Жозефина де Богарне

В городском музее Дортмунда видела кровать Жозефины де Богарне, выполненную в   египетском стиле: ручки в виде золотистых змеек, желтый атлас-шелк матраца...
 
Образ  самой Жозефины де Богарне, первой жены Наполеона,  знаком   по художественным фильмам, а  ныне - по статьями в инете.

Наполеон, 26-летний молодой генерал,  понял: чтобы заручиться поддержкой одного из главных деятелей 9 термидора Барраса, этого "короля Республики", необходимо прежде добиться расположения его подруги, мадам Тельен, а для этого нужно было появиться в свете. И вот сентябрьским вечером 1795 года он отправился в салон той, кого называли "Термидорской Богоматерью". Именно здесь он впервые увидел другую королеву парижских салонов - нежную и страстную Жозефину де Багарне.
…Среди гостей Наполеон был одет беднее всех. Мюскадены (так называли роялистов, одевавшихся с подчеркнутой роскошью) щеголяли белокурыми париками  и гордо выставляли напоказ свои броские наряды. Хозяйка вечера, чувственная креолка, окидывала настойчивым взглядом каждого мужчину, словно предлагала им вести себя смелее.
Совершенно очарованный красотой полуобнаженных дам, Наполеон почтительно приблизился к Терезе Тальен. Баррас что-то шептал ей на ухо. Быть может, рассказывал о взятии Тулона. Наполеон почувствовал себя смелее. Обольстительное окружение придало ему храбрости. В мгновение ока этот худой и малозаметный офицер стал убедительным, ярким, напористым... Каждую фразу Наполеон подхватывал буквально на лету, не упуская возможности показать себя во всем блеске.
Обменялся парой слов и с Жозефиной де Богарне, вдовой генерала де Богарне, обезглавленного в годы террора, которая оценивающе оглядела этого худощавого, низкорослого и нервного человека. Говорили, что с мадам Тальен они познакомились в тюрьме и что раньше она тоже была любовницей Барраса, впрочем, время от времени продолжала выступать в этой роли. Обеим женщинам молва приписывала многочисленных любовников, распутный образ жизни и крупное состояние. Наполеон был так остроумен, что она невольно забыла о том, как жалко он одет.
Постепенно все дамы одна за другой отошли от них, словно признав за Жозефиной де Богарне право на генерала, которому не было еще и 27 лет. Она пригласила его навестить ее дома, на улице Шантерен, 6. У нее за плечами была уже целая жизнь. Ей было за 30. Но тело, но кожа, ее манера двигаться словно в танце! Все дружили с ней. Она занимала центральное место в том мире, в который он едва вошел.

28 октября к нему в штаб, оттесняя адъютантов, протолкался солдат с пакетом. Пока Наполеон вскрывал конверт, присутствовавшие офицеры скромно отступили в сторону. Ему был не знаком этот круглый почерк с жирными прямыми линиями, неуверенный и прилежный одновременно. Письмо было подписано «Вдова Богарне». «Вы совсем не навещаете любящего вас друга, - пишет Жозефина. - Совершенно забыли его, и напрасно, потому что друг этот вам искренне и нежно предан. Приходите завтра ко мне обедать...» Наполеон сложил письмо и отослал адъютантов. Наконец-то у него появилась женщина!
Наполеон принял приглашение возлюбленной. Он прижал к себе Жозефину, и та подалась к нему, такая мягкая и послушная. Наполеон отнес ее в постель. Наконец-то она принадлежала ему, эта умелая женщина с длинными пальцами, с шелковой гладкой кожей. Он с жаром сжимал ее и так горел желанием, что она едва не лишилась чувств. Жозефина делала вид, будто хочет оттолкнуть его, но, словно признав свое поражение, уступала и становилась нежной. Однако почему-то генерала не покидало ощущение, что она выскальзывает из его рук, что она как будто не здесь, а где-то далеко...
Едва расставшись с ней, он тотчас же писал письмо: «Мое пробуждение полно тобой. Твой облик и пьянящий вечер, проведенный с тобой вчера, не оставляют в покое мои чувства. Нежная, несравненная Жозефина! Что за странные вещи творите Вы с моим сердцем! Стоит мне представить, что Вы сердитесь, или грустите, или встревожены, как душа разрывается от боли, и Ваш друг не знает более покоя».
Впрочем, Жозефина к нему не спешила. Поджидая ее в приемной нотариуса господина Рагидо, где она назначила ему свидание, Наполеон подошел к приоткрытой двери и услышал, как ворчит нотариус: «Что это вам вздумалось! Выходить замуж за генерала, у которого нет ничего, кроме плаща и шпаги!» 7 февраля 1796 года о предстоящем бракосочетании сообщили публично, а уже 2 марта состоялось официальное назначение молодого генерала на пост главнокомандующего армией, которой предстояло действовать в Италии. «Приданое Барраса», - шипели завистники.
Следовало составить брачный контракт. Жозефина убавила себе четыре года. (Ему об этом было известно.) Сам он прибавил себе полтора года. Что значили все эти мелочи! Он желал этого брака. 9 марта 1796 года (19 вантоза IV года), в день свадьбы, назначенной на 9 часов вечера в мэрии на улице Антэн, Наполеон провел совещание с адъютантами. Каждому он объяснял его задачу. На 11 марта планировался отъезд в Ниццу, где располагался главный штаб армии. Адъютантам предстояло подготовить все этапы следования, позаботиться о квартире для Наполеона, созвать его генералов.
Внезапно Наполеон поднял голову и едва не подскочил на месте. Шел уже десятый час. А ведь в мэрии его ждали Баррас, Тальен и Жозефина! В сопровождении одного из адъютантов, Ле Маруа, Наполеон торопливо отправился в путь. Он уже преподнес Жозефине маленькое кольцо с сапфирами в качестве свадебного подарка. Внутри кольца было выгравировано: «Это судьба».


