О котле, Геродоте, и переписи скифов Причерноморья
«В этой местности (у верховий Гипаниса – Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт. Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее. Вот сведения, которые я получил о численности скифов».
Попытки оценить численность скифов уже предпринимались.
Александр Щеглов в популярно-историческом очерке «Котёл Арианта» писал:
«Центр «царской» Скифии находился на Нижнем Днепре, в районе современного Запорожья. Больше ста лет археологи и историки по крупицам изучают их культуру, но остается еще много загадочного.
Однажды учёным-археологам пришла в голову мысль проверить то, о чем написал Геродот. Правда это или легенда? Решено было провести уникальный эксперимент. Мы с моим коллегой К. К. Марченко сначала тщательно измерили и вычертили на миллиметровке в натуральную величину скифские котлы из коллекции Эрмитажа, найденные в «царском» кургане Солоха, в Херсонской области на юге Украины, сооруженном примерно во времена Геродота. Так были получены исходные данные – графически точные чертежи скифской бронзовой посуды. Сравнение с другими котлами, которые хранятся в музеях, показало, что они однотипны.
Затем нужно было выяснить, сколько литров мог вместить котел Арианта. Греческие амфоры – это глиняная посуда в виде больших остродонных бутылок с ручками, предназначенная для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов – масла, вина, зерна. Она хорошо изучена, такие сосуды в большом количестве встречаются при раскопках, в том числе и в погребениях в скифских курганах. Это была стандартная тара объёмом: 19,5 л, 26,0 л и 32,4 л. Исходя из этих величин, получалось, что котел ёмкостью в 600 амфор мог вмещать от 11 760 до 19 440 литров!
Неизвестно, какую меру длины имел ввиду Геродот, когда писал, что толщина котла составляет шесть пальцев (дактилей). Дело в том, что в Греции существовали три системы линейных мер, в каждой из которых была принята своя длина пальца. Разные греческие государства придерживались одной из систем (то же самое было в Европе до принятия единой метрической системы измерений). Длина пальца в каждой из античных систем давно высчитана – от 18,37 до 21,77 мм. Расчеты показали, что толщина стенок котла должна была составлять от 11,2 до 13,2 см.
Потом мы долго взвешивали на точнейших весах наконечники стрел из курганов времён Геродота и определяли их объем (путем погружения в дистиллированную воду – по закону Архимеда). Надо было узнать, стандартны ли бронзовые жала. В могилу скифа обязательно укладывался пучок стрел – колчанный набор. Количество стрел в нём зависело от ранга умершего: чем выше ранг, тем их больше. Но все наконечники стрел должны были отливаться по одному стандарту примерно так же, как делаются современные пули. И эта мысль оказалась правильной. Мы установили, что средний вес скифского наконечника стрелы второй половины VI – первой половины V в. до н.э. составлял четыре с половиной грамма.
Когда результаты измерений со всеми вариантами свели воедино, то оказалось: для того, чтобы выяснить предполагаемый размер котла и количество стрел, необходимых для его литья, потребуется математически просчитать 72 возможных варианта. Для этого была составлена специальная программа. Персональных компьютеров тогда ещё не было. Расчёты были проведены на одной из БЭСМ-6 (Большая электронно-вычислительная машина), стоявших в вычислительных центрах Академии наук. Результаты оказались ошеломляющими. Получалось, что если каждый скиф, исполняя приказ царя, принес по одной стреле, то для отливки котла потребовалось бы от 3,5 до 15,5 миллионов наконечников! Котел мог бы вмещать от 12 до 20 тысяч литров. Его высота должна была составлять от 4 до 9,5 метров (с одно – трехэтажный дом), а вес – от 7 до 46 тонн!
При существовавшей у скифов технологии изготовить котел подобных размеров было невозможно. Это первое. Второе – на территории, занимаемой «царскими» скифами, не могло проживать такое количество населения. Степи просто не могли бы его прокормить вместе с огромными табунами лошадей. Равнины Северного Причерноморья, которые назывались на Руси «Дикое поле», с древности и до конца XVIII века практически пустовали, за исключением сменявших друг друга сравнительно малочисленных кочевых народов. В настоящее время все оседлое население Украины составляет около 48 миллионов человек при весьма высокой плотности.
Итак, проведённый археолого-исторический эксперимент показал, что пересказанная Геродотом легенда о скифском царе Арианте, владыке «царских» скифов, остается хотя и красивой, но все же легендой. Похоже, что она была старинным преданием уже во времена древнегреческого историка. Но если в ней и есть зерно истины, то деятельность Арианта примечательна. Это могла быть первая попытка провести своеобразную перепись кочевого населения на юге Восточной Европы, предпринятая более двух с половиной тысяч лет назад».
А теперь попробуем разобраться с этим вопросом. Мы уже убедились, что Геродот мог искренне заблуждаться. Но он не врал, и если он видел котёл (а он даже сравнивал его с другим котлом, известным ему) – значит, котел был.
И, конечно же, не с трехэтажный дом – об этом Геродот упомянул бы. Да, велик, но не настолько, чтобы писать о нем в восторженных выражениях.
Где могла закрасться ошибка в расчеты Щеглова? Я верю, что боевые стрелы скифов подчинялись какому-то стандарту – ведь в бою надо пользоваться и стрелами убитого друга, при этом их полёт (а значит, длина и вес) должны быть очень похожи. Если это так, ошибка может быть только в объеме амфоры.
Для чего скифы использовали подобные котлы? Кашу варили? Нет, конечно.
И опять Геродот:
«66. Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом».
Значит, ритуальный котел был предназначен для вина, и потому измеряли его амфорами для вина. И, надо полагать, амфоры для вина были не самыми большими – ведь не только грекам было известно, что в открытом виде натуральное некрепленое вино легко окисляется до уксуса кислородом воздуха.
Значит, амфора с вином – это такая емкость, которую можно купить на семью, открыть и выпить до того, как оно изменит вкус.
В Греции в 5…4 вв. до н.э. емкость измерялась в хусах (3,28 л)
Сравните с русской «четвертью»:
Четверть (четвёртая часть ведра) равна 3 литрам (раньше это была узкогорлая стеклянная бутылка). Если вспомним, что ведро могло иметь и 14 литров, получим 3,5 л, или 1 хус. Давние, однако, традиции пития на Руси.
В 5 в. до н.э. для экспорта в Греции использовались амфоры преимущественно от 2 до 5 хусов . Но здесь надо учесть, что в крупных амфорах обычно перевозилось оливковое масло. А вино? Откуда оно ввозилось в Северное Причерноморье?
«О гераклейском вине,… кажется, есть единственное упоминание у Теофраста, который с похвалой отзывается о таких его качествах, как крепость и душистость. Собственно говоря, этот пассаж позволяет сделать только тот вывод, что во второй половине — конце IV века гераклейское вино пользовалось определенной известностью даже за пределами Черноморского бассейна. Однако основной рынок для гераклейского виноделия находился в Причерноморье, свидетельством чему является огромное число находок амфор и керамических клейм».
Монахов С.Ю. пишет о гераклейских амфорах:
«Не вызывает сомнений особая значимость керамической тары Гераклеи Понтийской для реконструкции экономических связей Понтийского региона в эпоху поздней классики и раннего эллинизма… Эта значимость гераклейской тары, явно выделяющая ее по сравнению с синхронным импортом других центров, сводится к двум принципиальным моментам.
Во-первых, гераклейские амфоры в равной степени хорошо представлены на поселениях и в некрополях как греческих, так и ВАРВАРСКИХ. Для сравнения — материалы керамической тары Фасоса и Синопы значительно реже встречаются в погребальных комплексах Причерноморья, хотя очень хорошо известны на поселениях.
Во-вторых, гераклейские амфоры подвергались систематическому клеймению (с конца V и по первую треть III вв.), тогда как хиосские, мендейские, пепаретские и некоторые другие клеймились в виде исключения…»
Итак, скифы предпочитали гераклейское вино, «крепкое и душистое».
«Амфоры с клеймами Этима фактической емкостью от 3,5 до 5 л известны по большому числу находок. Они встречены в Беглицком некрополе и Кагальницком карьере , в Тире, елизаветовских курганах №11 группы «Пять братьев» и №4 (1909 года) и других местах. По всей совокупности материалов хронология этих находок определяется рамками: конец IV — начало III века».
Правда, клейма Этима – это уже 4 в. до н.э., но стандарты того времени консервативны. Надо полагать, и ранее для вина применялась та же тара – 1 или 1,5 хуса. Ну, предположим, даже 2 хуса, или около 6,56 л.
