Скорби

СКОРБИ

"Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности"


«Се здрав был ecи: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному, как мы слышали сегодня в Евангелии.
Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.
Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исключения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности.

СКОРБИ


О сколько будем мы скорбеть,  на этом белом свете?

Пока не станем мы чисты,  как краски  в белом цвете

Скорби очистят пыль души, а Бог нам словно ветер

Их, претерпев, мы соберем лишь  только добродетель

Когда ругают нас порой, нам кажется напрасно

Скорбь если примем мирно мы, очистит душу ясно

Спокойно скорбь переносить, как будто что-то сотворить

На благо Господу Отцу, и за терпение свое утешит чадо он свое

И помни правило одно, скорби идут ни от людей

Один источник их злодей, это твои только грехи, ОТ НИХ ИДУТ СКОРБИ ТВОИ!



Состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих — и общественных и частных. Расстроенное ядом греха естество наше стяжало способность согрешать, стяжало влечение ко греху, подчинилось насилию греха, не может не производить из себя греха, не может обойтись без него ни в каком виде деятельности своей. Никто из человеков не обновленных не может не грешить, хотя бы и не хотел грешить[1].

Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества. Две из них уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второю казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последнею казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными.

Нередко особенный род греха объемлет целые общества человеческие и навлекает на них казнь Божию. Так содомляне были пожжены огнем, ниспадшим с неба, за преступное угождение плоти; так израильтяне были не раз предаваемы иноплеменникам за уклонение в идолопоклонство; так камень на камне не остался в великолепном Иерусалиме, построенном из чудных камней, а жители его погибли от меча римлян за отвержение Спасителя и богоубийство. Заразителен грех: трудно устоять частному человеку против греха, которым увлечено целое общество.

Пример казни за грех, сделанный человеком отдельно, наказуемый правосудием Божиим также отдельно, видим в продолжительной болезни исцеленного Господом расслабленного.

Сказав столько, сколько необходимо знать и сколько можно было ныне сказать о греховности всего рода человеческого и о греховности обществ человеческих, обратим особенное внимание на частную греховность, которую каждый человек имеет свою. Это рассматривание существенно нужно для нас и существенно полезно. Оно может иметь спасительное влияние на деятельность нашу, отвратив ее от пути беззаконий, направив по воле Божией. Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием. Такое убеждение внушит нам употребить все усилия к освобождению себя от увлечения и собственными страстями и порочными обычаями общества, к избавлению себя от временных и вечных казней Божиих.

Святые отцы[2] утверждают, что до искупления все человеки были обладаемы грехом, творили волю греха и против желания своего. По искуплении рода человеческого Богочеловеком уверовавшие во Христа и обновленные святым Крещением уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха[3]. Те, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью. Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения. Это видим на святых мучениках: победив грех в себе, они противостали заблуждению народному, обличили его, не остановились запечатлеть святое свидетельство кровью. Увлеченный и ослепленный собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностью, не поймет его как должно, не отречется от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем. Сущность подвига против греха, подвига, которым обязан подвизаться каждый христианин, заключается в борьбе против греха, в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце, которым не может не сочувствовать тело. «Вечная смерть, — говорит преподобный Макарий Великий, — находится сокровенною внутри сердца: ею человек — мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив во веки, и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они — освященные, и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и называем сном»[4].

