Управление сознанием масс через распределенные СМИ

   Итак,  мы  с вами обсуждали общие принципы управления массовым
сознанием.  (Главный  из  которых  очевиден:  управляя сознанием,
влияем   на   поведение.)   Теперь   же  поговорим  о  конкретных
инструментах.  Важнейшим  из  которых, перефразируя классика, для
нас  являются  СМИ.  Но в современных условиях - не просто СМИ, а
СМИ нового типа.

  От СМИ - к СМК: общаться, общаться и еще раз общаться!

   Первое направление развития СМИ, превращающее их в инструменты
нового  типа,  оказывающие  действительное  влияние  на  массовое
сознание - это массовое общение, коммуникация, или обратная связь
-   интерактив.  И  кроме  того,  переход  от  средства  массовой
информации*  к  средству  массовой коммуникации, то есть общения,
непосредственного взаимодействия с читателями. Которые становятся
больше,  чем  читателями - становятся информационными партнерами,
соавторами.  Или  можно сказать, становятся "узлами" человеческой
сети**.   А   еще   точнее,   ее   "якорями"   (западные  сетевые
информационные  агентства,  наподобие  ВВС,  так и называют своих
корреспондентов на местах "якорями" - anchors).
   Так  вот, на смену информационно-авторитарного отношения СМИ к
читателю  приходит  информационно-равноправное,  демократическое.
Происходит  переход  от  сплошного монолога, в котором СМИ слышит
только  себя  и  своих  заказчиков  и  остается глухим к реальным
откликам  и  вопросам  читателя...  Переход  к  живому, открытому
диалогу с каждым читателем. Мнение которого действительно важно -
и  ощущая  это,  люди  становятся более активными. Так происходит
ликвидация  коммуникативного неравноправия в отношениях "читатель
- СМИ".
   И  даже  на  скоромную  Интернет-рассылку  мы  смотрим  как на
трибуну,  где каждый читатель может высказать свое мнение. И в то
же  время как на арену спора - в котором, как известно, рождается
истина. Потому-то в очередной раз напоминая об этом, и приглашаем
вас  к  активному  участию.  Вот  так,  нашими с вами совместными
усилиями,  и происходит переход от средства массовой информации к
средству массовой коммуникации. Нашего с вами прямого общения.


