р-з, эмиль золя

             

         Эмиль Золя
     Листая  журналы  " Крестьянка ", затем  "Он и она", «Домашний  очаг»,  как -то вечером  я  случайно наткнулся  на  статью про  Эмиля Золя. Был  в 18 веке такой  всемирно известный  писатель.  И  после  ее  прочтения  захотелось высказаться, так  как  информация  о нем для  меня  стала  совершенно новой.

  Было  раньше  для  меня имя , а  сейчас я  знаю , что это имя  имеет вес  , рост , год жизни , и свою сложную и трудную нелегкую  судьбу, полную разных страстей  и увлечений. Он, Эмиль  был маленького роста, толстый , начинающий  лысеть мужчина, в  50 лет, флегматичный  по характеру, спокойный  и малообщительный. Он  был домосед и обжора. То   есть у  него была маленькая слабость - страсть , покушать мясного, в  частности хорошо приготовленную птицу.

   Уже   к  тридцати годам, он имел свою популярность, выпустил достаточное  количество  книг произведений.   К   этим годам он,  уже  знал что такое  любовь. Он  писал про нее и продолжал писать про нее всю свою долгую жизнь. И  когда  ему  настало  50 лет , когда  старость подала  первый  тревожный  звонок, он в  отчаянии,  как бы  проснулся  и зажил второй  яркой  молодостью.

   Он  бросился  догонять поезд своей  молодости. И   вот,  в  нем   проснулось что -то яркое  и страстное,  темпераментное. Он  влюбился  в  молоденькую прачку , которую неосторожно  наняла  его жена, респектабельная  к  тому  времени  дама, довольно известная  в  своем  обществе. К  этим  поворотным годам  его  судьбы,  он уже   создал себе состояние, у  него не было причин беспокоиться  о  своем  положении.

 Он многого  добился  своим  трудолюбием  и упорством. Его   чересчур смелые для  того  времени эротические сцены  любви  шокировали многих тогда испытанных пуритан  читателей. Его  произведения  порой  попадали под  запрет, но все же  находили дорогу  к  читателю.

   Ему   было все равно до всей  этой  шумихи в  печати вокруг  его имени. Он  был выше  этого. Его   герои , тщательно проработанные типажи , точные характеристики  были исполнены  мастерства и произведения  находили восторженные отклики в  сердцах почитателей.

   Его   герои не могли оставить равнодушными  многих и многих поклонников. Его   талант, к  тому  времени расцвел и блистал всеми  своими гранями. Его  талант еще  долго будет волновать многие  поколения , тем кому  дороги  и волнительны  чувства  , эмоции  , отношения  двух  любящих сердец.  Он  писал  о вечной  теме  , о стране  под назва-нием любовь. Все   пережитое, подмеченное   из жизни  ложились в  строки его  произведений.

   И  вот на  рубеже  своих  лет , когда  молодость  кажется  уже  прошла,  а  старость только постучалась   в дверь. На  этом  рубеже жизни,   он находит в  себе  силы  решительно поменять свой размеренный,  привычный,  сложившийся образ жизни.
Он  забастовал.  Это  случилось после  того как , его дорогая   Александрина, красивая  женщина (напоминаю) приняла  на  работу  к  себе  в дом молодую брюнетку  по имени Жанна.  Она   начала  замечать со временем некоторые странности  за  мужем, его рассеянность , его усталость.

   И  она , как любая  любящая  женщина , догадалась о причине  его странного  поведения. и начались различные  подозрения , ревность захлестывала ее  чуткую  женскую душу. Она   выслеживает  , узнает    место жительства своей молодой соперницы  и врывается в  ее квартиру, взламывая  замок, находит затем  в секретере  письма от Эмиля  и с  диким смехом  рвет их на мелкие  части, кидая их в  огонь камина.

   Почти  все  трепетные  , полные  нежности  письма  сгорели в  том  яростном  огне ревности и дикой  радости мщения, этой  разгневанной до нель-зя  женщины. Но  чувство любви , тихо  поселившееся в  груди Эмиля  было уже невозможно затушить никакими пожарными  мерами.

