Краткий обзор конкурса Осень-2009 - Ольга Велейко

Замечательный получился у нас "осенний" конкурс! Можно сказать, камерный! То ли нас извел массовый сплин и пышное природы увяданье вдохновляет далеко не всех, то ли члены нашего Клуба решили, что "пошло писать про осень" (cit. Марго Па), то ли к концу года мы просто устали от конкурсов… Как бы то ни было (и это удивительно!),  небольшое количество заявленных произведений отразилось на общем уровне лишь в положительном смысле. Планка качества поднята на большую высоту! Во всяком случае, в том, что касается языка. Потому хвалить буду хотя и кратко, но безмерно. Все – гении!

Свой предыдущий обзор я закончила пожеланием всем нам встать на цыпочки и постараться дотянуться до идеала. При чтении произведений нынешнего конкурса возникало ощущение, что на цыпочках стоят все, и остается оценить, кто дальше дотянулся.  Задача та еще! Как сравнить, например, Паустовского с прозой Марины Цветаевой? Чей язык чище? Аналогичная проблема возникла и при сравнении конкурсных работ. Все произведения разные, и каждое – уникально, самобытно! В каждом чувствуется авторский стиль. И потому я выбрала единственный критерий, с помощью которого можно было хотя бы как-то ранжировать участвующие рассказы – движение.

Несравненный языковед Корней Чуковский называл русский язык "живым, как жизнь". Язык не есть застывший памятник, он поистине живой организм, находящийся в постоянном движении, развитии. И, наверное, одной из задач литератора является соучастие в этом развитии, мягкая и деликатная, но отважная работа с мощной энергией языка.

Опираясь на эту точку зрения, "десяткой" я отметила одно произведение –миниатюру Ланы Гнедко "А пока мой терпкий октябрь…" Вещь, замечательная по своей внутренней динамике, по напряжению, по стилистике. Миниатюра Ланы настолько концентрирована и оригинальна (в прозе!), что по энергии превосходит даже рубленые строки верлибров! Если автор способен писать прозой так эффектно и выпукло, что затмевает поэзию – браво такому автору!

Остальные произведения на этом конкурсе идут, что называется, "ноздря в ноздрю". Я не смогла поставить ни одной оценки ниже "восьмерки".

9 баллов от меня получили:

1. Юлия Елка "Осенним утром я скучаю по Тебе". Проникновенно, выразительно, с опорой на яркую чувственно-визуальную деталь (яблоко), от которой текст расходится окружностями, словно от брошенного в воду камешка. Блестяще!

2. Юлия Ванадис "Осколки осеннего блюза". Апогей психологизма, идеальная проработка образов, каждое слово – на своем месте, даже самая мелкая деталь работает (например, кличка собаки – прозрачная аллюзия).

3. Марго Па "Сентябрит". Великолепный верлибр! Смутило лишь употребление просторечного оборота "писать про…" – допустимо, но несколько резануло, и было бы литературнее "писать о…".

По 8 баллов я поставила:

1. Зинаида Королева "Кузовок радости". Гладко, чисто, ровно, без единого языкового изъяна. Одно из тех произведений, которые греют спокойно и ровно, но не обжигают. И потому уступают более ярким собратьям, не стесняющимся игры и риска.

2. Рыжая Марика "Осень". На это произведение распространяется все, сказанное выше. Выглажено идеально, но хочется большей языковой энергии, поиска, движения.

3. Геннадий Лагутин "Улетели". Печально и (опять таки!) слишком ровно, слишком хрестоматийно, почти по-школьному. После бесподобного по стилю и яркости "Случайного", поразившего меня на прошлом конкурсе, ожидалось большего…

4. Юрий Рыбка "Последняя жертва". Очаровательная миниатюра! При прочтении возникал сильнейший соблазн поставить девять баллов, но синтаксические ошибки заставили снизить. Жаль…

5. Виктор Бейко "Как когда-то мне нравилась ты…" Случайная встреча через много лет – всегда трагическое щемление. И хотя мне, латентной феминистке, не понравился произведенный героем пересчет морщинок на лице некогда любимой женщины, рассказ зацепил. Очень понравилась смелая и оригинальная работа с синтаксисом, использование скобок! Однако, увы, имеются грубые орфографические ошибки, да и пунктуация кое-где противоречит правилам русского языка.

6. Ирина Побережная "Осень и Пушкин". Грустная история, гармонично соединившая судьбы, любовь, осень и пушкинские строки. Красиво и лирично, и жаль, что текст не слишком добросовестно вычитан… Ошибки смазывают впечатление.

Остается добавить, что моя оценка – всего лишь оценка стилиста, а значит, a priori носит в большей степени вкусовой характер. Разбор прочих достоинств конкурсных работ – в компетенции уважаемого жюри. От себя же хочу поздравить всех участников с замечательным чувством вкуса и поблагодарить за удовольствие, которое я получила, анализируя ваши произведения!


Рецензии
Случайно заглянула...у меня сегодня день таких подарков-сюрпризов...слов не нахожу...спасибо большое!
Я на самом деле так люблю осень...любую...
С уважением,

Лана Гнедко   27.12.2009 00:21     Заявить о нарушении
Дорогая Лана! К сожалению, я написала обзор слишком кратко, чтобы в полной мере раскрыть мотивы, по которым поставила высший балл именно Вам. Исправляю свою оплошность :-)

Ваша миниатюра напомнила мне дзуйхицу (уникальный жанр средневековой японской литературы) – по духу! – просто в иной форме. Форма же очень четкая, практически геометрическая – настоящий иероглиф! Я бы назвала этот иероглиф "европейское касанэру" (термин "касанэру" принадлежит писателю Кавабате Ясунари, нобелевскому лауреату). Означает он такую структуру текста, при которой происходит движение не по-горизонтали, а по-вертикали: один виток находит на другой, подобно спирали. Именно так выстроена Ваша миниатюра - вертикально и витками. Кроме того, я читала ее вслух, выдерживая все паузы, чтобы попробовать фразы "на вкус" :-) Ваша вещица не так проста, как кажется. Это по духу дзуйхицу, по форме касанэру. Мне так показалось :-) Если Вы создали подобную структуру намеренно - это признак мастерства, а если случайно - признак природного дара :-) Мне понравилось!

С теплом,
Оля.

Ольга Велейко   27.12.2009 12:52   Заявить о нарушении
Случайно...так получилось. А теперь постараюсь познакомиться с этим...
Спасибо!
С уважением,

Лана Гнедко   27.12.2009 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.