Святые, все без исключения[5], несмотря на то, что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяжким скорбям и искушениям. Отчего это? Свойственно грешникам привлекать на себя наказание Божие; по какой же причине жезл Божий не минует избранных Божиих, поражает их ударами? Разрешается этот вопрос, по наставлению Священного Писании и святых отцов, следующим образом. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования: не отнята и у них свобода в избрании добра и зла[6]. Неизменяемость в добре — принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа ее — поприще подвигов произвольных и невольных. Умерщвляю тело мое и порабощаю, — говорит Великий Павел, — да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27). Апостол говорит это о том осоленном и освященном Божественною благодатью теле, которому не сделал никакого вреда злейший яд ехидны, которого одежды производили исцеления. И такое тело нуждалось в порабощении и умерщвлении, чтоб умерщвленные его страсти не ожили и вечная смерть не воскресла! Доколе христианин, хотя бы он был сосудом Святого Духа, странствует на земле, дотоле вечная смерть может воскреснуть в нем, греховность может снова объять и тело, и душу. Но и одного собственного подвига недостаточно для служителей Божиих к укрощению падения, гнездящегося в естестве, постоянно стремящегося восстановить свое владычество: им нужна помощь от Бога. Вспомоществует им Бог Своею благодатью и жезлом наказания отеческого соразмерно благодати каждого. Великому Павлу дадеся — свидетельствует он — пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости дeem, да не превозношуся (2 Кор. 12, 7) по поводу возвышеннейшего духовного преуспеяния, по поводу множества бывших ему Божественных откровений, по поводу множества духовных дарований, которые он имел, по поводу множества чудес, которые совершил. Столько повреждена наша природа греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для человека причиною гордости и погибели. Не почести, не слава, не послушание беспрекословное встречали Павла, когда он проповедовал вселенной Христа, доказывая истину проповеди знамениями: ангел сатанин повсюду уготовлял для него козни, сопротивление, уничижение, гонение, напасти, смерть. Познав, что это совершается по попущению Божию, Павел восклицает: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе (2 Кор. 12, 10). Павел находил необходимым умерщвлять свое тело, чтоб от послабления телу не возникли плотские страсти: око Промысла Божия усмотрело, что настоит нужда скорбями оградить душу Павла от гордости. Самое чистое естество человеческое имеет в себе нечто гордое, замечает преподобный Макарий Великий[7]. Вот причина, по которой рабы Божии подвергают себя произвольным лишениям и скорбям, — одновременно подвергаются различным скорбям и искушениям по попущению Промысла Божия, вспомоществующего скорбями подвигу рабов Божиих, охраняющего скорбями подвиг их от растления грехом. Путь земной жизни для всех святых был путем многотрудным, тернистым, исполненным лишений, обставленным бесчисленными напастями. Иные из них, — говорит апостол, — избиени быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиих кожах лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горех и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11, 35-38). Замечает блаженный Симеон Метафраст в жизнеописании великомученика Евстафия: «Богу не благоугодно, чтоб рабы Его, которым Он уготовал на небесах вечную, непременяющуюся честь и славу, пребывали почитаемы и прославляемы суетным и временным почитанием в этом превратном и непостоянном мире»[8]. Отчего так? Оттого, что нет человека, который бы безвредно для души своей мог пребывать на высоте земного величия и благоденствия. Если б кто был равноангельным по нравственности, и тот поколеблется[9]. В нас, в душах наших насаждена падением нашим способность изменяться[10]. Мы не можем не соответствовать и не сообразоваться расположением нашего духа внешним обстоятельствам нашим и вещественному положению. «Прильпе земли душа моя! (Пс. 118, 25; ср.,  Пс. 137, 7) — исповедуется Богу пророк от лица каждого падшего человека: подымает меня с земли, отторгает от нее, вводит во спасение десница Твоя, Твое всесвятое Слово и Твой всесвятой Промысл, растворяя скорбями мое временное благополучие и вместе утешая меня благодатным духовным утешением, вдыхающим влечение к небу в сердце мое. Без этой помощи Божией, по моей несчастной наклонности, которой я не могу противостать одними собственными силами, я бы привязался умом и сердцем исключительно к одному вещественному и страшно, гибельно обманул бы себя, забыв о вечности, о уготованных мне благах в ней, утратил бы их невозвратимо».

С покорностью Богу, с благодарением, славословием Бога истинные служители Божии принимали попускаемые им скорби Промыслом Божиим. Они благоволили, как выразился святой апостол Павел, о скорбях своих; находили их полезными, нужными, необходимыми для себя; попущение их признавали правильным, благодетельным. Стремление воли своей они присоединили к действию воли Божией: в точном смысле благоволили к наказаниям и вразумлениям, ниспосылаемым от Бога.

