Урок 1
Когда-то я проводила множество счастливых часов, изучая русскую литературу девятнадцатого века с теми, кому было нужно написать вступительное сочинение в вуз. Введение ЕГЭ сделало эту информацию абсолютно не нужной. Но столько было вложено сил в подготовку уроков, так интересно было мне самой, что не могу не поделиться теперь своими наработками со всеми желающими. Публикую эти уроки так, как они проводились когда-то, только преобразую устный рассказ в письменную речь.
*****************************
Здравствуйте, очень приятно познакомиться.
Наша задача – научиться писать сочинение по русской литературе первой половины XIX века.
Самое главное – знать технические параметры нашей работы. То есть понять, чего от нас хотят.
1. Объём. Традиционно любое вузовское вступительное сочинение рассчитано на четыре листа формата А4. «Немного меньше» можно. «Немного больше» в наше время нежелательно – в некоторых вузах абитуриентам перестали выдавать дополнительные листы.
2. На чём пишут сочинение?
Выдают два сложенных пополам листа формата А3 (получается «тетрадочка» из четырёх листов формата А4) и обложку. Обложку заполняют непосредственно пред сочинением так, как скажет педагог, отвечающий за организацию экзамена. Один сложенный пополам лист будет предназначен для черновой работы,
другой - чистовик. Во многих вузах чистовик значительно отличается от черновика. В некоторых вузах на чистовике так и будет написано «чистовик».
Вообще бумагу выдадут Вам не абсолютно белую. Во многих вузах на листочках сразу же обозначают поля. В некоторых вузах, кроме того, бумагу заранее линуют.
Обязательно наличие штампа вуза на первой странице чистовика.
Радуйтесь! Поля и штамп занимают место! Поэтому писать Вам придётся немного меньше. На чистовике под штампом и на черновике будет место для названия темы. Там, где выдают нелинованную бумагу, иногда разрешают пользоваться «трафаретами» – листами формата А4 с нанесённой чёрным цветом разметкой. Эти листы подкладывают под страницу, на которой пишут, чтобы строчки получались ровными. Расчерчивать выданные для работы листы, отчерчивать или отгибать на них поля запрещается.
3. Чем пишут сочинение? Синей шариковой ручкой. Во многих вузах правила таковы, что вообще никаких пишущих принадлежностей абитуриенты с собой не приносят. Пишут теми ручками, которые выдают на экзамене. Так что на всякий случай можете взять с собой ручку, но не самую любимую и не ценную, чтобы, если потеряете, было не жалко. Главное, чтобы ручка хорошо писала и не пачкала.
4. Общие требования к оформлению очень просты.
Каждый абзац начинайте с новой строки. Правильно переносите слова или не переносите их вовсе. Дефисы и тире не делятся и не переносятся. Это значит, что если слово «лимонно-жёлтый» не помещается на одной строке, то «лимонно» остаётся на верхней строчке с дефисом, а «жёлтый» начинает нижнюю строку без дефиса. Если предложение «Курить – здоровью вредить» не поместилось на строке, то «Курить» со знаком тире остаётся, а следующую строку начинает слово «здоровью» без тире. Правила графического оформления текста не признают никаких «половинок» тире, дефиса и тем более знака переноса! Тире начинает строку только в диалогах и когда обозначает подпункт какого-нибудь плана.
Очень важно: эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится. И вообще – зачем Вам этот эпиграф? Неужели без него трудно обойтись? Столько стараний уходит на то, чтобы запомнить несколько цитат, которые могут никогда не пригодиться, а потом допущенные в эпиграфе ошибки губят всю работу!
Все прозаические цитаты берём в кавычки.
Стихотворные цитаты, если сохраняется деление текста на стихотворные строчки, в кавычки не берём. Подробности можно узнать в любом справочнике по орфографии и пунктуации русского языка. Удобно воспользоваться также ссылкой
в Интернете.
Подписи ни на черновике, ни на чистовике Вы не ставите! Для этого есть обложка! Если подпишете черновик или чистовик, работа будет «дешифрованной»!
Ни в коем случае не рисуйте ни на чистовике, ни на черновике! Не открывайте в черновике переписку с соседом! Черновик сдавать вместе с чистовиком обязательно! Все посторонние значки будут расценены как попытка «пометить» работу. «Помеченные» или «дешифрованные» работы абитуриентов не оцениваются и не рецензируются.
В чистовике пишите аккуратно и разборчиво! «Непонятное» считается ошибкой! Сомнение проверяющего тоже истолковывается в сторону ошибки. Потом попробуйте доказать, что Вы «другое имели в виду»…
В черновике, кроме текста, можно разместить план сочинения.
5. Раньше черновик служил аргументом для апелляции. Теперь черновики собирают только для того, чтобы соблюсти скорее юридические формальности.
