервиль-холл и отправил вместе с Баскервилем доктора Уотсона.

В следующих главах действие переносится из Лондона в Девоншир, в одно из самых глухих и пустынных мест Англии. Едва ли не с первых страниц читателя охватывает предчувствие страшной катастрофы, которая неотвратимо надвигается на обитателей Баскервиль-холла. Тяжелая, гнетущая атмосфера, царящая в этом старинном доме, а также безжизненная местность – край мрачных торфяных болот, где разворачивается действие повести, еще больше усугубляют это настроение. Едва прибыв на место, Уотсон узнает, что из находящейся неподалеку тюрьмы сбежал каторжник, осужденный за жестокое убийство. В Баскервиль-холле сэра Генри и его гостя встречает дворецкий Бэрримор. Он показался Уотсону подозрительным. К тому же не ясно, находился ли он в предшествующие дни дома. На другой день доктор познакомился с соседом Баскервилей мистером Стэплтоном и его сестрой. Мистер Стэплтон, натуралист-любитель, показал Уотсону страшную Гримпенскую трясину, в которой погибло уже немало людей и животных, а также несколько пещер неолитического человека. Во время прогулки Уотсон слышит жуткий, леденящий душу вой, доносящийся из глубины трясины. Стэплтон говорит, что так воет собака Баскервилей, когда ищет очередную жертву. В разговоре он упомянул также, что был прежде хозяином частной школы, но там вспыхнула эпидемия, и после смерти трех мальчиков ему пришлось уехать. Мисс Стэплтон, между тем, оказалась очень красивой женщиной. Познакомившись с ней, сэр Генри тотчас попал под ее чары.

Наблюдая за обитателями Баскервиль-холла, доктор Уотсон обнаружил, что Бэрример подает кому-то, кто находился на болотах,  таинственные сигналы из окна. Вместе с сэром Генри они застигли дворецкого за этим подозрительным занятием. Бэрримеру пришлось признаться, что беглый каторжник – брат его жены, и что он тайно снабжает его едой. Уотсон и Генри бросились ловить преступника, но каторжник успел скрыться. Зато Уотсон заметил еще одного человека неподалеку от древних пещер. На другой день Бэрримор признался, что сэр Чарльз не случайно оказался ночью у калитки. У него было свидание с женщиной, инициала  которой были «Л.Л.». Дворецкий узнал это из полусожженного письма. После этого Уотсону не стоило большого труда установить, что письмо написала Лора Лайонс, одна из тех женщин, которая пользовалась  финансовой помощью старого сэра Чарльза. Но попытка выпытать у нее причины, по каким она вызвала старого Баскервиля на свидание, а потом не явилась на него, доктору выяснить не удалось. У Уотсона осталась единственная нить, за которую еще можно было потянуть – таинственный человек в доисторических пещерах. Каково же было его изумление, когда, пробравшись в пещеру, он неожиданно столкнулся с … Шерлоком Холмсом.

Оказалось, что Холмс живет здесь уже много дней и тайком ведет собственное расследование. Ему удалось узнать о многих важных обстоятельствах этого дела, ускользнувших от его друга. Так он узнал, что Стэплтон и Лора Лайонс находятся в очень близких отношениях. Кроме того, проверяя рассказ Стэплтона об эпидемии в его школе, Холмс навел справки в школьных агентствах и  узнал, что мисс Стэплтон на самом деле не сестра ему, а жена… Друзья еще не закончили свой разговор, когда со стороны болот до них донесся леденящий душу вопль ужаса. Они бросились на голос и увидели лежащего в луже крови человека. Видимо, он сорвался с высокого утеса и свернул себе шею. Оба сразу узнали костюм Генри Баскервиля. Потрясенные таким неожиданным поворотом дела, Холмс и Уотсон не сразу заметили, что перед ними другой человек – беглый каторжник, шурин Бэрримера, которому тот отдал один из старых костюмов своего хозяина. Через несколько минут появился мистер Стэплтон. Он был явно разочарован тем, что смерть настигла не того человека, но не подал вида. Итак, сомнений не оставалось: Стэплтон  причастен к смерти сэра Чарльза! Но какую цель он преследует? Ответ не заставил себя ждать. Явившись в Баскервиль-холл и осматривая фамильные портреты, Холмс сразу обратил внимание на поразительное сходство Стэплтона с пресловутым Хьюго Баскервилем. Не оставалось сомнений, что он тоже является Баскервилем.

