Пароход Фитча на механических веслах

Схема парохода Фитча, передвигавшегося при помощи весел.
               
Мысль о создании самодвижущегося корабля, который бы мог плыть против ветра и течений, приходила людям очень давно. Особенно остро нужда в таких судах ощущалась при подъеме вверх по реке. Идти под парусом, следуя извилистому руслу со сложным фарватером, часто было невозможно, двигаться на веслах против течения –  тяжело. Для подъема грузов приходилось нанимать бурлаков, но те исполняли эту работу очень медленно. Уже в средневековье некоторые механики предлагали использовать для движения корабля водяное колесо, которое  приводилось бы в действие людьми или животными (описание такого движителя дано в одной древней рукописи приблизительно в 527 г.). Однако реальная возможность построить быстроходное самодвижущиеся судно с большой грузоподъемностью  появилась только после изобретения парового двигателя. Первый в истории пароход был сооружен американцем Фитчем. Он отказался от использования  гребного колеса. Машина приводила в движение весла, так что оно двигалось на манер галеры.
   Сам Фитч в 1786 г. так описывал движение судна: «Ход поршня равен примерно 3 футам, и каждое его перемещение вдоль цилиндра вызывает 40 оборотов рабочего вала. Каждый оборот вала должен  приводить в движение 12 лопатообразных весел с рабочим движением 5 футов 6 дюймов. Эти весла передвигаются вертикально, подражая движению весел в руках гребца на лодке. Когда 6 весел (после рабочего хода – гребка) поднимаются из воды, шесть других погружаются для следующего гребка. Два хода весел (вперед и назад вдоль хода судна) составляют около 11 футов и получаются за один оборот вала». Как показывает рисунок, приложенный к описанию Фитча, весла укреплялись на рамах; с каждой стороны судна было по три пары соединенных между собой весел. Движения весел, как пишет сам изобретатель, были аналогичны движению ручного весла без уключины.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354


Рецензии
А в учебнике истории, помню, только была одна строчка о том, что пароход был изобретен Фултоном.(Прописная "Ф" не пропечатывается. простите.
И сколько же интересного и учитель, и учащиеся могут взять с вашей странички.
Душевно благодарю вас, Константин!!!!!
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   29.01.2012 16:59     Заявить о нарушении
Радуюсь Вашему интересу, Кира! Может быть, и внуку что-то расскажите. Спросит: "Кто такой Фултон?" Мама с папой молчат, а Вы целую лекцию прочитаете. С улыбкой.

Константин Рыжов   29.01.2012 18:17   Заявить о нарушении