Урок 3

Здравствуйте, продолжим наши занятия.
Как Вы помните, наша задача – научиться писать сочинение по русской литературе первой половины XIX века.
Теперь поговорим о стиле сочинения.
Далее сказано о том, чего в сочинении быть не должно, и приведены примеры из работ абитуриентов.
1. Стиль вступительного сочинения – стиль МАЛЕНЬКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ, поэтому нет необходимости украшать текст яркими метафорами. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
«…маленький ручеёк Молчалина мог бы слиться с бурным горным потоком Чацкого, если бы этот ручеёк, подобно ручейку Репетилова, не затерялся бы в затхлом болоте фамусовского общества».
2. В работах по литературе мы имеем право называть героев только так, как их называл автор. Татьяну Ларину мы можем назвать ещё Татьяной, Таней. Но не Танюшкой, не Татьяной Дмитриевной, не Лариной (так называют мать Татьяны), не Т.Д.Лариной. То же и с Троекуровым. Он Кирила Петрович, Троекуров, Кирила Петрович Троекуров но не Кирила, не К.П.Троекуров, не Петрович, не Кирилл.
«Ларина написала письмо Онегину».
3. Автора исследуемого в сочинении произведения не называем по имени и отчеству без фамилии. Это звучит фамильярно.
«Александр Сергеевич называет театр “волшебным краем”».
4. Слова «обладать», «иметь», «являться», «хотеть», «привлекать», «описываться» в современном языке многозначны, и фраза, содержащая эти слова,  может приобрести нежелательный оттенок.
«Таким описывается и Пьер…»
«Плюшкин обладал своими крестьянами».
«Троекуров имел своих мужиков, а Дубровский – своих».
«Скалозуб описан Грибоедовым…»
5. Не следует использовать в работе жаргонные слова, просторечия, диалектизмы.
«Героев, КИНУТЫХ судьбой...»
«ЗАЧИСТИТЬ  душу…»
6. Не принято рассуждать о себе, говорить о своих предпочтениях и переживаниях, давать эмоциональные оценки героям художественных произведений, если такое условие не предусмотрено темой сочинения.
«Не хочу показаться слишком умным...»
«Мне не нравится Татьяна Ларина. Она какая-то скучная…»
«По-моему, Раскольников прав…»
7. Ни в коем случае не хвалите и не ругайте писателей!
«Великий поэт Пушкин, автор бессмертного романа в стихах…»
«Здесь Лермонтов не понял…»
8. НЕ ОБНАЖАЙТЕ СКЕЛЕТ СОЧИНЕНИЯ. Не обещайте, что «ниже» или «теперь» следует что-то «разобрать» или «исследовать», «вспомнить»… Просто делайте то, что должно быть сделано. «В заключениИ (правильно – в заключениЕ) хочу сказать…»
«Теперь нужно сказать о Софье. Молчалин…»
9. Следите за тем, чтобы в сочинении не было АНАХРОНИЗМОВ.
Анахронизм - (греч. ana - назад, против и chronos - время)
1) ошибка против хронологии, отнесение какого-то события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи, черт, ей не свойственных;
2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелые взгляды или обычаи.
«Раскольников идёт в МИЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК».
«Раскольников пошёл в милицию и во всём сознался».
«Главный герой Беликов представлен как МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ  КАРИКАТУРА…»
«Базаров - будущий декабрист!»
«Болконский на Куликовом поле…»
«Они шли вперёд, несмотря на взрывы, на штыки наполеоновских солдат, несмотря на пули и ТАНКИ!»
10. Не забывайте о том, что высказывание должно подчиняться законам ЛОГИКИ.
«В СВОИ ПЯТНАДЦАТЬ ОНА ХОРОШО ВЫГЛЯДЕЛА…»
11. Если используете какое-то редко употребляемое в обычной жизни, заимствованное слово, литературоведческий термин, лучше лишний раз посмотреть в словарь – уточнить значение этого слова, способы и сферу его употребления.
Здесь возможны
а) грамматические ошибки;
б) путаница в паронимах (похожих, но различающихся по значению словах);
в) искажение смысла текста;
г) разрушение стилистического единства…
а), в) «Человек ежеминутно ПРОГРЕССИРУЕТ И НАД МИРОМ, И НАД СОБОЙ».
б) «Плюшкин жадный, а не ЭКОНОМИЧНЫЙ…»
в) «Общество способно САМОДОСТАТОЧНО  ПОГЛОЩАТЬ  СВОИ  ПОТРЕБНОСТИ».
г) «Щенки были не ИДЕНТИЧНЫ…»
12. Банальности, лапалиссады тоже не нужны. Лапалиссада - тривиальность, повторение избитых истин, речевая избыточность.
«Книга – это залог грамотности».
«Правда - это единственная истина».
13. Нежелательная рифма - рифма, возникающая в тексте спонтанно и противоречащая стилистическим задачам, стоящим перед автором.
«Таким образом, бедная Лиза утопилась не из-за пустого каприза…»
14. Писатели могут позволить себе разрушать устойчивые сочетания, фразеологические обороты, авторы сочинений – нет.
