Максим Корень Где оно - пространство юных?

Впервые в нашем городе в первую неделю наступившего года тигра пройдет фестиваль независимых российских театров. О том, как все начиналось, рассказал один из авторов идеи «Пространства юных» актер театра «Веселая душа», преподаватель Сочинского училища искусств Максим КОРЕНЬ
- Как возникла идея создания в Сочи Открытого фестиваля молодых независимых театров России?
- Вышли, значит, однажды на набережную реки Сочи одним осенним утром два человека – одного зовут Андрей Прохода, а другой – ваш покорный слуга Максим Корень. Сели мы на лавочку. Спрашиваю Андрея – чувствуешь, что пришло время что-то придумать, а то совсем мы плесенью покрылись. Он согласился.  Решили мы придумать себе приключение. И тут пошел мозговой штурм. Идей было много. Говорили-говорили, думали-думали и пришли к тенденциям в театральной индустрии. И пришли к выводу, что в нашем городе пора проводить театральный фестиваль. Фестиваль уровня «Золотой маски» мы пока не потянем. А вот провести фестиваль театров, которые не имеют статуса, не имеют государственной поддержки, одним словом – независимых, было бы интересно. И нам это по силам. В течение недели придумали манифест – обозначили тему и идею фестиваля.
Долго думали над названием. И придумали – «Пространство юных». Имеются в виду театры, которые постоянно меняются, обновляются. Но это и не самодеятельные театры.
- Так, теперь понятно, почему фестиваль независимых театров. А что значит – открытый? Приезжай, кто хочет?
- Я долго изучал театры, чьи странички есть в социальной сети. Разослал им информацию о фестивале, приглашения. За два месяца набралось 160 заявок. Потом цифра возросла до 190. Писали, что готовы приехать, показать свои постановки, спрашивали об условиях. Понял, что пошел резонанс, и идея принята хорошо. Тогда мы связались с почетным гражданином города Сочи Дейнеко Валерием Павловичем, который играет в адлерском народном театре «Феникс». Рассказали ему идею фестиваля. Ему она понравилась. Он познакомил нас с Ириной Васильевной Романец, заместителем мэра Сочи. Она-то и посоветовала сделать наш фестиваль – сочинским открытым, то есть мы конкретно не приглашаем, а высылаем информацию всем, кто захочет приехать, - добро пожаловать.
- Вот и пришло время поговорить об участниках фестиваля. Кто и откуда приедет в Сочи в первых числах января, чтоб показать свои творческие находки?
- Не надо забывать, что это не просто фестиваль, но конкурс театров, так что, предстоит своего рода сражение (разворачивает программу). Открывает «Пространство юных»
Образцовый художественный коллектив России театр-студия «ТИМ» из Барнаула спектаклем «Сестра моя, русалочка». Это очень добрая милая сказка, в которой играют в основном дети. Всего в Сочи приедут 11 театров. Многие театры, которые хотели приехать, реально не успевали: кто-то только вернулся из других городов, кто-то собрался уезжать. На мой взгляд, интересную постановку покажет Детский Образцовый театр-студия «Окошко» из села Таврово Белогородской области. Они привозят на фестиваль Дворовую неразбериху «Загадка курочки Рябы». Еще среди участников - Театр-студия «Круг-2» из города Краснознаменск Московской области со спектаклем «Диалоги к запискам». По мотивам пьесы Е. Гришковца «Диалоги к Запискам русского путешественника». Во внеконкурсной программе: «Веселая душа» с «записками сумасшедшего», ТИМ «Слонёнок» и Краснодарский театр кукол. Мы задумывали фестиваль так, чтобы участникам было интересно смотреть работы других, учиться чему-то на чужих ошибках или наоборот достижениях. С этой же целью организованы и мастер – классы: по актерскому мастерству, по режиссуре. Также будут практические тренинги и семинары. 
- Итак, к нам в город едут разные театры со «свежими» постановками. И «Пространство юных» - это еще и конкурс. Расскажи, пожалуйста, об этом поподробнее – в чем они буду соревноваться, за какие награды бороться? Кто будет в жюри? Искусство ведь так субъективно…
- Все участники разделены на две группы – младшую (играют дети до 16 лет) и старшую. Номинации для обеих групп одинаковые: лучшая женская роль, лучшая мужская роль, лучшая режиссура, лучшее художественное оформление спектакля, лучшее пластическое решение спектакля, лучшее музыкальное оформление спектакля и Гран-при. Члены жюри – известные актеры, режиссеры, педагоги. Среди них Александр Кладько, режиссер-педагог Санкт-Петербургской театральной академии. Он ставил спектакли и в России, и за границей. Его супруга Оксана Кладько будет проводить мастер - классы в детской группе. Также из Санкт-Петербурга приезжает на сочинский фестиваль Ю.Павлова, которая ведет новую театральную дисциплину – контактную импровизацию. Оценивать работы участников будет и главный режиссер Краснодарского молодежного театра Владимир Рогульченко, главный художник Краснодарского драматического театра Сергей Абалмазов, доцент кафедры сценической пластики Айдар Закиров. Принципиально в жюри мы не приглашали сочинцев, чтоб оценки были максимально объективными.