От информационной монополии - к информационной демократии:
"народное" СМИ

   "Народное" СМИ, оно же распределенное СМИ, должно использовать
все  возможности  контакта  с  народом  - по максимуму. И значит,
использовать  самые  разные  доступные каналы подачи информации и
связи  с  массами.  Во-первых, конечно, это Интернет. Как опорный
сайт  (у  нас  это  www.psihi.ru),  так  и регулярные электронные
рассылки,   телеконференции,   e-groups  и  т.п.  И  та  скромная
рассылка,  которую  вы  читаете  сейчас  - один из элементов этой
сети.
   Конечно,  вы  понимаете,  что  одна  рассылка  может не так уж
много.  Не  построишь  "народное"  СМИ  в  одиночку  и  с помощью
отдельно  взятой  рассылки.  Но  когда много рассылок, ведомых их
ведущими-единомышленниками  согласованно,  единодушно и буквально
едино-мысленно,  в  одном  направлении,  в дружном информационном
строю,   то   здесь   уже   эффект   оказывается   накопительным,
кумулятивным.  Или  взаимоусиливающим,  взаимосодействующим***, а
пользуясь  термином  синергетики  - кооперативным. Благодаря чему
люди  начинают  объединяться,  включаться в общую систему и более
эффективно   взаимодействовать   друг   с  другом  -  по  законам
самоорганизации.
   Распределенное  СМИ  -  это  все  мы  вместе с вами, уважаемые
читатели.  И те, кто пишет - их уже много, а будет, надеемся, еще
больше  (это приглашение включиться и стать со-авторами) И каждый
ведет  свою рассылку или присылает материалы в другие, близкие по
духу.   Или   просто  пересылает  письма  друзьям-приятелям.  Или
передает  им  на словах, а то и в печатном виде, "вытаскивая" эту
распечатку   из  собственного  компьютера.  наподобие  советского
самиздата.  Да-да,  времена  самиздата  нынче  возвращаются!   По
крайней   мере,   так   оно  привычнее   для  читателей  старшего
поколения.  И доходчивее, ибо предполагает определенное отношение
и настраивает читателя определенным, привычным образом.
   Каждый делает это по отдельности - и в то же время все вместе.
Потому  что  сообща  делают  общее  дело. Потому что все пишут об
общем,  излагают общие мысли и единодушное мнение. Конечно, общее
не  во  всем  -  а в принципиальных вопросах. Касающихся основные
вопросов  жизни  в  нашей  с вами стране. Затрагивающих жизненные
интересы всех и каждого.
   Так   что   принципиальное   отличие   распределенных  СМИ  от
традиционных  вкратце заключается в следующем. В традиционных СМИ
на  первое  место  выносится  информация,  либо  ее  материальный
носитель.  А  в распределенных СМИ на первом месте -  люди. Можно
сказать,  они  и  оставляют  это  самое  СМИ  нового  типа. И как
передатчики  информации,  и  как ее адресаты. Причем периодически
меняющиеся   ролями.  Ведь  в  работе  СМИ  нового  типа  активно
участвуют  не  только  авторы,  но  еще  и  самые  главные люди -
читатели.  Особенно  те,  которые активно участвуют в обсуждении.
Делясь  мыслями как с нами - по мэйлу, так и с окружающими людьми
- в непосредственном, живом общении.
   Вспомнить,  что  слово  "общение" происходит от слова "общее".
Оно  возникает там и тогда, когда у людей действительно находится
что-то  общее,  то,  что  их  объединяет. Нас, коллектив авторов,
объединяет  общее  дело. Общая ответственность тех, кто чувствует
себя  в  ответе  за  происходящее  в  стране.  Ответственность за
остальных.  Надеемся,  что  это окажется общим и объединяющим и с
вами, уважаемые читатели.
   И   когда   мы   говорим:   "распределенное   СМИ",  то  слово
"распределенное"  не  должно  вводить  в  заблуждение.  Не должно
создаваться   впечатления,   что  кто-то  что-то  "распределяет",
организует   и   "направляет",   поручает   и   т.п.  Потому  что
складывается все на основе самоорганизации, благодаря собственной
инициативе людей. Так, как это нужно людям. Так, как это и должно
быть.  Так, как это в дальнейшем может быть перенесено и в другие
сферы общественной жизни.

     Любая связь приятная - особенно обратная

   Итак,    основополагающий   организационный   принцип   работы
распределенного   СМИ  -  постоянное  взаимодействие,  общение  с
читателями,  живая  обратная связь. Как это общение происходит, в
каких  формах?  И в заочных, и в очных. Перечислим еще раз все те
"оргформы",  которые используются для работы с массовым сознанием
в распределенном СМИ:
-  Интернет-сайты и блоги:  некоторая  сеть (информационное
"кольцо",   или  сообщество ресурсов,  обменивающихся  ссылками  и
привлекающих друг к другу трафик)
-  Интернет-расссылки:  не одна, не две, а широкая сеть рассылок,
ведомых многими людьми, по общему плану
-  дополнительные  формы  Интернет-коммуникации: телеконференции,
Интернет-группы и т.п.
-  обычные  (неэлектронные) почтовые рассылки, как директ-мейл по
определенным  информационным  поводам,  так  рассылка  постоянным
подписчикам (бюллетени, газеты, литература)
- тиражирование информации ее получателями на местах
-   обратная  связь  с  обязательным  ее  отражением  в  выпусках
распределенного СМИ, часто перекрестным
- живое общение участников информационной сети:
-  телефонное/скайп  общение,  включая  сеансы   психологической   
помощи,   как  индивидуальные,  так  и  групповые
- выездные тренинги и лекции в регионах
-  постоянно  действующие группы общения и психологической помощи
на местах
 И многие другие организационные формы. Главное - общий принцип:
за   счет   системного   охвата,   многоканального   дублирования
информации  достигается  взаимоусиливающий  эффект воздействия на
массовое сознание.




