Подготовка профессионалов

В России обозначилась проблема кадрового дефицита. Причем практически во всех отраслях экономики, государственной службы, социальной сферы.

Прежняя система государственного планирования объемов и качества профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства по отраслевому принципу приказала долго жить. Современная модель с ориентацией системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения и бюджетным обеспечением подготовки по госзаказу фактически не работает.

Возникла необходимость построения новой системы профессиональной подготовки. Но какой? Специалисты приводят в качестве примера для подражания ряд национальных программ.

Шведскую модель организации взаимодействия рынков профессионального образования и труда отличает высокий уровень государственного регулирования:

·                поощрение мелкого и семейного предпринимательства государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцем лишь на 10% (до 70% – государственными субсидиями и на 20% – кредитами), а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

·                обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы на территории, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

·                предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

·                организация общественных работ (в основном для молодежи) на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50–100% средней зарплаты по данной профессии;

·                финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

·                специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

·                стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В данном случае для нас чрезвычайно важным аспектом данной системы является внимание к самым уязвимым слоям населения, создание возможностей людям укрепиться в жизни, почувствовать уверенность в себе, свою нужность. Нынешние призывы развивать малый и средний бизнес без создания подобной системы попросту бессмысленны. Если не выражаться грубее.

Прежний опыт значительной части населения относится к труду в больших коллективах, при достаточно высокой дифференциации профессий. Сейчас он востребован в значительно меньших объемах, просто в силу новой технологической революции.

Занятость на российском рынке труда с 1999 г. выросла на 5 млн человек и в 2006 г. достигла 68 млн человек. При этом занятость в крупных и средних компаниях сократилась с 42 млн человек в 1999 г. до 30 млн человек в 2006 г. А общая занятость на неформальном и полуформальном рынке труда, напротив, выросла. В т.н."серой зоне" работало до 30 млн человек.

Кризис повлек сокращение занятости. И усиление конкуренции на рынке труда.

Проблема увеличения занятости в малом и среднем бизнесе – главная с точки зрения начальной профессиональной подготовки, прежде всего для сферы услуг.

И здесь вполне уместна система курсов, годичных училищ. Либо система наставничества с соответствующей компенсацией из фондов занятости.

Система наставничества восходит к исторической традиции, когда для проникновения в цеховую корпорацию претендент обязан был длительное время выполнять функции помощника мастера. За этот период он овладевал секретами профессионального мастерства, т. е. проходил своеобразный курс практического обучения.

В ФРГ многие молодые люди начинают производственную деятельность в качестве подмастерьев в различных малых предприятиях, общее число которых в ФРГ достигает более миллиона. Преимущество такой схемы для государства состоит в минимизации уровня расходов на производственное обучение. Кроме того, воспроизводство трудовых ресурсов носит естественный характер, позволяет обеспечить относительно равномерное распределение рабочих рук в стране. Создаются условия для развития небольших населенных пунктов и провинций, уменьшается миграция трудоспособной молодежи в мегаполисы.

Вместе с тем система обучения подмастерьев имеет некоторые недостатки. К ним можно отнести узкую специализацию, что создает препятствия для профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры руководители малых предприятий не расположены к найму неквалифицированной молодежи.

Еще одним вариантом первичной профессионализации молодых людей в ФРГ является модель «трудового года». После получения общего среднего образования выпускник может подать заявку в земельные органы социального обеспечения или благотворительные организации (чаще всего существующие при церкви, но с государственным финансовым участием) о своем желании отработать один год в рамках социальных проектов. Как правило, речь идет об экологических, образовательных, культурных мероприятиях. Молодые люди, прошедшие конкурсный отбор, в течение года выполняют соответствующую деятельность за чисто символическую плату. Государство или церковные фонды компенсируют расходы на наем жилья, питание и предоставляют незначительную сумму наличными. Предполагается, что в ходе «трудового года» человек получает возможность уточнить свои дальнейшие планы. При этом он приобретает навыки трудовой деятельности и ключевые (общие для любой профессии) профессиональные компетенции.

У нас о подобной практике заговорили в ходе дискуссии по альтернативной службе. Как заговорили, так и замолчали. Закон есть, альтернативной службы нет. Можно, кстати, отметить, что при нынешнем соотношении проходящих службу и избегающих ее альтернативная служба на приемлемых условиях в форме различных общественных работ вполне актуальна.

Что касается профессий с повышенными требованиями к работнику, то возможен вариант традиционного профессионально-технического училища, но действующего на базе современного предприятия. Либо нескольких предприятий.

Например, в Красноярском крае Боготольское профессиональное училище N 7 готовит специалистов для работы на современных пассажирских электропоездах, благодаря сотрудничеству с Боготольским локомотивным депо: училище заключило договоры с предприятием на каждую учебную группу, на каждого ученика. Каждый ученик закреплен за конкретной рабочей бригадой, рабочие – наставники молодежи.

