Письмо одинадцатое

Еще, будучи в Heim(е) я купил тоненькую книжечку под названием «Социальная помощь». Автор Клаудиа Вирт. Там прекрасным, доходчивым языком объяснялись очень скучные вещи. Что, сколько и когда, при каких обстоятельствах нам положено от государства в виде социальной помощи. Конечно, от земли к земле, и соответственно от города к городу условия отличались, но информацию надо было где-то брать. Не идти же в  Gemeind(у)  за каждым пустяковым вопросом. Так вот там, на последней странице была реклама следующей книги «Осторожно страховка» и все координаты что, где, почём. Эти книжечки по нашим понятиям стоили безумно дорого - 25DM штука. В мягком переплёте, в полтора пальца толщиной и полторы ладони величиной, но информация. Если мы в этой стране не туристы, то кроме языка мы должны знать свои права и обязанности. Что и как делается.

Кто из нас в 95-м году что-то знал или думал о страховках? У нас ещё был в памяти свеж Госстрах с его пыльными агентами, которых вы видели единственный и последний  раз в жизни, когда нужно было подписать страховой полис. Зачем? Что? Когда? Вам что-то невнятно бормотали и, увидев этот полис в своих документах, уже через месяц вы морщили лоб и не могли вспомнить. Что это за бумага? Правда и платили что-то, около семи, или одиннадцати копеек в месяц.

Здесь всё по другому. Немец без страховки шагу не сделает. Из дома не выйдет. У нас в Heim(е) один пацан на велосипеде выехал на автобан, что категорически запрещено и дядя, на навороченном Мэрсе уехал в отбойник. Так, когда он узнал, что у  пацана и родителей нет страховок, его чуть инфаркт не хватил от удивления. На пацана повесили 10000DM долга, который он будет выплачивать, когда пойдёт работать. И будет! Немцы таких вещей не забывают.

 Мы прожили почти полгода без всяких страховок. Оказалось, здорово рисковали, (Я не имею в виду  медицинскую. Тут нас застраховал социал, нас не спрашивая. Обязаловка). Есть одна страховка, которая называется страхование от нанесения ущерба третьему лицу. Например, я  пришёл к вам в гости и случайно опрокинул бокал с пивом на ваш дорогущий телевизор или синтезатор или диван, да мало ли что, так вот, страховка оплатит вам ущерб. Надеюсь теперь понятно, почему в кино, когда герой опрокидывает бокал с вином на платье героини, а по сюжету фильма оно стоит полмиллиона долларов, то героиня беспокоится только об испорченном вечере. Эту страховку,  даже оплачивает социал, правда до определённой суммы.

 И есть ещё огромная куча страховок в нашем случае, совсем не нужных. В этой книге громят капитальную страховку жизни, называя её кормушкой для деляг, она наиболее выгодна страховому агенту. Вдаваться в подробности не хочу, это выходит за рамки моего письма. И вот  на курсах по всем признакам обнаружился «дефицит», то есть «кучкование» с оглядками на перекурах. Замолкание, если подходит посторонний, да вам все эти признаки известны. Всем, кто родом из семидесятых - восьмидесятых - девяностых годов. Не буду  перечислять.

Случайно и я «сподобился» через две недели после обнаружения. Оказывается очень доверенный человек, аж из самого Кёльна (правда из  W. он уехал с месяц назад, жить в Кёльн) приехал в W., чтобы по старой памяти продать «по дешёвке» капитальную страховку жизни. Рассказал мне это «под большим секретом» наш сосед по парадному из Кременчуга. Я рассмеялся и принёс ему вышеназванную книгу. И случилось так, что одновременно со мной пришёл „доверенный человек, торгующий дешёвыми страховками“. Выглядел он, конечно очень импозантно. Хорошо за пятьдесят, густые седые волосы зачёсаны назад. Одет в костюм тройка. При дипломате, а приехал на последней  марки Мэрсе. Весь его вид  говорил о процветании. О том, что  его дела, а так же дела фирмы, которую он представляет, идут лучше некуда. Правда почему-то никто не задаёт себе вопрос, а на какие шиши? Ведь он, как говорится, не сеет и не пашет, ничего не производит, кроме красивых изречений. Неужели на них можно купить такой Мэрс и так одеться? Увидев в моей руке книжку, попросил посмотреть. Криво улыбнулся и сказал, что всё это чепуха. Я ему почему-то не поверил и пошёл домой.

