Из записок матёрого графомана. Для поэтов

 Чтобы не вводить читателя в заблуждение, давайте договоримся о термине "графоман". Здесь под этим словом подразумевается человек  пишущий стихи ради собственного удовольствия, чтобы блеснуть перед родными и знакомыми, выступить на самодеятельном концерте.
   О клинических случаях, вроде Андрея Васильевича Беззубкина (имя изменено), который за семь лет обучения в литературной студии так и не понял, как надо писать "крепкие" стихи, здесь речь не идёт.
   Да, у нашего "графомана" есть определённые амбиции и, может быть, он втайне даже мечтает прославиться, но он хорошо понимает: что у него слабая рифма, ритм имеет нарушения, он не может создавать ярких ёмких стихотворных образов, но он хочет исправить свои недостатки.
   Если вы узнали себя в этом описании, читайте дальше.

                Как писать.

  Для обычного обывателя опытный графоман не отличим от поэта, поэтому в первую очередь надо оттачивать рифму и ритм. Запасайтесь литературой: вначале вполне достаточно книги Николая Шульговского "Занимательное стихосложение", Москва, 2009г. и мощного, на восемьдесят тысяч слов "Толкового словаря русского языка" Ожегова. Я ещё использую  "Словарь иностранных слов". Не забывайте и справочники на родной Стихире. Далее я постараюсь изобразить процесс доработки написанного стихотворения до более-менее приличного вида.
Использую свой стих, написанный в начале ноября.

Прощание.

Про несчастную любовь
Я стихи писать не буду,
Просто я тебя забуду,
Так, что деньги приготовь.
И пойди, купи букет,
Чтоб положить на могилу
Нашей страсти, что остыла -
Даже искры больше нет.
Я и ты, вдвоём стоим
И положены букеты
На плиту...Уносит ветром
Сожалений горький дым.
И глаза опять блестят -
Не от страсти, а от боли:
Мы свои сыграли роли,
А другие, как хотят.

  Рифма буду - забуду в нормальных стихах не используется. Вообще рифмы слабые: букет - нет, стоим - дым. Концовка стиха должна быть наиболее яркой в стихе, а здесь она какая- то тусклая. Плюсы только в том, что соблюдается ритм, сюжет не размазан на 50 строчек и, что интересно, удалось написать стих обезличенно: вроде это говорит женщина, а может и мужчина? Требуется доработка.

   Рифму буду - забуду временно устраняю изменением третьей строчки на "Верю - встречу своё чудо", при этом теряется рифмовка в начале строк Про - Просто, но зато формально всё хорошо.
В 6 и 7 строчках встречаются слова Чтоб и что. Слова Чтоб, уж, ведь - слова паразиты у начинающих поэтов и надо стараться их избегать, особенно как здесь близкое сочетание чтоб-что, изменяю шестую строчку "Может сходим на могилу" и дальше можно оставить "что".
В 10 и 11 строках "положены букеты...уносит ветром". Пытаюсь улучшить - "возложены букеты...разносит ветром" вроде получше, тем более далее упоминаются слезящиеся глаза, а если уносит ветром, то они должны меньше слезиться.
Последнюю строчку заменяю на "Как могли, авось простят." - рифма улучшилась, но всё равно что-то не то и надо дорабатывать стих дальше.
На эту вторую редакцию стиха потребовалось 3 часа чистого времени.

Про несчастную любовь
Я стихи писать не буду,
Верю - встречу своё чудо (Просто я тебя забуду,)
Так, что деньги приготовь.
И пойди, купи букет,
Может сходим на могилу
Нашей страсти, что остыла -
Даже искры больше нет.
Я и ты, вдвоём стоим
И возложены букеты
На плиту...Разносит ветром
Сожалений горький дым.
И глаза опять блестят -
Не от страсти, а от боли:
Мы свои сыграли роли,
Как могли, авось простят.

