Управление сознанием масс через распределенные СМИ
сознанием. (Главный из которых очевиден: управляя сознанием,
влияем на поведение.) Теперь же поговорим о конкретных
инструментах. Важнейшим из которых, перефразируя классика, для
нас являются СМИ. Но в современных условиях - не просто СМИ, а
СМИ нового типа.
От СМИ - к СМК: общаться, общаться и еще раз общаться!
Первое направление развития СМИ, превращающее их в инструменты
нового типа, оказывающие действительное влияние на массовое
сознание - это массовое общение, коммуникация, или обратная связь
- интерактив. И кроме того, переход от средства массовой
информации* к средству массовой коммуникации, то есть общения,
непосредственного взаимодействия с читателями. Которые становятся
больше, чем читателями - становятся информационными партнерами,
соавторами. Или можно сказать, становятся "узлами" человеческой
сети**. А еще точнее, ее "якорями" (западные сетевые
информационные агентства, наподобие ВВС, так и называют своих
корреспондентов на местах "якорями" - anchors).
Так вот, на смену информационно-авторитарного отношения СМИ к
читателю приходит информационно-равноправное, демократическое.
Происходит переход от сплошного монолога, в котором СМИ слышит
только себя и своих заказчиков и остается глухим к реальным
откликам и вопросам читателя... Переход к живому, открытому
диалогу с каждым читателем. Мнение которого действительно важно -
и ощущая это, люди становятся более активными. Так происходит
ликвидация коммуникативного неравноправия в отношениях "читатель
- СМИ".
И даже на скоромную Интернет-рассылку мы смотрим как на
трибуну, где каждый читатель может высказать свое мнение. И в то
же время как на арену спора - в котором, как известно, рождается
истина. Потому-то в очередной раз напоминая об этом, и приглашаем
вас к активному участию. Вот так, нашими с вами совместными
усилиями, и происходит переход от средства массовой информации к
средству массовой коммуникации. Нашего с вами прямого общения.
От информационной монополии - к информационной демократии:
"народное" СМИ
"Народное" СМИ, оно же распределенное СМИ, должно использовать
все возможности контакта с народом - по максимуму. И значит,
использовать самые разные доступные каналы подачи информации и
связи с массами. Во-первых, конечно, это Интернет. Как опорный
сайт (у нас это www.psihi.ru), так и регулярные электронные
рассылки, телеконференции, e-groups и т.п. И та скромная
рассылка, которую вы читаете сейчас - один из элементов этой
сети.
Конечно, вы понимаете, что одна рассылка может не так уж
много. Не построишь "народное" СМИ в одиночку и с помощью
отдельно взятой рассылки. Но когда много рассылок, ведомых их
ведущими-единомышленниками согласованно, единодушно и буквально
едино-мысленно, в одном направлении, в дружном информационном
строю, то здесь уже эффект оказывается накопительным,
кумулятивным. Или взаимоусиливающим, взаимосодействующим***, а
пользуясь термином синергетики - кооперативным. Благодаря чему
люди начинают объединяться, включаться в общую систему и более
эффективно взаимодействовать друг с другом - по законам
самоорганизации.
Распределенное СМИ - это все мы вместе с вами, уважаемые
читатели. И те, кто пишет - их уже много, а будет, надеемся, еще
больше (это приглашение включиться и стать со-авторами) И каждый
ведет свою рассылку или присылает материалы в другие, близкие по
духу. Или просто пересылает письма друзьям-приятелям. Или
передает им на словах, а то и в печатном виде, "вытаскивая" эту
распечатку из собственного компьютера. наподобие советского
самиздата. Да-да, времена самиздата нынче возвращаются! По
крайней мере, так оно привычнее для читателей старшего
поколения. И доходчивее, ибо предполагает определенное отношение
и настраивает читателя определенным, привычным образом.
Каждый делает это по отдельности - и в то же время все вместе.
Потому что сообща делают общее дело. Потому что все пишут об
общем, излагают общие мысли и единодушное мнение. Конечно, общее
не во всем - а в принципиальных вопросах. Касающихся основные
вопросов жизни в нашей с вами стране. Затрагивающих жизненные
интересы всех и каждого.
Так что принципиальное отличие распределенных СМИ от
традиционных вкратце заключается в следующем. В традиционных СМИ
на первое место выносится информация, либо ее материальный
носитель. А в распределенных СМИ на первом месте - люди. Можно
сказать, они и оставляют это самое СМИ нового типа. И как
передатчики информации, и как ее адресаты. Причем периодически
меняющиеся ролями. Ведь в работе СМИ нового типа активно
участвуют не только авторы, но еще и самые главные люди -
читатели. Особенно те, которые активно участвуют в обсуждении.
Делясь мыслями как с нами - по мэйлу, так и с окружающими людьми
- в непосредственном, живом общении.
Вспомнить, что слово "общение" происходит от слова "общее".