Евгений Богарнэ - (1781-1824) - старший сын Жозефины от первого брака.
 Был усыновлён Бонапартом. В 1805 г. был провозглашен вице-королём Италии.
Женат на принцессе баварской.
С 1806 года генерал в армии, где проявил себя не плохо.
Участвовал в русской кампании 1812 года в качестве командира корпуса. После ухода из России и отъезда Мюрата, командовал остатками Великой Армии в Пруссии. После отречения Наполеона по решению Венского конгресса получил титул герцога Лейхтенбергского и имение в Баварии.

 Младший сын Евгения Богарне  - Максимилиан ( обладал обширными познаниями в области естественных наук. Герцог интересовался изучением электричества, в частности гальванопластики, минералогией и вообще горным делом. Развивая идеи о гравировании с гальвано-пластических досок, ставил опыты. Для удобства гальванопластических исследований и опытов герцог устроил для себя отдельную небольшую лабораторию в Зимнем Дворце, а затем, с расширением работ, перенес ее в помещение Главного Штаба Гвардии. Работы герцога Лейхтенбергского составили значительный вклад в гальванопластику)

 -  в 1839 женился на дочери российского императора Николая 1 — Великой княжне Марии Николаевне (она познакомилась в 1837 году, когда он приехал в Санкт-Петербург на кавалерийские маневры. Год спустя, во время его второго приезда, обнаружилось их взаимная склонность друг к другу.
Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей. Свадьба состоялась 2 июля 1839 года в часовне Зимнего дворца.) Царь к тому же пожаловал Максимилиану титул Его Императорского Высочества. Дети Максимилиана и Марии Николаевны были крещены в православие и воспитывались при дворе Николая I.
 и стал основателем российской династии князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских. В этом браке родилось семеро детей.

Император прожаловал Максимилиану титул Императорского Высочества, чин генерал-майора русской службы и стал шефом гусарского полка, впоследствии командовал 2-ой гвардейской кавалерийской дивизией, стал главноуправляющим корпуса горных инженеров. С Германией его связывал ещё герцогский титул и соединённые с ним владения в Западной Европе, но в 1845 году он уступил за 20 миллионов правительству папы свои владения в Церковной Области, купил имение в Тамбовской губернии и таким образом окончательно обосновался в России.

После смерти герцога Максимилиана Лейхтенбергского император Николай I  указом 6 декабря 1852 года присвоил его детям (а, следовательно, своим внукам) наименование князей Романовских и титул Императорских высочеств, с тем, чтобы этот титул сохранялся в мужском поколении до праправнуков императора Николая I включительно.

 Графиня Дарья Евгеньевна Богарнэ (7 (19) марта 1870, Санкт-Петербург — 5 ноября 1937, Ленинград) — дочь князя Евгения Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского и его первой морганатической супруги Дарьи Константиновны Опочининой (1844—1870).

Правнучка Николая I и праправнучка императрицы Жозефины Бонапарт.

Погибла в СССР в 1937 году. В мае 1989 года реабилитирована посмертно.

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=279
http://www.hronos.km.ru/biograf/bogarne_e.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.