   Заканчиваю самокритику своего стиха "Прощание":
в последней строке заменяем слово "могли" на "смогли", так вроде правильнее. В соответствии с книжкой Николая Шульговского "Занимательное стихосложение" конечные слова в строчках стиха можно отнести к рифмам, конечно лучше всего было бы срифмовать не букеты - ветром, а что-нибудь типа
"Я стою трясу букетом, Жду тебя у турникета...(это его, милого, нервная дрожь колотит), но пока лучше не получается.
Окончательный вариант:

Про несчастную любовь
Я стихи писать не буду,
Верю - встречу своё чудо,
Так, что деньги приготовь.
И пойди, купи букет,
Может сходим на могилу
Нашей страсти, что остыла -
Даже искры больше нет.
Я и ты, вдвоём стоим
И возложены букеты
На плиту...Разносит ветром
Сожалений горький дым.
И глаза опять блестят -
Не от страсти, а от боли:
Мы свои сыграли роли,
Как смогли, авось простят.

   Отзыв местной (группа стихоплётов около 5000 участников) критикессы Марго:
" - что касается написания - на пятерку. То бишь читается ровно и без запинок. Но! По-моему концовка вышла удачнее начала. Лично меня коробят строки:
"...Так, что деньги приготовь.
И пойди, купи букет,
Может сходим на могилу
Нашей страсти, что остыла..."
Я бы изменила на что-то более соответствующее ровно-лиричному тону."

   Моё пояснение (и ответ Марго): стих написан от лица женщины в лёгкой истерике и смысла в дальнейшем изменении не вижу.

   Закончим о том, как писать.
   Не надо зачитываться классиками.К примеру, я ,в школьные годы, вместо рекомендованного десятка стихов Пушкина, прочитал все его стихи и повести, вместо пяти рекомендованных стихов Есенина весь его трёхтомник и т.д. В результате я как-то с ужасом понял, что полузнакомая строчка, выползающая из под моего пера - это начало "Евгения Онегина"! Сейчас я уже смело отвечаю рецензенту: "А я что-то слышал про него, но стихов не читал!",когда мне написали, что это хорошая пародия на стихи Ронсара. Это мне написали (завидуют!) на сервере Рифма ру,не найдя недостатков в стихе "Я - герцогиня!" Изучайте и оттачивайте технику, а для образца рекомендую прочитать десяток-другой стихов классиков жанра (при изучении хокку я читал Иссу).
   Если вы боитесь пародистов, то к вашим услугам: хокку, танка и другие экзотические твёрдые формы стиха. Хорошая пародия должна имитировать чужой стих и пишется в том же ритме и размере и я пока не встречал пародий в виде танка и хокку. С другой стороны, пародия - это бесплатная реклама и может привлечь дополнительных читателей. Решайте сами.

                Как себя подать.

   Своим фото, вы должны потрясти читателя и хорошо запомниться ему зрительно (у многих этот вид памяти работает лучше всего).
   Для мужчин, можно что-нибудь отвратительное: например Э.Суровый использует картинку монстра-бомжа с портала демотиваторов. Можно ввести картинку какого-нибудь мужественного крутого мужика, чтобы сразить женщин наповал.
   Для женщин, хорошо запоминается мужикам лёгкая эротика (здесь Стихира и не надо пережимать с обнажением). Яркий пример - белокожая женщина с голым животиком на чёрном фоне, в надвинутой до подбородка шляпе - такое не забудешь.На мужиков ещё заманчиво действуют фото типа: тёмный силуэт, во весь рост или с головы до середины попы, в проёме двери (естественно, фигуру надо использовать хорошую - можно подружку и т.п.). Одно НО, с таким фото придётся писать только любовную лирику, иначе сочетание выходит неестественным.
   Постараюсь, в скором времени, показать это и на собственном примере и заменить подлинное юношеское фото на что-нибудь покруче.
   К резюме для читателей необходимо также подойти ответственно (но фото в разы главнее). Категорически не рекомендуются фразы, как у Е.Т. типа "Буду стирать идиотов, неграмотных и т.д." - вам будут бояться писать (Е.Т. велик и может себе это позволить, а мы - см. начало записок). Резюме должно быть коротким и запоминающимся, можно подпустить таинственности или юмора, как кто сможет.

                О чём писать.

