Античная современность

Античная  современность

(Эссе по итогам литературного конкурса «Согласование времён»)


                ...и по русской равнине бежит   Ахерон.

                Мария Маркова 


«Согласование времён» явилось для меня поэтическим открытием, возможно и потому, что я впервые выступил на литературном конкурсе в новом амплуа - судьи в категории «Поэзия». Когда я, подобно неопытному хирургу, трепетно приступал к вскрытию присланных для судейства файлов, скажу честно, я не ожидал, что за ними будет таиться такое литературное пиршество. Слабых авторов и плохих стихов практически не было, что превратило моё судейство в некое сладкое мучение.... Но пока я там мучился, я решил использовать предоставленный мне шанс и проанализировать всю эту бездну рифм и страстей. Для меня важным было нащупать основные линии, лейтмотивы, ниточки, которые связывали все стихи в некий единый организм, обладающий особым духом - духом современной русской поэзии.


Не без помощи уважаемых господ Интертекста и Постмодерна времена действительно согласовались в этом своеобразном сборнике. И этому явно сопутствовала особая «персонажность» стихов. Были ли то строки о потерянной любви и молодости, эммигрантской ностальгии и патриотизме, чистоте природы и циничном сарказме городских закаулков - каждую из них сопровождала какая-либо историческая или мифологическая фигура. С Иисусом Христом соседствовал Жак Иф Кусто, Будду сменял Набоков, как бы постоянно раскачивая   это поэтическое месиво «...меж памятью Евы и сонною памятью Брута...» (Александра Осинцева) Но основные линии, обозначившие два полюса в этой маленькой вселенной, я хотел бы выделить отдельно. Это мотив Античности (причудливого древне-римско-греческого двоеверия) и мотив Современности (желания запечатлеть дух времени, быть здесь и сейчас!).  Позвольте же мне окунуть ваши любопытные читательские головы в Эгейское электронное море и проследить странную взаимосвязь этих двух полюсов! 


«И нет тебе прощенья, /Что потревожен был тобой Гомер.» - восклицает в одном из своих стихов конкурсант Валентин Алексеев и тут же, как-будто не сумев совладать с античной страстью, смиряется: «И в наговоренные сроки / Из мифа вышли – боги…»    Но вот, как напоминание из 21-го века, звучат строки Александра Евсюкова: «В нашей точке вселенной с названием ru...» И, словно мантру, выкрикивает Андрей Насонов: «Мать моя – матрица./ Мой отец – интертекст. » И тут же наши античные герои вселяются в обычных людей и обретают черты повседневности. «Так верны Эвридикам Орфеи средних широт, / и ничто из возможного будет ли чуждо тем…»  (Светлана Скорик).  «Суетятся Афины немытые,/ И засушенный бродит Геракл.» (Михаил Шелехов)  Могучие боги и богатыри уже становятся видны нам сквозь призму иронии и усмешки, причем больше всех почему-то достаётся Гераклу: «Я как Геракл - тоже без трусов, / Но явно не добрал живого веса.» (Анатолий Лукин). И уже не так трудно представить лирического героя в роли засушенного Геракла или немытой Афины произносящим следующее: «И эсэмэска полседьмого / дошла, ботинками скрипя, / «никто не дал мне столько слова, / благодарю, - прочел, - тебя». (Оганес Мартиросян). Или некий Орфей средних широт уже может спокойно воскликнуть: «Весна по мою сторону монитора / Засыпает снегом твои файлы.» (Надежда Агафонова). Как ни странно, но именно средства коммуникации 21-го века избирают себе современные поэты для того, чтобы доказать читателю, что они жили и любили в том прекрасном 2009-м году. Электронная эпистолярность любви?.. Возможно. Но едем дальше! Куда же влекут нас ветры цифрового Хроноса? А влекут они нас к самому, пожалуй, популярному античному образу «Согласования времен» - Прекрасной Елене. Ну-ка, поэты, признавайтесь! Вы хотели  соблазнить организатора конкурса Елену Рышкову?! Шучу, конечно...  Думаю, на самом деле русское имя «Елена», принадлежавшее роковой красавице из Трои, не могло не найти отклик в душе наших стихотворцев. Её именем названо несколько стихов и образ её показан в разных ракурсах. (Даже «засушенный Геракл» похвастаться этим не может!) У Елены Тарасенко в произведении «Во имя прекрасной Елены» мы встречаем возвышенные, романтические настроения: «Голос прошлого слышен вселенной./ В волнах, путаясь, ветер поёт: / «Мы во имя прекрасной Елены / Отправляемся нынче в поход». У Ирины Акс всё наоборот: в стихотворении «Елена (20 лет спустя).» символ античной красоты напяливает на себя замшевые туфли повседневности:  «Я все еще Прекрасная Елена! / Мне безразличны распри и хула.» Циничный комизм сквозит в каждой строке: «Парис, Ахилл – смешные старики, / обрюзгший Менелай нетрезв и гадок» . И великая Троя превращается в закулисье старого театра, продлившего своё «погибание» и в 21-й век. И снова два полюса вступают  в это своеобразное противоборство времён и уже сходятся в прямой схватке в строках Яны Юзвак - «Сообщение отправлено./ Яду мне тащи, Сократ!» 


Много ещё примеров столкновения и взаимосвязи двух миров остаётся за кадром. И можно  сделать вывод, что античная поэтика очень близка современным русским умам, думающим в рифму. Быть может, это подсознательная связь с Грецией, передавшаяся нам от бабушки Византии? Так или иначе, но даже в новый мир матриц, блогосфер и электронной любви мы переносим эти мумии мифических богатырей, пытаемся реанимировать их, взглянуть на жизнь их глазами и попытаться найти в ней НАСТОЯЩЕЕ. Приём не новый, но, тем не менее, во многом характеризующий дух современной русской поэзии.


Напоследок, я  хочу взглянуть на конкурс немного под другим углом и определить пару имён, выбивавшихся из общего русла и отличавшихся своей оригинальностью по тематике и по стилю. «Стихом-уникумом» этого конкурса я считаю «Сеятель птиц» Алексея Торхова, схватившего на конкурсе «бронзу». Про такие стихи говорят: «Круто... и ни на что не похоже!» Уникальность идеи стиха следует уже из названия. Цитировать не буду. Найдите и прочитайте! Надеюсь, понравится.

Пожалуй, единственный на конкурсе цикл верлибров, тесно связанный  с излюбленной темой немецкой литературы “Wasserleichenpoesie” (Поэзия утопленников - нем.), принадлежит перу вологжанина Антона Чёрного. Цикл называется «Невидимые стихи». Язык его изящен и прозрачен, как вода. Из него дышит вечность и бесконечная грусть.

Мир городского дна, бездомной улицы во всей красе  предстаёт нам в стихах Елены Крюковой. Особенно хочу отметить трагичную балладу «Мужик с голубями». Рекомендую этого автора поклонникам творчества Горького. 


От себя желаю  «Согласованию времён» дальнейшего  процветания и успехов на литературной ниве и благодарю Елену Рышкову  и её соратников за предоставленную мне возможность судить столь достойных авторов. Спасибо! 


Rock’n’roll!!! 


Иван Несмирный   
 
 
 


 


Рецензии