Прививка от жестокости

               После  ночной  смены  я   иду  на   рынок.  Согласно  «директиве»,  написанной  на  небольшом   листочке  бумаги  женой,  отовариваюсь  и   иду  к   остановке.  Мой  путь  пролегает   через  сквер   с   фонтанчиком.   Там   стоят    скамейки.   На  одну  из  них  я  присяду  и  отдохну.    Мой   отдых  это    сигарета  и  отрешенное  созерцание   всего,   что  туда-сюда  снует  у   меня  перед  глазами.

        Будний   день.   Люди   спешат  по  своим  делам.  Поодаль   стайка   голубей    мерно   вышагивает   по   плацу   сквера  в  поисках  пропитания  :  они  клюют   что-то   невидимое  для   моего   глаза.  Случайные  громкие звуки  пугают  их,  они  дружно,  как  по команде,  перелетают на  небольшие  расстояния и  продолжают  поиск  шелухи  семечек,  крошек  и  еще  чего-то.  Медленно,   но  верно,  они  смещаются   в   мою   сторону.  Все   голуби   попрошайки. Вот  они  обступают   меня  на  расстоянии  вытянутой  руки,   замирают   и   молча   ждут   проявлений  моей  щедрости. Придется   делиться.   Я   отщипываю  кусочки   от   буханки   хлеба   и   начинаю   методично   подбрасывать  их    голубям.  Все   приходит   в  движение.   Один  из   голубей   прихрамывает.  Это  голубка.  Одна  ножка  у  нее   противоестественно    вывернута  куда-то   вбок.  Все   попытки   ее   добежать   первой   до  крошки  хлеба   тщетны -  она  не  успевает.   Иногда   она   присаживается  и  смотрит  в  мою   сторону.  Бедняжка…   Иду   на   помощь.  Теперь   я  бросаю  крошки  в  сторону   несчастной. Только  не  пугайся,  глупая…  Не   всё,   но  что-то   достанется  теперь  и  тебе.  Я   увлеченно   рассчитываю  траекторию   полета,   скученность  голубей  на   пространстве   перед  хромушкой,   выбираю  момент   для   броска.  Результат   среднестатистический  :  фифти-фифти.  Неплохо.  На  звуки  шумного   кормления   прилетают   шустрые   и   стремительные   воробьи-разбойники.  Переключаю  внимание на  них. Погонял  я  ваше   племя   в  детстве…

                Удивительна наша  память. Она избирательна. Почему я в  мельчайших   деталях  помню  отдельные  события и  совсем не помню других ? Память  хранит все  яркое ,   поразившее  меня.  Как  радостное  так  и  печальное.  А   зачем  помнить  серое  и  невзрачное ?  Оно  нам  ничего не принесло, не  прибавило. Оно   было, но его  я  не  помню, значит  как  бы  не  было…Странно..Вот  и  воробей. Смотрю  на  него,  а  сам   мысленно  возвращаюсь  в детские  годы…

                Ощущение  свободы   пьянит.  Дышится   легко – в  полную   грудь.   Я   один   дома.  Ну  и   что ?  Подумаешь  - один.. Нет-нет,  послушайте… Я  один   дома,  мне  десять  лет. Родители  на  работе. Сестры уже взрослые :  живут  отдельно.  С   утра   до   вечера  я  предоставлен  сам  себе.   У   меня  есть   обязанности – их  много.   Прополка  грядок  на  огороде,  уход  за  домашним  подворьем :  накормить,  напоить – в  посудинах  всегда  должна  быть  вода,  проследить  за  порядком  их  существования,  сбегать в  сельпо за  хлебом, что-то  ещё  там  прикупить…
 
         В  обед я   иду  за  деревню  на  выпас  коров. Соседка  тетя  Нина   подоит  нашу  Ягодку.  С   бидончиком  молока  в  руке   я ,  изгибаясь  от  тяжести,  несу  его  домой.    Солнце   палит.   Иду   босиком…подошвы  жжет   раскаленная,  растрескавшаяся   земля.   Моя  походка,  если  посмотреть  со  стороны,  походка  танцующего  мальчика:  временами  он  приседает,  потом   делает   короткую   пробежку.   Свободная от   бидона  рука  проделывает  замысловатые  движения  акробата, идущего по натянутому  канату.  Со  стороны   забавно  смотреть  на  меня :  мне  трудно, но  так  надо - я терплю.