На следующий день Холмс и Уотсон нанесли визит  к миссис Лайонс. Едва эта женщина узнала, что мистер Стэплтон женат, она призналась, что вызвала сэра Чарльза на свидание по его просьбе. Она хотела просить у него деньги на бракоразводный процесс с мужем, но в последний момент Стэплтон отговорил ее идти на встречу. Но, даже имея ее показания, они по-прежнему не могли предъявить Стэплтону серьезных обвинений. Оставалось только одно: поймать его на месте преступления. Вечером сэр Генри отправился на ужин к Стэплтонам, а Холмс, Уотсон и несколько полицейских укрылись в засаде неподалеку от их дома. И вот в тот момент, когда сэр Генри шел по тропинке через болота, Стэплтон пустил по его следу огромную собаку (именно для этого он украл в свое время его ботинок). Морда ее была измазана воском, так что собака в темноте напоминала настоящее исчадие ада: из отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по загривку и морде переливался мерцающий огонь. Несчастного баронета ждала неминуемая гибель, если бы не его друзья, которые встретили чудовище револьверными выстрелами. Услышав выстрелы, преступник бежал. У него было заготовлено убежище на островке в самом центре  Гримпенской трясины (там он держал свою собаку). Однако ночью, в тумане Стэплтон сбился с пути и утонул в болоте.
*****

  «Собака Баскервилей» – несомненно, лучшая из детективных историй Конан Дойла и, быть может, вообще одна из лучших его вещей. Проникнутая редким психологизмом, она захватывает своим острым драматическим сюжетом и поражает блеском литературного мастерства. Единственное, что огорчало читателей – это призрак смерти, по-прежнему висевший над Шерлоком Холмсом. «Нельзя ли вернуть его?» - постоянно спрашивали у автора. Одно американское издательство готово было платить по 10 тыс. долларов за каждую новую дюжину рассказов о Шерлоке Холмсе. Английские издатели не отставали от своих заокеанских коллег. Устоять было нелегко, и Конан Дойл сдался. Что ж, если читателем хочется, он будет отныне выдавать им тщательно отделанную ремесленную продукцию и получать за нее столько, сколько эти ненормальные издатели готовы платить!

