Урок 2

Здравствуйте, продолжим наши занятия.
Как Вы помните, наша задача – научиться писать сочинение по русской литературе первой половины XIX века.
Теперь поговорим о композиции сочинения.
Прежде всего, выясним, что значат красные буквы «КС», густо усеявшие листочек на рисунке. Это КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, те слова, которые важны для понимания смысла высказывания.
Тема сочинения даётся в одном предложении, которое может быть назывным и сообщать о том, что нужно исследовать в сочинении, или неким постулатом, или вопросом, или цитатой (мыслью известного человека (политика, учёного, писателя и т.д.), высказанной в афористической форме). Ключевые слова темы являются самыми важными для её понимания. То есть прежде, чем писать сочинение, нужно понять, о чём же Вас спрашивают.
«Манилов и Плюшкин в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души”» - будем говорить об этих героях в поэме, а не о поэме вообще.
«Петербург Достоевского» - рассказываем о жизни Достоевского в Петербурге и о том, как этот город был изображён писателем в художественных произведениях. Здесь важна Ваша осведомлённость в подробностях биографии классика. Нужно было прочитать все основные произведения писателя, знать город на Неве. Таких тем в МГУ никогда не давали, поскольку требования к абитуриенту здесь в несколько раз превышают объём того, что проходят в средней школе. Это, скорее, тема для научной статьи, для раздела в путеводителе.
«Петербург в романах Достоевского». Здесь следовало сначала ознакомиться с так называемым «великим Пятикнижием» писателя -  романами «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы». Это тоже задача, более сложная, чем требует школьная программа. Нужно было бы рассказать о том, как изображён Петербург в указанных выше романах.
«Петербург в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”» - вот эта тема по силам хорошо подготовленному абитуриенту и не превышает требований, указанных в программе средней школы.
Понять смысл темы и тот объём информации, который нужно охватить в сочинении – «маленькой научной работе» - помогут КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
Очень важно не только понять, ЧТО от Вас требуют, но и правильно начать сочинение.
                Н   Е   Л   Ь   З   Я   .   .   .
1. Начинать сочинение с похвалы автору, если этого не требует тема;
2. Начинать сочинение с рассказа об исторической обстановке, если этого не требует тема;
3. Вообще начинать сочинение с рассуждений о том, чего не требует тема.
Важно, чтобы в первом предложении, в крайнем случае – абзаце, была высказана важная для сочинения мысль, употреблены КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, указаны автор и название художественного произведения. Если удастся сообщить сведения о времени создания изучаемого произведения, это тоже неплохо.
Вот примеры:
«Купечество да гражданство» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Вступление
Вопрос о том, как отреагирует «купечество да гражданство» на приезд ревизора, волнует Городничего. Он не без оснований полагает, что на приезжего чиновника обрушится поток жалоб.
Пейзаж в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова
Вступление
Пейзаж – статическая деталь, играющая важную роль в создании художественного образа.
 Тема бунта в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина
Вступление
Тема бунта играет важную, даже сюжетообразующую роль в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Жанровое своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Вступление
Жанр – сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид художественных произведений. Жанровое своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» тесно связано с особенностями композиции поэмы-исповедии, а также тем литературным направлением, которое избрал её автор.
Онегин и Печорин
Вступление
Онегин и Печорин – главные герои двух самых интересных и оригинальных произведений первой половины девятнадцатого века. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и философский и психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» открыли галерею так называемых «лишних людей» в русской литературе.
Образ Петербурга в «Шинели» Н.В.Гоголя и «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского
Вступление
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» была написана в 1839 – 1841 годах, а впервые вышла в свет в третьем томе сочинений писателя в 1842 году. Философский и психологический роман Достоевского «Преступление и наказание» датируется 1866 годом. Несмотря на двадцать пять лет разницы во времени создания и принадлежность к разным литературным жанрам, эти произведения объединяет многое, в том числе – и образ Петербурга, столицы Российской империи.

