Путешествие на край земли. Великая сила МЯУ2, 36 г

Написано в соавторстве с Рэной Одуванчик
 
Путешествие кошек на край земли
(Великая сила МЯУ!!!-2)

ГЛАВА 36
Степан Балалаенко и кот с золотыми лапами

Старейшин Мурк нашел под раскидистым старым дубом у дома номер три по указанной улице. Четыре старых кота, среди которых Тарас был самым молодым, уютно расположились на ярком лоскутном коврике.
– О, смотрите-ка, – заметил Мурка один из них с бодро торчащими седыми усами, – нашу компанию соизволил посетить молодой кот. Подойди сюда, юноша. Я посмотрю на тебя. Ты чей внучек?
– Боюсь, уважаемый, что имя моего почтенного дедушки вам мало что скажет, так как родом я не из этих мест, – ответил Мурк.
– Молодые сейчас так тихо говорят, просто шепчут, – повернулся седоусый к своему соседу слева, тощему белому, как лунный свет старичку. – Что он говорит?
– Он не из нашего села! – громко проскрипел тот на ухо товарищу.
– Спрашивает, как наши дела? – снова не расслышал кот. – А какие у нас могут быть дела? Старики мы, юноша! Старые, облезлые развалины… – он отвернулся, положил голову на лапы и засопел.
– Это Мурк-певец, – представил Тарас гостя своим друзьям. – Хороший котейка…
– Мы все хорошие, когда нас не обижают, – глубокомысленно пробурчал себе под нос четвёртый кот. Хоть и был он уже дряхлым, и голова его всё время мелко подрагивала, вид его выдавал в прошлом отчаянного бойца. Уши его были изодраны, а шерсть на покрытых шрамами плечах торчала в разные стороны неопрятными пучками.
– Ну что ж, Мурк, знакомься, – это наш бывший участковый Илья Ильич. Петро был в селе головой до меня…
– А… Нашел о чём вспомнить, – махнул лапой белый. – Лучше бы рассказал, каких я карасей из нашего ручья таскал…
– Это ты сам расскажешь, если певец захочет тебя слушать, – улыбнулся Тарас. – Ну, а это, – он повернулся к седоусому, – наш Терентий. Когда будешь что-нибудь говорить ему, почётче шевели губами. Он старый глухой пень, но не хочет в этом признаваться.
– Я всё слышу, – Терентий поднял голову и посмотрел на Мурка. – Ты что-то сказал?
– У меня есть к вам вопрос, – обратился Мурк ко всем сразу. – Я думаю, что вы сможете мне помочь.
– Дурак может задать такой вопрос, что тысяча мудрецов не смогут на него ответить, – отозвался Илья Ильич.
– Спрашивай, не стесняйся. Чем сможем – поможем, – мяукнул Петро. – А ты, Илья, молчи, не смущай пацана. Уверен, он нам умный вопрос задаст.
– Возможно, мой вопрос и не такой уж умный… – немного смутился Мурк. – Я только хотел узнать, почему три улицы в селе носят обычные названия, а одна – имя Степана Балалаенко? Кто это такой?
Старейшины вдруг стали серьёзными, их расслабленное настроение вмиг рассеялось, и как-то по-новому посмотрели они на стоящего перед ними Мурка.
– Кто надоумил тебя об этом спросить? – нахмурился Тарас.
– Никто. Мне просто стало интересно. А это какая-то тайна?
– Кто послал тебя к нам? – спросил Петро.
– Никто. Я расспрашивал всех об этой улице, и Лапа подсказала мне, где вас найти…
– Ты говоришь, что он хорошо поёт? – спросил Илья Ильич у Тараса.
– Даже лучше, чем ты десять лет назад.
– Ну, это мы ещё проверим. А что? Расскажем?
– Неужели дождались?
– Да, заждались, – мяукнул Терентий. – М;ра уже час назад обещала нам мышек принести…
Мурк понял, что влез в какую-то историю. Уж очень старички напряглись от, казалось бы, абсолютно безобидного вопроса. Ну, что такого в названии улицы? В Городе каждый кот знает, почему его улица названа так или иначе. На самом деле это совсем несложно: улица Плотников, улица Стекольщиков, улица Канатная… Увидев, как встревоженно и озабоченно переглядываются старейшины, словно учителя в школе, решающие, как наказать провинившегося ученика, Мурк попятился:
– Извините, я тут вспомнил… Совсем забыл, что мне надо…
– Нет уж, постой! – Илья Ильич каким-то чудом вмиг оказался у него за спиной и положил свою всё ещё тяжелую лапу коту на плечо. – Ты хотел узнать историю наименования улицы, и ты её узнаешь.