Из такого сердечного залога, из такого образа мыслей взирали святые на постигавшие их напасти. Духовное утешение и радование, обновление души ощущениями будущего века были последствием настроения, внушаемого смиренномудрием. Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, — грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это — милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению.

Грешники, наказуемые Богом, ободритесь: егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). Это возвещает нам Священное Писание, вразумляя, утешая, укрепляя нас. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго (Пс. 2, 12); приимите наказание сознанием, что вы достойны наказания; приимите наказание славословием за наказание, славословием правосудного и в правосудии своем милосердого Бога; примите наказание беспристрастным рассмотрением вашей протекшей жизни, исповеданием ваших согрешений, омовением согрешений слезами покаяния, исправлением поведения вашего. Оно, часто, нуждаясь мало в исправлении наружном, нуждается очень много в исправлении тайном: в исправлении образа мыслей, направления, побуждений, намерений. Вы совратились с пути праведного согрешениями вашими: не потеряйте его окончательно ропотом, противосовестным оправданием себя пред собою и людьми, безнадежием, отчаянием, хулою на Бога. Средство вспоможения, данное вам для возведения вас на путь благочестия, употребленное Самим Господом, не обратите в средство решительного расстройства, в средство погубления себя. Иначе прогневается на вас Господь. Он отвратит лице Свое от вас как от чуждых Ему; не будет посылать вам скорбей как забытым и отверженным[11]; попустит вам истратить земную жизнь по похотениям грехолюбивого вашего сердца и повелит смерти пожать вас внезапно, как плевелы, соделавшиеся по собственному свободному произволению и избранию принадлежности огня гееннского.

Претерпевающие должным образом попускаемые им от Бога искушения приближаются к Богу, стяжевают дерзновение к Нему, усваиваются Ему, как свидетельствует апостол: аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог (Евр. 12, 7). Бог исполняет духовными благами терпящего скорбь в смирении духа, внимает его умиленной молитве, часто отвращает бич и жезл наказания, если он не нужен для большего духовного преуспеяния. Это совершилось над исцеленным расслабленным, лежавшим тридцать восемь лет в притворе Соломоновом между множеством других больных, которые ожидали, подобно расслабленному, цельбоносного возмущения воды рукою ангельскою. Какое страдальческое положение, вынужденное болезнью и нищетою! Очевидно: пораженные недугом не имели других средств к врачеванию и потому решались на продолжительное ожидание чуда, совершавшегося однажды в год, подававшего верное и полное исцеление от всякой болезни, но лишь одному больному. Болезнь расслабленного была наказанием за грехи, что явствует из наставления, данного Господом исцеленному: Се здрав был ecu, ктому не согрешай, да не горше ти что будет.

Господь, давший завещание исцеленному расслабленному, чтоб он не впадал снова в те согрешения, за которые наказан болезнью, дал такое же завещание грешнице, которой Он простил грехи ее. Иди, — сказал Спаситель мира присужденной земными праведниками на побиение камнями, — и отселе ктому не согрешай (Ин. 8, 11). Исцеление души и исцеление тела дается милосердым Господом при условии, при одинаковом условии. Грех жены был грех смертный; очевидно, что и грех расслабленного принадлежит к разряду грехов смертных. Эти-то грехи и призывают наиболее казнь Божию. Для погрязшего в пропасти смертных грехов нужна особенная помощь Божия, и является эта помощь явно в наказании, тайно — в призвании к покаянию. Призывается человек к покаянию или посылаемою ему болезнью, как случилось с расслабленным, или попускаемым гонением от человеков, что постигло Давида, или каким-либо другим образом. В каком бы виде ни явилось наказание Божие, должно принимать его со смирением и немедленно стремиться к удовлетворению той Божественной цели, с которою посылается наказание: прибегать к врачевству покаяния, положив в душе своей завет воздержания от того греха, за который карает нас рука Господня. С верностью укажется нам этот грех совестью нашею. Прощение греха и избавление от скорби, которою наказуемся за грех, даруется нам от Бога единственно при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом.

Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных. Тридцать восемь лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! Но Господом возвещается еще большее наказание за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели болезнь, державшая больного в течение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников. Аминь.

                Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О скорбях

Когда наш праотец лишился райского блаженства, он услышал глас Божий: «В поте лица твоего будешь жить… и земля твоя терния и волчцы произрастит тебе» (см.: Быт. 3: 18, 19).

Прежде всего, следует различить вот что: сперва говорится: «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой», а затем только сказано, что «терния и волчцы произрастут». Примечательно, что в последних словах не говорится о труде и поте, потому что они подразумевают не муки труда, а скорби [жизни сей], что находит подтверждение и в [земной жизни] Самого Христа, Который получил множество терний [разнообразных лишений и] испытаний. Следовательно, поскольку Бог равно расположен ко всем людям, то по воле Божией каждому человеку жизнь предоставит различные скорби.

Мы, окутанные туманом жестокосердия и не заботящиеся о познании истины, любим отдых, роскошь и развлечения – и как раз это составляет главнейшую нашу ошибку, поскольку Бог повелел нам жить среди терний и волчцев, в трудах и поте лица своего, а мы стремимся к жизни в роскоши и блаженстве!

Вот в чем наше неразумие: мы допускаем, чтобы желания наши расходились с повелением Божиим! Само слово Господне раскрывает значение [такого определения]: ты будешь испытан скорбями многих несчастий. Для чего? Для того чтобы убедиться, любишь ли ты Бога или нет, являешься ли стойким чадом веры или нет, покоряешься ли воле Господа и знаешь ли свою природную слабость?

Каждый, кто любит Бога, во время скорбей и испытаний показывает себя терпеливым и непоколебимым; и кто стойко переносит их, становится [духовно] сильным и послушным Богу, а кто встал на путь следования воле Божией, тот победил свою природную слабость.

И, напротив, тот, кто не осознает свого бессилия, тот горд и не склонен подчиняться воле Господа; кто не подчиняется ей, а надеется лишь на свои силы, тот не получает силу и помощь от Бога, а не укрепившись духом, не сможет стать терпеливым. А кто не вытерпит бед и скорбей, тот не имеет веры, а кто не имеет веры, тот не любит Бога.

Что же скажешь, возлюбленный брат? Почему не принимаешь эту обязательную и очистительную милость, какой являются скорби и несчастья? Без них ты станешь похожим на тростник, колеблющийся даже от слабого дуновения ветерка: без испытаний ты не достигнешь глубин смирения, без скорбей не окрепнешь духом и не уразумеешь волю Божию, без бед и страданий не сможешь познать Иисуса и стать учеником Его. Посмотри на Голгофу и узри путь ученичества и дружбы со Христом: узри, что друзья Его были посланы в мир сей «как агнцы средь волков» (Лк. 10: 3), то есть на распятие и смерть, и что все апостолы, мученики и святые Его соделали жизнь и смерть свою жертвой любви ко Господу.

И если хочешь получить гражданство Божие, то смело подставляй плечо бедам и скорбям, получай побои и кнут несправедливых житейских гонений. Не сомневайся и не теряй надежду: если делаешь добро и служишь истине, то знай: добрые дела твои [в сей жизни] должны вернуться скорбями, как написано: «Воздают мне за добро злом» (Пс. 108: 5). Ведь так поступали с Иисусом и с каждым Его последователем.

Не печалься, друг Христов! Возложи на себя крест мучений и страданий, надейся на Господа, будь стоек и тверд! [Так] мы умрем друзьями Господа, как множество воинов страны погибают за царя.