Начать сочинение можно истолкованием КЛЮЧЕВОГО СЛОВА – термина, сообщением о важности исследования предложенного темой вопроса  для понимания содержания произведения или каких-то его элементов.
Всё-таки важно не только «механически» владеть умением правильно начинать сочинение, важно ещё знать некие «секреты», то есть нужна информация по теме, без чего хорошую работу написать невозможно.
Например, тема «Особенности психологизма Тургенева в романе “Отцы и дети”» требует знания, что психологизм Тургенева СКРЫТЫЙ, также нужно понимать, ЧТО это значит и какие примеры из произведения нужно будет привести в работе.
Вернёмся к теме «Манилов и Плюшкин в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души”». Нужно не только знать, как выглядят эти помещики и что о них говорил Гоголь, но и понимать: в поэме автор изобразил целую галерею помещиков, не просто перечислив персонажей, а подчинив их чередование определённой закономерности, при этом Манилов открывает список этих героев, а Плюшкин заканчивает. О том, какова же эта закономерность, литературоведы спорят до сих пор. Есть три мнения по этому вопросу. Какие – Вы знаете?
Обратите внимание на то, что буквы «КС» равномерно распределены по всему тексту сочинения на рисунке. Это связано с тем, что важно не забывать, о чём мы пишем, регулярно возвращаться к нашим КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ. Такое требование - не прихоть, а насущная необходимость. Когда работу проверяют, возникает вопрос, на тему ли она написана. Формальное доказательство, что Вы говорите о том, о чём Вас спрашивали, – регулярное появление КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ в тексте. Если же Вы с первых строк начали «уходить в сторону», забыли о КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ, то Вас могут обвинить даже в подмене темы. Если темой задано рассуждение о ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕ В КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА», то не следует всё время говорить только о «ВЕКЕ НЫНЕШНЕМ» и «ВЕКЕ МИНУВШЕМ», не упоминая о конфликте личности и общества. Нужно использовать Ваши знания о противоборстве фамусовской Москвы и Чацкого, столкновении исторических эпох в комедии, не забывая о ключевых словах.
Цифры I, II и III на рисунке обозначают деление текста сочинения на три основные части:
I. Вступление
II. Основная часть
III. Заключение
Пунктирная линия показывает приблизительные границы частей.
Самая большая часть – ОСНОВНАЯ, а ВТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ, естественно, должны быть меньше.
I. Вступление
О ВСТУПЛЕНИИ выше сказано достаточно подробно. В этой части нужно обозначить основные тезисы работы, объяснить необходимые термины, не забыть упомянуть автора и название произведения.
II. Основная часть
Я назвала бы эту часть юридическим термином «доказательная база». Здесь Вы демонстрируете свою способность не только рассуждать, последовательно, логично, но и правильно приводить примеры, доказывать высказанные Вами предположения.
Почти всегда в ОСНОВНОЙ ЧАСТИ реализуются некие сверхзадачи. Попутно с тем, что Вы отвечаете на вопрос, явно или косвенно сформулированный в теме, следите за присутствием в работе КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, нужно не забывать вплетать в свою работу основную информацию о произведении (род, жанр, литературное направление, тематика, проблематика, содержание, система персонажей, причём желательно, чтобы присутствовали в тексте и соответствующие термины).
III. Заключение
Мы подводим итоги, учитывая сказанное в ОСНОВНОЙ ЧАСТИ, делаем выводы по всем тезисам ВСТУПЛЕНИЯ. Очень важно, чтобы ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ продолжала мысль ВСТУПЛЕНИЯ, а ЗАКЛЮЧЕНИЕ не вводило никаких новых идей. Если у Вас появилась новая мысль, в черновике вставьте её как тезис во ВСТУПЛЕНИЕ, затем в ОСНОВНОЙ ЧАСТИ её докажите, связав по смыслу с тем, что уже сказано, а потом можете использовать её и в ЗАКЛЮЧЕНИИ – как вывод.
Сочинение подчиняется общим законам логики, содержание его должно быть ясным, не «разбитым» отступлениями и «метанием» от одной мысли к другой. Никогда не следует сообщать о том, ЧТО Вы собираетесь делать (я называю это «обнажать скелет» сочинения), просто делайте – и всё. А то некоторые пишут: «А теперь я хочу вспомнить о Софье. Молчалин…».
Будьте последовательны в рассуждениях!
Иногда педагоги утверждают, что сочинение должно состоять всего из трёх абзацев: вступление, основная часть и заключение. Не верьте им! Деление на абзацы должно быть продиктовано логикой Ваших рассуждений. Верно только то, что и вступление, и заключение, и основную часть нужно начинать с новой строки.


Рецензии