   Как  хочется на  речку! У  меня  есть один  час  на  то, чтобы  искупаться,  поиграть в воде  с  друзьями  в  догонялки, а  потом  дрожащему, в  пупырышках  со  стучащими  зубами  упасть  на  песок  лицом  вниз,  сжаться  в  комочек. Постепенно  согреваясь  от  горячего  песка  и  жаркого  солнца, начинаешь  испытываешь  тягучее  чувство наслаждения..По  небу  плывут  облака -  мы  смотрим  на  них  и  наша  буйная  фантазия  находит  в  них  причудливые  образы и   картины. Как интересно! Пора  возвращаться  домой – ведь я хозяин,  на  мне  дом. Еще надо наносить  из  колодца  воды  - вечером  надо поливаться в  садке..

                Еще одна беда - воробьи. Они  как  саранча : налетают и пакостят  на  своем  пути.  Мне  приходится  с  ними  воевать. Пугало  уже  не  справляется  со  своими  обязанностями - воробьи  игнорируют  его. Понятно  почему  - старенький  халатик на  шесте  выцвел,  рукава обветшали. Консервные  банки,  издающие глухие  звуки при  порыве  ветерка, просто  фон, он  не  опасен -  воробьи  это  усвоили.  Кыш-кыш…  тоже  не действует. Есть рогатка –стрельба  наугад,  по  направлению. Уже  лучше. Через  какое-то  время  все  повторяется. Есть  воздушка  - нет  пулек. Что  делать? В  один  из таких  дней, похожих  друг  на  друга  как  близнецы, мне  приходит в голову  мысль : если  убить  воробья, пусть  даже  одного,  другие  испугаются  и  не  будут  лезть к  нам. Я  раз  и  навсегда  покончу  с   воробьями-разбойниками!

      Муж  сестры,  уезжая  по  делам в город, оставил  у нас на хранение  мелкокалиберную винтовку. По  простому  -  мелкашку. Она  стояла  в  платяном   шкафу  за  шубами  и  другой  зимней  одеждой. Были  и  патроны – я знал  где  они  лежат. В  присутствии  отца  мне  разрешалось  брать  мелкашку.  Тактильные  ощущения  непередаваемы – это  ритуал! Оружие, взятое  в  руки,  успокаивает,  придает  чувство  уверенности  и  силы. В  эти  минуты  я  чувствовал  себя  взрослым. Я  становился  серьезным  и  рассудительным…

              Итак,  я  решаюсь  на  поступок.  Мысль  завладевает  мной,  не отпускает - я  убью, я  должен  это сделать. Но как  взять  оружие ? Мне  же  запрещено..табу..  А  кто узнает ? Никто.. Я  буду  осторожен…  Сказано  - сделано.  И  вот   я  уже  в  пригоне. Подыскиваю  удобную  позицию. Удобнее стрелять с  упора. Стреляю  я  неплохо  - муж  сестры служил в  Кремлевском   полку, стоял  у  мавзолея, потом даже  был  разводящим - он  меня научил… Цель  передо  мной..    До  нее  метров  десять..   патрон  в  патроннике.. затвор.. Я  готов. Я  спокоен. Сердце почему-то начинает учащенно  биться…   Внезапно  мое  лицо, тело,  руки покрываются  липкой   испариной...

         Совмещаем  с  ней   мушку,  мушка  в  прорези… под   яблочко..Плавно  спускаю  курок.  Есть! Один  выстрел  и  цель  поражена ! Воробей  камешком   падает  с  крыши  на  землю. Стремглав  бегу   к  нему. Подбегаю  и  склоняюсь над  ним.  Пуля  прошла по касательной и рассекла  его  снизу вверх  -  я  вижу эту  картину  и сейчас :  маленькое  сердце  размером  с  горошинку  -  оно  еще  подергивается, розовые  лепестки  легких, сочится  кровь..