«Загнан в пятый угол».
«В высших кругах  людей».
«Роман вышел в тираж».
«Богема творческих людей».
15. Обозначение действий при помощи имён существительных – один из характерных признаков КАНЦЕЛЯРИТА, которому не место в сочинении.
«Лень чиновников и ИХ  ОТВИЛИВАНИЯ от работы».
«Падение из окна первого этажа – результат удара».
16. «Взять к примеру», «показать через», «затронуть» - устаревшие штампы, звучащие некрасиво. Не нужно ничего и никого БРАТЬ к примеру! Показывают только ЧЕРЕЗ ЗАБОР! А «ЗАТРОНУТЬ» - слегка коснуться, не глубоко изучить, как думают некоторые.
«ВЗЯТЬ, К ПРИМЕРУ, роман “Мать”»…
«Если ЗАТРОНУТЬ религию…»
«Он ПОКАЗАЛ их ЧЕРЕЗ образы…»
«Лермонтов ЗАТРАГИВАЕТ тему одиночества…»
17. Неприятны также любые штампы вообще…
«…ПРОХОДИТ КРАСНОЙ НИТЬЮ через всё произведение…»
18. Особое место в ряду стилистических ошибок занимают штампы, позаимствованные на страницах современной периодики, различных публицистических произведений. Такие штампы можно также считать анахронизмами, когда их используют в рассуждениях о художественной литературе прошлых веков.
«Он отказывается от сопротивления, ОБЛЕГЧАЯ ВОЛКУ РЕШЕНИЕ  ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ».
«Поэзия Некрасова ПОЛЬЗОВАЛАСЬ  ГРОМАДНЫМ  СПРОСОМ». «Фанатки Пушкина просили его писать стихи в альбомы...»
19. Не все слова могут сочетаться со всеми словами. Нужно учитывать не только смысл, но и законы грамматики, и стилистическую сочетаемость.
Иногда получаются весьма смешные и неожиданные фразы из самых простых слов! «Проиграли НА КАРТАХ…»
«УДЕЛЯЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ…»
«ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ ЛЕРМОНТОВ НЕ ПЕРЕСТАЁТ ПИСАТЬ КРАСИВЫМ,  НАПОЛНЕННЫМ КРАСКАМИ ЯЗЫКОМ!»
20. От повторов обычно можно избавиться, используя синонимы.
Иногда одно из слов достаточно просто исключить, перестроив фразу.
Бывает, автор сочинения надолго задумывается над тем, как заменить или устранить второе слово из двух похожих или однокоренных, и не учитывает, что без первого вполне можно было обойтись.
Очень часто повторяются союзы, союзные слова, местоимения. Иногда повторяющийся союз создаёт некий необходимый ритм в предложении, но стилистическая ошибка возникает, когда союзы, союзные слова, местоимения использованы с разными целями, связывают абсолютно разные конструкции.
«Их объЕДИНяет ЕДИНое стремление». «Мы ЗАНИМались ЗАНЯтиями и ИГРали в ИГРу». «ИзОБРАжая ОБРАзы людей...». «НаХОДит ХОД». «Безухов ИЩет жизненные ИСКания…» «Пишет СВОи СВОеобразные стихи…» «БЛАГОдаря  БЛАГОтворному влиянию Сони…» «ГЕРОические поступки ГЕРОев». «Помочь МАТЕРИ МАТЕРИально». «Использует различные ОБРАЗы  для  изОБРАЖения».  «Живут насыщенной жизнью».
21. В сочинении нет никакой необходимости рассуждать «о нынешних временах» и о прошлом, тем более что высказывания такого плана часто оказываются слишком эмоциональными, ДАЛЁКИМИ от реальности и (что самое важное) ОТ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ.  
«Так было не всегда: были времена рабства, времена репрессий и другие  тяжёлые времена. Однако СЕЙЧАС МЫ ВЫБРАЛИСЬ, ТЕ ВРЕМЕНА ПРОШЛИ».
«Тогда людям БЫЛО НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ, КРОМЕ КАК РАБОТАТЬ, ЧИТАТЬ, СОЧИНЯТЬ  СТИХИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ».
«Наше время - это СБОРИЩЕ УБИЙЦ, ВОРОВ и МОШЕННИКОВ».
22. В сочинении не нужны выводы, не связанные с темой сочинения.
Часто они оказываются «пустышками», бессмысленным  панегириком автору или герою. «Если бы все так делали, МИР  БЫ  СТОЯЛ  НА МЕСТЕ…»
*****************
Здесь перечислены типичные ошибки, характерные для сочинений выпускников наших школ. Для эссе ЕГЭ подходят иные нормативы.  Последние два запрета на этот жанр не распространяются: часто рассуждения о прошлом и современности, «общечеловеческие» выводы там просто необходимы, однако не вопреки чувству меры.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать комедию А.С.Грибоедова "Горе от ума"
2. По учебному пособию (Русская литература XIX – XX веков: в 2 т. Т 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. И науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. – 3-е изд., доработанное. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001.) прочитать главу, посвящённую Грибоедову.


Рецензии