Гражданская идентичность жителей Тюмени

Пока люди живут без общей власти,
 держащей всех их в страхе, они находятся
в том состоянии, которое называется войной,
 а именно в состоянии войны всех против всех.
 
Т. Гоббс.

1. Гражданская идентичность жителей Тюмени
на рубеже XIX - XX веков


Судьба России в первой четверти XX в. в значительной степени была определена итогами глобального противостояния государства и общества, полного взаимного недоверия и нетерпения, проявившегося в напряжен-ной и драматичной борьбе, которая развернулась между консервативными, либеральными и социалистическими силами.
Многое свидетельствует о том, и это составляет центральный тезис раздела, что в России к 1917 г. в городах сформировалась определенная формация, которая социализировалась на локальном уровне, играя роль носителя общественной модернизации, под которой мы понимаем ускоре-ние темпов экономического развития, формирование элементов граждан-ского общества, основанного на классах, а не на сословиях, расцвет лите-ратуры и образования, а также участие представителей общества в город-ском самоуправлении, культурной и экономической жизни с учетом лич-ных достижений каждого. В конечном счете социальный, политический и культурный процесс социализации индивидуумов привел к появлению общественных групп, вступивших в конкуренцию с самодержавным госу-дарством. Это позволило горожанам в феврале 1917 г. сравнительно легко отказаться от верноподданнических настроений и с воодушевлением при-знать республиканскую форму правления.
В течение трех веков – с момента основания и до начала XX в. -Тюмень превратилась в один из наиболее развитых городов Тобольской губернии. По информации В. П. Клюевой, в 1767 г. в городе проживало 3314 душ мужского пола, из них купцов и посадских 490, ремесленников 1327 душ мужского пола . По ее мнению, к особенностям социальной структуры Тюмени следует отнести большое число мещан, записанных в городское гражданство, но живущих в селениях. В XIX столетии населе-ние города значительно увеличилось (в 1897 г. до 29544 человек – А. К.), хотя численность городских сословий была достаточно стабильной . Осо-бенностью Тюмени было преобладание мещан и ремесленников, что объ-яснялось развитием промышленности, а также мелкой и средней торговли. Несомненно, торговля была основным и самым массовым источником формирования капитала. Но даже в начале XIX в., не говоря уже о конце его, капитал формировался и в промышленном производстве, и в промыс-лах. Историки отмечали, что с началом XX в. самое большое число купцов первой гильдии находилось в Тюмени .
Важную роль для развития предпринимательства сыграло строитель-ство Транссибирской железной дороги, одним из направлений которой бы-ла ветка Екатеринбург – Тюмень (1885 г.) и Тюмень – Омск (1913 г.). Бла-годаря ей в Тюмень пришли финансовые и людские потоки из европейской России, потянулись зарубежные фирмы. Город весьма удачно оказался на перекрестке двух транспортных артерий – железнодорожной и водной.
Большинство фирм города Тюмени образовалось в период с 1906 по 1911 гг. Основная часть их создавалась в форме товариществ на вере. Тор-говые и торгово-промышленные предприятия принадлежали отдельным купцам, торговым домам, состоявшим из родственников, наследников и просто компаньонов . Л. В. Васильева полагает, что торговля в Тоболь-ской губернии имела свои специфические особенности. «Династических торговых капиталов было очень мало. Как правило, их владельцы были и их создателями или владели капиталом во втором поколении» . Расширя-ется магазинная торговля. Появляются специализированные торговые точ-ки. Под влиянием капиталистических процессов в торговле совершается переход от персонифицированной лавочной торговли к обезличенной ка-питалистической торговле – магазину . По подсчетам О. П. Еланцевой в начале прошлого столетия в Тюмени действовали более 400 крупных и мелких торговых заведений различной специализации, а к началу 1919 г. их количество увеличилось вдвое, достигнув численности 814 лавок и ма-газинов .
