масса
Там господин Фантомас тяжело опустился в широкое покачнувшееся под его весом кожаное кресло и с отеческой улыбкой посмотрел на печально сидящего перед ним молодого человека. Сын его друга и компаньона недавно окончил университет и серьезно взялся за карьеру коммерсанта. И только что обнаружил никчемность своего экономического образования, блестяще провалив первый проект и принеся убытков больше, чем стоимость четырехлетнего курса лекций в Гарварде.
- Первая неудача в бизнесе - серьезное событие в жизни, мой мальчик - печально усмехнулся господин Фантомас.
- Лучше бы я четыре года провел на оптовом складе в Шанхае - ответил отчаявшийся юноша.
Своей внешностью он напоминал скорее светского игрока в гольф, чем бизнесмена.
- Не расстраивайся. Ты, кажется, разрабатывал и продвигал новую серию зубной пасты? Кто же должен был ее покупать?
- Мы определили психологический и социальный портрет покупателя согласно программе...
- Послушай старого Фантомаса, и придет время, когда ты сядешь вот в это самое кресло.
Не важно, чем ты торгуешь: зубной пастой, домами, идеями; продавать надо не людям, продавать надо человеческой массе.
Если перед тобой умный, немного образованный, уважающий себя человек, ты никогда не докажешь ему, что тюбик твоей, обычной, в общем-то, пасты, намного лучше тюбика от конкурентов, или предлагаемые тобой идеи лучше, чем собственные идеи в голове у слушателя. Но если тебе удалось сформировать индивидуальных покупателей в человеческую массу и заставить слушать тебя, то ей с легкостью можно внушить, что зубы следует чистить наждачной бумагой, и она будет с восторгом ловить каждое твое слово.
Для формирования людей в массу агитатору порой достаточно всего лишь авторитетно появиться в телевизоре, или влезть на трибуну...
Господин Фпантомас задумался и отвлеченно заметил:
- Все мы - часть внушаемой человеческой массы.
Он хлопнул тяжелой ладонью по столу чтобы встряхнуться и изменить тон разговора:
- Старайся никогда ничего не писать и не объяснять - масса, во-первых, почти не воспринимает печатного текста, а во-вторых, надо выключить ее мозги! Только картинки, только непосредственное обращение через телевизор. При этом все слоганы и телеролики должны быть кратки, бессмысленны, и обращены к сердцу: никаких рассуждений! Ни каких сложных образов, заставляющих что-то вспомнить и задуматься!
Ясно обрисованная прекрасная цель: свобода, совершенство, счастье; и единственный путь к ней: зубная паста, новый дом - господин Фантомас покривился.
- Но ведь люди не идиоты - с сомнением заметил молодой человек.
- Ты кажется меня совсем не понял: мы говорим не о людях, а о человеческой массе.
- Но масса состоит из людей.
- Люди сформированные в массу думают иначе, нежели порознь. Точнее, думают не они, а масса, и вот эта-то масса может быть примитивней любого из составляющих ее индивидуумов, остается только умело ею управлять.
А чтобы тебе не попасть впросак и со следующим проектом, для тренировки примени простенький, но надежный прием: повторяй рекламу, повторяй и повторяй. Как сказал величайший коммерсант всех времен и народов: "Двадцать раз повтори массе очевидный вздор, и на двадцать первый она будет уверена, что это очевидная истина".
- Хорошо шли дела у этого коммерсанта? - улыбнулся вставая молодой человек.
- Хорошо, очень хорошо, просто великолепно.
- Чем же он торговал?
- Он продавал фашизм, мой мальчик.
Свидетельство о публикации №209122300262