Жить для других

По-другому труженица тыла, встречающая свое 85-летие, просто не может…

До 65-летия победы советских войск над фашистской Германией в Великой Отечественной войне осталось полгода. Немногим из тех, кто вернул своему народу мирное небо, посчастливилось встречать этот славный юбилей, но память об их ратных подвигах жива, потому что мы свято храним ее в своих сердцах. Не забываем мы и наших дорогих ветеранов, здравствующих и поныне, а также о тех, кто ковал Победу в тылу.

Среди самоотверженных тружеников тыла было много женщин, работавших на фронт: вставших вместо мужчин к станкам, сеявших хлеб, лечивших раненых. Вот и Анна Яковлевна Вереницина с 1943 года по 1946 год работала в госпитале, располагавшемся в здании медногорской школы №1, выхаживала бойцов, покалеченных в жестоких сражениях.
Когда пожилая женщина рассказывала о том далеком времени, казалось, будто лицо ее просветлялось, и на нем разглаживались морщинки. «Когда началась война, - поведала она, - я училась в Сорочинской акушерско-сестринской школе, куда поступила по окончании семилетки в родном селе Барабановка Сорочинского района Оренбургской области. Чтобы получить «корочки» медсестры, нужно было учиться три года, но нашу группу в связи с началом войны выпустили досрочно – в феврале 1942 года». А уже в марте Анна Яковлевна по распределению школы поехала работать в больницу зерносовхоза «Магнитострой». Долго здесь молодой медсестре практиковать не пришлось: вскоре ее и других медиков направили от военкомата в Медногорск, в местный госпиталь.
Сколько за военное лихолетье проворные и участливые руки Анны Яковлевны вытащили с того света человеческих жизней – не перечесть. Раненых худенькие медсестрички – жить-то приходилось практически впроголодь – принимали с санитарного поезда, который доставлял бойцов из самого пекла войны. Затем с трудом превозмогающих боль мужчин везли в госпиталь. Очень часто больные нуждались в срочных операциях, нередко в ампутации конечностей. После хирургического вмешательства им был необходим хороший уход, доброе слово тех, кто по долгу службы оказался рядом в трудную минуту, и Анна Яковлевна щедро дарила больным свое человеческое тепло.
Анна Яковлевна работала в палате «бедровиков», поэтому вместе с другими медсестрами ей приходилось кормить их после сложных операций из ложечки (кстати, наша героиня говорит, что раненых «баловали» и первым, и вторым, и третьим), носить на носилках на перевязки, в баню. Было тяжело, но девчушки справлялись со своими нелегкими обязанностями.
Во время нашей встречи Анна Яковлевна рассказала такую историю:
- В госпитале была особая палата, куда помещали больных, на выздоровление которых у врачей не осталось никакой надежды. Однажды лечащий доктор моих подопечных вызвала меня и сказала отнести с кем-нибудь в палату «невозвращенцев» молоденького белоруса Володю, недавно лишившегося ноги. Медики не могли справиться с его гангреной… Узнав, что его решили «переселить», Володя уперся, мол, и с места не сдвинусь! Жаль его было - хоть плачь.
Анна Яковлевна побежала к доктору, отдавшему это распоряжение, объяснила ситуацию, сказала что-то в защиту больного. Врач, узнав, что Володя «упирует», поменяла свое решение, приказала медсестре продолжать его выхаживать. Парень, благодаря усердию всего медперсонала, старательному уходу Анны Яковлевны, собственной жажде жить, вскоре пошел на поправку. А в один из дней ему пришло письмо от родных. В послании говорилось, что у него родилась дочь. Молодой папаша попросил свою спасительницу назвать самое лучшее, на ее взгляд, женское имя. Нарекая с легкой руки медсестры свою девочку, он хотел оставить добрую память об Анне Яковлевне… «Кажется, - вспомнила она, - я тогда посоветовала Володе назвать малышку Валей…»
В мае 1945 года закончилась война, но госпиталь расформировали только в 1946 году. После Победы здесь лечили пленных немцев. С гражданами Германии медсестрам не разрешалось разговаривать. В госпитале помимо медперсонала работали «особисты», которые зорко следили за этим. Несмотря ни на что и к пациентам-иностранцам  в госпитале тоже относились по-человечески.
С госпиталем №1 у Анны Яковлевны связана и главная история ее жизни, ведь здесь она повстречала свою вторую половинку.  Георгий Михайлович Вереницин, супруг нашей героини, после ранения был демобилизован и вернулся в Медногорск, откуда ушел на войну. Участник Великой Отечественной войны, освобождавший от фашистских оккупантов Киев, Львов, Житомир, Прагу, устроился снабженцем …в госпиталь.
Вскоре Анна Яковлевна и Георгий Михайлович поженились. В 1947 году у них родился сын Анатолий. А медицину, хоть и было жаль, молодой маме пришлось оставить. В те времена после рождения детей женщины не могли долго находиться с ними дома, но Анне Яковлевне помочь было некому. Супруг был сиротой, а ее родители были далеко. Потом у мужа и жены Веренициных появился второй ребенок, и карьера Анны Яковлевны снова отошла на второй план. Когда же и второй малыш подрос, медсестрой она уже работать не могла – была утеряна  квалификация. А куда-то ехать, учиться, снова подтверждать ее – не было возможности. Бывшей медсестре пришлось искать работу, далекую от медицины, и муж помог ей устроиться в желдорцех медно-серного завода, где на тот момент работал сам.
Так и проработала Анна Яковлевна всю жизнь на железной дороге… Правда, семнадцать лет до выхода на пенсию, она трудилась на станции Медногорск.
После смерти мужа Анна Яковлевна посвятила всю себя детям и внукам. Для всех в ее доме есть место, всем она рада, обо всех помнит, помогает, чем может. Сама же никогда не требует к себе повышенного внимания. Анна Яковлевна привыкла все делать сама, никого не утруждая своими проблемами. Но ее родные и без всяких просьб всегда поддерживают свою бабушку.
Вот и инициатива написать о том, какой длинный, добрый путь пройден Анной Яковлевной, к ее 85-летию исходила именно от близких людей труженицы тыла. На юбилей именинницы – 13 декабря - соберется вся ее семья, насчитывающая ни много, ни мало 16 человек.  Все они придут к своей дорогой бабулечке, чтобы поздравить ее с днем рождения, пожелать ей здоровья, поднять бокалы за то, чтобы все у Анны Яковлевны было хорошо.


Рецензии