Разложение сословной структуры при одновременном развитии бур-жуазных отношений привело к сравнительно легкому проникновению в Тюмень сельских мигрантов, что способствовало ухудшению условий проживания в городе . Рост численности городского населения в значи-тельной мере опережал развитие городской инфраструктуры, культурную переплавку новоприбывшего элемента . В Тюмени обострился целый комплекс социальных проблем, а по периметру старой границы города вы-росли пояса нищеты (Копыловские и Угрюмовские Сараи), где проживали маргиналы и была крайне неблагополучная, способствующая совершению преступлений обстановка. Насилия, даже убийства, стали восприниматься там как нечто заурядное и не подлежащее особому осуждению.
Общественная жизнь города определялась Городовым положением, утвержденным 16 июня 1870 г. и основанным на принципах выборности, всесословности и имущественного ценза. Право голоса, независимо от со-словия, получали горожане, состоявшие в русском подданстве, владевшие недвижимостью в пределах города или содержащие торгово-промышленные заведения, а также лица, прожившие в городе не менее двух лет и платившие в пользу города специальные сборы. Лично участво-вать в выборах могли лишь мужчины не моложе 25 лет. Женщины, имев-шие необходимый имущественный ценз, и мужчины, не достигшие возрас-та 25 лет, могли участвовать в выборах через доверенных лиц . Наемные рабочие и люди умственного труда, не имевшие недвижимости, избира-тельного права были лишены.
Органом городского самоуправления являлась Дума, избираемая на четыре года. Гласные Думы выбирали городского голову, его заместителя и членов городской управы. Основной задачей Думы было городское бла-гоустройство, организация здравоохранения, народного образования, улучшение правопорядка. По своему статусу Тюмень приравнивалась по имущественному цензу к губернским городам. Это означало, что имущест-венный ценз выборщиков не должен быть меньше 1 тыс. рублей, что по-зволяло привлечь к городским делам «более надежный и лучший элемент» и отстранить от участия в выборах малосостоятельную часть горожан . «Лучших» людей Тюмени всегда беспокоило, кто и как будет распоря-жаться городской казной.
Доходными статьями городского самоуправления являлись налог на недвижимость, сборы с торгово-промышленных документов, трактирные промыслы и арендная плата за землю. Нередко Дума прибегала к различ-ным займам, привлечению спонсорской помощи купцов и почетных граж-дан. По мнению Е. В. Фоминых, экономическое положение города ухуд-шилось из-за проведения железной дороги до Омска, так как Тюмень пере-стала быть конечным железнодорожным пунктом, концентрирующим кре-стьянскую торговлю. Но еще больший вред городскому самоуправлению нанесла реформа 1892 г., когда усилилась зависимость от губернской ад-министрации. Это выразилось в праве администрации назначать должно-стных лиц, и даже гласных. Члены городских управ признавались состоя-щими на государственной службе и могли подвергаться административ-ным взысканиям. Тем ни менее, полагает историк, «Думы комплектова-лись на выборной основе, сохраняли некоторую самостоятельность, осо-бенно в финансовых вопросах. Это делало их существование оправданным и перспективным» .
Любопытную информацию о деятельности Тюменской городской думы приводит К. А. Анкушева. Она пишет: «В Тюмени выборы в город-скую думу в соответствии с новым Городовым положением проводились в 1872 году. Избирательное право получили более двух тысяч человек, или около 16% городских обывателей…на выборы явился всего 301 человек, или 15% от общего числа избирателей. Возникает вопрос: а нужно ли тю-менским обывателям более широкое избирательное право?» . Автор также привела в качестве примера известного адвоката Н. И. Беседных, который настаивал на своем праве участвовать в общественной жизни города . По мнению К. А. Анкушевой, традиционное представление о власти в Тюмени «подкреплялось патриархальным характером семейного быта, где «все на-дежды возлагались» на главу. Это приводило к преобладанию в органах городского общественного управления представителей торгово-промышленной сферы. Последние, в свою очередь, будучи состоятельны-ми людьми, получали возможность лоббировать свои деловые интересы. Наиболее ярким примером может служить противостояние пароходовла-дельцев, хозяев кожевенных заведений и виноторговцев» .