   В социальных сетях интернета существует множество групп стихоплётов. Одна из мощнейших (более 154 тыс. участников) называется "Стихи... любовь... и всё, что с этим связано". В этой группе идёт на "Ура!" любовная лирика и стоит сплошной визг с восклицаниями типа: "Ах, прямо как у меня было!". Если вы хотите прославиться в такой группе, то достаточно написать порядка пятидесяти ритмичных, более-менее зарифмованных стихов о любовных переживаниях, встречах, разлуках и т.п. Однако, любые стихи на другую тему, в такой группе практически никем не воспринимаются.
   Универсальным, для местной известности (в коллективе, школе да и на Стихи ру), является умение написать качественное сатирическое стихотворение, пародию или частушки и шуточные короткие легко запоминающиеся стишки. Это хорошо видно и по эстраде - целые толпы пародистов почти ежедневно мелькают на экране, зарабатывая неплохие деньги.Плюс пародирования ещё и в том, что не надо ломать голову над стихом: берётся и обрабатывается в сатирическом ключе готовая идея или пародируемый стих бывает настолько смешон, каким-то своим ляпом, что быстро порождает ответный.
Например: строки из стиха Андрея Паршикова
"...Сверкая стали синевой,
Прожорливой пиранью.
Порежет болевой."
   Прочитав такое, я был настолько потрясён, что за полчаса написал пародию в 34 строки (обычно я пишу стихи в 12-16 строк).К сожалению Андрей удалил все свои "творения" из группы, когда я неосторожно написал ему, что буду писать пародию и у меня остались распечатанными только два его стиха, которые я перечитываю, когда мне надо посмеяться.
   Кстати, для боящихся пародий: достаточно трудно написать пародию на пародию. Хочется закончить эти рекомендации душевными строками из второго (грустного) стиха Андрея Паршикова:

Пускай стихи - слова,
Захочешь и пиши,
Но разболится голова -
В них есть и капелька души.

                Создание ярких поэтических образов.

   По этому вопросу я могу посоветовать только самый минимум,т.к. сам легко придумываю только сюжет, но изобразить ярко и оригинально затрудняюсь. Как пример приведу два своих хокку:
              Ваша критика,
              Помогает мне расти
              В мастерстве моём.
   Это хокку "пустое", в нём нет никакого скрытого смысла.

                Багровый закат -
                Многих краснеют лица
                В конце праздника.

   В этом хокку помимо прямого описательного, лица действительно краснеют от лучей закатывающегося солнца, второй лёгко угадываемый смысл - краснеют от вина. Я вкладывал ещё смысл: заканчивается праздник (жизнь) и у многих и у меня тоже,сосуды склеротически расширяются на лице и лицо краснеет. Что интересно, один мой знакомый (старше на 25 лет) нашёл и свой "политический" смысл - это говорит, после взрывов, пожаров и катастроф всё больше людей "краснеют", то есть становятся убеждёнными коммунистами.
   Закончу мои записки стихом Олега Oz. Степанова из вышеупомянутой группы "Стихи, любовь..." Он является одним из лучших поэтов в группе и пишет не только о любви , но и много серьёзных стихов.
                Не буду я голосовать
                "На троечку иль на отлично"
                Решил вот здесь я написать:
                МАТЁРЫЙ, ПИШЕТЕ ПРИЛИЧНО!
   От молодого самоуверенного поэта получить такое стихотворное признание не так-то просто. Успехов Вам в нашем нелёгком поэтическом труде!

2010г.
   


Рецензии
Растёшь тёзка! Уже графоманов учишь. По-моему это бессмысленное занятие. Или ты желаешь стать гуру?

Вячеслав Вячеславов   09.02.2012 00:28     Заявить о нарушении
Некоторые читают и благодарят - значит что-то полезное узрели.

Вячеслав Лобанов   09.02.2012 09:15   Заявить о нарушении
Дорогой тёзка, перед словом ЧТО не всегда ставится запятая, и в Вашем случае это именно тот случай. Уберите её.

Так, что деньги приготовь.

Но, пишешь намного лучше, чем говоришь. Это хорошо!

Вячеслав Вячеславов   16.08.2013 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.