Потом, позвонив  соседу по телефону, попросил, чтобы он сначала прочитал книжку, а потом подписывал договор. На что он мне сказал, что уже подписал. Правда  в Германии есть очень хороший закон, дающий право четырнадцать дней думать над  любой подписью, то есть в течение четырнадцати дней ты можешь отказаться (правда, письменно) от подписанного тобой договора. Этот закон распространяется на всё, и не важно какие оговорки делает тот, кто вручает договор. Они всё равно не законны,  и на них можно не обращать внимания. Через  три дня пришёл сосед. Поставил пузырь. Долго и длинно  благодарил. Ведь речь шла о десятках тысяч марок, если не о сотнях. Считайте сами  50DM или 100, 150, 200 в месяц на 30 - 40 - 50 лет. Кто как заключит. Да, деньги вы обратно получите и даже с процентами, но эти проценты гораздо ниже процента инфляции плюс вычеты агенту две - три тысячи, плюс различные сборы. Так что попадание на лицо.

Боюсь, красивому седому господину я здорово попортил репутацию и заработок, а на курсах «дефицит» начал  раскручиваться в другую сторону. Шёпотом:
- Он у вас был? А у вас? Гоните его в шею. Он жулик.
Для меня осталось загадкой, почему шёпотом? Почему оглядываясь? Ведь это он жулик! Он должен шёпотом, и оглядываясь! Вы можете переименовать государство. Уехать в другую страну. Улететь даже на Луну, но то, что в нас сидит от советской власти это с нами, по-моему, навсегда. Спросите быстро, что бы он не успел обдумать ответ, бывшего совка: „Ты против Советской власти“?! Почти всегда услышите «Нет»!!! в ответ, а уж потом «А»?, «Что»?, «Да, я». То, что в нас вбивали с рождения и почти до зрелых лет сидит неистребимо. Воры и жулики ходят  с гордо поднятой головой, считая народ вокруг себя быдлом, а честный человек почему-то шёпотом и только в своём кругу жулика называет жуликом, а вора  вором. Тогда в 95-м. Так казалось. Спустя десять лет могу сказать. Нет. Мы потихоньку, но всё-таки выздоравливаем. Процесс этот медленно, но идёт. И откровенным жуликам сейчас жить потяжелее, хотя дураков на их век хватает. И на неожиданный вопрос о  Советской власти я уже вряд ли отвечу -  Нет! - Хотя кто знает? Меня не спрашивали, а выглядеть хочется красиво.


Продолжение  http://www.proza.ru/2009/12/25/706


Рецензии
Валерий, всё, о чём вы пишите - интересно и познавательно. И написано хорошо с литературной и обычной точки зрения. Последние предложения как-то зацарапали и застряли в мозгу. Советская власть, была ли она мамой или мачехой? Вы спросили, а как бы я ответил? Раньше, при советской сказал бы однозначно «ПРОТИВ», не думая и не сомневаясь ни секунду. Почему против говорить не буду, потому, что придётся долго объяснять от царя батюшки и семейных традиций.
Теперь вы отвечаете: сегодня нет, не против советской власти. Я тоже сейчас считаю, что нашему поколению и мне лично лучше бы завершить жизнь при советской власти. Почему?
Да потому, (не буду говорить за всех моих ровесников, но мнение их идентично моим суждениям), что при всей дурости советской власти, над которой мы смеялись на своих «кухнях», рассказывали анекдоты, переживали нелепости парткомов, хозпартактивов и других несуразностях, мы, народ были социально защищены от произвола чиновников, бандитов и так называемых новых русских.
Мы не были защищены от произвола КПСС, но они этот произвол не раздували. Годами не менялись правила игры и народ приспособился к нему (не будем говорить на лагерную тему – она, слава богу, ушла). Царствовала советская идеология, с которой мы потихоньку свыклись, но её давление было во сто крат меньше и гуманнее, чем идеология воровства, бандитизма и рубля, которая утопила российское национальное сознание. В советской стране сбылись мечты и чаяния многих национальностей, населяющих СССР: была сформирована и решена удивительно справедливая и гуманная формация «СОВЕТСКИЙ НАРОД». Конечно, не без трений и огрехов. Национализм присутствовал в быту – не скорое это дело - искоренение национализма и антисемитизма в частности, однако общество знало, как к этому относится власть и национализм считался позорным пережитком и осуждался на любом уровне. Я в своё время много путешествовал по стране на автомобиле и мог остановится на ночлег в палатке в любом регионе страны. Будь то Карпаты, Грузия или Чечено-Ингушетия!
Была финансовая стабильность, отсутствовала безработица, работали детские учреждения. Была возможность сделать деловую карьеру без единого рубля и так далее. О пенсионерах даже говорить не хочу! Могу писать об этом трактат минимум на 200 листах!
Короче – я за советскую власть, - но без большевиков!

