Урок по культурной географии

I. Цель урока: познакомить учащихся с географией народных промыслов России и сопредельных стран, историей их создания и художественной ценностью.
Знакомство с разными видами народного искусства поможет учащимся понять их самобытность и эстетическую значимость в современной мировой культуре.
Учащиеся должны видеть не только прекрасное, но увидеть прежде всего человека, чьими руками, умом, талантом создается замечательная продукция народных промыслов, некоторые образцы которой стали шедеврами мировой культуры и экспонируются в самых знаменитых музеях мира.
Ознакомление с продукцией народных промыслов воспитывает у учащихся гордость за творения своего народа, делает их более духовными и эрудированными и в целом повышает их культурный уровень.


II. Задачи урока:
1) Дать учащимся знания о разных видах народных художественных промыслов – неотъемлемой части общемировой культуры;
2) Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла;
3) Показать связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм.


III. Тип урока: урок изучения нового материала в рамках курса экономической и социальной общественной географии России с применением аудиовизуальных технических средств обучения.


IV. Выбор темы урока обусловлен следующими моментами:                1) гуманизация современного школьного географического образования, приводящая к усилению внимания учащихся к социальным аспектам общества, в т.ч. к его культурной составляющей (в практическом плане это направление находит отражение в увеличении доли общественной географии в государственных программах школьной географии);
2) интеграция географии с другими науками, в т.ч. с культурологией и искусствоведением, приводящая к появлению нового знания (культурная география, как синтез географии культуры и общества) и позволяющая под другим углом зрения рассматривать школьную географию;
3) усиление краеведческих позиций в школьной географии (а ведь продукция народных художественных промыслов – это не что иное, как квинтэссенция культуры, традиций, быта, менталитета людей, ее создавших ,проживающих в границах какой-то конкретной территории (географической местности), имеющей определенную историю и характеризующейся определенными природными особенностями);
4) формирование толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;
5) профиль школы, где работает автор данной методической разработки – школа с углубленным изучением области искусств.


V. Научно-методическое содержание урока.
География народных художественных промыслов изучается в рамках географии творчества – одного из направлений культурной географии или географии культуры и искусства, сравнительно молодой дисциплины, которая в свою очередь входит в состав общественной (гуманитарной) географии.
Культурная география появилась на стыке экономической и социальной географии и ландшафтоведения с одной стороны и таких преимущественно гуманитарных наук, как культурология, искусствоведение, музыковедение, литература, философия, история, историософия, социология, антропология, психология, археология, этнология, лингвистика, религиоведение, эстетика с другой стороны. Предметом изучения культурной географии являются объекты и явления культуры (например, элементы народного искусства) в их пространственном аспекте. Т.е. все процессы, происходящие в культурной сфере Земли, можно интерпретировать с географической точки зрения; ведь география – это особое видение мира (в философии выделяют пространственное мышление, как один из способов познания окружающей действительности).
По сути культурная география предлагает способ целостного постижения мира, в котором мы живем. Она видит, глубоко чувствует его внутренние различия, определяя границы, внутренние рубежи между культурно-географическими единицами. И она понимает каждую такую единицу как сложный комплекс взаимосвязанных явлений, а видя взаимосвязи, понимает и условность границ. Тем самым ей удается сочетать анализ и синтез, и, эффективно оперируя границами и культурно-территориальными комплексами, давать яркое, целостное представление об ойкумене.
Предвозвестниками культурной географии были немецкие географы А. Гумбольдт (18 в.), К. Риттер, А. Геттнер, Ф. Рихтгофен и Ф. Ратцель (19 в.), французские географы О. Пешель и В. де ля Блаш (19 в.), знаменитый русский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский (19 в.).
Основоположником современной культурной географии был американский географ К. Зауэр (30-е годы 20 века).
Большое влияние на формирование культурной географии оказали идеи таких известных философов и историков, как концепция культурно-исторических типов Н. Я. Далилевского (19 в.), концепция культурно-исторического круговорота О. Шпенглера (1923 г.), феноменология Э. Гуссерля (начало 20в.), экзистенциализм К. Ясперса (первая половина 20 в.), концепция круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби (середина 20 в.), культурологические концепции А. Швейцера и Х. Ортега-И-Гассета (первая половина 20 века), идеи социологов А. и М. Вебера и П. Сорокина (начало 20 в.), идеи психологов Э. Фромма, Г. Маркузе и Г. Юнга (20 в.), идеи лингвиста и этнографа К. Леви-Стросса (20 в.), идеи футуролога О. Тоффлера (20 в.).
Большой вклад в развитие отечественной географии культуры внесли такие известные ученые, как географ Кабо Р.М. (середина 20 в.) и географ и историк Л.Н. Гумилев (20 в.).
В настоящее время культурную географию в России развивают Р.Ф. Туровский, А.Г. Дружинин, Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, В.Н. Калуцков, О.А. Лавренева, Б.Б. Родоман, Р.Г. Пименова, Ю.А. Веденин, И.Н, Корнев.
Как и любая другая наука культурная география обладает целым рядом соответствующих понятий и терминов, самым важным из которых является понятие «культурного ландшафта» – дифференциированной территории, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов природы и культуры, в пределах которой проживают определенные группы (этнические или конфессиональные общности) людей, являющиеся носителями специфических культурных ценностей. Например, в поселке Гжель (Московская обл.) исторически сложилась профессиональная община людей, занимающихся изготовлением уникальных керамических изделий. Данные территории своеобразны и неповторимы, что нашло отражение в создании культурно-географических образов, выявляющих «изюминку» каждой конкретной местности.
В культурной географии используются как чисто географические (описательный, экспедиционный, сравнительный, картографический), так и общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, структурализм).
Собственным методом в культурной географии является метод культурной диффузии, позволяющий проследить всю цепочку какого-то культурного явления с момента его зарождения и до момента его затухания и аннигиляции в культурном пространстве.
 Например, с помощью данного метода можно решить такую задачу, как определение центров искусства, мест зарождения, ареалов и путей распространения различных стилей (музыкальных, архитектурных, народного искусства и др.), анализ связи произведений искусства с местами, в которых они создавались.