Сейчас сильно противоборствуют жизненные невзгоды, сильно умножились беды и скорби – почему же? Потому что меньше стало правды среди людей, а уменьшение истины и праведности умножило количество немощей и бед, каковых множество: болезни, смерть родных, нищета, несправедливые притеснения, нападения разбойников, козни завистников, невидимые внутренние беды и многое другое. Но для терпеливых плодом всего этого становится нескончаемая радость и приобщение к страданиям Христовым, сходство со святыми, победа над своей природой и неувядаемый венец блаженства. И доказательство тому [ты увидишь] в сердце своем, ибо насколько возрастут твои скорби, настолько же возрастут твои добродетели и почивающая в тебе благодать, поскольку скорби и беды есть посох Отца твоего, [употребляемый] для твоего же усовершенствования, как говорит Писание: «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 6), и в этом – великое благо и утешение, как сказано Давидом: «Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс. 22: 4).

Не говори в сердце своем, что страдания, [исходящие] от любви, есть несправедливость. Понаблюдай за матерью и увидишь, как она своему любимому чаду, совсем крохе, [при пеленании] крепко перевязывает руки и ноги и, так завязанного, держит в люльке и мучает, вопреки желанию ребенка, для того чтобы члены детского организма не искривились. И это хотя и причиняет мучение ребенку, но есть дело любви, а не ненависти. Так же и каждое страдание, посылаемое Господом, [исходит] от любви, чтобы душа наша должным образом возрастала. А теперь, возлюбленный брат, поделюсь с тобой одним способом для победы над бедой и укрепления в страдании, который дал нам Сам Христос. Будет ли несчастье или борьба, печаль или страдания, вознеси руки к небесам и с верой произнеси: «Если возможно, Отче мой, да минует меня чаша сия… если не может чаша сия миновать меня, чтобы мне не пить ее, да будет воля Твоя» (ср.: Мф. 26: 39, 42).

Ты хочешь, чтобы Он пришел к тебе, и поэтому говоришь: «Да будет святая воля Твоя»; и так ты, всецело подчинивший себя Его воле, претерпевший страдания и мучения [в жизни] и [после смерти] преданный земле, воскреснешь вместе с Ним и вознесешься в Царство Небесное до скончания веков. Аминь.

Преподобный Алексий Сенакский




+
1. «В МОЛИТВАХ ЧЕРПАЮ СИЛЫ СО СМИРЕНИЕМ ПЕРЕНОСИТЬ МОЮ ВЕЛИКУЮ СКОРБЬ…»

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5266.htm

2.СЛОВО В ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ»

http://www.pravoslavie.ru/put/1797.htm

3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

http://www.pravoslavie.ru/put/2087.htm

4. ПРАЗДНИКИ, РАДОСТИ, СКОРБИ ИВАНА ШМЕЛЕВА

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/shmelevprazdnik.htm


1.Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, как правильно истолковать "...призови Мя в день скорби твоея, и изму тя."

Галина

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
  В псалме, из которого взяты данные стихи,  Господь говорит, что Он благоволит не к обрядовым вещественным жертвам, а к жертве сердечной, внутренней: «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс.49:14). Если верующий в Бога исполнит это, то он имеет дерзновение в молитве, и такого всегда услышит Господь. В день скорби он может призвать Его. Поэтому Господь обещает: «Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (49:15).

2. Вопрос:
Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби?

Татьяна Новикова

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Святые отцы, располагая восемь губительных страстей по мере их возрастающей опасности, тщеславию отводят седьмое место, а гордости – восьмое. Генетически связанные, они «венчают» список главных духовно-нравственных пороков. Преподобный Макарий Великий говорит, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят друг от друга: «все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты. Так и с противной стороны, худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия» (Духовные беседы. Беседа 40.1). Тщеславный услаждается своими реальными или мнимыми достоинствами и успехами, однако в его душе, несмотря на недостаток любви к Богу и неблагодарность к Нему, еще может остаться место для веры. Гордый же человек проявляет прямое и сознательное пренебрежение к Божественной славе. Об этом пишет преп. Иоанн Лествичник: «Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (23:2).

Уныние занимает шестое место в восьмичисленном списке страстей, ведущих к духовной смерти. Началом его является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние – вид тяжелой духовной болезни. Грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).





Рецензии