Глава22. Бабушка-Анна Петровна

               
  Как-то, в прошлом году, растапливая свою деревенскую баню, и используя страницы из старого журнала “юность”,  я наткнулся  на  рассказы Василя Быкова – белорусского писателя, ныне уже покойного. Василь описывал прежний быт русской деревни и ее обитателей, и так он подробно это все описывал, мне показалось,  что в бане моей запахло конюшней и хлевом – ну признанный мастер и писатель, что тут скажешь! Всколыхнул он тогда мою память, и защемило у меня что-то  в душе по тем детским временам.  Не знаю,  почему, но слезы
навернулись на моих глазах, и видимо, очень стало жаль,  утраченных и прожитых в деревне, детских лет,   задел он неожиданно чувственную струну моей души!
 И мне также захотелось  описать дом деда и быт его домочадцев. Не  знаю,  как это получиться,  однако попробую это сделать с доступными мне способностями!
  Бабушка- Анна Петровна  была второй женой моего деда, что случилось с первой я не знаю, но о ней в семье деда почти не упоминалось. Отец мой родился от первой жены и, как уже писал в 1910 году,  но,  кажется, дед развелся с первой женой, т.к. о ней не упоминали и не поминали, опять,  же не у кого и спросить сегодня.
Бабушка Анна, была худенькая, но энергичная и все время суетилась возле большой русской печки и что - то варила, жарила, парила, пекла. Надо ж было кормить семь человек вместе со мной, кроме двух дядек были еще две дочери Нина и Валентина - тети мои. Бабка ловко управлялась с всякими ухватами, подхватами и прочим инвентарем для производства пищевой продукции. А какие шаньги она пекла и рыбники! Шаньги это те же ватрушки только по краям,  по периметру загнуты, чтобы не сползала начинка . А вот бабушкин хлеб мне не очень нравился, т.к. из-за нехватки муки бабка пекла его с натертой сырой картошкой. Когда мне хотелось поесть хорошего пышного и пшеничного хлеба,  я посещал другую мою тетку- тетю Клаву, которая жила в соседней деревне - Белопуховы. В эту деревню надо было пройти по узенькой тропке,  проделанной через поле засеянной рожью, а рожь была выше меня, но заблудиться было невозможно и,  пройдя по ней,  я оказывался  в  тёткиной деревне.  Муж у тети Клавы был мельник и работал на дальней мельнице и домой появлялся изредка, но всегда с большим мешком пшеничной муки, там  тоже было не мало ртов, но об этом я напишу в отдельной главе. Муж у тети Клавы был второй  по жизни, первого я не помню, и звали его Иван Иванович.
   Еще хорошо помню блины из овсяной муки, которые виртуозно пекла бабушка Анна и они у нее получались пышные и ноздреватые. И пекла она их не на сковородке, а на противнях и раскаленном поде и ловко их вытаскивала специальной лопатой с длинной ручкой. А на столе уже раставленыс вазочки и мисочки с дарами природы: солёные рыжики, белые соленые грузди, моченая брусника и, конечно, сметана,  и сметана,  сбитая с малиной и еще растопленное масло. Меда не было, дед улей не держал. И никакого алкоголя, чай из большого самовара с не большим кусочком колотого сахара. Но было все вкусно, чудесно и прекрасно! Молоко я очень любил, у деда была корова и часто кружка молока,  и краюха хлеба заменяли мне и завтрак и ужин и я был сыт и доволен.
  Гостить у дедушки летом была только моя привилегия, родившихся при мне сестер, в деревню не отправляли, не знаю почему, вероятно, у взрослых были на это свои причины. Сегодня я счастлив за те года, которые летом провел в деревне и среда домочадцев – спокойные,  уравновешенные отношения между ними и никаких матюгов и ругани - благотворно влияли на формирование моего индивидуума, но не характера!
 Еще в памяти осталась большущая сковорода, на которой подавалась или яишня, или картошка с грибами или еще что-то, но все было вкусно. Сковородка ставилась на середину стола, мы рассаживались вокруг с деревянными ложками и начинали   трапезу, таская жарёху,  и каждый из своего визуального сковородного сектора и не дай бог залезть на территорию к соседу, можно и ложкой по лбу схлопотать от деда Андрея. Всем хватало и все были сыты, запивали-то молоком. Я балдел от этого семейного деревенского общества и семейной трапезы.  (продолжение следует)http://www.proza.ru/2009/12/21/814


Рецензии
Да-а-а, белой завистью завидую Вам, Герман, потому что сама не испытала ничего подобного, не довелось, не те были обстоятельства, очень радуюсь, когда кто-то воспитывается и с дедом, и с бабушкой, сама стараюсь сделать жизнь для своих внуков запоминающейся, стараюсь баловать их, по возможности, так как сама была полностью лишена такого царства.

Тамара Брославская-Погорелова   22.07.2012 23:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.