  Это  был всепоглощающий  костер взаимной  страсти. В  этом можно  убедиться  по его  выпущенной  за  этот период книги под названием «Доктор  Паскаль». Он  вновь, как в молодые годы, начал  с  особой  силой своего незаурядного таланта  творить прекрасное  и вечное.

   Конечно    жизнь подсказывала  ему  те или иные  сюжеты, его  вдохновение позволяло ему   в  эти годы  работать, как  никогда  плодотворно и насыщенно.  Так  на  старости лет (хотя  50  лет еще  не есть та последняя черта  жизни ), он  еще раз смог доказать  всем  окружавшим  его поклонникам, что нет предела  человеческому  таланту уметь говорить в блестящем стиле  о прекрасном  чувстве,  о силе  чувств в  своих  произведениях.

  Что  и в эти поздние  годы  , можно   делать вещи  изысканные  , величественные по своей выразительности  и мощи, кото-рым  могли бы позавидовать  и более  молодые писатели того времени. Именно  в  эти годы , на этом  этапе  жизни, можно сказать почти на  закате   своей  молодости , многие  мастистые  поэты и писатели творили свои неповторимые  вещи достойные восхищения. 

  Я   ошибусь ,  только на  йоту , на  миллиметр , если скажу, что именно в  этом  возрасте , когда  есть уже  в наличии наработанное  мастерство, жизненный опыт, есть эмоции , есть чувства  основанные на  духовности, на  мудрости , возможно  творить с  особенной  силой.

    И  этому  легко  можно найти подтверждения , если посмотреть на год издания произведения  и время  возраста  писателя. Возможно   в этом  возрасте  человеку  свойственно   предаваться  некоей  философии  жизни, предаваться  осмыслению   себя , как личности и переоценке всех  своих ценностей  внутри себя. Именно  в  этом  возрасте, когда    появляется некоторое  свободное  время для  размышлений, когда  позади, возможные,  сумбурные,  необдуманные случайные  связи - похождения.

    Когда   позади ошибки молодости,  основанные  на  влечении к  чистой  красоте внеш-них данных, появляются  новые мысли  о бренности  бытия , о цели и о смысле  жизни.
    Возможно  у  него была  мечта  иметь своих детей. У него так  как и не было своих детей  в  браке  с  Александриной.
      
  Рано   или поздно , каждый  из нас  , живущий  под этим  солнцем , осмысливает себя, осознает заново свое  тело, свою физическую сущность, ощущает заново себя во времени , в  пространстве, в  обществе, в контексте  того , чего  он  успел натворить в  своей жизни.
      
    И  каждый  раз мы  повторяем то или иное  открытие для  себя,  повторяем такие  же  мыс-ли и разочарования, сомнения.  Каждый   из нас,  рано или поздно отчитывается  перед своей  совестью, проходя  эти испытания  разумом долгими длинными вечерами одиночества в разные  сезоны времени года. (В  зависимости от того, когда он созреет ,  как  некий  плод , до какой-то зрелости ума  и души).
 
   Рано  или поздно, мы  сталкиваемся  с  суровой  действительностью реальной жизни, что бы  дать отчет себе, своим поступкам. Мы   сталкиваемся, как  маленькие  дети  с давно   известны-ми, обросшими мхом времени,  старыми  истинами.
 Но  каждый  раз  они кажутся нам  первыми откровениями, неизвестными никому  до нас жившим под этим солнцем.  Они  кажутся  нам самыми  верными, самыми истинными во всей вселенной.
   
    Хотя   все это, известно , как  давно  изобретенный  кем- то велосипед.  И  все равно не жаль того времени ,сил затраченных на  поиски  этих, не простых истин в  своей порой сложной  и трудной  жизни.            
   Не  всегда  оно, осмысленное, найденное,  определенное  место  своего положения в жизни  приносит нам радость и удовлетворение.
   
   Не  хватает  порой чуть - чуть , не хватает  чуть - чуть любви , чуть-чуть ласки , тепла. Не  хватает и  с этим ничего не поделать  и не исправить. Так   сложилось, так получилось  и срослось..