Вадим Гарин   25.01.2014 16:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте Вадим. Я уж думал Вы обо мне забыли. Всё выше написанное Вами правда и так было, но... Почему Вы не вспомните в середине 80-х, когда ещё была СВ очереди в магазинах. Не буду перечислять за чем, что ничего нельзя было просто купить, как сейчас, если есть деньги, а нужно было искать каких-то людей и платить в двое или четверо дороже и т. д. Стабильность, о которой Вы пишете, в это время резко пошла вниз и с каждым годом становилось всё хуже и хуже, что экономические законы не подчинялись указаниям партии и правительства, а они исчерпали запас прочности страны за 70 лет. "мы, народ были социально защищены от произвола чиновников, бандитов и так называемых новых русских." Вадим, какие новые русские при СВ? Бандиты, при СВ = чиновники. И кто Вас от них защищал? Если Вы не знали Иван Иваныча и не были в хороших отношениях с Петром Сидоровичем и ещё бог знает с кем, то свою правду могли бы искать до скончания века. "искоренение национализма и антисемитизма в частности, однако общество знало, как к этому относится власть и национализм считался позорным пережитком и осуждался на любом уровне." Если я не ошибаюсь, Вы жили в Воронеже? Когда я был в Иркутске, то был тоже удивлён, практически отсутствием "еврейского вопроса", но Вы не жили на Украине. Чиновник, возвращающий Ваши документы, прекрасно осведомлен о линии Партии и Правительства в этом вопросе, но Вам он об этом не скажет. Догадывайтесь сами. Мне по нутру, всё же высказанное в лоб. Пусть и в не парламентских выражениях. Я тогда точно знаю где мой Враг, а не думаю, кто же он и где? "была сформирована и решена удивительно справедливая и гуманная формация «СОВЕТСКИЙ НАРОД»." Какой ценой? Поговорите на тему справедливости и гуманности с высланными "русскими немцами" (здесь их достаточно) они Вам много интересного расскажут, но думаю для Вас это не будет новостью. Просто, когда горит у соседа не всегда можно представить, что завтра будет гореть у тебя. "Я в своё время много путешествовал по стране на автомобиле и мог остановится на ночлег в палатке в любом регионе страны." Представьте себе, что мы боялись в середине-конце 80-х ездить с палаткой на наше место на острове. При последнем посещении в 1988-м году нам пришлось отбиваться два раза от каких-то, то ли пьяных, то ли обкуренных ублюдков. Какая Грузия, какая Чечено-Ингушетия? 10 или 15 км от Киева. "Была финансовая стабильность, отсутствовала безработица, работали детские учреждения." Как сказал Жванецкий: " Вы собираете велосипед хорошо и получаете 120. Вы собираете велосипед плохо и получаете 120. Вы вообще не собираете велосипед и получаете 120." 120 руб это был средний заработок при СВ. Что на эти деньги можно было купить с 1980 по 1989? Учитывая дефицит и т.д. "Была возможность сделать деловую карьеру без единого рубля" что бы это произошло нужно, что бы очень много звёзд выстроились в благоприятный ряд и при этом Вы бы ещё были классным дипломатом. Вадим, я понимаю Вашу ностальгию, но напрягите память. Не всё так радужно было, как Вы написали. Я не хочу вспоминать только плохое. О хорошем Вы очень живо написали, но жизнь не состоит только из белого и чёрного, не мне Вам об этом напоминать. Без одного не может быть и другого. Тень появляется благодаря свету. С ув.