Мурк вздохнул и присел.
– Поудобнее устраивайся, история длинная, – улыбнулся Тарас.
– Ну что, – Петро прокашлялся, прочищая горло, – вступление моё. Память у меня уже не та, так что не перебивать…
– У тебя хорошая память, – сказал Илья Ильич.
– Я же сказал, не перебивать! Я уже начал. Итак, десять секунд тишины и…
Все замолчали, выжидая. Тарас толкнул в бок Терентия, тот снова открыл глаза и в предвкушении уставился на Петра.
– Тихая летняя ночь стекла с неба чёрной тушью, делая тени густыми и бархатными. Мир отдыхал, дремало село. Ярко светила луна. Всё было как обычно. Шелестели листья деревьев, шуршали мыши, гуляли кошки, спали усталые куры и люди. Ничто не предвещало перемен…
– Э-э, нет! Так мы до утра будем слушать. Ты давай без всех этих своих… – Тарас покрутил ушами, подбирая нужное слово, – подробностей. Ты из-за этих красивостей половину забываешь.
– Ну просил же кот не перебивать! – вступился за Петра Илья Ильич.
– Это у нас времени много. А молодой кот заскучает и заснёт! – возразил Тарас.
– Тебе скучно? – глянул исподлобья на Мурка Петро.
– Мурк умный и воспитанный, он скажет, что не скучно!
– Ну чего ты молчишь! Продолжай! – потребовал Терентий.
Петро нахмурился ещё сильнее, но всё же заговорил:
– Давно это было. Эта история передаётся в нашем роду от прадеда к деду вот уже… – кот замолчал, что-то подсчитывая в уме. От того, что Петро был не в духе, его голос звучал низко и зловеще. От такого начала у Мурка мурашки по спине побежали. – Вот уже двадцать поколений. И рассказывает она о подвиге легендарного… – старик опять запнулся и просительно посмотрел на своих товарищей.
– Кота, – подсказал глухой Терентий.
– У него ещё имя было… – на лице Петра отобразилась упорная работа мысли. – Помните?
– Ты всегда рассказывал без имени, – Илья Ильич почесал за ухом, и на землю спланировали несколько волосков. – Продолжай так.
– Нет, без имени не то, – заупрямился рассказчик.
– Пусть будет Вася, – предложил Тарас.
– Или Мурчик, так моего правнучка зовут, – сказал Терентий.
– Будет без имени, – объявил Петро.
Старики захихикали: видно, такой разговор у них состоялся не в первый раз.
– Но это было очень красивое и очень древнее имя. Кот был весь белый и только лапы его ниже колен были огненно-рыжими, словно он на них сапоги нацепил.
– А Степан Балалаенко – это кто? – не удержался Мурк. Он об одном их спросил, а они о каком-то древнем коте рассказывают!
Петро даже не взглянул на него.
– Вместе с котом в село пришел человек. И звали этого человека Степан Балалаенко. Хороший был человек. Любил котов и даже на голове носил рыбу.
Мурк попробовал себе представить человека с рыбой на голове, но не смог. С мышью смог. А с рыбой – никак. У Мурка в воображении рыба всё время скатывалась с головы, и шлёпнув на прощание хвостом по лицу, падала на землю.
– С рыбой?! – переспросил он.
– С этой, с селёдкой, – поправился Петро.
– С оселедцем, – подсказал Терентий. – Это когда лысая башка, а из макушки длинный чуб растет. Раньше модно было…
– А ты будто видел! – буркнул Петро.
– Не видел. Мне дед рассказывал. А у нас в роду склероза не было! – Терентий с вызовом посмотрел на бывшего кошачьего голову.
– Вы ещё подеритесь, – предложил Илья Ильич.
– Рассказывай дальше, – мяукнул Тарас. – Драка у нас на пятницу назначена.
– Хорошо, – сказал Петро и продолжил: – Кот пел песни, а человек играл на своей бандуре. Хорошо пел, хорошо играл. Пойте, пляшите, радуйтесь, говорили они. Ведь жизнь нужно прожить так, чтобы потом было что вспомнить! Чтобы было что рассказать своим внукам! Чтобы не было мурчительно больно за бесцельно прожитые годы! Всем понравились кот и человек. И попросили их наши предки остаться у них пожить. Но они стали отказываться. Мол, они странствующие артисты. Не могут они долго на одном месте сидеть. Мол, должны они радость свою разнести во все самые отдалённые части земли.
