Платаново

   Обзавелся я недавно книгой, 20000 русских пословиц и поговорок. Зачем она мне? Мало ли их, этих пословиц, а кто их употребляет? Все говорят на языке, который, вроде как уже и не тот, который был сто лет назад.  Словарь В. Даля откроешь, и половину значений вообще не знаешь. Но я-то в деревне родился, жил до восемнадцати лет, впитал от родителей много тех, устаревших ныне выражений.
 
 Например, что такое "Оказия"? Это, не только случайная повозка, или путь у кого-нибудь непредвиденный, едет человек, а с ним можно что-нибудь передать, наказать,  близким, что бы, когда поедут, так привезли бы. А еще в нашей местности называли какое-нибудь происшествие с кем либо, не то, чтобы совсем неприятное, но чудное, необычное "приключилась оказия".
 Но что спросить с молодых, да с тех, кто в деревне не бывал? Тоже русские люди, также говорят на нашем языке, но многие слова для них незнакомы, архаичны, смешны.

Но, если взялся за перо, и что напишешь? Словарный запас для писателя, это- все равно, что кирпичи, для каменщика. Всякое произведение красиво, когда нет повторов, а куда без них, если слов мало? Так, что, не зря я приобрел эту книжицу, еще бы собрание пословиц и поговорок В. Даля купить; читаю я, и помимо того, что словами пополняю память, еще и мудрость вековая входит в меня.

  Множество географических названий можно расшифровать зная словарь предков, вот к примеру Платаново, Платановское озеро, на северо-востоке Новгородской области. Там родилась моя мать. Это по прямой до нашей деревни будет километров десять. Но, дороги такой быть не может потому, что лес иссечен речками, и настоящими топями, и надо огибать опять же по грунтовым проселкам, а кое-где мосты разрушены...
  До сего дня,  я ни сном ни духом не ведал, от чего происходит название богом забытой той деревни, в которой, по слухам, уже и домов не осталось?

 Платан? Да, в южных широтах где-то произрастает. В Википедии сказано:"Высокие лиственные деревья, с густой широкой кроной. Ствол мощный, высота до пятидесяти метров. Окружность до 18 м. Цилиндрический, с зеленовато серой отслаивающейся корой, листья очерёдные, пальчиково лопастные, на длинных черешках, , похожи на листья клена остролистного..."
  Но при чем тут наш северный медвежий угол? Всю жизнь мечтал побывать на месте этого забытого селенья, и всегда представлял пологий берег озера и находящиеся на большом удалении друг от друга огромные деревья эти, платаны, хотя, и их никогда в глаза не видел,а сейчас только вот переписал что это такое.
 
Матушка родилась в  1915 году. Семья была человек семь, и ей с малых лет приходилось и с котомкой ходить, просить еду, а уж когда  подросла немножко, так за большую удачу было, если к кому-то в няньки удавалось устроиться. Она же ни одной буквы не умела никогда написать и прочесть. Наверное потому и очков до сих пор не надевает, а нитку в иголку сама не вдевает только последних лет несколько.


  Голь перекатная, а не платаны в их деревне были.  И вот случайно читаю я словарь, натыкаюсь на пословицу:

  "В латаном да платаном худо, а хуже, когда нечего и платать". Хаживал и я в заплатках, ибо "В деревне пашут, да мякинный хлеб едят".
 Да, приходилось матери платать. Вот, сейчас даже редактор подчеркивает красным это слово, а мои штаны или отцовы бывало, что негде и заплатку ставить. При нынешнем изобилии даже и само слово заплатка в недоумение людей некоторых может ввести.

  Дыры, заплатки, как все грустно... Зато сам корень слова ой в каком ходу. Плати, и не забывай, вот что сейчас главное. Плата, уплата, оплата, ЗАРплата.
  Опять же платок, не от него ли произошли и заплатка, и плата, представилось, как человек кладет денежную бумажку на стол, словно заплатку прикладывает.
 