Красноярский профессиональный лицей N 52 после некоторого перерыва восстановил сотрудничество с АО "КрАЗ". Предприятие провело реконструкцию кабинетов электротехнических, станочно-слесарных, электрогазосварочных дисциплин, учебного комплекса автодела, кабинета литературы. Завод помогает в оплате труда мастеров, дает возможность проходить практику ребятам на сложном современном оборудовании. В результате лицей стал готовить кадры, на которые возник спрос у других предприятий: "Красмашзавода", "Гортеплоэнерго", "Водоканала".

ПУ-14 Лесосибирска наладило партнерство с 40 предприятиями и организациями. Более половины выпускников приступают к работе, уже имея высокий разряд. Благодаря сотрудничеству с работодателями, в училище прекрасная спортивная база.

Только заинтересованный работодатель должен определять, чему и как учить будущие кадры. По такой формуле построена система профессионального образования в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Франции и других развитых странах.

Центры профессионального образования, аналогичные российским профессиональным училищам, существуют в ФРГ. На них возложена миссия подготовки квалифицированных кадров для предприятий индустрии, сервиса и аграрного сектора. Процесс обучения занимает три года. При этом в течение первого года учащийся знакомится с теми профессиями, по которым осуществляется подготовка в данном образовательном центре. Учащийся может попробовать свои силы в разных секторах. Специализированное обучение начинается со второго года пребывания в учебном центре.

Такая схема «приближения» образования к запросам рынка труда должна уменьшить число ошибок при выборе профессий, когда люди принимают решения на основе стереотипов или неполной информации, а после более близкого знакомства с будущей специальностью разочаровываются в своем первоначальном профессиональном выборе. Кроме того, возможность познакомиться с азами профессиональной деятельности по максимально широкому спектру профессий и специальностей создает более благоприятные возможности для последующего переобучения.

Для концернов многих развитых стран характерна организация специальных центров, ведущих профильную подготовку кадров. В частности, во Франции существуют отраслевые, а в ФРГ – межзаводские центры, которые обычно являются мощными подразделениями корпорации. Программы обучения строятся, исходя из запросов предприятий и связаны с процессом структурной перестройки и технического перевооружения производства.

Во многих странах существует система заказов на специалистов со стороны определенных цеховых объединений и крупных компаний. Существуют и цеховые, профессиональные организации, занимающиеся трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования.

Многие крупные компании готовят работников сами. К примеру, автомобильная корпорация «Форд», французская «Рено» фактически своими силами полностью обеспечивают себя квалифицированными кадрами. Что касается содержания обучения, то обычно выбираются наиболее приоритетные направления. Так, на «Сименс» подготовка ведется по 50 дефицитным профессиям, у концерна «Крупп» персонал проходит 4 ступени в зависимости от квалификационной и базовой профессионально-образовательной подготовки, а на «Дженерал-Электрик» образовательная сеть включает свыше 1000 курсов, индивидуализированных под разные категории работников.

Сейчас много разговоров идет о депопуляции России и необходимости использовать миграционные процессы для насыщения рынка труда работниками из других стран.

Можно напомнить, что особенностью германского рынка труда является высокий уровень трудовой миграции. В свое время в эпоху «западногерманского экономического чуда» наиболее низкооплачиваемые и малоквалифицированные рабочие места занимали выходцы из Италии. Затем им на смену пришли турки и югославы. Сейчас достаточно много поляков, россиян, украинцев.

Поощрение трудовой миграции стало среднесрочным решением проблемы кадрового дефицита. В долгосрочной перспективе данная модель создала не только политические, но и ряд сложностей социально-экономического характера. Только первое поколение иностранных рабочих может рассматриваться как источник дешевых трудовых ресурсов. Их дети стремятся получить образование и уйти из этого сегмента рынка, где преобладает спрос на неквалифицированную рабочую силу. Возникает потребность в новых гастарбайтерах.

Кроме того, большое количество иностранной рабочей силы увеличивает конкуренцию на рынке труда. В последнее десятилетие в ФРГ сохраняется довольно высокий уровень безработицы, уровень которой, по официальным данным, превышает сегодня 10%, и она все чаще принимает застойный характер. Поиск работы стал длительным состоянием для большого числа молодых людей.

Важно учитывать то, что система начального профессионального образования решает не только экономическую, но и важную социальную задачу. Если оставить за бортом профессионального обучения 15-17-летних подростков, то неминуемо следует криминализация и дестабилизация в обществе.

В основном учащиеся системы НПО - это дети из неблагополучных или малообеспеченных семей.

 

Заключение

Реализация проблемы начальной профессиональной подготовки требует создания государственно-частного партнерства. Причем важно учесть необходимость введения ранней профориентации на уровне школ, дифференциации системы школьной подготовки.

Данное партнерство предполагает со стороны государства законодательное и финансовое обеспечение вакансий рабочих мест для выпускников системы начального профессионального образования, либо оплату наставничества.

Для крупных и средних предприятий должны предусматриваться налоговые льготы в части материального перевооружения профтехучилищ.

Со стороны предпринимателей должны инициироваться изменения программ подготовки, участие специалистов в учебном процессе.

Оплачиваться учеба лучших выпускников в высших учебных заведениях с последующим их трудоустройством (естественно, с определенной отработкой).

Одним словом, эта важная государственная и социальная проблема должна решаться всем миром.


Рецензии