Мы и проза. ру. Взгляд изнутри

    

     Выражаю искреннюю благодарность и большую признательность всему коллективу виртуальной площадки авторского творчества ПРОЗА.РУ, гостям сайта и всем, кто читает меня!


    
     МЫ И ПРОЗА.РУ (Взгляд изнутри)

               
     Тема "авторы ПРОЗА.РУ" автором нижеизложенного текста выбрана отнюдь не случайно. Она волнует его больше любой другой темы в контексте авторского творчества на литературном портале ПРОЗА.РУ. К этой теме автор данного текста подходит более серьёзно, довольно трепетно. До этого им были написаны ещё две критического характера публикации, по сути – ближе к этой теме:
    
     Моё отношение к Проза.ру – (http://www.proza.ru/2009/10/17/70)
    
     Моё отношение к читателям проза.ру – (http://www.proza.ru/2009/10/18/1399)

     Справедливости рады отмечу, что эта тема нашла своё отражение и среди трудов других авторов ПРОЗА.РУ. Приведу два примера:
    
     1) Лев Агни (http://www.proza.ru/avtor/vas1067): "10 лучших писателей прозы" – (http://www.proza.ru/2009/06/11/229).
    
     2) Ольга Таир (http://www.proza.ru/avtor/oigatair): "Как не нужно писать тексты" – литературная критика, 04.06.2009, 14:13.
    
     Затрагивая эту скользкую тему в своём лаконичном труде, Лев Агни более чем выразительно "перечисляет" 10 лучших авторов Прозы. А Ольга Таир в своём небольшом тексте – "Как не нужно писать тексты" подвергает критическому анализу небольшой отрывок текста другого автора ПРОЗА.РУ – Светланы Малышевой, pheonita. Вот что сама Ольга Таир пишет по этому поводу:
    
     "Размещаю своё мнение об отрывке из рассказа Малышевой здесь, т.к. pheonita очень хотела моё мнение распространить".
    
     Ознакомившись с уникальным произведением Льва Агни, в своё время я специально оставил его без комментариев, а на критическое замечание Ольги Таир написал небольшой отзыв. Желающие могут ознакомиться с моим отзывом на полях текста Ольги на её авторской странице. Собственно они и дали мне пишу для размышления.

     * *

     Любой автор [всё равно – будь он самокритичен, либо самохвал, да ещё и с чудным самомнением!], пишущий о себе, старается показать себя с наилучшей стороны. В этом плане он вступает не как автор, придавливающий свой эгоизм, а скорее как человек, любящий рисоваться. Почему любой индивидуум, решающий писать о себе что–нибудь не автобиографического жанра, постоянно ведёт себя неискренне: тут же начнёт сочинить о себе всякую чушь? Мало найдутся люди, которые случайно оказавшись перед зеркалом и думая о чём–либо увлечённо, не кривляются, и не делают лишние гримасы. А ПОЗА.РУ как раз и являет себя именно тем кривым зеркалом, которое искажает истинное лицо большинства персон, глядящих на себя сквозь него. Да, именно так. Ведь находясь на этой мнимой, скользкой плоскости авторства, каждый из нас кем только не возомнит о себе!

     Что такое авторство на ПРОЗА.РУ? – спрашивается. У каждого "реально существующего" на этом виртуальном авторском пространстве (мнимые фигурки меня не интересуют), естественно, имеется свой ответ на этот вопрос. У каждого – своя позиция, чётко выраженная в его резюме (конечно, если такое имеется у него) на его авторской странице. А, на мой взгляд – это не только и не столько проявление языковых способностей, демонстрация языкознания, либо показ чисто лингвистического творения, сколько изложение прорывных мыслей и идей, умение творить новые метафоры и художественные образы, сколько мастерство образного очищения мыслей, кристаллизации художественного порыва интеллекта от спекуляции и вожделенного хмеля.