– Но вдруг чёрная туча поднялась на севере, как раз там, куда они собирались направить свои стопы, – без паузы вступил Терентий. – И из этой тучи прилетел в село чуть живой ворон с обгорелыми перьями. Он рассказал о страшном драконе. Чешуя дракона сияет, как солнце, а дым из ноздрей его чёрный, как ночь, а когда идёт он, земля дрожит. И хочет дракон поработить весь мир. Везде, куда он приходит, он требует, чтобы ему отдавали на съедение детей и женщин. Испугались люди и звери и стали оплакивать своих детушек, словно дракон их уже пожрал. Но вышел кот с золотыми лапами…
– С рыжими, – поправил Петро. – Кот с рыжими лапами.
– Помолчи, – шикнул Илья Ильич. А Терентий всё равно ничего не услышал:
– …и Степан Балалаенко в красных сапогах и сказали: «Что же это вы, люди и звери, делаете? Неужто вы так просто покоритесь дракону ненасытному?» – «А кто дракона побороть сможет? – ответили люди Степану. – Может, ты со своей балалайкой?» – «Да мой кот без труда с ним справится!» – сказал Степан. И отправились кот и человек навстречу чёрному облаку.
– Долго шли кот и верный его человек, – продолжил Илья Ильич. – Много преград было на их пути. Но они сумели пробраться в логово дракона, и кот сумел убить подлую тварь. Люди в честь героя назвали улицу его именём.
– Но улицу назвали в честь человека! – возразил внимательно слушавший Мурк. – Почему? Ведь героем был кот!
– Люди не называют улицы в честь котов, – с сожалением ответил Илья Ильич. – Это подло, несправедливо и всё такое. Но селяне не поверили, что от дракона их спас именно кот. Они думали, что Степан Балалаенко специально так говорит. Или из скромности, или чтобы их повеселить.
– А как кот смог убить дракона? – задал ещё один вопрос Мурк.
– Это неизвестно, – ответил Тарас. – Очевидцев не было. Но до нас дошло предание, которое оставил для нас кот с золотыми лапами.
– С рыжими, – буркнул Петро.
– Нам больше нравится говорить «с золотыми», – мяукнул Илья Ильич. Тарас благодарно кивнул бывшему участковому и продолжил:
– Именно из-за этого предания наши семьи передавали из поколения в поколение историю о драконе и победившем его коте. А сказал кот следующее: «Други мои! Сегодня мне удалось погубить супостата, но не исключено, что через много лет, а может, и веков, напасть вернётся. Снова придёт в наш светлый, добрый мир дракон. Снова туча нависнет над нашим домом. Тогда я снова появлюсь. Возможно, я не буду знать, кто я на самом деле. Но вы, ваши потомки, должны будете открыть мне глаза. И тогда я снова убью дракона и верну мир». А на вопрос, как мы сможем узнать его, кот сказал: «Внимательно следите за знаками. Их будет четыре. Первый: я снова приду не один, а с верным другом. Второй: я буду петь так, как не поёт никто из вас. Третий: я приду к вашим старейшинам и спрошу, почему одна из улиц села названа в честь Степана Балалаенко…
Мурк заметил, что как только Тарас заговорил о знаках, старики внимательно на него уставились и стали ловить каждое его движение. После первого знака у Мурка зачесалось в носу. За жизнь, прожитую на улицах Города, где за каждым углом может поджидать опасность, у него тоже появились свои знаки. Так вот, этот знак не предвещал ничего хорошего. После второго названного Тарасом знака у Мурка сами собой сжались челюсти. Что-то явно было не так. А после третьего знака кот вскричал:
– Стоп! Это чушь! Это что же получается: только потому, что я пришел не один, хорошо пою и обладаю зачатками любознательности, я…
Мурк замолчал, не в силах произнести последнее слово. За него это сделал Илья Ильич:
– Избранный, – с благоговением прошептал старый боец. В глазах ветерана блеснула нежданная слеза.
– Нет, – тряхнул головой Мурк.
– Кот с золотыми лапами сказал, что он будет против. Он будет отказываться и говорить, что мы ошиблись…
Мурк ошарашенно оглядел старейшин.