В 1903-1904 гг. журнал «Стрэнд» публикует новый цикл рассказов о приключениях великого сыщика «Возвращение Шерлока Холмса» С этим героем писатель не расставался уже до конца жизни. Холмс стал героем еще одной повести Конан Дойла «Долина страха» (1914) и двух сборников: «Его прощальный поклон» (1917) и «Архив Шерлока Холмса» (1927). Среди поздних рассказов и повестей о Великом сыщике есть несколько блестящих детективных историй, написанных с искренним  увлечением, но в большинстве своем они далеки от «Собаки Баскервилей» и даже от «Этюда в багровых тонах». Слыша восторги по поводу той или иной своей детективной новеллы, Конан Дойл только снисходительно пожимал плечами. Своей подлинной стихией он продолжал считать исторические романы. В 1905 г. вышло продолжение «Белого отряда» - роман «Сэр Найджел». Работая над ним, автор скрупулезно изучил множество источников по истории средневековой Англии, а закончив, с гордостью признался: «Это моя абсолютная вершина!». Он искренне надеялся, что роман  позволит ему занять подобающее место среди "серьезных" писателей. Но его опять ждало горькое разочарование. И публика, и критика увидели в «Найджеле» лишь очередную приключенческую книгу. И не более того!
После этого Конан Дойл шесть лет не садился за большой роман. Вновь его творческая мысль зашевелилась после того, как он собственными глазами увидел в Суссекской долине ископаемые отпечатки гигантского игуанодона. Конан Дойл стал с увлечением изучать палеонтологию. Вскоре он не мог уже мыслить ни о чем другом, кроме бронтозавров и  человекообразных обезьян. В его голове стремительно складывался сюжет нового  (на этот раз фантастического) романа, который был  написан буквально на одном дыхании. В 1912 г. «Затерянный мир» вышел из печати и привлек к себе внимание ничуть не меньшее, чем приключения Шерлока Холмса. В самом деле, если Конан Дойл и написал что-то более прекрасное, чем «Собака Баскервилей», так это «Затерянный мир». И дело здесь не только в необычайности приключений, редком полете фантазии и яркости описаний чудес доисторического мира. Сами герои романа: Эдуард Мелоун, лорд Джон Рокстон, профессор Саммерли и, конечно же, несравненный профессор Челленджер – образы настолько живые, настолько сочно выписанные, что кажутся созданиями из плоти и крови. Они так понравились самому автору, что он не смог с ними расстаться. За «Затерянным миром» последовал «Отравленный пояс» (1913) – повесть с теми же героями, пережившими на этот раз настоящую всемирную катастрофу (смертоносный газ, проникнув из космоса, в течение нескольких минут уничтожает на земле всё живое). В какой-то мере «Пояс» был навеян предчувствием надвигающейся большой войны. Знаменательно, что в  том же 1913 году Конан Дойл пишет статью «Великобритания и грядущая война», а также  публикует большой рассказ «Опасность!», пророчески описывающий подводную войну и тот колоссальный урон, который может  понести Великобритании от нескольких субмарин, управляемых отчаянными капитанами.

С началом военных действий Конан Дойл в качестве военного корреспондента отправился на континент.  Ужасы войны, ежедневные сообщения о, неслыханных, колоссальных потерях, которые несли все воюющие армии, обострили интерес Конан Дойла к спиритизму, к которому он и прежде испытывал неподдельное влечение. После заключения мира писатель работает над своей шеститомной «Историей действий английских войск во Франции и Фландрии» (материалы к которой собирал, начиная с 1914 г.). Одновременно выходят его первые книги по спиритизму: «Новое откровение» (1918) и «Живая весть» (1919). В 1920 г. он читает лекции по спиритизму в Австралии, в 1922-1923 гг. – в США, в 1928 г. – в Южной Африке, в 1929 – в скандинавских странах.  Даже своего любимого героя профессора Челленджера он заставил служить спиритизму, сделав его в 1924 г. героем мистической повести «Туманный край». В 1926 г., как бы подытоживая все написанное, вышла двухтомная «История спиритизма». Уже будучи старым, больным человеком, оставляя без внимания указания врачей и мольбы родственников, Конан Дойл продолжал выступать и выступать перед публикой. За несколько лет он пожертвовал на проповедь своего учения 250 тыс. фунтов стерлингов. Умер писатель в июле 1930 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии
С большим удовольствием прочитала статью. Конан Дойл- один из любимых писателей. В детстве зачитывалась, да и сейчас время от времени возвращаюсь к его книгам. Хотя все восхищаются его знаменитым сыщиком, но меня особо поразил его "Затерянный мир", "Отравленный пояс","Марракотова бездна", а буйный профессор Челленджер до сих пор вызывает восторженную улыбку... Но я не знала, что у писателя есть труды по спиритизму...надо найти... Спасибо!

Валентина Пескова   22.07.2020 18:58     Заявить о нарушении
Это не просто труды, тут целый кусок жизни целиком и без остатка отданный служению данному учению.

Константин Рыжов   22.07.2020 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.