     Самообман – свойственная черта всего рода человеческого. И ни один автор, как единица планетарного социума, не может составить исключения. Это – своего рода лесть самому себе. Вы думаете, кто-либо из вас застрахован от лести? Ошибётесь! Даже самые великие аскеты обольщены лестью. Порою, они сами льстят себе. Любой служитель культа перед тем, как выйти на публику, либо появляться среди своих прихожан, часами стоя перед зеркалом, льстит себе, внушая себе образ святого… Было бы точнее, если отнести их к разряду святоши, не имеющего ничего общего с понятием сакральности! Ответьте мне, сколько из них искренне относятся к своей вере, к своему богослужению? Тогда почему так сильно распространено среди них позорное явление педофилии?
    
     И ещё. Хочу выяснить один весьма важный момент, имеющий принципиальное значение для формирования правильного представления о святости, культовости, трансцендентности. Святость – понятие культовое и представляет собой возвышенное явление. Стало быть, святость – явление не приземлённое, небесное. Священнослужитель – это человек, сознательно посвящающий свою жизнь церкви, культу. Священник – это должность, но не внутреннее состояние, не атрибут личности. Одним словом, на планете Земля святых не бывает. Человек по натуре склонен к греху. А грешник не может стать святым. Автор этих строк выступает против любого рода канонизации личности. Не одного ангела среди нас не найдёте! И дети склоны к греховным деяниям. Когда священники по тем или иным соображениям жертв канонизируют, совершают богохульный поступок. Запомните, даже пророки в моменты слабости сомневались в своём Восхваленном. И Моисей, и Иисус, и Мухаммад проявляли слабость. Тогда какой священнослужитель может претендовать на святость? Какой он святой, если он соблазняет монахиню или совращает малолетнего монаха?

     Любой автор, склонен к самовозвеличению, а в силу впадения в мир воображений – к искажению своего истинного лица, преувеличивая своё авторское "Я". Иначе, почему многие из авторов на ПРОЗА.РУ "прячутся", действуют инкогнито, выбирают всякую прозвищу, кличку? Если вы – самокритичны, тогда зачем действуете пассивно, появляетесь как мёртвые души и исчезаете как покойники?! [Посмотрите на списки своих читателей: сколько "неизвестных читателей" вы найдёте среди них!]
    
     Далее. Вы думаете, другие не замечают, как вы, подкрадываясь, перескакиваете с одной авторской страницы на другую, как вы перекрашиваете описываемую картину, как вы неистово равнодушны к своим читателям? В ваших отзывах об авторстве коллег как часто встречаются тошная пустая лесть, сплошная фальшь и отвратительное угодничество, и почему вы так часто обманываете друг друга? Что это за очковтирательство? Кого вы боитесь? Нельзя быть лицемером. Автор должен говорить правду, должен объективно, смело критиковать. На ПРОЗА.РУ кроме сплошной лести, кроме дешёвого, неуместного восхваления друг друга больше ничего не находишь. Такая стадоподобная корпоративность не работает на имидж автора.
    
     Далее. Посмотрите, пожалуйста, какой трогательный показной такт они демонстрируют в отношении друг друга! И в один миг вам кажется, что они действительно в своих убогих трудах встречают почерк самого лауреата Нобелевской премии, словно одни творцы мировых шедевров собирались чествовать юбиляра! Не в обиду отдельных воистину достойных авторов, конечно, не могу не выразить своё отвращение к самозванцам, далёким от глубокомыслия и оригинальности, засоряющим редкие самородные творения истинных прозаиков своими банальными никчёмными рецензиями.

     Порою открываешь какую–либо авторскую страницу на ПРОЗА.РУ, и, начиная с резюме автора, тебя охватывает дрожь (если хотите – страх!) оказаться рядом с такими назойливыми существами! Находясь в таком положении, ты мечтаешь лишь об одном: как скорее избавиться от этого/этой "попрошайки"! Опускаясь до унижения, они просят твоего "автографа", росписи, отзыва, росчерка твоего пера… Меня больше всего отталкивают авторы с периферийным мышлением и вульгарным стилем изложения, свойственным убогой провинциальности. Они, правда, – отбросы деградирующего общества.

