Певец земли Смоленской!

(О прозе Виталия Александровича Антонова)

               

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
И путь поет в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной “русской доле”
Под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях еще растут,
Наследство их на белом свете -
Все тот же черный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И все в них будет как всегда -
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший… в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь “Господи помилуй!”
И вера в праведность судьбы.

                Н. Мельников

Вот ведь как случается: не виделись с человеком тридцать лет, а тут, совершенно случайно,  в интернете, на перепутье социальных сайтов встретились и каким-то образом узнали друг друга. Смотрю на фотографию высокого, худощавого, ладного парня со спортивной осанкой, одетого  в парадку с эмблемами инженерных войск в петлицах, думаю, вспоминаю. Э-э-э……Антонов Виталий…..кто такой? Фамилия знакомая, вроде, но как он выглядел в те далёкие армейские годы  из памяти уже стерлось основательно. Завязалась электронная переписка, которая в большинстве случаев так же неожиданно заканчивается, как и начинается.

- Привет!

- Привет!

-Как жизнь?

- Нормально. А у тебя?

-Тоже!

Когда основной набор слов о жёнах, детях и работе заканчивается, то умирает обычно вместе с этим и общение. Что может объединить людей, у которых разные профессии, разные регионы проживания, разные пристрастия и мотивация к общению? Всё это понятно и не осуждается. Ведь как происходит в большинстве случаев: удовлетворили поверхностное любопытство, сделали каждый для себя определенные выводы друг о друге и расстались, чтобы  больше уже никогда не встретиться и не общаться. Так бывает, такова жизнь.

Но случаются замечательные исключения из устоявшихся правил. Так произошло и в этом случае. К великому счастью наша с Виталием Александровичем Антоновым случайная встреча и переписка не только продолжилась, но и многократно укрепилась. А виной тому стала литература, вернее, склонность к сочинительству, да еще, пожалуй, любовь к отечественной истории.

Но и об этих похожих наших  увлечениях довелось узнать нам совершенно случайно……

В то время я разыскивал, да и сейчас, пока безуспешно, разыскиваю следы своего деда, Новикова Тимофея Ивановича, который по одной из версий воевал с фашистами в 1942 -1943 годах на Тверской и Смоленской землях и где-то там пропал без вести в октябре 1943 года.

Виталий увидел это и прислал мне письмо: …не имея конкретной информации о Вашем деде, я хочу сказать, что он был русским солдатом и мог упасть рядом с пулемётчиком Гринем Н. С., на том месте, где вся пойма реки у деревни Самыкино Смоленской области была устлана телами наших солдат, погибших в своей последней атаке. Возможно, мой отец, будучи подростком, вывозил его на санях из окружения и тащил раненного в переполненную крестьянскую избу. Его смерть могла отсрочить, на несколько мгновений, санитарка Наташа Комарова. Он мог раненный идти в колонне военнопленных. Мог партизанить в наших краях. Может быть, эти нехитрые воспоминания моих родителей расскажут Вам о том, что могло выпасть на долю Вашего дедушки, погибшего в октябре 1943 года. С уважением, Антонов Виталий Александрович, г. Тверь mail:Tverseed@mail.ru…… И прислал несколько своих коротких документальных рассказов о том времени, о людях, живших и воевавших, как раз, на его родной Смоленской земле.

Когда я читал эти рассказы, слёзу буквально наворачивались на глазах. Ведь и мой дед мог быть в тех посёлках, о которых писал Виталий, пройти с автоматом или трехлинейкой мимо смоленских погостов и овинов.

А рассказ о санитарке Наде Комаровой, расстрелянной фашистами в сельской школе вместе с тяжелоранеными красноармейцами,  и о её незаслуженно заброшенной в наши дни могилке с выгоревшей, треснутой  красной звездой на обелиске тронул за живое, за сердце не только меня, но и моих сослуживцев. Думаю, что этот рассказ никого не оставит равнодушным. Можете почитать рассказ у В. Антонова на его литературной странице в Самиздате. Он называется «Не придуманные истории о мужестве».