   Только  за  редким  исключением  у некоторых, все прекрасно  и восхитительно. А  некоторым, осмысление  самого себя  приходит тогда  , когда   уже  окончательно   ничего нельзя  попра-вить и сделать, когда  для  этого  уже  не осталось в  теле  ни сил ,  ни энергии.
   
    А   остальным,  приходится    признаваться  себе  в  том  ,что где  -то на  повороте немного занесла  нелегкая, и ты  не вписался  в  вираж  и судьба  сложилась не совсем так, как  надо бы. И  с этим  не поспоришь. Такова   жизнь. И  скорее  всего,  в этом  есть   вина, возможно  того времени, того уклада, тех особенностей  и трудностей нашего общества.
   
   Иногда  трудности быта , реалии нашей жизни не дают возможности  быть более  - менее  счастливыми в  личной  жизни, чем это  есть на  самом деле.  Просто  так  сложилось , что трудно думать о чем то возвышенном ,  когда  существует  постоянная угроза попасть под сокращение на  работе, когда  не хватает средств на  прожиточный  минимум.
 
   Что  еще  можно добавить к  вышесказанному? Если  бы  в  нашей  стране  все было прекрасно, то это бы  сказалось бы и на  более  удачных судьбах , отдельно взятых людей в  обществе.
   
  Иногда  осмысление  своего места  в жизни , нахождение своего «я», своего предназначения, выявление  акцентов  в  своей   сложившейся  судьбе приходит слишком  поздно.   Слишком  - это, (повторяюсь), когда  не остается сил  броситься  вслед уходящему  поезду   своей  молодости, поезду  своих неосуществленных желаний  и неиспытанных  до селе  настоящих, пламенных чувств.  Каждый  раз  страна  любви , страна переживаний  приходит в  душу  неожиданно и  врасплох.

   И  каждый раз,  в  неповторимом  праздничном  наряде  эмоций и впечатлений.       Праздник   души  становится  совершенно  не похожим  на  то , что было испытано и пережито  ранее  и кажется  лебединой  последней  песней.  Каждый  из нас  любил   и при том  не раз, и порой  без памяти.  Это  свойственно нам  людям ,  любить и быть любимыми.
 
   Об  этом  писалось    во  многих  произведениях. и каждый  раз это было похоже  на чудо , на  великое  таинство  , которое  случается  и оставляет в  душе  неизгладимый  след  на долгие го-ды. Оно, только оно, это необыкновенное  чувство  приносит успокоение  и радость бытия  в наших душах и страх смерти перед этим  отступает  и вечность становится  ближе, почти рядом.
    
   Рано   или поздно  , иногда  мы уходим с  праздника  жизни, с  этой  сцены  невольных   ак-теров  и актрис. Уходим  со  сцены , где  мы  играли самих себя , плохо ли хорошо, но играли , как  удавалось, как позволяли нам. Мы   играли находясь в  поиске  истин,  находя  равновесие  в  своей  душе, созидая   себя, созидая  по возможности других , кто живет рядом. Мы   идем порой ,  словно дети  во тьме  , взявшись за  руки , по сложившимся парам, падая  , вставая , набивая  шишки , плача от обид, от несправедливостей, и иногда от безмерного  неожиданно  обрушившегося  счастья.
   
   Приходится       испытывать  весь  "джентльменский  набор ",  который  любезно предостав-ляет порой судьба, или предлагает его, нам  доктор время.  Время   лечит  любые невзгоды  и огорчения, лечит людские  души своим  забвением  и хорошее всегда остается  рядом.
   
   Не  стоит забывать о тех , кто любит вас. Только  любовь  ближних  дает ту  энергию , ту  си-лу  ,что окрыляет нас , делает нашу  жизнь осмысленной  и полезной.  Человек ,  проживший жизнь сугубо для  себя  любимого,  не достигает  истинного своего предназначения. Так устроены мы, люди, что живем в  зависимости друг  от друга. И  счастливы  тогда,  когда  счастлив  кто- то  рядом по жизни.  Так   устроена человеческая   сущность.
   