Валерий Слободской   25.01.2014 21:29   Заявить о нарушении
Я никогда не забываю своих обещаний. Тем более они мне не в тягость. Мне нравится ваши рассказы о Германии, а кривить не научился. Не нравились бы сказал прямо. Много неприятностей из-за этого терпел.
Что касается советской власти, то на моё мнение вы пока не повлияли. А поскольку я привык аргументировать своё мнение, обязательно напишу, но не сразу. Грехи того времени я знаю прекрасно и на своей шкуре всё испытал. При советской власти добился всего сам, из самых низов. Без взяток, дипломатии и блата. Вполне возможно, что вам кажется, что ностальгия играет со мной в поддавки - может быть. Я ничего не исключаю. Однако по жизни я прагматик и всегда обладал трезвым мышлением. С приветом Вадим.

Вадим Гарин   25.01.2014 23:25   Заявить о нарушении
Я читал Ваши произведения и ни минуты не сомневаюсь, что Вы не из "блантых" и не из белоручек, но очень далеко мы жили друг от друга в советской, да и в теперешней жизни. Принадлежали к разным социальным слоям и жизнь наша была разной. Отсюда могут у нас с Вами быть расхождения во взглядах на прошлое. О настоящем я уже и не говорю. Оно у нас с Вами тоже разное. Этим и интересно. С ув.

Валерий Слободской   25.01.2014 23:44   Заявить о нарушении
Я позже отвечу - не люблю спонтанных аргументов, да и вопрос очень серьёзный. А насчёт разных социальных кругов, замечу, что годен в любой круг: с 1959 года - токарь на заводе. С 1961 года по 1963г столяр-станочник и одновременно студент. С 1966 по конец 1967 г. столяр экспериментальщик, потом контролер по рабочей сетке в ОТК на фабрике, технолог, 9 лет главный технолог, зам гл. инженера по новой технике, директор с 1974 года и генеральный директор. Орден, 4 медали, звания заслуженного и почётного. с 1982 г. - доцент кафедры. 4 учебника и 52 научные печатные работы. Поэтому разумею и рабочего и служащего. Всё прошел и Крым и Рым. Мне плевать на свои заслуги перед советской властью. Но сейчас (никогда бы не сказал в иных обстоятельствах, но вы меня чуток разозлили) я не могу дожить до пенсии. Не хватает на лекарства. Дети летят ко мне на помощь, но мне уже просто стыдно их напрягать. Мои 11 операций стоили недёшево - да что говорить, вы не с луны, а у нас традиции бесплатной и очень дорогой медицины. Только в этом году мне нужно ставить 3 стента, иначе... И после этого вы хотите, чтобы я сказал, что ныне лучше, чем при советской власти? Да я простым рабочим жил бы лучше во сто крат и плевать я хотел на пустые полки в магазинах. Выкручивались и дальше бы продолжали. А что толку от обилия всякого иностранного дерьма, от которого скоро все начнут дохнуть. А я даже это дерьмо купить не могу! Куда заслуженному старперу податься? Только в советскую власть, которая мне дала всё - не задаром конечно. Здоровье отняла...