Дальше – больше.

Потрясенный этой историей, я, с согласия Виталия, отправил этот рассказ основателю сайта «Солдат.ру» Игорю Ивановичу Ивлеву, замечательному человеку, следопыту, поисковику, гражданину с большой буквы. Благодаря таким людям как Ивлев тысячи и тысячи российских людей узнали, наконец, где покоятся кости их отцов, дедов, мужей и т. д. Спасибо Вам, великие архангельские, вологодские, ленинградские, смоленские, калужские, курские, мурманские труженики за ваш бескорыстный труд, за Ваше подвижничество, за Ваше уважение к нашим павшим воинам, за светлую память о них, за Ваш беспримерный подвиг. Низко кланяюсь Вам.

И.И. Ивлев сразу же разместил в своём блоге,  в разделе «Чтобы помнили» этот замечательный рассказ. 

Ну а потом началось что-то неожиданное. Виталий стал присылать рассказы чуть ли не каждую неделю.

Было видно, что в его историях накопилось столько невысказанного, выстраданного, прочувствованного сердцем, прошедшего через нервы, что он просто не смог всё это удержать в себе. И всё,  или в основном всё, что он присылал, было написано о людях Смоленщины, о суровых годах, о нелегкой доле деревенского люда. В каждой строчке чувствовалась безграничная любовь к землякам, к родным русским корням, к смолянам и тверичам, к СМОЛЕНЩИНЕ.

Оставлять такое сокровище на уровне переписки двух приятелей было сродни преступлению. Я сразу это отчётливо понял, и решил во что бы то ни стало уговорить Виталия опубликовать рассказанные мне истории хотя бы в Самиздате Мошкова.

Виталий Александрович долго отказывался это делать, но, видимо, творческое начало его натуры победило всевозможные  сомнения и робость, определило вдруг как быть дальше.

И вот, два года назад в Самиздате Мошкова появился раздел «Смоленская земля» с первыми рассказами о Великой Отечественной войне. То, что потрясло В. Антонова в рассказах и воспоминаниях его отца, родственников, земляков о войне, о трудном военном лихолетье, о захваченном немцами родном Смоленском крае, о партизанах, он с необычайной любовью и удивительно точными, образными подробностями стал переносить в свои рассказы. Так в Самиздате были опубликованы «Непридуманные истории о мужестве», «Плохой партизан», «Сказ о Колобке» и ещё много других замечательных рассказов..

Поначалу читателей в его разделе было совсем немного, комментариев и оценок не было совсем. Попробуй отыскать в этом конгломерате авторов нужного тебе по убеждениям или по духу человека? Помню, кто-то в Самиздате лет этак семь назад высказал мысль, что если бы сейчас А.С. Пушкин публиковался в Самиздате, то он наверняка бы безнадежно затерялся в этих «пыльных тенетах».

Тогда Виталий Александрович Антонов, новый человек, не знакомый со спецификой Самиздата, вначале, как и многие, растерялся. Допускаю, что у него, в первые месяца существования в Самиздате, могла возникнуть мысли уйти отсюда. Видимо, в такую минуту растерянности или даже разочарования, он написал в  аннотации к своему разделу: «…Уважаемый читатель! Стоит ли продолжать начатое?..» Я, как мог, поддерживал его. Комментировал работы, высказывал восхищение, подбадривал. Постепенно В.Антонов освоился, успокоился, появились первые читатели и авторы, с которыми у Виталия завязалась переписка.

Но творческий человек, если ему есть что-то сказать людям, не может наглухо замыкаться в рамках одной темы. Таким человеком оказался и В. Антонов. Через некоторое время Виталий, не оставляя военной темы, стал писать о своих детских и школьных годах. Это были почти автобиографические рассказы. В свойственной ему манере, Виталий просто, задушевно, доходчиво написал рассказы «Дети Половинки», «На заре туманной юности», «Капельки» и др.
География его рассказов постепенно от Смоленщины расширилась до Урала и  Казахстана. И поэтому раздел пришлось переименовывать. Теперь он у В. Антонова называется «Ты помнишь, Россия?». Но от своих родных смоленских лесов, полей и болот он не отошел. Периодически возвращается к этой теме.