В межкультурном диалоге столица – провинциальный город – дерев-ня Тюмень не ограничивала себя ролью пассивной передаточной инстан-ции. Номенклатура ее ролей была намного обширнее. В ряде случаев город активно препятствовал реформаторским усилиям Петербурга либо тихо спускал на тормозах очередную столичную инициативу. С другой сторо-ны, провинциальный город совместно со столицами, а при необходимости и без них, препятствовал разрастанию негативных явлений, идущих из де-ревенского мира. Как полагает М. Ф. Ершов, функции провинциальных го-родов не ограничивались сферой культуры. Однако присущая им экономи-ческая и управленческая деятельность могла быть реализована только в адекватном культурном поле. Так, к рубежу XIX – XX вв. ускоренная мо-дернизация России серьезно подорвала прежнюю культуру провинциаль-ных городов. Развитие транспортных средств и средств связи, распростра-нение грамотности, большая плотность информационных контактов, опре-деленная унификация жизни привели к падению значения посреднических функций у провинциальных городов .
По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, к на-чалу XX в. провинциальные города в основном утратили культурное зна-чение, и эта потеря почти не компенсировалась приобретением новых функций. Если учесть, что в провинциальных городах и ранее отсутство-вали те социальные слои, которые были бы заинтересованы в максимально полном распространении ценностей модернизации и европейских норм, то гибель старой провинциальной культуры стала неизбежной. При развитии буржуазных отношений она так и не смогла перевоплотиться в культуру среднего класса и утратила свои опосредующие функции . Этому способ-ствовали как минимум три фактора. Во-первых, усиление маргинализации населения страны. Во-вторых, быстро развивающийся процесс ломки тра-диционной культуры, ухудшение психического и нравственного здоровья населения. В-третьих, низкий уровень культуры в целом. Таким образом, по ряду признаков можно говорить о формировании «локального общест-ва», которое стало альтернативой европейского «гражданского общества». Принадлежность к локальному обществу определялась такими параметра-ми, как имущественный ценз, образование, участие в социальных, полити-ческих и культурных формах общения, общий круг знакомых и активная деятельность на благо общества .
Главной причиной оформления специфического российского город-ского сообщества, по мнению некоторых историков, стали неразвитость гражданских свобод, длительное господство крепостного права, законо-мерно породившие отсутствие понятия собственности, от которой интел-лигенция «духовно отреклась», а народные массы к ней еще не пришли. С экономической точки зрения в России, в отличие от Запада, в эпоху рево-люционного потрясения нечего было защищать и не за что было бороть-ся .
Тем не менее общая общественно-политическая ситуация в России, косность мышления региональных чиновников, ведомственный бюрокра-тизм и в целом низкий уровень экономической и правовой культуры лиц, облеченных властью, неоднократно подводили городское сообщество к со-стоянию фронды. Для этого были определенные предпосылки, в частности, материальная необеспеченность и правовая незащищенность значительных слоев городского населения, представленных мелкими служащими госу-дарственных и частных учреждений, учителями, врачами, работниками культурно-просветительских учреждений, а также политическими ссыль-ными и поднадзорными лицами. Близко стоявшая по оплате труда к от-дельным категориям рабочих эта группа проявляла недовольство размером своего дохода. Кроме того, к этой группе следует отнести и младший ко-мандный состав расквартированного в городе гарнизона и 9 пехотного Си-бирского полка. Историки, занимающиеся анализом демократических сло-ев городского населения в период до 1917 г., пока не определили ее чис-ленность в Тюмени, однако отметили тенденцию к росту. По происхожде-нию своему и по специфике труда данная группа населения является ча-стью мелкой буржуазии .
Весомой группой городского сообщества, исполняющей роль носи-теля общественной модернизации, было учительство . Исследователи ука-зывают на разительный контраст в оплате труда между учителями народ-ных училищ (29 руб. в месяц при прожиточном минимуме 40 руб.) и учи-телями средних школ, гимназий и реальных училищ (от 62 до 167 руб. в месяц) . Неслучайно период Первой мировой и Гражданской войн в То-больской губернии характеризовался возросшей активной деятельностью учительства по объединению в профсоюзы и политизацией их деятельно-сти, развитием внепартийного движения учащихся . Особенностью тю-менской интеллигенции, как, впрочем, и любой другой, было то, что она представляла тончайший слой городского сообщества и не являлась эли-той.
