Архыз

               
                И я гляжу в свою мечту
                Поверх голов
                И свято верю в чистоту
                Снегов и слов!
                В. C. Высоцкий
    
      «Архыз» – уникальный  горный  заповедник Карачаево-Черкесии. По пути туда уместно посетить замечательный курортный город Ставропольского края – Пятигорск, уютно расположившийся у подножия куполообразной горы Машук. С почти километровой высоты округа представляет собою выразительную миниатюру Северного Кавказа – «поля чести русской славы» – над которым, по орлиному, парят поэтическое слово храброго воина Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 - 1841) и умиротворяющая молитва Иерусалимского старца иеромонаха Феодосия (в миру Федора Федоровича Кашина (1841 - 1948)).
      Чудотворные мощи святого покоятся в соборе Покрова Божией Матери в Минеральных Водах. Тропарь преподобному Феодосию Кавказскому звучит выразительно: «От юности ХРИСТА возлюбил еси, блаженне, Его же ради на Святый Афон и ко ГРОБУ ГОСПОДНЮ удалился еси. Тамо благодатию, даром чудес обогатился еси, и паки возвратился еси. Народы Кавказа в годину гонений молитвами и чудесами многими во Православии укрепил еси. Преподобне отче Феодосие, всего Кавказа слава и похвало, моли ХРИСТА БОГА, да укрепит ГОСПОДЬ во Православии люди зде живущии, и оградит землю нашу миром, и спасёт всех, яко милосерд».
 
      Ледяные вершины Кавказских гор источают воды «девственной чистоты». Чудная вода омывает и освежает тело; сладостный воздух прочищает мозги, насыщая их благочестивыми помыслами благодарственной молитвы;  а  солнце  «питает» светом и теплом  всё живое вокруг. На моренных кручах среди: снега, камней, берёз–цветут крокусы и рододендроны. Здесь на приволье пасутся стада, отары, табуны; а  человек невольно    обнажает свою подлинную суть – душу.  Она полна восторженного ликования, зачарованно вглядываясь в беспредельную ширь небосвода, удалившего «горизонт обыденности». После купания в студёном высокогорном озере, лёжа под брызгами Софийского водопада на гранитном валуне рядом с ледниковой аркой в центре перекрестия радуг, я почувствовал в себе могучий прилив энергии (будто крылья выросли за спиной) и полное отрешение от притяжения суетных пристрастий.
 
      Поэзия – язык любви, природа – храмина любви, а поэт – природный певец любви. Прочувствованная  мысль, облачённая в слова и уподобляющая поэта СОЗДАТЕЛЮ, есть творение духа. Словно попутный ветер, она  напрягает силу воли, заставляя идти  к цели на всех парусах по «реке жизни» – стихотворной строфе – то плавной и медлительной, то бурной и стремительной; «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2, 26).
      Созерцая красоту мироздания – зримое проявление величия премудрости ВСЕМОГУЩЕГО, испытываешь блаженство и, преображаясь, возрастаешь в целомудрии; начинаешь жить в любви и согласии с БОГОМ и миром. Жизнь  становится  школой добродетели; а природа – не только средой обитания, кормилицей, но и святилищем, превращающим семейный очаг в рай. В таких семьях «процветает» совет да любовь и «царит» мирная, здоровая, счастливая, долгая жизнь; а Божественной наградой за тяжкий родительский труд будет доброе потомство – земное воплощение вечной жизни!

      Перед очами путешественника, взобравшегося по лесистому отрогу хребта Мицешта на террасу с наскальным изображением – девятого века – лика ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ над раннехристианскими захоронениями (от автора: вероятно до принятия христианства в качестве государственной религии тут размещалась часовня), открывается панорама плодородной долины стремительной реки Большой Зеленчук.
         
      Это Нижне-Архызский историко-археологический заповедник, возникший на развалинах столицы Маас средневековой Алании – торговой артерии Великого Шёлкового пути в восьмом и девятом веках; центра Аланской епархии – византийского форпоста на Северном Кавказе в десятом-двенадцатом веках; православного монастыря   благоверного великого князя Александра Невского в девятнадцатом веке; излюбленного места подвижничества пустынножителей вплоть до середины двадцатого века (от автора: сохранилась келья-храм на горе «Три сосны» хребта Ужум  рядом с храмом великомученика Георгия Победоносца). Слева, в зелёной дали, виднеется Северный храм вмч. Георгия Победоносца: там Алания в 916 году  официально приняла христианство.

      Напротив внизу, за бурлящим речным потоком, в зарослях бурьяна едва различимы остатки построек некогда цветущего монастыря, основанного во второй половине девятнадцатого века монахами со Святой Горы Афон,  в «советское время» превращённого в турбазу. Сейчас место сие и вовсе «поросло быльём» из-за межреспубликанской и межведомственной неразберихи, возникшей в результате этнического сепаратизма, распространившегося в девяностые годы прошлого века на юге нашей страны  и  серьёзно подточившего культурные устои Российского государства – обезлюдил старинный христианский край, хранящий заповедную симфонию православного культа и исторического ландшафта. Без правовой защиты духовных традиций, без бережного сохранения национального языка, архитектурных памятников и целостности территории  любой  народ сначала хиреет и деградирует, превращаясь в «аморфные  массы», а затем исчезает с лица земли.

     Удручающую картину «мерзости запустения после разделения языков» – пересохшее русло реки с заброшенным Средним Зеленчукским храмом Пресвятой Троицы (постройка девятого века) – оживляет древнейший в России действующий храм (от автора: первоначально посвященный ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЯ, романский стиль архитектуры этой церкви десятого века сродни  древнерусскому псковскому), освящённый во имя Пророка Божия Илии и расположенный правее Среднего. Сюда ежегодно второго августа на престольный праздник прибывает множество православных христиан не только со всей России, но и из зарубежья. Молитва, обращённая к ветхозаветному святому Илие у «Архызского лика» (аналога иконы седьмого века Христа Пантократора, находящейся в монастыре вмч. Екатерины подле Синайской горы), образуя духовную связь сквозь пространство и время, уподобляет обозреваемую  местность  Синайской. После крестного хода для всех накрывают столы с обильным угощением. Особо запомнился  своей искренней непосредственностью и благотворной душевностью праздничный поэтический вечер в лесу под звёздным куполом неба c песнями и трапезой у костра, разведённого невдалеке от удобной гостиницы Академгородка Буково, стоящей на живописном берегу реки Большой Зеленчук. По благословению молодого, кроткого священника и инициативе главы семейства организатором пикника стала гостеприимная прихожанка – гид нашей группы паломников. Помогали во всём её послушные детки школьного возраста, поющие в церковном хоре. Посиделки закончились поздно: мы в ночной глуши, на ощупь, гуськом спускались с холма «по  лунной  дорожке».

      Интересно отметить: камни Нижне-Архызского городища «не канули в Лету», а легли основанием (от автора: затерянного в горах на отметке 2100 метров над уровнем моря интеллектуального шедевра наподобие древнеегипетских пирамид) памятника научно-техническому прогрессу эпохи состязания двух систем,увековечившему мечту о «наукограде», коим до сих пор является обжитой учёными-энтузиастами Академгородок с обсерваторией Российской академии наук, оснащённой самым большим в Европе высококачественным  телескопом.
      P. S.  Суровое величие природы, скромная простота быта, обострённое чувство прекрасного в сочетании со светлой детской непосредственностью людей,  «научный романтизм» астрофизики – способствуют развитию в жителях Академгородка целомудренной религиозности, облагораживающей познавательную способность души современного человека.
2006


Рецензии