Посланник

Небольшой русский город уже третий месяц был в осаде. Упорство нападающих было совершенно непонятно местному воеводе. Городок был маленьким, стратегически не важным, да и вообще, не в стиле кочевников было держать долгую осаду вне крупной войны. А это был обычный набег, как сначала показалось Воиславу, воеводе города Турома. Однако дни шли за днями. Месяц за месяцем, а кочевники совсем не спешили уходить в степь несолоно хлебавши. Редкие вылазки малой дружины обычно заканчивались потерями одного, двух бойцов и отступлением. Не было возможности послать гонца к князю, попросить подмоги у соседей.

***
- Воисалв!,- кричавший махнул рукой и воевода остановился, поджидая его,- постой, есть новости.
- Вряд ли хорошоие,- Воислав посмотрел на юношу, прибежавшего с вестями из хранилища.
- Да, запасов осталось на неделю, не больше.
Воевода молча кивнул парнишке, отпуская его и продолжил свой путь. То, что запасы кончаются он знал, как знал и то, что вскоре им всем предстояло умереть, если… Вот за этим "если" он и шел к Велимудру, волхву.
- Здравия тебе,- воевода снял шапку и с поклоном вошел в хижину волхва. Обычно старик жил в лесу, совсем рядом с городом, но осада застала его в городе и волхв поселился во времянке.
- И тебе здравствовать,- ответил старик.
Воислав присел на скамью и тяжело вздохнул, разговор предстоял не простой.
-Нужно отправить посланника, иначе все мы обречены.
-Ты уже говорил с горожанами об этом?
-Нет,- воевода посмотрел на старика,- но я знаю что они поймут.
-Я бы мог провести обряд и здесь, пробиваться в лес, на капище, не обязательно. Я несколько раз приносил требы Перуну, но похоже ты прав, суровые времена требуют других мер.

***
На следующее утро воевода объявил, что собирает всех юношей в возрасте от 16 до 25 лет у себя на подворье. Что это значит поняли все. И в назначенный час кроме молодежи на двор пришли все, кто не был занят на стенах.
Старики перешептывались, угрюмо поглядывая на парней, старухи начинали плакать, а матери – почти выть. Однако, когда воевода вышел, ни одного бранного слова не полетело в его адрес.
-Люди! Вижу, вы поняли что я хочу сказать вам. Но другого выхода нет. Не сделаем этого, погибнем все. Я хотел объявить жеребьевку…но не буду делать этого. Вчера ночью мой сын, Миролюб, сам вызвался стать посланником.
Услышав это, люди перевели взор на сына воеводы, стоявшего подле отца. Высокий красивый парень, 19 лет отроду, и вот, сам вызвался. Старики уважительно качали бородами, а юноши немного ревниво поглядывали на него. Сам же Миролюб стоял спокойно, слегка улыбаясь смотрел на всех своими чистыми глазами.

***
Этим же вечером все приготовления были завершены. Посреди единственной площади воздвигли большой идол Перуна, покровителя воинов, хозяина молний, силы и чести. Волхв начал подготовку к обряду, воздавая хвалу всем прочим богам, дабы не оскорбить их кажущимся пренебрежением, ибо все боги важны для людей.
Но вот приготовления окончены, горожане тихо наблюдают за действом. Волхв поманил Миролюба и тот смело шагнул к нему.
-Понимаешь ли ты, что делаешь?
-Да.
-Готов ли ты?
-Да.
Волхв кивнул и указал на широкий стол, камень, укрепленный столбами. Миролюб разделся до пояса, ополоснулся из ведра колодезной водой и лег на камень. Старик принялся рисовать на груди юноши разные символы, посвященные богам и мирозданию. Покончив с этим, волхв принялся петь:

О, Перун, защитник наш. Ты даешь воинам силу и смелость.
Выслушай меня, к тебе взываю я и прошу о помощи.
Посмотри на этого юношу, посланником к тебе отправляем мы его,
Прими и выслушай его, и да вложим мы в уста его послание к тебе.
О, Перун, ты даешь храбрость и честь, направляешь оружие,
Помогаешь сынам твоим. Помоги же и нам  в этот трудный час.

И с последними словами этой странной песни волхв пронзил сердце юноши ритуальным кинжалом. Жертвоприношение свершилось.

***
Все молча стояли, заворожено смотря на волхва. Тот, тяжело дыша стоял опустив голову и не смотря на воеводу, лицо последнего вообще превратилось в страшную маску, смесь горя и гордости.
-Дружина, собирайтесь! Мы атакуем сейчас же, больше у нас гнадежды ни на что нет!
Через полчаса открылись ворота города и дружина рванула в атаку на опешивших степняков. Посмурнело небо, сгустились тучи и ливень хлынул на землю, делая бесполезными луки. Яркие вспышки молний, отражаясь от русских кольчуг слепили врага, яростные порывы ветра сбивали с ног щуплых кочевников, а над полем битвы огромной полупрозрачной фигурой летал Миролюб, посланник.


Рецензии