Пожалуй, еще большей социальной группой в Тюмени, по сравне-нию с учителями были  торговые служащие, приказчики и работники кре-дитных обществ, имевшие свой клуб. «В среднем, около половины торго-вых служащих губернии получали менее 30 руб. в месяц, в основном – 20 рублей. Но и тем, кто получал 50 руб., сложно было прожить при высоких ценах, тем более семьей» . Хотя, по воспоминаниям дочери А.С. Флорин-ского, ее отец по приезде в Тюмень устроился экономистом и сразу же снял весь второй этаж большого дома недалеко от городской управы, со-стоявшего из шести комнат, для детей нанял няню и повара.
Еще одной социальной группой, чья профессиональная квалифика-ция и компетенция позволяют говорить об их особом месте в городском сообществе, были врачи. Наиболее известные среди них - Д. А. Милови-дов, Г. И. Купенский, А. Н. Ногина, Д. З. Ноторин. Коллективная идентич-ность, с одной стороны, создавалась на базе доверия и солидарности, с другой стороны, проводились различия и границы между коллективом и внешним по отношению к нему миром. По своему социальному положе-нию и взглядам часть перечисленных социальных групп была настроена к власти оппозиционно. Но их чувства и демократические предпочтения бы-ли крайне неустойчивы.
Программа построения либерально - демократического общества в России была представлена конституционалистами и сформулирована П. Б. Струве. На реализации этой программы настаивал Тобольский Союз граж-данской свободы, основанный в конце октября 1905 г. и являвшийся наи-более крупной общественной организацией в губернии. В 1906 г. Союз был запрещен, тем не менее деятельность этой противоправительственной организации оказала существенное влияние на население Тобольской гу-бернии . В нем начинали свою общественную и государственную дея-тельность А. С. Суханов и П. С. Суханов. Многие вопросы местной жизни находили освещение в тюменских газетах «Ермак» и «Сибирская торговая газета». Из столичных наиболее распространенными были издания прави-тельственного и либерального направления – «Русское слово», «Русские ведомости», «Речь», «Биржевые ведомости» и «Копейка» .
Любопытные сведения о роли тюменских газет в жизни горожан приводит Н. В. Горянская. Она пишет: «Ермак» - беспартийная, литера-турная, общественная, независимая, торговая газета – живо реагировала на любые события и пользовалась большой популярностью у тюменцев. В та-ких рубриках, как «Отголоски тюменской недели», «Из дневника обывате-ля», «Деревенские письма», «Тюменская неделя», «Общеполезные сведе-ния», раскрывались политические события, вопросы культуры, торговли, повседневности Тюмени» . Внимание на страницах газеты уделялось тю-менскому быту, вопросам нравственности и порядочности, проблемам пьянства и хулиганства, международным новостям.
Проанализировав содержание газеты за 1912 год, автор указал на на-личие серьезной конкуренции с другой тюменской газетой - «Сибирской торговой». Определенную роль здесь сыграли и личная неприязнь двух ре-дакторов – А. М. Афромеева и А. А. Крылова, и «их полемика в связи с общественно-политическими разногласиями и обострившейся конкурен-цией». В любой статье (будь то описание заграничных происшествий или повседневного тюменского жития) ощущается четкая авторская позиция (личная неприязнь или одобрение), живая реакция на злободневные собы-тия» .
Сложная мозаика локального общества была бы неполной без уча-стия в нем «лучших» людей города и партийно-политических структур, за-гнанных в подполье самодержавием. В 1905-1906 гг. в Тюмени оформи-лись нелегальные группы социал-демократов, эсеров и либералов, клубы по охране интересов рабочих. К экономическим требованиям пролетариата и служащих прибавились откровенно политические . Правда, практически все исследователи отмечают, что широкого влияния на население органи-зации политических партий оказать не могли в силу их малочисленности и разобщенности. Поэтому тюменские социал-демократы и социалисты-революционеры до марта 1917 г. предпочитали практическую работу в кооперативах, в первую очередь, в кооперативе «Пчела».