Чаще стали появляться в его разделе рассказы о современных тружениках  села, смоленской глубинки. Люди разной судьбы: добрые, хитрые, расчётливые, прямолинейные, отзывчивые, одним словом – разные, со своими непохожими один на другой  характерами и ужимками. Со своими жизненными ориентирами. Изменилось время, изменился политический режим, изменилась сама жизнь. Даже в глухой смоленской деревне происходят заметные перемены. И уже стал угадываться в облике хитрой, предприимчивой  крестьянки Мани из рассказа «Лисица» будущий предприниматель послеперестроечной эпохи, будущий хозяин жизни, для которого мораль, совесть, честь – понятия аморфные и даже вредные. Ловко устроилась в жизни Маня: «….однако, Манюня не сникла перед прокурором, а заявила, что на зону поедет вместе с прокурором, потому, что она регулярно приносила к нему на квартиру взятки в виде молочных продуктов, которые принимала прокурорская жена и это могут подтвердить все его соседки. Прокурор понял, что перед ним сидит новая подруга его жены и то, как на столе, перед ним, появлялись творожники со сметаной и молоко в утреннем кофе... Первый секретарь районного комитета коммунистической партии долго молчал после исповеди прокурора, попавшего в безвыходное положение. Молча выкурил папиросу. Посмотрел на сникшего блюстителя правосудия и принял решение – Дело закрыть, Манюню оставить в покое….». Очень похожий сюжет, которые сейчас часто показывают с восхищением по телевизору и в кино.

Вот они будущие хозяева нашей жизни: ловкачи, взяточники, мздоимцы всех мастей, чиновники,  чья уродливая мораль сейчас с триумфом завоёвывает всё новые и новые умы в нашем окончательно скособочившемся обществе. Таких рассказов о новых людях села у В. Антонова несколько.

Осуществилась и давняя задумка В. Антонова. Все эти долгие годы не выветривалась из его памяти служба в Советской Армии. Помнил он многие события, фамилии сослуживцев, бережно чтил армейское братство и дружбу. Ну, кому об этом расскажешь? С кем встретишься? С кем поделишься наболевшим? Столько лет прошло! И задумал В.Антонов написать повесть. Повесть о молодости, прошедшей в погонах. Долго трудился сопоставляя даты, события, рылся в исторических справочниках и мемуарах руководителей государства и книгах видных военных, чтобы понять каким же звеном в истории и событиях того времени была его срочная службу. Байконур, закрытые полигоны, гигантские подземные заводы с высочайшей степенью секретности, ракетные шахты, и многое другое, что видел автор своими глазами, он осмыслил с точки зрения современного человека и обобщил в своих мемуарах. Говорят, что большое видится на расстоянии. На расстоянии времени или пространства - это не важно.

С учётом сказанного вышла в свет небольшая повесть «В.Ч /63581», которая сейчас же была замечена читателями и авторами Самиздата. Посыпались комментарии, нашлись однополчане, оживились дискуссии, подтянулись авторы, пишущие на одноименную тему. В. Антонов стал в Самиздате узнаваемым человеком, занял свою, непохожую на остальные, самобытную, достойную уважения литературную нишу.

По натуре В.Антонов человек невероятно цельный, едва ли не античный по мироощущению, со своей нерушимой системой ценностей и незыблемых принципов. Любовь к родному Отечеству, семейная жизнь, верность избранному делу и профессии - всё это в нем фундаментально, нерушимо, крепко, основательно.

О последнем, то есть о профессии,  необходимо, пожалуй, сказать несколько отдельных тёплых слов.