– Вы так шутите? Это у вас так обычно шутят над новичками?
– Молодой кот, – нахмурился Петро, – мы старые, уважаемые коты. Если не верить нам, то кому же тогда вообще можно верить?
– Тем более, такими вещами не шутят, – кивнул Тарас.
– Но ведь нет никакого дракона!
– Возможно, до нас ещё просто не дошли сведения. У нас довольно-таки маленькое село, – сказал Илья Ильич. – Да мы были бы только счастливы, если бы никакого дракона никогда и не было. Но рассказать тебе эту легенду – это наша обязанность.
– Этого часа мы ждали двадцать поколений! – Терентий поднял вверх трясущуюся лапу. – Не подведи нас, сынок!
Всё ещё отказываясь верить своим ушам, Мурк смотрел по-очереди на всех старейшин и везде встречал торжественный взгляд. У Ильи Ильича к торжественности примешивалась гордость. Терентий радовался, как котёнок. Петро был серьёзен и озабочен. А Тарас смотрел с сочувствием. Старики были уверены. Но Мурк многое отдал бы за то, чтобы этой уверенности не было.
«Наверное, это всё-таки шутка, – подумал он. – Ну какие в наше время драконы? Огромные, ужасные! Это же просто смешно!»
Но смешно не было. Было страшно.
Вдруг дверь дома приоткрылась, и оттуда вышла серая пожилая кошка:
– Што, штарички мои, жаждались? – прошамкала она. Изо рта у неё свисала связка чего-то серого и сморщенного.
– Вяленые мы-ышки! – воскликнул Терентий. Он даже встал и пошел навстречу кошке. – Мурочка, красавица! Почему же ты так до-олго!
– Мы заждались, – поддержал Илья Ильич. – А валерьяночка где?
– Я уже час ни о чём другом думать не могу! – улыбнулся Петро.
– Сейчас и валерьяночка будет… Налетай, ребята! – скомандовала Мура.
В следующий миг старики абсолютно забыли о своем госте, деля принесенных мышек. Мура поставила перед каждым по плошке с валерьянкой, оглядела котов хозяйским взглядом и, убедившись, что все довольны, поманила Мурка к дому.
– Я слышала о том, что старички тебе рассказали. Ты, наверное, хочешь знать, правда всё это или просто шутка?
Мурк быстро закивал головой:
– Конечно, бабушка!
– Я уже даже забыла, сколько раз я прабабушка, – сказала кошка, добродушно щурясь на кота. – Да, признаться, и не люблю я это слово. Если тебе не трудно, Мурк, называй меня тётя М;ра. Может быть, я снаружи и старая, но в душе я себя чувствую так, словно мне только исполнился годик.
– Хорошо, тетя Мура. Так это правда? Ведь нет?
– Я не знаю, правда ли всё то, что говорится в легенде, но одно могу сказать точно: она действительно передаётся из поколения в поколение нашими старейшинами. Простые коты её не знают. И то, что ты единственный за много-много лет, кто пришел спросить о названии этой улицы – это тоже правда. И кто знает, совпадение ли? Если честно, я с каждым годом всё меньше верю в совпадения. Но ты не пугайся. Что есть наша жизнь как не серия неслучайных совпадений? – кошка замолчала, продолжая ласково смотреть на Мурка. – Может, тебе молочка дать? Осталось с обеда…
– Нет, спасибо…
Речь кошки нисколько не развеяла Мурковы сомнения. Пожалуй, теперь он ещё меньше понимал, что ему обо всём этом думать. Неужели это действительно не сказка? А эти признаки избранного? «Я приду не один. Я буду отлично петь. Я спрошу, почему улица называется так, а не иначе». Да это может быть любой! Или нет? Остаётся надеяться, что драконы – это всё-таки сказка. Одним уверенным решением Мурк собрал все свои сомнения вместе и засунул в самый дальний чулан мозга. «С проблемами надо справляться по мере их возникновения», – говорила мама. Но сомнениям в чулане даже понравилось. Они не стали пытаться сбежать оттуда, а уютно устроились и, приоткрыв дверь, высунулись и стали корчить рожи.
Мурк вышел на улицу со странным чувством. Ему казалось, что его сейчас или засмеют, или наоборот, будут падать перед ним на пузо с криком: «Избранный!» Но ничего такого не произошло. Мурк даже удивился и тут же рассмеялся. Сомнения загрустили и спрятались.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии