Роман Поколения Мария 3-6 главы

 Глава 3
      В шестнадцать лет получила паспорт, тётя помогла устроится в СМУ - ученицей штукатура-маляра. С  этого момента началась моя трудовая взрослая жизнь. К труду я была приучена с детства, профессию освоила быстро. Мне очень нравился момент сдачи строительного объекта: будь-то больница, школа или жилой дом. На душе было радостно от сознания, что мой труд осчастливит кого-то из людей.
Особенно запомнилась первая получка, её я ждала с нетерпением, загадала, как потратить первые заработанные мной деньги. Хотелось купить всё сразу: себе капроновые чулки и туфельки лодочки, сестрам и братьям конфет, тёте платок или отрез на платье, дяде хороший табак. Ещё надо было угостить бригаду, обычай такой в бригаде с первой получки угощение для всех. Пока новенький учится, бригада часть работы выполняет за него. И праздники отмечали в бригаде, и дни рождения, любое торжество, бригадир Раиса Даниловна за всем следила. Наступил долгожданный день, после обеда начали выдавать получку. Я добелила потолок, спрыгнула с "козла", тряпкой обтёрла руки, с дрожью в коленках пошла, получать свои первые заработанные деньги. Подошла к кассе, там меня поджидала бригадир Раиса Даниловна, - "Ну, Маруся расписывайся"! Я взяла ручку и коряво написала: "Шаляева" - напротив суммы десять рублей сорок копеек.
Вечером, после работы решили отметить мою получку в ближайшей закусочной, но меня ожидал сюрприз. Прямо  у выхода стояла тётя.
- Ну что, Мария, получила зарплату? спросила она.
- Да, - тихо ответила я.
- Давай сюда! - строго потребовала тётя. Я отдала. Она пересчитала, червонец положила в карман, а сорок копеек протянула мне со словами:
- Тебе и этого хватит. Отвернулась и спешно удалилась. А я с копейками в руке словно окаменела. Девчата стайкой выпорхнули из ворот вместе с Раисой Даниловной. "Маруся, что ты стоишь"? - наперебой говорили они. "Пойдём" А я сдвинуться с места не могу, ноги словно прилипли. Как девчатам сказать, что денег у меня уже нет. Ко мне подошла бригадир,
- Что с тобой Маруся? - спросила она. Я разжала руку, она сразу всё поняла.
- Тётя? Я кивнула головой.
- Ничего Маруся, не горюй, мы с девчатами тебе поможем! Ведь правда девчата? Обняв меня за плечи, подтолкнула в сторону девушек. И в дальнейшем Раиса Даниловна часто приходила на помощь и по работе, и в личной жизни. Через год я ушла от тёти, приютила на первых порах Раиса Даниловна и с общежитием помогла. Комната была на четырёх человек в деревянном бараке, но это не пугало, а наоборот - сбылась первая мечта о самостоятельной жизни. Самой планировать своё свободное время, ходить в кино, в парк Горняков на танцплощадку-сковородку, где по вечерам играл духовой оркестр, заниматься рукоделием или просто слушать постановку по радио, а главное я сама могла тратить свои заработанные деньги на то, что считала нужным...
Так со своими думами она дошла до родильного дома.

Глава 4
  Мария вошла в приёмный покой, напротив входа на стене висят списки рожениц и  номера палат, в которых они лежат. Мария медленно начала читать список, вот Соколовская Валентина - дочь, вес четыре двести, рост пятьдесят два сантиметра, состояние удовлетворительное. "Ну, Валентина, ну, дочурка, молодец! Постаралась! Такую крупную внучку родила"! Мария достала пакет с передачей, на слюнявила химический карандаш, написала на листе бумаги: "Палата  номер четыре Соколовской Валентине. Валюша спасибо за внучку, напиши, что тебе необходимо. Как ваше самочувствие? Ждём вас. Мама". Передачу отдала медсестре, поинтересовалась, как быстро выписывают рожениц. Медсестра объяснила, что при хорошем самочувствии обеих пациенток, через неделю. если есть осложнения, на усмотрение врача. Мария вышла на улицу, решила поискать четвёртую палату. Палата находилась на первом этаже, форточка в палате была приоткрыта.
- Валя, - позвала Мария. Валя подошла к окну: "Мама, скоро будет кормление, я покажу тебе Лику". Они обсудили. что необходимо сделать к приезду Вали с дочкой домой. В палату вошла медсестра, в обеих руках она держала по ребёночку, а точнее это были два свёрточка с розовыми личиками. Валя взяла из рук сестры один, и поднесла к окну. Личико Лики было пухленьким, она сладко спала. Мария попрощалась, тайком смахнув набежавшую слезу. Заспешила в обратный путь домой. У неё намечено много дел: в первую очередь закончить вязать кружева, она для внучки решила всё приданое: простынки , наволочку, уголок на одеяльце сделать своими руками. Вязать Мария научилась, когда жила в детях. Она была искусная мастерица, вязала ажурные скатерти, накидки на подушки, салфетки, розетки и многое другое. Из  её рук выходила красота, радующая глаз. Особенно заказчикам нравились комплекты постельного белья. Заказы ей делали на свадьбы, на дни рождения или просто без всякого повода. Ещё надо побелить печь, чтоб не дымила. Первый раз искупать внучку Мария хотела сама. Надо показать Вале, как это делается, чтобы в ушки вода не попала, и не горячей была, чтобы не случилось беды, как это было у Марии, когда она родила первого ребёнка - сына Виталика. От воспоминаний этих у Марии сдавило в груди. Суровая была школа жизни, за науку она поплатилась жизнью своего сына.
Глава 5
 Весной тридцать пятого года у Марии с Иваном родился сын, назвали его Виталиком. Жили они в частном доме. За лето сын подрос, начал садится на попку. В выходной день они решили втроём сходить в баню. Истопил Иван баньку, дал настояться. Мария закутала сына в одеяло, и они вышли во двор. в предбаннике Мария раздела сына, муж налил воды в тазик, положил игрушки. Мария поднесла сын у тазу с водой, малыш заплакал."Что ты родной не плачь, видишь это водичка..." - зачерпнула рукой воду и брызнула на сына. От этого он закатился плачем, и остановить этот плач, они ни чем не могли. Он плакал весь день и всю ночь без передышки. Вдвоём с мужем по переменке  они носили его на руках, а он всё плакал и плакал. И качали, и поили водичкой, он захлёбывался, но всё равно кричал. Уставшие и обессиленные от плача, растерянные они не знали, что нужно сделать, чтобы он замолчал. Мария отправила мужа за бабкой повитухой Харитоновной.
Та прибежала быстро.
- ну, что случилось? - с порога спросила она. Мария всё рассказала бабке. Харитоновна взяла ребёнка, положила на кровать, молодым велела удалиться. Встала на колени, наклонила седую голову над младенцем и начала тихонько что-то шептать. Последние слова старуха произнесла громко - Мария их запомнила на всю жизнь: "Если тебе жить, так всю ночь прокричи! Если нет - замолкни"! с этого момента малыш затих.
- Что с ним? - спросила Мария.
- Родимчик взял.
Пройдёт много лет, Мария узнает, что родимчик - это испуг. Виталик тихо умер утром. Это была первая тяжёлая утрата для неё, после смерти родителей.
Глава 6
  По дороге домой, Мария зашла в "Гастроном", надо на ужин кое-что прикупить, что именно она не знала. После замужества дочки, она жила одна. Хорошо, что квартира коммунальная. На кухне можно пообщаться с соседями. Готовить для себя совсем не хотелось. Сегодня другой случай. В "Гастрономе" прилавки ломились от продуктов. Мария спустилась в подвальчик, где находился рыбный отдел. За стеклянной витриной, в металлических поддонах горками лежала свежая рыба. От такого ассортимента у Марии разбежались глаза. Здесь были: кета и белуга, треска и кефаль, хек - любимец народа. А ещё камбала, морской окунь, судак, жерех, палтус и конечно селёдочка.  Она купила трески на пирог и жирную Тихоокеанскую селёдочку. Потом прошла в мясной отдел, купила мяса на пельмени, овощи, бутылочку "Столичной" и ещё много всякой всячины. л зайти зять и соседки, надо по-людски обмыть рождение внучки. Закупив продукты, зашла в магазин "Промтовары" здесь она присмотрела нитки и новый крючок для вязания. Расплатившись за покупку, она спрятала товар в сумку и вышла из магазина. Теперь можно возвращаться домой. Жила Мария в двухэтажном доме - на первом этаже в коммунальной квартире на трёх хозяев. Мария занимала одну комнату. Комната большая, больше двадцати метров, светлая и тёплая. Когда жили вдвоём с дочкой места хватало, а сейчас и вовсе. В комнате всегда порядок и чистота, вещей не много, но каждая на своём месте. Вдоль стен стоят  две кровати с никелированными шарами, застеленные красивыми китайскими покрывалами, горкой лежат пуховые подушки. У окна швейная машинка "Зингер", в центре круглый стол, накрытый изысканной скатертью, изделием Марии. Вокруг стола стоят дубовые полумягкие стулья. Справа от кровати дочери стоит этажерка, заполненная книгами. Сверху на этажерке настольная лампа с зелёным абажуром. ля любила по вечерам читать в слух. Дальше комод, на нём радио. Слева в огромной кадке растёт фикус, дальше к двери тумбочка и вешалка для одежды. Вот вся нехитрая мебель. На стенах над кроватями яркие лубочные коврики с русалками и лебедями и фотографии в рамках. Над кроватью дочери висит гитара. На окнах тюль и строчные с красивыми вышивками занавески. Пол застелен фабричным ковриком. И везде: на полочках этажерки, на радио, на комоде и тумбочки лежат накрахмаленные, вязанные салфетки и дорожки.