VI. Геономенклатура. По ходу урока по теме «География народных художественных промыслов» возникают следующие географические названия: Центральная Россия, Богородское, Абрамцево, Хотьково, Киров, Уфа, Великий Устюг, Семенов, Архангельская, Томская области, Якутия, Унцукуль, Хохлома, Нижегородская обл., Городец, Полхов-Майдан, Сергиев-Посад, Закарпатье, Белорусь, Литва, Скопин, Дымково, Каргополь, Филимоново, Балхар, Дагестан, Украина, Молдова, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Таджикистан, Узбекистан, Хорезм, Бухара, Самарканд, Чукотка, Холмогоры, Тобольск, Пермь, Кунгур, Тува, Янтарный, Ростов Великий, Красносельское, Мстера, Кубачи, Гоцатль, Казахстан, Киргизия, Нижний Тагил, Жостово, Федоскино, Палех, Холуй, Торжок, Карелия, Вологодская обл., Елец, Балахна, Русский Север, Поволжье, Прикамье, Урал, Дербент, Прибалтика, Средняя Азия, Павловский Посад, Подмосковье, Сибирь, Крайний Север России.
Из всех этих многочисленных названий учащиеся должны знать где расположены самые важные центры народного искусства, а именно: села Богородское, Абрамцево, Хотьково (деревянная игрушка), села Хохлома, Похлов-Майдан, город Сергиев-Посад (роспись по дереву), села Гжель, Дымково, деревня Филимоново, город Каргополь (керамика), поселок Холмогоры (резьба по кости), города Великий Устюг и Ростов, села Мстера и Кубачи (художественная обработка металла), села Жостово, Федоскино и Палех (лаковая живопись), город Торжок (золотое шитье), Вологда и Елец (кружева), Дербент, Курск, Ашхабад (ковры), город Павловский Посад (расписные платки), Тула (самовары), Сергиев-Посад и Палех (иконы).


VII. Урок по теме «География народных художественных промыслов» может проходить с применением технических средств обучения (ТСО): компьютер, проектор (мультимедиа). Предварительно создается средство презентации Microsoft Power Point, с помощью которого можно в наглядном виде представить содержание урока, прежде всего такую его часть, как иллюстративный и картографический материал (фотографии, рисунки, географические карты). В целях создания гармоничной атмосферы на уроке показ слайдов может сопровождаться негромкой спокойной музыкой. Для более быстрого и качественного просмотра слайдов лучше использовать компьютер с процессором Pentium 200 и больше и операционной системой Windows 2000 и XP.