- Какие условия к театрам и постановкам вы предъявляли как организаторы?
- Одним из условий стала продолжительность спектаклей – от сорока минут до часа тридцати. Очень хочется, чтоб зрители погрузились в атмосферу того или иного спектакля, а не зевали или нажимали на кнопочки своих телефонов.
- Чем актуален для города Первый открытый фестиваль независимых театров?
- Если смотреть на него в общероссийских масштабах, то, по правде говоря, он пока мало кому нужен, с сочинских высот – то же самое. А вот с точки зрения студенчества – фестиваль актуален: активный заказ билетов проходит  именно среди сочинской молодежи. Актуальность фестиваля еще и в том, что он затрагивает много наболевших тем: развитие театральной индустрии в городе Сочи. Сколько копий сломано при обсуждении этого вопроса. Администрация города не хочет брать на баланс театр даже при минимальных ставках в 2 500 рублей. Мы все найдем сами: и помещение, и труппу, и спонсоров. Просто необходимо, чтоб хоть немножко финансово поддерживали наших актеров. И еще – в нашем городе не задаются театральные тенденции, нам навязывают что-то привозное. Ведь в той же Москве есть независимые театры, где играют еще неизвестные актеры, и играют прекрасно, свежо. Хочется ходить и смотреть спектакли каждый день. Это есть и в зарубежном кинематографе сейчас. Но только не в нашей стране.
- О том, что горожане «за» создание в Сочи профессионального театра писала и говорила не раз, спрашивала об этом и начальника управления культуры, и директора Зимнего театра. Они резюмировали, что пока нет необходимости создавать в Сочи свой профессиональный театр, потому как, во-первых, по их словам, у нас нет нужного количества профессиональных актеров, во-вторых, репертуар быстро наскучит зрителям. Замкнутый круг?
-  Приведу пример. В Днепропетровске, откуда я родом, есть театр одного актера «Крик». В течение пятнадцати лет в его репертуаре 7-8 спектаклей. Зрители приходят в театр 3 раза в неделю. И зал всегда переполнен, сесть негде. На некоторых спектаклях я был по семь-восемь раз. И друзей к этому театру приобщил. Для студентов театрального училища вход бесплатный. И в зрителях в основном молодежь.
- Тогда встречный вопрос – как сделать театр в Сочи востребованным среди зрителей?
-  Мне кажется, спрос на хороший театр, хорошие постановки был всегда. Тем более, молодежь поостыла к клубам, перенасытилась этим видом развлечений. С другой стороны – можно долго рассуждать, пойдут ли зрители в местный театр или нет. Нужно попробовать и посмотреть. Потом еще что-то и еще. Конечно, мы можем сесть и заявить: да кто пойдет, да зачем это надо?!! Но нужно начать, а потом уж и выводы делать.
- Но ведь театр – это не только развлечение, не надо забывать о его воспитательной роли. Дети ведь обожают лицедейство, было бы, куда их приводить.
- Недавно общались об этом с одной из родительниц. Она говорит, беда – нечем занять детей седьмых-восьмых классов. Это такой возраст, что в куклы они давно не играют, а в ночные клубы ходить рано. Компьютером, боулингом или бильярдом их не удивишь. Куда их водить? В театр.
- А что означает логотип фестиваля – силуэт веточки на салатовом фоне?
- Мы с Андреем думали, каким символом передать суть «Пространства юных». Андрей Прохода сказал, что видит его как объем. У меня сразу возник образ сцены – куб. Это пространство. А понятие «юные» с чем у нас связано образно? С ростками, листиками. Вот и получился символ – росток на фоне куба. Мой одноклассник в Украине Александр Светловский, талантливый дизайнер и фотограф, попросил сфотографировать лист лаврушки и выслать ему снимок. Он-то и придумал логотип фестиваля. Как известно, лавровый лист – это символ юга России и плюс к этому – символ победителей. Но показать лавровый венок – как-то тривиально. Тогда мы решили оставить просто росток.   
- Вопрос тебе как актеру – кого хотел бы сыграть? Есть конкретные герои?
- Мне нравится просто играть, быть в профессии. Это главная мечта любого человека, закончившего театральный вуз, если он действительно отдан своей профессии. Но ежиков-зайчиков играть – уж увольте. Это время уже прошло. Надо идти дальше. Хочется такое играть, чтоб самому меняться и других менять.
- Как актер и преподаватель Сочинского училища искусств, скажи, пожалуйста, как не растратить себя, отдавая знания ученикам, как сохранять творческий актерский запал? Многие знакомые художники или музыканты говорят, что преподавание отнимает энергию. И редкие исключения с удовольствием и преподают, и делают открытия в профессии.
- Однажды мой первый педагог по актёрскому мастерству заметила: даже в двадцать лет, будучи актером, если ты захочешь кого-то чему-то научить, - научишь. В СУИ преподаю на отделении режиссуры все, что связано с пластикой, движением и боем. На отделении эстрадного вокала  - актерское мастерство и сценическую речь. Самое главное для педагога – видеть отдачу, развитие в учениках. Ведь не хочется, чтобы отданные тобой знания просто растаяли. Для меня, как для педагога, важен результат.


Рецензии