Глава 9. Мой верный друг, мой друг бесценный...

    Вдохновленные видением светлого пути, мы с Сашкой поехали провожать близких душе собеседников по домам. Возвращаясь, я задумалась о том, что для «подкаблучника» Александр ведёт себя довольно странно: ночь дома не ночевал, в моём, по крайней мере, присутствии Люсеньке своей ни разу не позвонил, да и вообще к ней не торопится.
На мой вопрос – «к чему бы всё это?», Саша загадочно ответил:
 – Превратности судьбы.
 – Что за «туманности Андромеды» для близкой до боли подружки? Не темни, я же друг тебе. Может, чего посоветую.
 – Раньше надо было советовать. А то, небось, посмеивались втихомолку надо мной, а вслух ничего не говорили, –о Вышинскому не устраивай. Вина подсудимого должна быть доказана. Обоснуй, отрок, – осадила его я.
 – Да знаешь, надоело, не привязанный, а как козёл на веревочке. Шаг влево, шаг вправо – «угроза домашнему очагу». Вас вот даже потерял. Со Славкой навсегда расстались, а в жизни моей не было человека, с которым мы бы так понимали друг друга. Ты ж помнишь, как я её любил?
 – Почему любил-то?
 – Итоги печальны. – Саша громко вздохнул. – В общем, пошли в магазин «Охотник», Маша.
 – Не поняла, это зачем?
 – Да потому что загнали меня, как дичь. И удачливый стрелок мою Люську – «бац-бац, – и в дамки!» Чем там оленья голова украшена?
Образ Сашки в моём сознании никак не вязался с ветвистым дивным украшением незадачливых анекдотичных мужей. Я замолчала, оторопев. Видимо моя растерянность тут же отразилась на физиономии, и Александр, не желая смущать меня и сыпать соль на свои раны, неожиданно переменил тему разговора.
 – Машка, а ты любила когда-нибудь? Ну, так, чтоб до потери рассудка, ни о чём не рассуждая, ничего не боясь? – отвлёк он меня от неприятного разговора.
 – Я не знаю, о какой любви ты говоришь, но я любила и продолжаю любить и тебя, и Лизу, и Славку, – с трудом переключилась я.
 – Скажи честно, а кого из нас ты любила всё-таки хоть чуть-чуть, но больше?
 – А кто меня любил, хоть чуть-чуть, но больше? – с хитрецой ответила я.
 – Всё ясно – Славка, – понимающе откликнулся Александр. – Я всегда это знал. Помнишь, бывали дни, когда мы уходили с тобой по совместным делам, а потом, свободные, шатались по городу, смеялись, болтали и ели виноград, напоенный солнцем?
 – На этом месте мы переглянулись и увидели в глазах друг друга желание повторить свои впечатления.
 – Он страшно злился, когда видел нас возвращающимися вместе с довольными физиономиями. Я никак не мог понять, отчего. Теперь ясно. Он просто ревновал.
Я грустно улыбнулась.
 – Я и сама довольно долго этого не понимала.
 – Так, значит, вы влюбились, – задумчиво проговорил мой друг. – А почему вместе не остались, вам же ничего не мешало? И никак не понимаю, с чего ты вдруг решила ответить ему взаимностью?
Поймав мой вопрошающий взгляд, Саша добавил:
 – Нет, парень-то он хороший. Ты привлекательна, он чертовски, – Александр хмыкнул, повторяя знаменитую фразу сердцееда министра-администратора, – привлекателен. Но я всегда считал, что настоящие чувства вспыхивают с первого взгляда. В ином случае, если хочешь, основой всему становится привычка.
Я ответила не сразу.
 – Не согласна. У любви много путей. А что касается нас…Ты же помнишь, как мы расставались. Громы, молнии, землетрясения! После ласкового солнца и того рая, в котором мы все пребывали, одному эти стихийные бедствия было не пережить.
Я остановилась, снова вспомнив всё потрясение случившейся с нами потери.
 – И мы вцепились со Славкой друг в друга со всей отчаянностью, тем более что связывавшие нас и до этого чувства были очень яркими. «Костер горел моей души, в него подбросил он полено своих признаний…».
Я ненадолго умолкла, поражённая открытием настоящих истоков наших отношений.