С полными сумками Мария вошла в квартиру, у порога разулась, ботинки промокли, на улице слякоть. Прошла на кухню к своему столу,выложила продукты. замесила тесто на пельмени, накрыла его большой эмалированной миской, чтоб не обветрилось и отдохнуло. Достала из стола корыто и сечку, начистила лука и чеснока, принялась рубить мясо. Аромат рубленного фарша заполнил всю кухню, от него сильно засосало в желудке. Потом почистила рыбу и овощи. Тесто на пирог она  завела с утра , оно поднялось - теперь можно стряпать пирог. Мария достала чудо-печку, включила в розетку. Пока печь  прогревалась принялась раскатывать тесто на пирог, сначала толстый сочень - низ пирога и тоненький - верх. Когда всё было готово, она положила начинку пирога: картошку нарезанную тонкими кружками , затем рыбу, сверху присыпала репчатым луком и укропом, посолила добавила кусочки сливочного масла. обмазала вех пирога  взболтанным сырым яйцом со сметаной, вилкой сделала несколько проколов и поставила пирог в печь. К ужину Мария успела приготовить, стол накрыла в комнате. Первым пришёл зять Александр: "Здравствуй тёщенька! Поздравляю с рождением внучки"! Он подошёл к ней и чмокнул в щёчку. Мария унюхала запах спиртного: "Да ты уже на веселе"! "Я с бригадой отметил рождение дочки. Рада, что бабушкой стала или ещё сама молодая, заведёшь себе Андрюшку"? Мария строго посмотрела на него. "Да шучу я, шучу", - рассмеялся он. Потом  пришла сестра Аня, чуть позже подтянулись две соседки, Стеша и Надя. Обе женщины были одиноки, как и Мария.  Стеша -  ровесница Марии, их отношения были больше чем соседские, скорее дружеские. Н Стеши муж погиб в шахте. она осталась с двумя ребятишками, дочкой Аллой и сыном Алёшей.  Алёша пошёл по стопам отца, он работал в шахте забойщиком. Алла работала и заочно училась в  Свердловском медицинском институте. 
У Нади несчастная любовь, ей попадались не те мужчины, и после очередного мужа на руках оставался ребёнок. Их уже было трое, младшему Мишке недавно исполнился год. Она не отчаивалась и надеялась встретить того единственного, который богом предназначен ей. Она была немного старше Вали, они дружили с ранней юности.
Мария попросила заполнить рюмки и произнесла тост:"За здоровье дочери и внучки, чтоб она росла на радость всем"! "Закусывайте хорошенько", - угощала хозяйка.  Потом поделилась впечатлениями от похода в роддом, посоветовалась с зятем, куда из больницы везти Валю с внучкой. Он сказал, что в бараке холодно, - решили, привезут к ней. Мария показала гостям приданое, которое вяжет для внучки, обсудили, что ещё нужно прикупить, вспомнили, как рожали сами. Разошлись за полночь. Оставшишись одна, убрала со стола и села за рукоделие. Сегодня она должна закончить приданое Лики. Ещё решила сделать подарок молодым, комплект постельного белья с подзорами и накидками на подушки, а Валюше косынку, с её новым чёрным платьем она будет смотреться великолепно. Такую косынку Мария видела в кино, на главной героине. За любимым делом, Мария задумалась о своей молодости...


Рецензии