А теперь посчитаем. Очень приблизительно, поскольку о высокой точности самих амфор мы не можем говорить, о проценте литьевого отхода - тоже. Поэтому Пи = 3, котел – полусфера.
Амфора: 3,5 – 7 литров.
600 амфор – 2100 – 4200 л.
4R3 = 4200 – 8400 дм3.
R = 10,16 – 12,8 дм
Дактиль — античная единица измерения длины, равная 18,5 мм.
0, 185 х 6 = 1,11 дм
Добавляем это к внутреннему радиусу сферы, рассчитываем новый объем, вычитаем внутренний, делим пополам (полусфера!). Множим результат на плотность бронзы, приняв ее равной 8 кг/дм3.
Получаем 6 100 кг и 9 500 кг.
Наконечник – 4,5 грамма.
Вот теперь мы, возможно, знаем, сколько было скифов под рукой у Арианта.
Минимум 1356000 человек.
Максимум 2111000 человек.
Теперь о технике отливки: конечно, 0,75… 1,1 куб.м бронзы расплавить – это не гривну шейную отлить, но не такое уж неподъемное дело. И плавильный объем печи не очень велик – около 1 м3. Вполне по силам если не скифам, то грекам, уже имевшим опыт крупных отливок.
Да и диаметр котла внушает уважение, но не священный трепет – 2…2.5 м при высоте около метра – как раз подойти и зачерпнуть.
И если налить по литру на скифа (ну, не нашел я объема скифских кубков!), то получается, что собирал у себя царь на пир 2000…4000 воинов.
Для сравнения: "Зал Заседаний – самый большой зал Кремлевского дворца. Его площадь 1615 квадратных метров, высота потолка - 18 метров. Одновременно он готов к приему до 3 000 человек".
Как мы видим, даже здесь традиции неизменны в тысячелетиях.
Свидетельство о публикации №209122200802
Некоторые соображения.
1. «В этой местности (у верховий Гипаниса – Буга)…»
Геродот не знал р.Буг (Бог по-славянски), это более поздняя идентификация и она неверна. Здесь http://www.proza.ru/2012/11/05/1450 подробно описано, почему Гипанис не мог быть Бугом. Истоки Буга были не освоены, река длинная (806 км), истоки на возвышенности более 300 м. Гористая, лесистая местность. Что там делать (в горах, где нет винограда) степнякам-скифам? Морозиться? Зачем им там котёл для вина? Везти вино с юга в амфорах, чтобы ужраться на безлюдной горе? Они были воинами, но не идиотами.)))
Гипанис – хорошо освоенная р. Березань с Чичиклеей. Почти до истоков прошли греки, всюду их колонии (см. карту), скифы там тоже любили пастись. Вот там они и могли собираться, чтобы отметить удачные набеги и прибыль с торговли (с Ольвией, которая располагалась между Бугом и Березанью. Именно здесь было достаточно виноградных лоз.
Геродот передаёт это, как сказание, он сам не видел котёл и не был в этих местах никогда. Он чётко пишет, что это ему рассказывали другие.
2. «Неизвестно, какую меру длины имел ввиду Геродот, когда писал, что толщина котла составляет шесть пальцев (дактилей).»
Шесть пальцев – это чуть больше ширины ладони. Ладонь – 5 пальцев по ширине, добавить ещё палец – будет 6. То есть – толщина котла была чуть шире мужской руки, что вполне реально. Вероятно, он нужен был не для вина. Скорее для мясной пищи, сбора дани, подношений или жертвоприношений.
3. «А теперь попробуем разобраться с этим вопросом. Мы уже убедились, что Геродот мог искренне заблуждаться. Но он не врал, и если он видел котёл (а он даже сравнивал его с другим котлом, известным ему) – значит, котел был.»
Ошибаться могут только его толкователи. Он котла не видел, ему о нём рассказывали.
4. «А вино? Откуда оно ввозилось в Северное Причерноморье?»
Действительно, зачем ввозить вино туда, где его полно? Виноград выращивали в Тавриде и на побережье, повсеместно, особенно в западной части украинского Причерноморья. Наоборот, в Грецию экспортировали рыбу, вино, масло, зерно.
Отсюда следует, что котёл не там искали, надо искать в верховьях Гипаниса (Чичиклеи-Березани), если его не стащили, то там он и погребён под слоем земли.
Троянда 10.01.2014 21:22 Заявить о нарушении