 – Ну и всё. «Бурным потоком влечённая, к морю лодка плывёт». Сейчас я понимаю, что появившаяся до этого Ольга, её беременность, могли возникнуть в нашей жизни и после взаимного осознания нашей любви.
 – Почему же это?
 – Потому, что наша дружба друг к другу и была любовь, но любовь бескорыстная, любовь дающая, которая ничего не требует и не желает требовать от другого взамен. Эта была, если хочешь, божественная любовь. Можно ли попытаться превзойти её?
Когда-нибудь, возможно очень скоро, к несчастью, не тогда, когда общались мы, людские души смогут и в дружбе и в любви полов различных всё совместить, – все чувства, мысли, радость и увенчать их бескорыстьем Божественной любви.
 – Вот тогда и будет любовь счастливой. Ты никогда не думал о том, что если люди очень сильно, почти запредельно любят друг друга, то – или один погибает, или всё заканчивается каким-нибудь жутко грязным разводом с дележом вилок и кастрюль?
 – Конечно, думал.
 – Ну, а что вот далеко ходить? Взять тебя с Людмилой. С ней-то все ясно, её чувство достаточно эгоистичное. Я не в осуждение, поверь, потому что нельзя же на трёхлетнего ребенка обижаться, что он не знает геометрию Евклида. У каждого свой путь и своё время для этапов роста.
Я сочувственно посмотрела на приятеля, желая утешить его и объяснить случившееся со своей, более щадящей, на мой взгляд, точки зрения.
 – Ну так вот, Люся – Люсей, но у тебя-то душа очень зрелая, если ты способен был на такую дружбу и такую любовь.
 – И что?
 – А то, что когда человек высоко чувствует, его душа вырывается в просторы Вселенной и замыкаться только в семейных радостях уже нельзя. Нужно отдавать любовь другим, делиться с людьми тем, что тебе подарил Бог. Иначе всё потеряешь.
Александр с выражением первооткрывателя посмотрел на меня:
 – Маша, а ведь ты права! Ты помнишь, как в нашей конторке постоянно толклись люди!
 – Да. Они заходили погреть свою душу у костра нашей дружбы и любви.
 – И ты помнишь, какими щедрыми мы были?
Мы оба примолкли под впечатлением своих воспоминаний о прекрасных временах. Через некоторое время Александр с сожалением о том, что вложил свою лепту в развал нашего общего счастья, проговорил:
– Ну, Люська, ну, зараза! И ведь всё равно семью не сохранили!
Во мне проснулась женская солидарность:
 – А Людмила твоя, дорогой мой, ни при чём. Ещё бы немного и наша дружба могла закончиться каким-нибудь банальным треугольником. – Я с иронией посмотрела на Сашу. – Ты запросто мог втрескаться в Лизу, как Славка в меня. Эх, мужики, мужики, не тянули вы тогда такие высотки! Раз хорошо, значит, должно быть моё. Личное.
Но справедливость возобладала.
 – Да вообще-то и я тоже хороша.
 – Ладно, ладно, сдаюсь. Лиза мне и в самом деле нравилась, – оценив мою откровенность, признался Александр.
 – Скажи ещё, и я тоже.
 – И ты тоже. Мужики вообще достаточно всеядный народ и только ждут сигнала. Порой это даже неосознанно. А потом, мы, действительно, так все любили друг друга, что от нашей дружбы был даже не шаг, а полшага до любви. До меня только сейчас по-настоящему стало доходить, что вообще происходило.
 – Ну а теперь ответь мне, милый друг! Рога-то ты носишь заслуженно?
Александр взглянул было на меня с гневом, но вдруг сменил его на милость.
 – Ёлки-палки, ты что, хочешь сказать, что Люська подсознательно чувствовала эту мою готовность к новой любви и …
 – И от ужаса сделала это первая, – продолжила я. – Так что, Александр, не журись, а посмотри правде в глаза. Знаешь, как французы говорят: «Если женщина не права, немедленно попроси у неё прощения».
 – Вот-вот, а она за горло и кровь пить, – не согласился он.
 – Да твоя жена сама уже извелась от сознания того, что натворила.
Я попыталась примирить воюющие стороны.
 – Просто у женщин очень чувствительная душа. Поэтому и реакция у нас на все ваши выверты незамедлительная!