Вадим Гарин   26.01.2014 01:00   Заявить о нарушении
Вы же не будете отрицать разницу жизни в СССР между 1959-м и 1974-м годом? В ваше время ещё действительно не всё так прогнило как в наше. В 1974-м году Вы были уже директором. Вадим не расценивайте то, что я пишу как нападки на Вас лично. Я не секунды не сомневаюсь в вашей порядочности и отсутствии какого-либо снобизма, (доказательством сему является наша переписка) но Вы были интегрированы в СИСТЕМУ и не могли играть по другим правилам. Я не поверю, что при Вашей личной порядочности Вам не приходилось становится на защиту Ваших подчинённых от..., я даже сейчас и пример привести не могу, но уверен, что прав. Я, как раз в конце 1974-го только уселся за свой профессиональный руль и начал познавать мир. У нас с Вами по определению, и возрастному и социальному не может быть одинаковых взглядов. Я не знал СВ до 70-х, а Вы там получили свой жизненный старт. Даже человек не живший в то время может из истории почерпнуть разницу 60-х и 70-х. "И после этого вы хотите, чтобы я сказал, что ныне лучше, чем при советской власти?" я ни в коей мере этого не говорил и не жду от Вас. Как я отношусь к временам сегодняшним? Вернусь коротко к своей личной истории. СВ кончилась официально с распадом СССР 26 декабря 1991 года, а 11 июля 1995-го мы пересекли границу Германии, для постоянного места жительства в этой стране. Нужны ли более веские доказательства моего отношения к мироустройству бывшего СССР. Я не заслуженный человек и не хотел-бы в конце жизни попасть в ситуацию подобной Вашей. У меня хорошо развито воображение и я могу себе представить Вашу обиду и горечь, отдав стране всё, в замен не получить, почти ничего. И всё же Вадим, перечитав написанное Вами и мной хочу сказать: "Всё Вами написанное правда и так было. Всё написанное мной тоже правда и так тоже было". Нам не о чём спорить. Вы правы. В СССР Вы нашли-бы и профессоров, которые Вас, если бы не вылечили, то хотя-бы подремонтировали и Вам не надо было бы "грузить" детей. Вы смогли бы помогать детям и не чувствовать того, что Вы чувствуете сейчас и т.д. Всё правильно, но Союз не находился в вакууме. Его б всё равно задавили не сейчас, так позже. Не могло это продолжатся вечно. С искренним уважением.



Валерий Слободской   26.01.2014 13:50   Заявить о нарушении
Вы, всё правильно поняли, Валерий. Так он и есть на самом деле. Все любят фразу, что история не имеет сослагательного наклонения и все думают одинаково: - Вот если бы... и понеслось! Дело в том, что без этого сослагательного нельзя жить человеку с мозгами. Что было бы с Россией, если не случилась вторая революция в 17 году и страна развивалась бы по капиталистическому сценарию? Что было бы, если бы если не Сталин или Горбачёв? Не думать об этом не могут люди. Сейчас часто говорят о китайском феномене. А если бы СССР пошёл бы по этому пути? А может быть Китай сделался бы республикой СССР? И другие бредни.
Я хоть и советский человек до мозга костей, но когда стал получать копейки в развале СССР, ринулся в мебельный производственный бизнес. Тогда только ленивый не занимался производством мебели. Этот период моим творчеством ещё не охвачен. Всё впереди, если "только у этой шляпы бывает перёд"! Так говорила мать моего отчима.
И знаю много чего о кооперативном движении на собственной шкуре. Все поборы, откаты, алчность чиновников, которым развязали руки, хамство власти - всего хватил!
После развала я тоже жил и директором не был,а вспомнил старое и пошёл ремонтировать автомобили, потому, что есть было нечего, а машинами занимался в юности. Потом разогнал малый бизнес и катил его 18 лет, пока были силы. Но гор золотых не заработал, потому, что начал с полного нуля и был этим нулём долго. Работал без зарплаты года два. Каждую копейку вкладывал в дело. Так что и ваши страдания мне знакомы. Был бы помоложе, может и тоже рванул бы! То, о чём вы пишите (обида и пр.) конечно присутствует. Однако есть и вполне объективные преимущества советской власти. Вот о них следующий раз и поговорим. С приветом Вадим.