У Виталия Антонова самая мирная, самая почётная, самая трудная работа на земле - он ХЛЕБОРОБ. Много лет   трудился агрономом, руководителем хозяйства на своей родной Смоленщине. Но и позже, когда он уже переехал в Тверь, он не забросил любимое занятие. Сейчас В.Антонов серьезно, почти по -научному занимается семеноводством. Его статьи в Самиздате «Оценка эффективности семеноводства», «О селекции льна-долгунца», «Базар на рынке препаратов для силосования» и многие другие статьи пользуются неизменным интересом у специалистов по сельскому хозяйству.

Но не всё так безоблачно на литературном небосклоне В. Антонова, как хотелось бы. В одном из своих рассказов он написал: «…мы с отцом делали валенки…». Пришлось мне вмешаться уже как читатель, высказать своё неодобрение неуклюжей фразе. Ведь валенки испокон веков катают, а не делают. Виталий Александрович прислушался к критике, исправил это предложение. Кроме того во многих его рассказах знаки препинания расставлены невпопад, много орфографических и грамматических ошибок. Всё это, безусловно,  раздражает читателя, отпугивает последнего от чтения его работ. Немало в  сочинениях В. Антонова  стилистических промахов. В одном из комментариев к рассказу «Дети Половинки» читатель, который как раз живёт в той самой Половинке, написал «…рассказ замечательный, но работайте над стилистикой….». Но как говорится: не ошибается тот, кто ничего не делает. С каждым рассказом творчество В. Антонова становится более профессиональным, более ответственным перед читателем, более зрелым. В.Антонов учится у других авторов, много читает художественной и специальной литературы, ведь только так, а не как иначе  можно научиться легко, грамотно, читабельно писать, расширить свой писательский кругозор, привлечь к своей прозе  взыскательного читателя, критиков и коллег по писательскому цеху.

Один из последних рассказов В. Антонова называется «Рюрик - князь Русичей». Казалось бы, новую историческую тему открывает автор в своём разделе, но вчитываясь в текст, понимаешь, что это та же,  незыблемая тематика - пародигма мироощущения русского человека на родной земле, его отношение к соседним народам, к друзьям и врагам, ибо всё на этом свете взаимосвязано и крепко связано своими корнями  с понятиями: отечество, долг, вера, мужество. Тема одна – только вектор повествования в представленном рассказе расширился до грани зарождения нашей государственности, понимания великой силы в нашей сплочённости, в нашей безграничной любви к родной земле, к русским людям. И здесь В. Антонов верен своему кредо, своей теме, а другого и быть не может, потому что он истинно русский человек,  истинно русский писатель, потому что в его генетической памяти  бродит старая, древняя закваска – закваска защитника западных рубежей Отечества,  первого оплота на пути западных завоевателей, пытавшихся  навязать нам свою веру и свои порядки.

И всё же память воина больше хранит не звуки жестокой сечи, а мирную рябь пшеничных и ржаных полей, запах крестьянского пота, дурманящих сознание тугих струй теплого воздуха от  оттаивающей после студеной зимы родной земли. И Рюрик восклицает:  ……крещен я был франкскими попами в 19 лет, но до сих пор, если Худо приходит на Русь, поднимается мой дух над гладью озера, над бескрайними лесами Корелы, над безвестной моей могилой и молится за Русь своему древнему мирному и грозному богу Святовиту. В преддверии тяжелой годины вселяется душа моя в тело маленького русича и вырастает он воином. Только устал я уже от войн и крови. Устал я видеть, как ложатся в землю не хлебные зёрна, а тела павших героев. Последний раз я погибал, на краю золотого пшеничного поля, в теле молоденького лейтенанта - пулемётчика, прикрывающего отход товарищей. Он не хотел смерти. Он любил смотреть, как созревает хлеб…..».

Вот так, с тех далеких лет, до Великой Отечественной и до наших дней простирается эта генетическая память. И в лихую годины поднимаются из глубины веков   в помощь нам  и князь  Рюрик, и святые воины И. Муромец и А. Невский.