     К слову: провинциальность – понятие обтекаемое, и совсем не обязательно жить в провинции, чтобы попасть под это понятие. Сами организаторы ПРОЗА.РУ, проживая в Москве, демонстрируют потрясающую провинциальность. Многие авторы, живя в далёких уголках РФ и всего постсоветского пространства, лучше любого столичного автора мыслят и пишут. Вам нужна конкретика? Вот вам конкретный пример: Сидор Сидорчук (http://www.proza.ru/avtor/daunik), – один из нестоличных авторов с глобальным кругозором и образом мышления.

     Очень важно, каким зарядом идейным, эмоционально–нравственным, патриотическим, волюнтаристским и т.д. автор настраивает своих читателей, приведёт их в восторг, мобилизуя их к конкретному действию.

     Как мы проявляем себя на ПРОЗА.РУ? С какой стороны мы себя показываем в зеркале ПРОЗА.РУ? – Собственно вот, о чём я хотел писать. По большому счёту, мы имеем дело на этой платформе со стадом вольно пасущихся козлов и коз, мчащихся по большому пастбищу ПРОЗА, выставляют напоказ своё духовно-нравственное убожество.

     Находясь на этой платформе с 25 мая уходящего 2009–го года, и изучая большинство своих читателей, особо одарённых авторов я не заметил. Все мы, за небольшим редким исключением, – одинаково завистливы, одинаково зависимы (причём от многих факторов), одинаково посредственны, порою и бездарные, близорукие, пассивные… Впрочем так и должно быть: в главе этой неорганизованной организации "нетрудового лагеря" стоят такие бездарные надзиратели, которые в лучшем случае способны перечислять только наши некому ненужные баллы! В своё время, написав небольшой очерк о своих оценках: ["Моё отношение к ПРОЗА.РУ" (http://www.proza.ru/2009/10/17/70)], я уже определил свою позицию в отношении организаторов этого самозваного Национального сервера. Странно, что по сей день никакого отклика со стороны дремучих организаторов сервера ПРОЗА.РУ я не получил.
    
     ЧТО Я ИМЕЮ В ВИДУ?
    
     Я говорю о простейшем факте: феномен "Язык" нельзя ограничить одной только национальной принадлежностью. Язык – это другая территория, особое пространство, не признающее границ, либо этноса. Английский язык – тому пример. Он давно перестал быть национальным. Отсюда статус "национальность" по отношению к серверу ПРОЗА.РУ – неверен. Русский язык – давно уже не ограничивается своим официальным статусом – государственный язык РФ, а уже самой ООН признан международным языком. В формате СНГ его приняли как официальный язык межгосударственного общения. Так что, по всем канонам выбранный организаторами ПРОЗА.РУ статус этого сервера выглядит неграмотно, нелепо. Нынешнее положение этой виртуальной платформы авторства в целом оставляет желать лучшего. И ничего большего!
    
     Далее. На ПРОЗА.РУ затронута не одна только русская действительность, и не только филологическая тематика. Многие авторы, из числа моих читателей, всерьёз выбрали конкретные направления: Дан Берг (http://www.proza.ru/avtor/danberg) пишет об аскетизме раби – духовных лиц иудаизма. Его творческое направление – раскрытие потаённых аспектов хасидской сказки, хасидской были; Галина Пагутяк (http://www.proza.ru/avtor/halyna) выбрала критическое направление политического философствования; Дина Прокофьева (http://www.proza.ru/avtor/dina05) раскрывает глубину рвения усталых одиноких душ от суетливой жизни к безмерному уединению; Марика Ми (http://www.proza.ru/avtor/marikami) со своими сладкими сказками заявила о себе как о заядлой сказочнице; Оксана Волковницкая бьётся о кибернетике и фантастике; Сидор Сидорчук (http://www.proza.ru/avtor/daunik) углубляется в развёртывание усталой литературы и т.д. и т.п.
    
