Ещё польска не сгинела. польский дневник
Тадеуш не жалел денег на технические новшества и приобретал для своего хозяйства всё самое-самое, что рекомендовал ему Александр Скробач, директор Сельскохозяйственного сервисного центра, размещавшегося в Гданьске. Посмотреть на чудеса автоматизации и механизации приезжали и немцы, и голландцы, и французы. Они не верили своим глазам, увидев, как они считали в отсталой социалистической Польше, компьютизированную автоматическую линию кормления свиней, совершенную немецкую и американскую технику, отлаженное зерновое хозяйство.
Приезжие удивлённо гудели, услышав о том, что Ланговски справляется с тремя тысячами свиней и двухсотпятидесятью гектарами посевов самостоятельно, имея только одного постоянного рабочего.
По мере своих сил Тадеушу помогала вся семья: жена Данута, старший сын Христиан, и две дочки, Мариэтта и Анна. Маленькая Аня родилась совсем недавно и стала любимицей всей семьи, не смотря на то, что Тадеуш очень хотел второго парня, ещё одного помощника и продолжателя семейного бизнеса. Проблем у польских фермеров было по горло, но главная из них – наследование фермерского дела. Молодёжь не желала посвящать свою жизнь тяжёлому сельскому труду, к тому же найти невесту для парня было не так легко. На жену фермера ложилась нелегкая обязанность вести домашнее хозяйство, воспитывать детёй и при этом помогать мужу в горячие деньки посевной и уборочной страды.
Тадеуш Ланговски, как и большинство фермеров, был человеком глубоко религиозным, а, как человек состоятельный, принимал активное участие в церковной жизни.
Семейству Ланговских в местечковом костёле был отведён отдельный угол с иконой богоматери, особо почитаемой польскими католиками. Если говорить точнее, это была не икона, а портрет земной Божьей матери с младенцем на руках. Католическая религиозная живопись максимально сближала божественное на Небе и человеческое на Земле.
Божья матерь, матка боска, являлась матерью всем полякам-католикам, не зависимо от их достатка, ума и таланта. Тадеуш часто плакал, когда на коленях молился перед портретом Богородицы. Это душа его умилялась, принимая материнское прощение грешившего родного сына. Что ни говори, а он вынужден был отдавать на убой своих любимых свинок.
По дороге домой Тадеуш остановил свой новый «Ниссан» возле местечкового костёла и зашёл в него попросить у матки боски хорошей погоды. До сих пор его просьбы удовлетворялись. Лето стояло на удивление солнечное и тёплое. Дожди падали с неба во время и умеренно, словно Богоматерь, прислушавшись к молитве Тадеуша, взяла погоду под свой личный контроль.
Костёл в местечке Скурч стоял на видном месте, воткнув острый готический шпиль высоко в небо. Многое пришлось ему повидать со своей гордой высоты: войны и пожары, казни и рождения, свадьбы и отпевания. Дым непрекращающихся войн, накатывающихся с Востока и Запада, коптил кресты, и горестные слёзы по невинно убиенным стекали чёрными дождевыми струями по шпилю. Ветер рано или поздно разгонял дым пожарищ, и польская земля вновь покрывалась зеленью трав и лесов. Птицы и зверьё, как и люди, возвращались в свои родовые гнёзда, и по ночам влюблённые пары забывались в жарких объятиях, воспроизводя род человеческий. Костёл гордо смотрел на неиссякаемую жизненную силу родной земли и своего народа, и его колокол разносил по округе радостную весть: «Ещё польска не сгинела!»
Тадеуш вышел из костёла, вытер глаза от слёз, навернувшихся от разговора с Богородицей, и, сев в «Нисан», не стал заводить мотор. «Что он забыл приготовить для встречи гостя из России?» Тадеуш никогда не бывал в России и не принимал оттуда гостей. Из школьного учебника истории он знал об этой огромной стране немного, хотя, коммунисты пытались вдолбить в голову польских детей как можно больше позитивных сведений о стране победившего социализма. Но стандартные исторические клише коммунистической пропаганды не находили места в сердце и душе простого поляка.
Историческое сознание Тадеуша раздваивалось под воздействием противоположных оценок истории Польши и России, которые давались в школе и местным ксендзом Ежи Качински. Тот очень любил свою многострадальную родину и не любил безбожную коммунистическую Россию. Ксёндз осторожно, но настойчиво, нашпиговывал головы детей страшилками о северном соседе, вечно противостоящем не только Польше, но и всему цивилизованному католическому миру. Ежи Качински неустанно повторял, что именно на Польшу, а не на какую либо другую страну, возложена божественная миссия - охранять цивилизованную Европу от варварской России. Ксёндз любил читать детям страницы истории, посвящённые временам короля Болеслава I, создавшего в начале XI-го века Польское королевство, простирающееся на территории Чехии, Германии и других государств, владевшего даже Киевом. Католический священник не договаривал детям только одно, что величие Болеслава I сияло всего тридцать лет.
Католические уроки истории противоречили как светской школе, так и рассказам отца Тадеуша, воевавшего с фашистской Германией. Отец вспоминал про события последней войны неохотно. Особенно, он не любил вспоминать первые её дни, когда тяжёлые германские танки давили гусеницами польскую кавалерию и разнесли в пух и прах его старый фермерский дом. Семья Ланговских вела свой род от кашубов, поселившихся в прибалтийских районах Кашубского поозерья. Древнее славянское племя кашубов, не поддавшееся онемечиванию, вызывало у истинных арийцев реакцию, подобную антисемитской. Может быть, по причине этнического родства отец Тадеуша хорошо относился к русским, не смотря на их безбожие и политические репрессии. Отец помнил, как тысячи и тысячи русских солдат, сложили свои головы среди чистых озёр и мореных холмов Кашубья за освобождение его родной земли. Эта память о советском солдате-освободителе была светлой и до самой смерти жила в сердце отца.
Когда ему не хватало аргументов в спорах с непримиримыми врагами России, он выходил из спора со словами: «Русские коммунисты – это одно, а русский народ – другое! Польские коммунисты – это говно, а польский народ – совсем другое!»
Свидетельство о публикации №209122200744