Об этом рассказе В. Антонова я вспомнил совсем недавно, когда в ноябре 2009 года побывал на Псковщине. Мы жили на самой окраине Пскова, в Запсковье. Правильнее ставить ударение на первой гласной, так как все псковичи говорят именно так: Запсковье  да Завеличье – это два больших района в Пскове, которые разделяет на две половинки широкая река Великая, впадающая в Псковское озеро, Псковское озеро переходит в Тёплое озеро, которое, в свою очередь, переходит в Чудское озеро. Именно на Тёплом озере, а не на Чудском,  были разбиты А. Невским  хвалёные немецкие рыцари.

Из окна нашей квартиры в Запсковье хорошо просматривался величественный монумент на высоком кургане за городом.

В погожий ноябрьский день (ночью выпал небольшой снежок, с утра выглянуло яркое солнце, бодрил небольшой морозец) мы прошли через хрустящее изморозью ковыльное поле и поднялись на высокий курган за Псковом.


Александр Невский крепко сидит на коне и грозно смотрит в сторону Псковского озера, на реку Великая, на Запад.


Сплотилась вокруг него могучая дружина – суровые воины с длинными мечами, летописцы со свитками. Припал на колено молодой кузней с молотом.
Лица у всех до боли русские, узнаваемые, с твердыми складками губ, с суровым взглядом. И вот тут вспомнил я о Рюрике из рассказа В. Антонова. Именно так, как князь А. Невский, смотрел вдаль и князь Рюрик, оберегая русскую землю от ворога.   

И опять, в который раз, горько подумалось мне, стоящему на продуваемом осенним ветром кургане. Почему так?  Почему во все времена существования России, на неё нападали, старались подчинить, уничтожить? Разве только из-за богатств, Богом ей данных? Нет, нападавшим само наше существование невыносимо. Как горько сознавать, что мы всех любим, всем помогаем, всех выручаем, последнюю рубаху с себя снимем и никогда ни на кого не посягаем. Самая распространённая  фамилия у нас  - Смирновы. Потом уже Кузнецовы, Ковалёвы, Бойцовы, Калашниковы… Так почему же к нам такая злоба?  Да потому, что Россия идёт за Христом, а все, идущие за ним будут гонимы. Мир лежит во зле, мир отошел от Христа. Единственное, что ещё может его спасти - это Православие, тот драгоценный бисер, который получил от Византии святой равноапостольный князь Владимир, потомок Рюрика. Легко представить земной мир единым телом. Но тело не может без души. Она есть, она - Православие. Если что случится с Россией, остальной мир погибнет тут же. Так что, миру пора бы образумиться и не нападать на нас, а лелеять.

Все эти мотивы легко прослеживаются в творчестве В. Антонова, проходят красной нитью сквозь все его произведения. И поэтому в канун праздников –Православного Рождества и Нового года от всей души хочется пожелать Виталию Александровичу Антонову, его семье, его родным и близким крепкого здоровья, счастья, многие лета.
Дерзай, Виталий Александрович! Мы, твои читатели,  ждем от тебя новых, ярких, глубокотемных, высокопрофессиональных рассказов, очерков, повестей. А может,  ты в новом году и на исторический роман о родной Смоленщине замахнешься….? Как знать…!

А ещё хочется пожелать   Виталию Антонову осуществления в 2010 году его давней маленькой житейской мечты о встрече в теплый летний денёк единомышленников по Самиздату или с однополчанами в Парке Победы или в Парке Искусств. И тогда,  мы, твои друзья,  обстоятельно сядем на лавочку, достанем из спортивной сумки или портфеля пластиковые стаканы, прохладную бутылку «Путинки», «Гжелки» или «Журавлей», дорогая водка нам ни к чему - это понты, разложим на бумаге нехитрую закуску и не спеша, просто, обстоятельно, по-мужски поговорим о воинской доблести, о преданности Отчизне, о мужской чести и достоинстве. И конечно же о нашей отечественной литературе, которая, к счастью ещё, объединяет настоящих русских людей по всему белому свету. Пока Православие и русский язык едины,  нас не сломить и не подмять никакому врагу. Мы только гнёмся, но через некоторое время снова выпрямляемся. И так будет вечно, ибо с нами Бог.

17.12.2009

 




 






 
 


Рецензии