Сударушка-песенница

            Если бы в Харькове кто-либо затеял отыскать девушку для участия в съёмках народных сказок, я посоветовал бы ему отправиться на проспект Тракторостроителей в Городской детский дворец культуры. Есть там очаровательная сударыня, имя которой Татьяна Акиньшина. Держит под своим крылом сударыня Таня много разновозрастной детворы. Меньшей девочке четыре с половиной годика, а старших иначе как невестушками и не назовёшь. Эти уже не на много моложе, чем сама сударушка.

            Допускаю, что за глаза они называют её, как подружку, по имени. Но в ансамбле – ни-ни…. Здесь она хоть и абсолютно простая, доступная, однако в то же время и достаточно требовательная. Один жест, одно выражение лица, интонация голоса – и воспитанники Татьяны Викторовны делают всё, что она так естественно и настойчиво от них добивается как руководитель вокально-хореографического ансамбля русской песни «Сударушка». Ансамбля, кажется, едва ли не единственного в Харькове не по названию, а по самой национальной сути, творческой специфике, стилевому колориту, ауре, от него идущей.

             Слушаешь его и невольно вспоминаешь прославленных исполнительниц русских народных песен Лидию Русланову, Людмилу Зыкину, Надежду Бабкину…. Но почему же мы отвлекаемся от самого лика Татьяны Акиньшиной? Ведь он представился мне таким ярким, выразительно-типажным, что именно он, по-моему, мог стать в кинофильмах олицетворением героинь русских сказок – где сестрицы Алёнушки, а где и самой Василисы Прекрасной. Но об этом пускай лучше думают кинематографисты. Для меня же примечательным в этой молодой женщине оказалось всё: и её славянская внешность, и её деловой характер, и то, чем и как она занимается…

              На одном из культурологических фестивалей, собравших 64 делегации разных национальностей, «Сударушка» представляла русскую культуру Харьковской области и заняла второе место, став лауреатом в номинации «Фольклорный вокально-хореографический ансамбль». С фестиваля она привезла домой кубок, диплом и грамоту. А ещё пожелание оргкомитета «відтворювати родинну національну творчість, яка несе добро, злагоду, єднає всі народи в дружню сім’ю рідної України». Внешность героини, словно выхваченная из народных сказок, а ещё атмосфера, создаваемая вокруг национальных культур, подтолкнули меня познакомиться с творчеством незаурядной «Сударушки» поближе.

              Репетиция в младшей группе ансамбля была в разгаре. За волнисто-полупрозрачными стекляными дверьми обворожительно звучали пианино и нежные, проникновенные, прекрасные в своей возрастной неповторимости голоса:

                Синенькая речка,
                Зелёненький лужок.
                Бродит по лужайке
                Славный пастушок.

                Птички на деревьях
                Весело поют,
                А вокруг овечки
                Травушку жуют.

            Слова и мотив детской пасторали прерывал твёрдый голос педагога, чёткие команды, нужные наставления, очень динамичные и убедительные. В них отражалось что-то от здоровой муштры, экспансивной дрессировки: «Шире рты! Улыбайтесь!».

            Да, это и была, извините, именно дрессировка; методическое, изнурительное натаскивание на профессиональную артистическую выдержку, сценическую образотворческую утончённость поведение перед зрителями, присущие урокам мастерства в музыкальных училищах, консерваториях и театральных институтах.

                Солнышко всё выше
                Светит над землёй,
                Радуга сияет
                У нас над головой.

                Тёплый летний дождик
                Быстро кончился.
                Будет день чудесный –
                Только начался.

            - Шире рты! Улыбайтесь! Пританцовывайте! – звучит поставленный голос преподавательницы, а послушные воспитанники увлечённо выполняют её команды, чтоб заставить потом цепенеть от радости и гордости любимых родителей и других зрителей, которые увидят в выступлениях юных артистов не робкую самодеятельность, а то, что характеризуется высоким словом «Школа».

            Татьяна Акиньшина (от колыбели – Таня Поляк) родилась и выросла на Волге в славном Городце Нижегородской области. Эта благословенная земля с её известными всему миру хохломской, семёновской и городецкой росписями, с её пушкинским Болдино, Максимом Горьким, Андреем Мельниковым-Печерским и Валерием Чкаловым формирует цельные человеческие характеры, растит самобытные таланты и саму русскую культуру, одну из ярчайших в мире.

            Из источников этой древней культуры отведала целебного напитка и мама Тани Поляк, которая и увлечённо поёт песни, и народные обычаи знает. От мамы певческие способности передались дочке, а та уже совершенствовала их в школьной художественной самодеятельности, в нижегородском музыкальном училище, пока её талант ни заметили вологодские вербовщики, занятые поиском юных дарований по всей России.

            Заметили, пригласили 16-летнюю Танечку в Череповец, и стала она солисткой Государственного ансамбля народной музыки, песни и танца «Русский север», в составе которого в 1991 году пела со сцены знаменитого московского концертного зала.

            Вот что сообщалось о том событии в центральной прессе СССР:
            - На этот раз север напомнил о себе не вторжением масс студёного воздуха, а мотивами древних крестьянских обрядов, календарных праздников и обычаев русского севера, прозвучавших в зале имени Чайковского в спектакле «Круглый год». Коллектив 45 молодых артистов, прошедших сквозь сито Всесоюзного конкурса, – существует с марта прошлого года. Все исполнители – «многостаночники»: они поют и танцуют, и участвуют в хороводах, и играют на разных инструментах – а среди них есть и такие редкостные, как рожок, лудду, рубель, брелка, барабанка.

            У Татьяны Акиньшиной есть огромный диск с концертами её знаменитого ансамбля. На нём она, 16-летняя девушка, сфотографирована в кругу артистов ансамбля, поющих на посиделках в стилизованной русской избе.

            Содержание того диска захватывает, ведь он является своеобразной звуковой книгой о немереных глубинах и богатстве души великого народа, его психологии, мировосприятии, народных праздниках, обрядах и традициях, о многогранном и многоцветном певческо-танцевальном искусстве….

            Татьяна Акиньшина, исполняя с ансамблем всё, что записалось на диске, стала полноправным соавтором этой поучительно-познавательной музыкальной книги. Она разумом и сердцем прикоснулась к её сокровищам и сейчас с глубинным знанием дела передаёт те богатства своим воспитанникам, а они с любовью воспринимают их, переплавляют в чутких душах и одаривают ими благодарных слушателей, которых собирают огромными аудиториями от родной творческой обители на проспекте Тракторостроителей до гостеприимного Дворца культуры самих тракторозаводцев и, как это случилось нынешней весной, аж до самой главной концертной площадки нашей столицы – зала «Украина», где «Сударушка» накануне парламентских выборов выступила в большом гала-концерте.

                Моя публикация в газете «Темп» ХТЗ 5 июля 2002 г.


Рецензии