VIII. Сценарий урока
Первый этап – подготовка к уроку
За месяц до проведения урока учитель знакомит учащихся с темой и целью урока, предлагает темы сообщений и план изложения материала, список литературы для подготовки, проводит консультации.
В процессе подготовки к уроку либо по своему интересу, либо по рекомендации учителя учащиеся выбирают тему сообщения, по которой собирают и анализируют информацию (книги, справочники, энциклопедии, газетные и журнальные статьи, Интернет) с целью написания небольшого (2-4 печатные страницы) реферата.
Написание реферата предусматривает примерно следующий план: 1) краткая история промысла; 2) современное состояние промысла (выпускаемая продукция и его местоположение); 3) перспективы развития промысла.
Если урок проводиться с применением аудиовизуальных средств обучения (мультимедиасистема), то заранее создается средство презентации (показ слайдов (фотографии, рисунки) и географических карт в формате Microsoft Power Point). Средство презентации создает отдельная группа учащихся (2-4 человека) под общим руководством учителей географии и информатики, роль которых сводится к консультированию и предоставлению всех необходимых материалов (литературы по теме урока и соответствующая техника (компьютер, сканер, принтер, проектор)). В частности преподаватель географии должен научить картографически отображать найденную по теме урока информацию (создание карт народных художественных промыслов).
В данной группе учащихся целесообразно разделение труда: кто-то собирает информацию; кто-то эту информацию картирует;  кто-то создает слайды.

Примерные темы сообщений:
1. Резьба и роспись по дереву
2. Художественная керамика
3. Резьба по кости
4. Художественная обработка камня
5. Художественная обработка металла
6. Декоративная живопись на металле и лаковая живопись
7. Вышивка
8. Кружевоплетение
9. Узорное ткачество
10. Ковроделие
11. Искусство изготовления войлоков и плетение из чия
12. Узорное вязание
13. Ручная набойка
14. Художественные изделия из кожи и меха
15. Иконопись
16. Искусство изготовления народных музыкальных инструментов
17. Тульские самовары

На первом этапе (подготовка к уроку) главной целью учителя является приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера (умение находить и анализировать нужную информацию, умение создавать географические карты, умение пользоваться компьютерной техникой). Такая самостоятельная работа проявляет и развивает познавательную активность учащихся, делает их более эрудированными, развивает такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.

Второй этап – проведение урока
Второй этап состоит из организационного момента (1-2 мин.) и собственно урока.
Сначала учитель произносит вступительное слово (не более 5 мин.), кратко рассказывая об особенностях народного искусства и географии промыслов.
Речь учителя может быть примерно следующей:
«Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство – в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т.ч. из драгоценных и полудрагоценных) – одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа и Алтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т.к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Там, где следствием развития овощеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную и полупустынные зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях – обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи – сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны».
После вводной части урока учащиеся на основе заранее написанных рефератов делают устные сообщения, сопровождаемые показом слайдов (фотографии и рисунки изделий народных промыслов и карты, где изображены районы и самые важные центры различных отраслей народного искусства). Время каждого сообщения 3-5 минут.
По ходу урока учитель может комментировать отдельные сообщения учащихся и корректировать последовательность их выступлений.
Чтобы урок был более интересным и содержательным на нем организуется небольшая выставка изделий народных художественных промыслов.
Те учащиеся, которые не задействованы в процессе выступлений с устными сообщениями, заполняют таблицу «Народные промыслы.
Третий этап – подведение итогов (5 мин.)
Итоги урока подводит учитель, анализируя сообщения по темам, отмечая то общее, что присуще всем отраслям народного искусства. В своем заключительном слове учитель должен акцентировать внимание учащихся на роли народного искусства в деле патриотического воспитания граждан своей страны, на уникальном характере народных художественных промыслов, многие изделия которых являются шедеврами мирового искусства.
Также учитель должен обратить внимание учащихся на связь народного искусства с той местностью, где создавались изделия художественных промыслов. Ведь каждая местность неповторима по своей природе и населению и естественно, что территориальные особенности, менталитет, быт, традиции людей не могут не отразиться на характере создаваемой продукции.
Если останется время, можно вынести на обсуждение следующий вопрос:
«Какие мысли и чувства вызывают у вас изделия народных промыслов?» Варианты ответов: а) эстетическое наслаждение; б) гордость за творения мастеров; в) потребность изучать данную проблему по книгам; г) желание связать свою будущую профессию с изготовлением предметов народных промыслов; д) не вызывает никаких откликов; е) другие чувства (какие именно?)
В конце урока (за 2 минуты до звонка) учитель дает домашнее задание: нанести на контурную карту центры народных промыслов.


Рецензии