Но Александр не сдавался.
 – Мало ли что было в моём подсознании, я же не претворил это в жизнь?
 – Помнишь, как сказал Христос, – «истинно говорю вам, кто посмотрел на женщину с вожделением, тот прелюбодействует в сердце своём». Мы жили тогда в состоянии очень высоких отношений. И мне кажется, именно поэтому так быстро и жестоко, потрясениями в судьбах, расплатились за свои ошибки.
 – Мало того, что я и так наказан, как выяснилось, так я ещё должен на колени теперь падать и, подметая рогами землю, ползти к своей жёнушке?
 – В любви нет унижений. Чувствуешь в себе силы простить и не вспоминать, – ползи. Нет – значит сожми зубы, оставь ей и детям всё, что нажили, и начинай жизнь с белого листа, – продолжала упорствовать я, пытаясь воззвать к бойцовским качествам моего друга.
 – Ну, ничего себе!
В качестве аргумента я прибегла к восточной философии:
 – Как там, на Востоке – «с пустыми руками в пустоту»?
Саша не ответил.
 – А это всегда полёт. Знаешь, как орлы своих птенцов учат летать?
 – Выталкивают из гнезда, – вспомнил мой друг впечатления юного натуралиста.
Я продолжила:
 – И никто при этом не говорит, какие они «зверские» родители, потому что знают – «рождённый летать не должен ползать».
 – Наоборот, – оживился покинутый муж.
 – Нет, не наоборот. Именно так. И на меньшее в своей жизни никогда не соглашайся.
Я положила руку на Сашкино плечо, давая понять, что на мою-то поддержку он всегда может рассчитывать.
 – А если пару синяков набьёшь, – не беда.
 – А если разобьюсь? – упорствовал Александр.
 – Не разобьёшься. Ведь у тебя есть крылья. Просто не надо забывать, что они у тебя есть. Не горюй, друг мой, – добавила я, – всё проходит.
 – Хочешь сказать, и это пройдёт? – грустным голосом, но с нотками надежды сказал Саша.
 – Горе пройдёт, а любовь останется. И поверь, всё не зря. А может, время твоё пришло «подставить ветрам и бурям грудь?» – продолжала утешать я своего друга. – А то уж очень как-то безмятежно ты жил в последнее время. Эпоха сейчас уже не та.
За чередою дней идёт восторг. И ты увидишь вдруг небесный слог в чертах и чёрточках своей судьбы. И, люди, вы не прячьте от беды лицо своё в морщинах и слезах. Не горе, не печаль и не беда идут к вам светлой поступью судьбы, а воплощаются небесные черты.
Все следующие дни, насколько это было возможно, мы провели с Александром вместе. Даже побывали у знакомых, которые привыкли видеть его, прямо скажем, в другой компании. При этом я питала надежды, что Люсе об этом тут же доложат, и, приняв меня за «пассию», обуреваемая благородным гневом, она начнет искать с Александром встречи.
Тут уж я расстараюсь и приложу максимум усилий для того, чтобы они упали в объятия друг друга. И, утерев радостную дружескую слезу или даже великодушно позволив Люсе осушить её и раскаяться в своём прежнем несправедливом ко мне и Лизе отношении, я с достоинством удалюсь к заждавшейся меня книжной полке.
Но последующие события резко изменили всю мою жизнь, и из психотерапевта, коим я вознамерилась стать для своих друзей, я вмиг стала перспективным пациентом как минимум целой лечебницы.


Рецензии
Прочитала первую половину... То взахлеб читала, то надолго задумываясь... Какие до жуткой боли похожие пронзительные ноты... Как жизнь иногда дает людям одну основу сценария, предлагая им прожить и дополнить своими вариантами. Читаю дальше...
С уважением, Ксения.

Ксения Байкальская   21.12.2013 04:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Ксения, за отзыв. Мне многие говорили об этом, - жизнь российских женщин до боли похожа. Хотя, конечно, это не автобиография в привычном смысле. Но, как правильно говорят, из любого произведения "торчат уши автора". Удачи Вам во всем, гармонии и , главное, ее сохранения. Даже пережив опыт просветления, понимаешь, как трудно удержать в душе эту радость детской чистоты и счастья...

Елена Гончарова   11.02.2014 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.