Оно возникает там и тогда, когда у людей действительно находится
что-то общее, то, что их объединяет. Нас, коллектив авторов,
объединяет общее дело. Общая ответственность тех, кто чувствует
себя в ответе за происходящее в стране. Ответственность за
остальных. Надеемся, что это окажется общим и объединяющим и с
вами, уважаемые читатели.
И когда мы говорим: "распределенное СМИ", то слово
"распределенное" не должно вводить в заблуждение. Не должно
создаваться впечатления, что кто-то что-то "распределяет",
организует и "направляет", поручает и т.п. Потому что
складывается все на основе самоорганизации, благодаря собственной
инициативе людей. Так, как это нужно людям. Так, как это и должно
быть. Так, как это в дальнейшем может быть перенесено и в другие
сферы общественной жизни.
Любая связь приятная - особенно обратная
Итак, основополагающий организационный принцип работы
распределенного СМИ - постоянное взаимодействие, общение с
читателями, живая обратная связь. Как это общение происходит, в
каких формах? И в заочных, и в очных. Перечислим еще раз все те
"оргформы", которые используются для работы с массовым сознанием
в распределенном СМИ:
- Интернет-сайты и блоги: некоторая сеть (информационное
"кольцо", или сообщество ресурсов, обменивающихся ссылками и
привлекающих друг к другу трафик)
- Интернет-расссылки: не одна, не две, а широкая сеть рассылок,
ведомых многими людьми, по общему плану
- дополнительные формы Интернет-коммуникации: телеконференции,
Интернет-группы и т.п.
- обычные (неэлектронные) почтовые рассылки, как директ-мейл по
определенным информационным поводам, так рассылка постоянным
подписчикам (бюллетени, газеты, литература)
- тиражирование информации ее получателями на местах
- обратная связь с обязательным ее отражением в выпусках
распределенного СМИ, часто перекрестным
- живое общение участников информационной сети:
- телефонное/скайп общение, включая сеансы психологической
помощи, как индивидуальные, так и групповые
- выездные тренинги и лекции в регионах
- постоянно действующие группы общения и психологической помощи
на местах
И многие другие организационные формы. Главное - общий принцип:
за счет системного охвата, многоканального дублирования
информации достигается взаимоусиливающий эффект воздействия на
массовое сознание.
Ну, а там и тогда, когда информация становится руководством к
действию, взаимодействие участников распределенного СМИ выходит
за рамки чисто информационной сферы, и может включать
экономические аспекты, трудоустройство, обучение и т.п. Это
реализуется через взаимодействие с различными организованными
сообществами на местах:
национально-культурными организациями****
женскими, спортивными, творческими и т.п. неполитическими
объединениями
структурами МЛМ
профессиональными объединениями (заинтересованными в
направлении клиентов, в обмен на предоставление тех или иных
льгот и скидок), учебными заведениями (заинтересованными в
направлении обучаемых, с предоставлением льгот), коммерческими
предприятиями (заинтересованными в направлении клиентов, с
предоставлением скидок) в том или ином регионе - в аспекте
создания и информационной поддержки местной дисконтной системы,
которой могут пользоваться участники распределенного СМИ*****.
В обмен на информационную и организационную поддержку,
упомянутые сообщества предоставляют участникам распределенного
СМИ различную материальную и т.п. поддержку. И это очень важно:
помимо доступа к информации и разрядки накопленных эмоций,
"народное" СМИ должно давать своим участникам конкретную пользу.
Люди должны видеть, какую именно это им приносит пользу - и тогда
пример одного становится заразительным для многих. Как известно в
социологии, так работают механизмы массовидных психических
явлений. Психология добавляет к этому механизм передачи
практической передачи опыта, или обучения путем подражания******
Резюме
Итак, мы вкратце описали принципы, лежащие в основе
распределенного СМИ. Главный из которых - в том, что в основе его
лежит не формальное, а живое человеческое сообщество. В котором
коммуникация виртуальная дополняется реальной, живыми встречами
людей, входящих в сеть общения, за рамками Сети электронной. Так,
что образуется коллективное сознание - не просто как метафора, а
как некоторый виртуальный мозг *******. Так, что людей, входящих
в сообщество, объединяют не только общие информационные интересы,
но и устойчивые социальные связи. На этом мы подробнее
остановимся в дальнейшем.
Примечания
* точнее, в нынешних условиях - средства массовой дезинформации.
Средства одностороннего и однобокого информирования аудитории. А
порой, как то бывает с официозными СМИ, еще и запудривания мозгов
и навешивания лапши для многочисленной аудитории.
** в полном соответствии с рецептом классика: 5 профессиональных
сотрудников - и 5 000 добровольных помощников на местах. Вот
тогда любое издание и становится "гласом народа", или "народным"
СМИ
*** по выражению Л.С. Белогородского
**** см. наше выступление на Форуме национально-культурных
автономий (Москва. Июнь 2006)
***** Подробнее см. нашу разработку "Социально-ориентированные
распределительные системы"
****** по А. Бандура
******* виртуальный мозг - термин физиологии
Свидетельство о публикации №209122300487
Анатолий Фёдоров 23.12.2009 19:24 Заявить о нарушении