     Среди представителей старшего поколения своим глубокомыслием выделяются Виктор Хажилов, Владимир Заславский, Лиля Зиль, София Прус, Флорид Буляков…
    
     Среди подросткового поколения большие надежды подают Марика Ми, Оксана Волковницкая, Юля Мельникова (http://www.proza.ru/avtor/izka8) …
    
     Меня больше всех разочаровали своим ханжеством и назойливостью Салимназ и Эстер Долгопольская. С Долгопольской у меня не получилось продуктивного взаимодействия. Этому были определённые причины, о чём предпочитаю молчать.

     Далее. Любой автор на ПРОЗА.РУ должен задавать себе простой – по смыслу, но отнюдь не по значимости – вопрос: с какой целью он здесь находиться? – Чтобы проявить себя, познать себя, или изучать других – как авторов, так и аудиторию, публику, читателей? – Чтобы внести свой вклад в развитие литературы, предложить новые мысли и идеи? – Чтобы улучшить жизнь? Многие скороспелые авторы сгоряча рвутся к славе, в них кипит амбиция. Таких я много обнаружил в течение семимесячного периода своего нахождения на этом сайте. По моему глубокому убеждению, одной амбицией далеко не пойдёшь, но и без амбиций нельзя стать автором! Скажу больше, истинному авторству свойственна амбиция, но только рациональная амбиция! Иначе автор подвергается синдрому тщеславия! И только с осознанием своего предназначения и осмысливая его, автор может ориентировать своих читателей к чему–то. Многие ещё находятся на стадии поиска своей ниши, они ещё не формировались как личность, их авторское "Я" ещё бьётся о клетку внутренней слепоты автора. Один из них Лев Агни с его заявлением: «Да, и ещё. Я не позволю всяким писакам–Дроздам (и прочим пернатым) извращать историю и унижать русских ради поляков или ещё какого там народа». Таких я встречал среди своих читателей из числа авторов ПРОЗА.РУ немало… А тем хуже, если они внушают читателям пессимистические мысли, делают одолжение Родине – как Юлия Вертела –, "донашивают" её! Чему учат они новое поколение авторов, к чему они призывают своих читателей? Представьте себе, нынче и "таких" принимают в ряды союза писателей! Какой позор?!

     На площадке ПРОЗА.РУ меня больше всего удивляет коллективное безразличие авторов к конструктивным диалоговым призывам, к ведению разумной творческого характера полемики. С такими призывами я неоднократно выступал, выдвигая конкретные платформы для обсуждения некоторых узловых моментов. Реакция – ноль. Позволю себе перечислять их в хронологическом порядке:
    
     1) К критике "Сознание абсурда" (Диалог с читателями ПРОЗА.РУ.) – литературная критика, 03.06.2009. (http://www.proza.ru/2009/06/03/903)
    
     2) Беглый взгляд на прозу К. Ратовой "Немного о российском менталитете" – литературная критика, 19.06.2009. (http://www.proza.ru/2009/06/19/38)
    
     3) Беседа с Давидом Кацманом – призыв к диалогу – публицистика, 22.06.2009. (http://www.proza.ru/2009/06/22/772)
    
     4) Осмысливая сознание абсурда – философия, 27.06.2009. (http://www.proza.ru/2009/06/27/364)
    
     5) Пять тезисов о мечте (концептуальный подход) – философия, 17.09.2009. (http://www.proza.ru/2009/09/17/17)
    
     6) Когда в России перестанут подражать чужим? – публицистика, 18.09.2009. (http://www.proza.ru/2009/09/18/882)
    
     7) Моё отношение к ПРОЗА.РУ – литературная критика, 17.10.2009. (http://www.proza.ru/2009/10/17/70)
    
     8) Моё отношение к читателям ПРОЗА.РУ – литературная критика, 18.10.2009. (http://www.proza.ru/2009/10/18/1399)
    
     9) Казнь – это акт устрашения – публицистика, 19.11.2009. (http://www.proza.ru/2009/11/19/216)
    