Интересно, что на изменение ритуала апелляции повлияли изменения, произошедшие в жизни общества. «Демократизация» коснулась воспитания подрастающего поколения – и её прикосновение не столько облагородило подростков, сколько пробудило в их душах «монстров противоречия». Вместе с демократическими ценностями к нам пришёл и новый стиль воспитания. Дети не боятся старших, не зависят от их мнения, бывают грубы. Не будем здесь и сейчас давать оценку этому явлению. Вообще, всё, что происходит в мире, всегда имеет и хорошие, и плохие стороны. Однако проводить апелляцию по-старому стало просто невозможно… Десять – пятнадцать лет назад абитуриент мог прийти к преподавателю, отвечающему за проверку данной работы, и вежливо спросить, почему в сочинении подчеркнули запятую, которая должна была там находиться по такому-то правилу, а преподаватель вежливо объяснял, что данное предложение включает в себя некий компонент, который соответствует такому-то исключению из упомянутого правила. Абитуриент понимал, что доказать ничего не может, и уходил пристыженный. «Буйный» абитуриент пытался спорить по поводу стилистических ошибок. Ему объясняли: «так не говорят», он не соглашался: «я же так говорю». Подобные споры могли завести в тупик, поэтому тут же присутствовало начальство, которое прерывало бессмысленные дебаты. Начальства никто ослушаться не смел. Единственная надежда была на черновик. Вдруг там не стоит злосчастная запятая? Тогда не нужно ничего говорить про правило, можно просто сослаться на волнение и написать заявление на пересмотр работы, если количество ошибок невелико и наличие одного исправления повлияет на оценку. Педагоги во избежание открытых конфликтов и для спокойного течения апелляции, особенно в тех вузах, где не предусмотрено развёрнутых рецензий на проверенные работы, просто объясняли вчерашним школьникам, какие ошибки отмечены в работе и за что снижена оценка. Однако лет пять назад во время апелляций в вузах начались страшные скандалы. Абитуриенты, общаясь с преподавателями, кричали, плакали, устраивали истерики, скандалили, угрожали. Не лучше вели себя и сопровождавшие их родители. Прокатилась даже волна убийств, связанных с работой педагогов в приёмных комиссиях. Слово взрослого человека, преподавателя вуза для выпускников школ прекратило что-либо значить. Абитуриенту говорят: «Вы допустили двенадцать ошибок, это в два раза больше, чем нужно, чтобы получить «двойку»!» Он спокойно отвечает: «А я считаю, что мою работу проверили неправильно, и ошибок у меня нет!» Объяснить здесь ничего невозможно. Кроме того, репетиторы подсказывали заведомым двоечникам в черновике или чистовике в спорных случаях не ставить запятые, чтобы облегчить процесс апелляции. Черновик превратился в фальшивку. Когда таких проблем и конфликтных ситуаций накопилось достаточно много, сама система ответила изменением структуры. Правила проведения апелляции сейчас иные, чем несколько лет назад. Вы приходите посмотреть работу, понимаете, что оценка Вам не нравится, обращаетесь к наблюдающему за просмотром работ педагогу с просьбой написать апелляцию. Раньше Вас там бы и посадили заполнять бланк, а потом с этим бланком Вы пришли бы к тому, кто проверял работу. И там стали бы доказывать, что правы… Теперь вашу работу отправляют тем, кто её раньше проверял, а вас – вслед за ней. Вы начинаете на высокой ноте «выступать с речью» о том, что сомневаетесь в правильности поставленной Вам оценки. На это спокойный, как удав, преподаватель говорит, что если Вы не согласны с тем, как проверена работа, Вы, конечно, можете прямо здесь заполнить нужную бумагу, но ошибок так много, что это вряд ли Вам поможет (часто это бывает именно так). Кроме того, при повторной проверке могут найти и другие ошибки тут, там и на другой странице… Если не боитесь, что оценка будет ниже, можете рискнуть! Некоторые берутся за дело. Заполняют бланк, указывают список ошибок, с которыми не согласны… И отдают работу приёмной комиссии. То есть по сути дела Ваши объяснения и доказательства никому не нужны. Если Вы и другие «пострадавшие» нужны вузу, апелляционная комиссия поднимет оценки всем, кто догадался подать на апелляцию. Если Вас тут не ждали, а Вы ещё и ошибок в сочинении много допустили, то никто Вам навстречу не пойдёт. Решение примут без Вас, и никто ни оправдываться, ни объяснять ничего не будет.
Обычно «валить» на экзамене никого не приходится. Это происходило в советское время, когда абитуриентов было по двадцать шесть человек на место и когда подготовка школьников была очень хороша. Сейчас с трудом находят, кого можно принять, так низок уровень знаний! В современной школе нет дисциплины, а там, где нет строгой дисциплины, и потребовать не могут ничего. Кто хочет, тот учится… А поступать в вуз хотят все! Правда, некоторые «просыпаются» только в последний месяц перед экзаменом и начинают судорожно искать репетиторов.
6. Списывать на экзамене нельзя. В хороших вузах в распоряжение экзаменаторов поступает полная библиотека шпаргалок для сверки с ними «подозрительных» сочинений. Если абитуриента ловят во время списывания у соседа или со шпаргалки, его с позором выводят из аудитории. Некоторые рискуют «испытать судьбу». Ничего хорошего из этого не выходит. Обнаружение двух одинаковых работ губит как того, кто списывал, так и того, у кого списали. Обоим ставят «двойки» без долгих разбирательств. Списанные работы не рецензируются, апелляции по ним не принимаются.
Ваша задача – продемонстрировать умение правильно, логично и последовательно излагать мысли, грамотно писать и понимать смысл пройденных в школе литературных произведений. Этому будем учиться.
Свидетельство о публикации №209122401197