   Ну,  а там и тогда, когда информация становится руководством к
действию,  взаимодействие  участников распределенного СМИ выходит
за   рамки   чисто   информационной   сферы,   и  может  включать
экономические  аспекты,  трудоустройство,  обучение  и  т.п.  Это
реализуется  через  взаимодействие  с  различными организованными
сообществами на местах:
 национально-культурными организациями****
 женскими, спортивными, творческими и т.п. неполитическими
объединениями
 структурами МЛМ
    профессиональными    объединениями    (заинтересованными   в
направлении  клиентов,  в  обмен  на  предоставление тех или иных
льгот   и  скидок),  учебными  заведениями  (заинтересованными  в
направлении  обучаемых,  с  предоставлением льгот), коммерческими
предприятиями   (заинтересованными   в  направлении  клиентов,  с
предоставлением  скидок)  в  том  или  ином  регионе  - в аспекте
создания  и  информационной поддержки местной дисконтной системы,
которой могут пользоваться участники распределенного СМИ*****.

   В   обмен   на  информационную  и  организационную  поддержку,
упомянутые  сообщества  предоставляют  участникам распределенного
СМИ  различную  материальную и т.п. поддержку. И это очень важно:
помимо  доступа  к  информации  и  разрядки  накопленных  эмоций,
"народное"  СМИ должно давать своим участникам конкретную пользу.
Люди должны видеть, какую именно это им приносит пользу - и тогда
пример одного становится заразительным для многих. Как известно в
социологии,   так   работают  механизмы  массовидных  психических
явлений.   Психология   добавляет   к   этому  механизм  передачи
практической передачи опыта, или обучения путем подражания******

       Резюме

   Итак,   мы   вкратце   описали   принципы,  лежащие  в  основе
распределенного СМИ. Главный из которых - в том, что в основе его
лежит  не  формальное, а живое человеческое сообщество. В котором
коммуникация  виртуальная  дополняется реальной, живыми встречами
людей, входящих в сеть общения, за рамками Сети электронной. Так,
что  образуется коллективное сознание - не просто как метафора, а
как  некоторый виртуальный мозг *******. Так, что людей, входящих
в сообщество, объединяют не только общие информационные интересы,
но   и   устойчивые   социальные  связи.  На  этом  мы  подробнее
остановимся в дальнейшем.


Примечания
*  точнее, в нынешних условиях - средства массовой дезинформации.
Средства  одностороннего и однобокого информирования аудитории. А
порой, как то бывает с официозными СМИ, еще и запудривания мозгов
и навешивания лапши для многочисленной аудитории.
**  в полном соответствии с рецептом классика: 5 профессиональных
сотрудников  -  и  5  000  добровольных помощников на местах. Вот
тогда  любое издание и становится "гласом народа", или "народным"
СМИ
*** по выражению Л.С. Белогородского
****   см.  наше  выступление  на  Форуме  национально-культурных
автономий (Москва. Июнь 2006)
*****  Подробнее  см.  нашу разработку "Социально-ориентированные
распределительные системы"
****** по А. Бандура   
*******   виртуальный   мозг  -  термин  физиологии


Рецензии
Спасибо за ценную информацию! Надо бы такими сетями и воспользоваться для БЛАГОГО дела!

Анатолий Фёдоров   23.12.2009 19:24     Заявить о нарушении
и я на это же надеюсь!

Марк Сандомирский   23.12.2009 22:37   Заявить о нарушении