     10) Казнь – не дело ЕС! – мистика, 04.12.2009. (http://www.proza.ru/2009/12/04/884)

     Получается, что наша аудитория ПРОЗА.РУ – больше "читающая", нежели дискутирующая! На этой платформе встречаешь больше читающих авторов, нежели дискутирующих – ненужные комментарии, дешёвую сплетню бездельников я не беру в счёт. Мне совершенно не понятно, почему, они выступают в обывательскую сплетню в стиле блиц–рецензии, когда получают "задание" написать всякие банальные рецензии: хвалебные, очковтирательские… но отнюдь не в трезвую разумную полемику?!

     Кира Ратова не реагировала на мой призыв, ограничившись лишь скромным ответом. Давид Кацман наотрез отказался выйти на контакт, как будто держит обет молчания! Даже те отклики, которые появились в связи с вышеперечисленными моими статьями, к сожалению, были написаны либо оформлены не по адресу, не по существу. Мне приходится с грустью в душе констатировать и печальный факт непроницательности большинства авторов ПРОЗА.РУ, с которыми мне довелось виртуально общаться. Они – люди поверхностного мышления, не могут вникать вглубь, в корень. И, последнее: что бы ни говорили мои друзья либо оппоненты по ПРОЗЕ.РУ, я к своим читателям, действующим открыто и не боясь "распознания" своего авторского "Я" со стороны других авторов либо читателей, испытываю особое уважение и чисто человеческую симпатию. Идя навстречу каждому новому читателю, я приветствую его появление на своей авторской странице, и не прочь вступить с ним, как и со всеми открыто действующими авторами, в полезную разумную полемику, дружить и любить…

     * * *

     Находясь на этой виртуальной площадке авторства, я чётко представляю, почему у меня формировалось противоречивое впечатление о действующих лицах этой площадки. С одной стороны, я встретил немалое количество весьма душевных, морально устойчивых, отзывчивых личностей среди авторов. Они открыты душой и сердцем, охотно с тобой общаются, и по мере возможности тебе подсказывают, поправляют тебя, одним словом – проявляют человеческое, искреннее сочувствие. С другой стороны, я столкнулся с огромной толпой безликих лиц, людей с двойной моралью, со скользкими типами, призрачно мелькающими по этому пространству, оставляя всюду следы своей культурной атрофии, и усугубляющегося морального разложения… Они, почему–то, действуют коллективно, корпоративно, видимо, по указке, по заданию своих покровителей! Они – безликие авторы. И это самое страшное явление в плоскости авторства. Они и опошляют эту площадку ПРОЗА.РУ. Не знаю, сколько могу их терпеть, сколько ещё могу терпеть их появление на своей авторской странице?! А напоследок хотел бы выразить слова искренней благодарности всем дорогим авторам, которые всячески меня вдохновляют, я в большом долгу перед всеми воистину великодушными мастерами пера, чьи имена среди достойных авторов, выделенных мною в этой статье, пропущены по моей оплошности. Я всегда спешу навстречу открытому диалогу, разумной полемике.

     Хаким Фаршид,
    
     Москва, вторник, 22 декабря 2009 года.


Рецензии
Прочитала внимательно. Трудно противостоять. Прочитала рассказ, в котором описан ресторан, где кормят человеческим мясом. И просто стонала от отвращения и написала авторше все, что я думаю об этом произведении. Ой, я про себя много нового узнала. Буквально накануне некий автор просто ушиблен темой - гибель Лермонтова. И воспроизвел все и даже пистолеты такие же достал и стрелял в лесу по "Лермонтову" и сделал баллистическую экспертизу. Я просто спрпосила, а почему такой интерес именно к смерти поэта? Так тоже много нового про себя узнала. Лесть и доброжелательность - понятия разные. Я сама жду доброжелательности. Понимаю, чьто похожа на ребенка. Но мне так трудно живется. Болею тяжко. А добрые слова меня подбадривают.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   18.10.2020 01:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.