Вадим Гарин   26.01.2014 14:27   Заявить о нарушении
Валера, хорошая болезнь склероз. Сел писать рецензию на письмо, на которое уже написал, но послько время затрачено и мозги иногда включал дам еще раз дополнения:
Валера! Сел писать тебе рецензию на 11-е письмо, на десять уже написал. Заново прочитал само письмо.
Пишешь здорово. Нравится, как излагаешь, что излагаешь. Содержание заслоняет литературу, которой я стал молиться в последнее время. Но что тут сделаешь? Такова судьба повествований о путешествиях, и вообще познавательных текстов.
Вот ты пишешь о страховках. Ну, нет у нас этой культуры. Больше того, понимая, что она в некоторых случаях просто необходима, тем не менее… Вот я, вроде бы грамотный, а ОСАГО не платил еже год. Нет у меня денег, не хватает на жизнь. Причём и опыт есть: я никого не бью. За 52 года за рулём – три ДТП. В одном я виноват: на льду понесло и ударил в заднее колесо хлебовозки. Остальные, то в задний бампер въехал студент, то с второстепенной из-за ларька вкатил мне в водительскую дверь (у меня праворульный 17-летний японец Тайота – Ипсум) гнилой москвич. Я получил полностью страховку. Сын помог – он адвакат по ДТП.
Получить её в России не так-то просто. Не сын – получил бы мелочь. То есть имею опыт и понимаю, что без страховки нельзя и не плачу за нее. Езжу уже год. Если остановят могут отправить на штрафстоянку. Вся надежда на то, что наклейки инвалидности помогают. Никто нищего инвалида на старой машине не останавливает, а я принципиально не нарушаю. Боюсь медсправки. Мне её никто не даст с моими инфарктами и стентами. Если что - придётся поддержать наше коррумпированное общество своим вкладом. Ходить же я не могу, максимум сто метров с двумя остановками и без колёс придётся сидеть дома.
А транспортный налог – издевательство. Инвалиды не платят его, если у них машина более 20 лет в эксплуатации или до 120 сил. А у меня 135. И годков только 17-ть! А проживу я ещё три года? Только осталось спросить у Воланда. Кто пишет эти идиотские законы знаю, но кроме фиги в кармане ничего не могу сформулировать. Не платил уже год. Теперь требуют судом. Буду пока блефовать. Припрут – заплачу. Детей не хочу напрягать: я их и так раздел своими бесплатными больницами и лекарствами. Транспортный налог: я езжу по магазинам – редко и на дачу, с дачи. Так уж я разрушаю дороги? Чтоб они были так живы эти законодатели. Чтоб они были так здоровенькие!

Так надо в России заводить страховки, я вас спрашиваю!? Проблемный вопрос.

Неграмотность, о которой ты написал – всегда присутствует, и не только в Германии. Вот мне положены ортопедические штуки-дрюки, бесплатно, но я не знаю на какой период их выдают. Почему чиновник не вывесит нормы эксплуатации, например на трость. Через сколько времени я смогу её получить?
Такое ощущение, что он, чиновник свою ногу мне отдаёт – так ему жалко государственных денег. И в то же время у меня записаны к бесплатной выдаче – костыли, которые намного дороже трости. Прошу дайте трость. Ответ: не положено, берите костыли! Вот пройдите заново комиссию – будет записано, выдадим. А процесс комиссии МСЭК может выдержать только очень здоровый человек!

Так надо в России заводить страховки!? Проблемный вопрос!
Дубрирую свою фразу и дополню ей:

Короче – я по-прежнему за советскую власть, - но без большевиков! Черчилль – ну, очень уважаю, как-то сказал, что коммунизм это христианство с топором в руках!

Про Черчиля - это я сейчас вспомнил! Ай да Гарин, ай да сукин кот!

Вадим Гарин   15.04.2014 19:23   Заявить о нарушении
Вадим спасибо, с удовольствием прочитал. Приеду домой, отвечу. С уважением.

Валерий Слободской   16.04.2014 23:10   Заявить о нарушении
Здравствуй Вадим. Вот приехал домой, прочитал ещё раз. Ты сам отвечаешь на поставленный вопрос "Ну, нет у нас этой культуры. Больше того, понимая, что она в некоторых случаях просто необходима, тем не менее…" Культура не появится никогда, если ничего не делать, а так... Через какое-то обозримое время... Возможно...

Валерий Слободской   18.04.2014 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.