        Жалость  волной   окатывает меня..в  глазах  наворачиваются  слезы -  они  мешают  мне  смотреть. Потом  они начинают  капать,  прокладывая  дорогу  ручьям-потокам  моих  горьких  слез…   Я  плачу  беззвучно…   Тело  мое   сотрясается…   Зачем  я   это  сделал ?!  За-че-е-е-м ?!  Это  состояние  длится  неопределенное время. Я  беру трупик  и  несу  его  в огород. Выкапываю  ямку, заворачиваю  в листья  лопуха  и  кладу  в эту  могилку.  Засыпаю  сверху  землей - чтобы  был  холмик. Я  видел  как  хоронят людей  и  бессознательно  исполняю  обряд погребения. Из  прутиков сооружаю  крест  и   водружаю  его  над  могилкой. Постепенно  успокаиваюсь.. Мне  стыдно..  Я  даю   себе  слово  - никогда не  убивать. Никогда  и  никого.
 
                Я бы  мог  закончить  это  рассказ  такими  словами :  я  сдержал  свое  слово.  Я  больше  никого  и  никогда   не  лишал  жизни. Но это  было бы  неправдой.  Жить  в  обществе  и  быть  свободным  от  его  законов  невозможно. Жить в деревне  и  быть вне  законов, обычаев, уклада деревенской  жизни - невозможно  вдвойне. Конец  осени, начало зимы - пора забоя скотины…

              Надо участвовать.. Я  участвовал. Сам  не убивал, но участвовал.   Почему  я  отчетливо  помню  именно  тот  день ? Сдержал  ли я  свое слово ?  По  большому  счету  - нет.Но  этот день  ценен  для  меня  тем, что  он стал  переломным. Всем  своим нутром я ощутил, что  такое  жесткость  в  крайней  ее форме.Уже став  взрослым  я  понял : в  этот  день  я сам  себе сделал  прививку  от  жестокости..  Я  искренне  раскаялся  в  содеянном,  но никогда  и  никому  не  рассказывал  об  этом..   

          От буханки осталась половина… Молодцы птички божьи...клюйте-клюйте...  А  мне пора домой. Я  продолжаю свой путь.  Я иду  к  остановке.


Рецензии
Рассказ не очень хороший,но хороший.
А,что касается воробьев,то после того,как в соседнем с нашим
краем Китае перебили всех воробьев почти весь урожай был
уничтожен жучками типа божьей коровки.А у нас в деревне стали
тоже бедокурить,но местные воробьи не давали им особо распоясаться.
Потом в Китай стали эшелонами завозить наших воробьев.
К слову на войне делают прививку от доброты и люди невольно
становятся жестокими...

Виталий Поляков 2   22.06.2022 05:03     Заявить о нарушении
Виталий! Ну, что за оценка: не очень хороший, но хороший...
Вы меня рассмешили. Я описал то, что произошло в моём далёком детстве. И это как-то повлияло на меня. Не знаю уж каким бы я был не будь такого со мной случая...
Я не претендую на художественность зарисовки. Просто всегда писал ощущениями и только. Про китайских воробьёв помню. Ещё видел фотки с горами бедных птичек. Но это было позже.
Про войну не буду говорить. Обстоятельства из кого хочешь могут сделать чего не хочешь.
Спасибо за прочтение. Всех Вам благ!

Владимир Народнев   23.06.2022 09:45   Заявить о нарушении
Владимир,внимательно пересмотрите кинофильм"Весна на Заречной улице" и тогда кое-что поймёте из моего комментария.

Виталий Поляков 2   23.06.2022 12:22   Заявить о нарушении
Я понимаю, что первая фраза ключевая. Ну, напомните - смотреть весь фильм терпения не хватит сознательно ища изюмику....не томите, Виталий! Что там в фильме было?

Владимир Народнев   24.06.2022 06:47   Заявить о нарушении
Рыбников пригласил училку по литературе в клуб на танцы,а она красоткой была первостатейной.В клуб училка пришла и там к ней

подгреб местный позт,чтобы она оценила его творчество.И она его
оценила.Фильм я смотрел десятки раз и ее слова впечатались в
память.

Виталий Поляков 2   24.06.2022 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.