  Платье, оказывается под этим словом значилось и все, что мы надеваем для тепла, кроме белья и обуви. " По платью встречают, по уму провожают". "По платью видят, кто идет". "Житье скупое и платье носит худое". "Платье черненько, да совесть беленька."  "Береги платёнушко сам, и платёнушко тебя побережет.
 
 А платье, в нашем современном понимании, это: "женская одежда немецкого покроя, для различия от русского, так же круглая, нераспашная, не капот и не блуза". "Покинули сарафаны и юбки с шушунами, все пошили себе платья". 

  Про деда Михаила по рассказам матери, я представляю делового важного мужчину, многое умеющего. Черноволос был, вплоть до того, что не циганских ли кровей. Смолоду в городе жил, вроде как часы умел ремонтировать. А когда в отечестве началась перестройка, на стыке веков 19 и 20, вернулся в это самое Платаново, женился на Степаниде, тоже черноволосой, да не богатой, выделились из общины, строили хутор с нуля. И живность держали, и хлеб сеяли, но он не рос, не пошло дело. Надорвался и рано умер, оставив жену и детей на муки и голод.

Мать говаривала про него "Ломался всю жизнь". Это словечко тоже надо разобрать, а то можно подумать, что он был ломакой, то-есть этаким задавакой. Красивый, же был,  Но мать в слово "ломаться", другой смысл вкладывала, то же говорила и про отца, "не ломайся, всех дел не переделаешь". Это потому, что отец любил созидать и переделывать. Сломал старый дом что достался от родителей, в середине деревни,  перевез его на край.  На самом берегу поставил, на извороте реки, в какое окно с южной стороны не посмотри, всюду река видна. Однако подворье оказалось как на острове. С одной стороны берег, с другой проезжая дорога, огород за ней. Ветра, круглый год, а летом солнце сушит землю
 "На бую". Ох и бранилась же матущка за это переселение!

 Когда строили хлев, пошли они заготавливать лес вдвоем, пилой двуручной. А дело это ох как опасно, ведь при падении дерева, бывают и увечья и даже жертвы. Мой одноклассник Сашка Егоров угодил под такое на лесоповале, уже взрослым мужиком.
 Вот и мать моя не увернулась вовремя. Благо, еще вершиной задело, выжила, но отец нес ее на руках до самого дома. Вот тебе и поломка, одним словом "уродовались".
 
 Ломались все сельские стОящие мужики, кто мог что-то создать, потому, что деревянные постройки долго не стоят, либо горят, либо сгнивают. А тогда-то кроме топора да пилы ручной не было и инструмента, и пиломатериалов, даже пакли. "Кабы не клин, да не мох, так и плотник бы сдох". Так и вся жизнь проходила. Другое дело, если из камня строят, это на долго.
Но где у нас камень взять, что характерно, на нашей правой стороне реки Мсты, не найдешь камня в фундамент под постройку положить, зато глины хватает, и песок мелкий как мука, желтый, не годящийся в бетон. В насыпи же он используется очень даже широко. А на левом берегу реки, очень много камня по полям лежит, и мелкого и валуны большие.  А возделывать заставляли власти. После революции запустили многие земли, а как Отечественная война-то началась, так баб гоняли на раскорчевку. И мне пришлось трудностей схватить,  когда работал прицепщиком в колхозе. Сидишь, бывало на плуге  в четыре лемеха. Тракторист не видит под землей, а там валун неподъемный,зацепим, так и вскинется весь агрегат а потом рухнет, только держись. Ну и останавливаемся, меняем предплужник.

  Край рискованного земледелия, вот что такое Платаново. И земля не родит, и климат желает быть потеплее, но что-то держало людей веками, как-то находили пропитание, жили и сейчас селятся. Зато лес растет обильно. Красивые места в любое время года. И болота и  боры, поля, реки, озера. У нас не равнина, хватает и горок. Северо-восточная окраина Валдайской возвышенности.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.