   Об    этом   чувстве любви писал  в  свое далекое  время  Эмиль Золя  в  своих творениях о любви.
Он  писал  каждый  день  по сто своих регулярных строк и был как,  казалось ему  счастлив. Жизнь  шла размеренным курсом и вот пришло  время и он влюбился.
   
   Возможно ,  ему  захотелось  испытать настоящее чувство, и такое  случилось. Я   приведу  краткие  скупые  цифры , даты , отрезки его жизни, которая  состоялась  когда -то в  18  веке, когда не было телевизоров , а были в обиходе  в бытупростые  обыкновенные керосиновые лампы  и свечи в  канделябрах.
   
   Эмиль увлекался  едой и это было его слабостью. Его  руки летали над листом  бумаги с  гу-синым пером, и четкий  почерк  ложился на листы бумаги, рассказывая  о чьей - то боли , о чьей то страсти.

  Он  мог писать , излагать  свои мысли  четким  изысканным стилем.  Это  было его  профес-сиональным правилом    в его  любимом  деле. Это  было для  него  святое.  Это умение  прихо-дит с годами , путем неустанных трудов, кропотливой работы над словом. И  вот человек  стал тем, чем  планировал   стать. Он  построил себя , он достиг определенных успехов в своей  жизни.

  Его  жизнь хорошо описана во многих мемуарах тех лет. я  использовал  лишь некоторые факты  его  биографии из рассказа   под названием " Я постоянно приношу  тебе  огорчения", напечатанного  в  журнале  "Домашний  очаг" от октября  1997 года. Автор рассказа  Руслан  Киреев.. Вот  краткие  биографические факты.
 
    В  1864 году  познакомился  с  Александриной, в 1869 году  же-нился на  ней. Затем   в  1889  году увидел свою  вторую любовь по имени  Жанна. Допускаю , что не вторая, пусть будет под любым номером , это неважно. В   1889 году  между  Жанной  и Эмилем  зарождается на долгие  годы  взаимное  влечение, похожее   на  настоящую  страсть.  Любовь  пришла  к  нему почти на  долгие  десять лет жизни.  За  эти десять лет у него   появилось двое  малышей, которые появились  в  результате этой  любви.
   
   Через   эти десять лет его не стало. Он   угорел от  угарного газа в  своем собственном  доме.  Затем  Жанна,  в  последствии умирает на  операционном  столе и детей  усыновляет  Алексан-дрина. И  таким образом,  ее  любовь  к  Эмилю  переносится   и на  его двух детей. Александрина  дожила  до глубокой  старости, пережив все  в  своей жизни и предательство  близкого  ей  человека  и ревность и печаль. 

  Она   была  мудрой  женщиной, по своему  несчастной  в любви. И  все ее  чувства, все  ее  переживания  скрыты от нас мраком времени и  неизвестности. И  только свет , свет его яркого творчества , его вдохновения, как  свет далекой   звезды,  в его книгах  позволяют  нам  догадываться  о тех  или иных эмоциях и чувствах этой  незаурядной  женщины , бывшей  долгие годы рядом  с  великим  писателем того времени.
 
   Судя   по биографии, Эмиль пробыл холостяком  до тридцати лет ,  он упорно просиживал  массу  времени за  письменным столом. Он  был невероятно  трудолюбивым человеком, с фантастической  силой  воли. Так   подчеркивал  Руслан  Кариев  в  своем рассказе  о нем. И  к три-дцати годам своего возраста ,  он уже  не раз  был на гребне славы  и успеха..
       
   Как  - то проходя по улице  с  другом  художником  Сезаном, он сказал , что  вот идет де-вушка  по улице и что именно она  олицетворяет все -то  , что он пытался  выразить в  своих творениях.  Именно живая , естественная  жизнь женщин , ее проявления,  была целью Эмиля  Золя. И  к  тому , что бы запечатлеть, отобразить ее в  своих романах в полной  мере, он  шел всю свою жизнь.

  Он  преклонялся  перед  живой  человеческой  сущностью  и пытался  достичь  совершенства на этом  поприще. Ему   хотелось запечатлеть все  тонкие  моменты  очарования и таинства  женской,  непостижимой  для  ума  души.  Женщины   были его страстью , его бо-лью , его мучением. 