Если со второй группой ситуация более-менее ясна, то не вполне по-нятна мотивация тюменской буржуазии, жертвовавшей, и неоднократно, денежные суммы на рабочие клубы. В частности, краеведы приводят фа-милии предпринимателей И. И. Игнатова и В. П. Буркова. Возможно, ими двигало желание снизить остроту противоречий между работниками и ра-ботодателями. Известно также, что избранный гласным первой Государст-венной Думы тюменский предприниматель С. И. Колокольников подписал так называемое «Выборгское воззвание» с призывом отказаться от уплаты налогов и службы в армии в знак протеста против роспуска Думы. Он вме-сте со 167 депутатами был предан суду, приговорен к 3-х месячному за-ключению и лишен избирательных прав. Вообще, предпринимательские круги города в различных, жизненных ситуациях достаточно часто зани-мали активную общественную позицию. Например, поддержка войны, особенно на первом этапе, выразилась в сборе пожертвований и оказании услуг государству. Семья Колокольниковых предоставила 50 кроватей для раненых воинов, купец А. И. Текутьев неоднократно жертвовал в пользу семей запасных муку. Торговый дом «Плотников и сыновья» решил выда-вать семьям служащих фирмы, призванных на военную службу, половин-ное жалование на все время войны и принял участие в содержании особого санитарно-врачебного отряда. В Тюмени действовал комитет Всероссий-ского союза городов, благодаря которому был открыт госпиталь на 80 коек в здании коммерческого училища .
В целом масштабы социально-ориентированной политики предпри-нимателей по сравнению с общим количеством предпринимателей и рабо-чих были невелики, она не могла быть реальной альтернативой ни госу-дарственной системе страхования, ни самоорганизации рабочих.
Углубление кризиса доверия горожан к власти в полной мере отра-зилось и на взаимоотношениях общества и церкви. Особенно это прояви-лось в Тобольской губернии, где неприглядную роль играл ставленник Г. Е. Распутина епископ Варнава. Как полагает С. Ю. Шишкина, «в силу того, что церковь не соответствовала тем идеалам, которые проповедовала, двойная мораль ее служителей привела к нарушению нормальных связей и влияния этого общественного института» . В связи с канонизацией мощей Иоанна Тобольского возник конфликт между преосвященным Варнавой и членами св. Синода. Первоначально конфликт удалось уладить благодаря заступничеству Г. Е. Распутина, однако сразу же после свержения само-державия преосвященный был удален с Тобольской епархии.
Безусловно, нельзя утверждать, что высший церковный орган Рос-сии, боровшийся с «темными» силами, способствовал революции, но факт остается фактом - Святейший Синод русской православной церкви оказал-ся в числе первых ведомств, одобривших свержение монархии, и способ-ствовал закреплению завоеваний буржуазно-демократической револю-ции . По мнению В. П. Булдакова, «любую имперско-патерналистскую систему можно представить как информационное пространство, которое «работает» в условиях постоянной сакрализующей подпитки. По мере приближения к роковой черте 1917 г. в России происходило нечто проти-воположное. Виновником считали саму власть» .
Пример Тюмени показывает, что в России начала ХХ в. складыва-лись элементы локального общества - самоорганизующиеся институты, необходимые для выражения и реализации интересов горожан: городское самоуправление, периодическая печать, отделения политических партий, различные общества, союзы и клубы. Увеличение их количества, расшире-ние круга их участников свидетельствуют о дифференциации потребно-стей, усвоении идеи самоценности личности, осознании права на выбор форм взаимного сотрудничества – помимо сословных и иных форм града-ций, установленных автократическим государством. Именно поэтому вер-ноподданнические настроения в марте 1917 г. «внезапно» улетучились, а всякое упоминание о прежнем правительстве вызывало горькие чувства.


Рецензии
Добрый день! Получился определённый "срез" общественных движений в городской среде Тюмени... Творческих успехов!
С уважеием, Дмитрий.

Дмитрий Караганов   31.03.2020 09:48     Заявить о нарушении