Роль моральной кодификации в развитии общества
Автор доклада предпримет попытку донести до слушателей мысль о том, что рассмотрение моральной кодификации неизменно подразумевает не один, а несколько аспектов, связанных с ее ролью в развитии общества. Эти аспекты становятся более понятными нам, если мы исходим из специфики функций моральной кодификации, к которым можно отнести следующие: прочерчивание контуров социальной стратификации, консолидация общества, использование моральной кодификации в качестве средства для управления массами в контексте деятельности правящих элит, упорядочивание социальных отношений в культуре, повышение уровня рефлексивной культуры в социуме и т.д.
С точки зрения докладчика, сам механизм систематизации разрозненных моральных норм в единые кодексы, запускаемый в действие различными социальными акторами, уже свидетельствует о том, что данная кодификация способствует лучшему усвоению людьми социальных навыков общения и взаимодействия в обществе. Общество – это, прежде всего, упорядоченное единство (или хотя бы активное стремление к такому единству), это система, эманации которой неизбежно затрагивают и сферу морали и нравственности. Мораль становится моралью как продуктом общественной деятельности людей лишь тогда, когда проходит процесс кодификации; до этого момента моральные нормы, образцы и идеалы представляют собой лишь спонтанные попытки человечества приобщиться к Высшей Истине.
Кроме того, автор доклада подчеркивает тот факт, что моральная кодификация является одним из важнейших механизмов в контексте традиционных и современных социокультурных процессов, инициаторами которых предстают правящие элиты. На протяжении всей человеческой истории, вплоть до настоящего дня, власть имущие люди должны были пользоваться определенными механизмами и законами социокультурного и психологического мироустроения для того, чтобы не потерять, а укрепить свои полномочия. В качестве одного из эффективных инструментов для репродукции собственной власти отдельные персоналии, либо общности, использовали мораль.
В качестве еще одного немаловажного аспекта рассмотрения данной тематики автор доклада выделяет то, что моральная кодификация способствует и выработке более высокой рефлексивной культуры личности, облегчает процесс универсализации и систематизации знаний, умений и навыков в ходе общественного развития. Моральная кодификация вырабатывает именно те культурные коды, которые становятся актуальными для всех социальных акторов.
Подводя итог своему выступлению, автор отметит, что моральная кодификация является одним из наиболее плодотворных механизмов, способствующих консолидации членов общества и его дальнейшему развитию.
Впервые опубликовано в:
Гуреев, М. В. Роль моральной кодификации в развитии общества // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. – СПб. : ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008 – 560 с. – С. 17, 147, 545. (0,1 п.л.).
Полный текст доклада:
Гуреев М.В. Роль моральной кодификации в развитии общества // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Материалы Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2008). – СПб: Эйдос, 2010. – Раздел I. Методология исследований культуры. – 1. Теория культуры.
Аннотация на сайте издательства «Эйдос»: http://www.eidos-books.ru/upcoming/3-iicong#215 Плановое время выхода: 27 октября 2010.
Приобрести полный сборник докладов Конгресса можно, связавшись с издателями на сайте:
http://www.eidos-books.ru/arh/26-iicong
2011:
Доклады вышли в свет:
Роль моральной кодификации в развитии общества // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Материалы, тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2008). – С. 125-137. – СПб. : Эйдос, 2010. – 3504 с., илл. - 1 п.л.
Смотреть содержание: http://eidos-books.ru/#215
СМИ Великого Новгорода об участии в мероприятии:
Новгородские культурологи приняли участие во втором Российском культурологическом конгрессе с международным участием. - 27 ноября 2008. - Режим доступа: http://news.novgorod.ru/news/40125/.
Электронную версию тезисов всех участников Конгресса можно скачать здесь: www.unesco.ru/files/docs/spb_ric_congress_programme.pdf
Свидетельство о публикации №209122301074
Но очень было бы интересно проследить, как моральная кодификация проходит, если так можно выразиться, в личностном плане. Ведь человек, личность, воспринимает систему моральных норм не механически, как правило. Во всяком случае, глубокие моральные убеждения должны быть «выстраданы» каждым человеком индивидуально. Более того, личность вносит коррективы, свои собственные, в систему моральных норм.
Личность может что-то принять, что-то нет. И в этом плане пойти против течения. Но со временем установки этой личности могут стать признанными и с точки зрения большинства просто обязательными...
Представляется, что вопрос «личностный» в процессе самой кодификации, то есть установления некого «комплекса» норм и их усвоения весьма важен. Особенно интересен «переходный период», когда норма еще не является всеобщей, но определенный круг единомышленников уже этой норме следует.
Игорь Абросимов 31.07.2011 19:02 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 01.08.2011 15:20 Заявить о нарушении
Игорь Абросимов 01.08.2011 23:06 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 11.10.2015 23:37 Заявить о нарушении