  Но  есть одна  тонкость , о которой хотелось бы  особо сказать  , приводя  его же  слова , что про любовь  он писал  в основном придуманной им в  воображении.  И  это ему  с блеском  удавалось, судя  по его успехам того времени.  И  только, когда  он встретил Жанну Розару, он действительно испытал , в полной  мере наяву, это глубочайшее  по силе  чувство. Он  осознал  , что любовь ,  как море , похоже  на  вселенную,  без конца  и края, и все это может вмещать маленькое  любящее  сердце женщины.
 
   Его  любили многие  женщины.
В  этом нет никакого секрета.  У  него  было  почти все,   о чем  может мечтать мужчина.  Но  все же  чувство, пришедшее к нему  на  закате  его  жизни застало его врасплох. В итоге, он  сбрасывает полтора  пуда  излишнего избыточного  веса в тот период своей жизни. Уже по этому  маленькому  факту , можно делать вывод  о переменах в  личной жизни..
      
    И  в  заключение   своего  маленького  рассказа о нем , написанного сразу
после  прочтения,  хочется  сказать, что есть много  в  жизни людей , так же достойно прошед-ших  свой путь и пронесших по нему факел своего вдохновенного  творчества. Есть  много дру-гих поучительных  примеров  и сюжетов  удивительных  историй,  о которых мы, возможно  не знаем.

    Есть  в жизни , в  прошедших  глубинах времени, в седой  старине  не мало  ярких  примеров прожитых  жизней  , достойных для  подражания , и достойных ,  что бы  восхищаться  ими. И  красной , главной  нитью  во всех этих  примерах, в  частности на  примере  жизни Э. Золя , можно   сказать,  что есть в этих прожитых жизнях  тот  яркий  свет вдохновения, свет душев-ного  огня , сил добра , частички  любви , которые неподвластны влиянию  времени.

   Оно, вдох-новение,   не умирает, оно вновь и вновь озаряет наши души своим  огнем,  и имеет способность  пробуждать   в нем его добрые светлые  качества.
   Это  оружие  доброе и вечное  против  косности , тупости , против  ханжества и эгоизма. И если  каждый из нас,  прочитывая  эти произведения,  становится  немножко другим , лучше ,  богаче, то  это и есть истинный  миг  счастья  для  человека ,  который  , когда -то  трудился , не покладая рук , сидя  за  столом  у  керосиновой лампы или у горящей  свечи.

   Который , возможно  сам горел , образно говоря, как стеариновая свеча  в пламени вдохновенья ,  оставляя  частичку себя  в простых строках  на бумаге,  в  словах , на   многочисленных страницах томов  и книг.
 Я  не призываю , немедленно   бросая  все свои дела ,  браться  за перо и бумагу, садится за  стол и начинать что -то творить, оставляя  себя  в  веках. Нет.

   Это  удел немногих  , тех  у  кого  есть какое -то призвание и особая  необходимость души ,  высказать все то ,что переполняет душу, что  заставляет волноваться сердца.   Каждому   из нас есть свое любимое  дело  , в котором он может выразить свое  творческое  кредо , свое  вдохновение, показать свои способности  и откровения. 

   Человек   так  устроен  , что ему   хорошо  и тепло, когда он способен  дарить радость другим , рядом  живущим  на  свете.  И  если,  вас  начнет  распирать  изнутри   радость полного  ощущения  жизни  , если вы  поймете  , что вас очень и очень много, то необходимо по примеру этого  маленького  толстого  человека по име-ни  Эмиль Золя , начинать творить  , что  то делать , пытаться делать. И  возможно у  вас  что -то получится.

     Потому, что есть крылатые слова - "Идущий  осилит дорогу".  Это  непреложная  истина.
     Истинное   вдохновение  человека  имеет свойство жить отдельной  своей  особой  жизнью  в  других сердцах и душах, пока  жива  любовь, пока  есть чувство. И даже  написанное  в  18  веке , оно не меркнет под тяжестью многих и многих  прошедших десятков лет и будет еще  долго  волновать и  тревожить сердца, способные  сопереживать и любить.


 


Рецензии