Письмо из прошлого

   
    Посвящается  девушке из  Караганды.               


«Более всего меня интересует тип человека, готового пожертвовать со-
бой или тем, к чему он привык... Его поведение нам часто кажется абсурдным
и непрактичным. Но вопреки — или даже благодаря этому — только та-
ким, как он, и под силу менять кардинально жизнь других людей или даже ход
самой истории».
А. Тарковский


  Через призму прожитых лет можно оценить свои  поступки.  Спустя годы осознаешь, что было в жизни настоящее, а что прошло, не оставив в душе и следа. Вернуть годы невозможно, они растаяли, они ушли. Оставили за собой жизнь, такой, какой она получилась. 

Её звали Асем. Восточная красота девушки подобна цветку. Смотреть и восхищаться можно,  если сорвёшь его, он  скоро завянет. Трудно сказать, насколько особенности Востока, его традиции, вошли в духовный мир этой девушки. Я знаю только одно, что когда-то она меня любила. Она любила меня, как любят погожий весенний день, как летнюю зорьку, как осенний шелест листвы под ногами. Наверно, ей нравился высокий широкоплечий парень,   с непокорной шевелюрой пепельного цвета и голубыми глазами.  Мне в ней нравились её раскосые карие глаза, густые черные волосы, стройная фигура. Я любил её, как любят звезды в черном небе, как лунную ночь, как горные вершины с вуалью из белых облаков. Не так часто я наслаждался её красотой, не так часто мы были близки, а наша близость определялась длиной страховки, когда мы поднимались в горы. Мы испытывали оргазм,  покоряя вершину.  Да,  такая у нас с ней была любовь к альпинизму. Может быть, где-то в глубине души таились иные чувства.  Молодость как одинарное вино имеет яркий вкус, только с годами выдержки приобретает полный букет. Асем, впрочем, как и все девушки, хотела  когда-нибудь выйти замуж. Нет, не любить, именно удачно выйди замуж. Не знаю, может быть, особенность восточных девушек смотреть на мир рационально, а может, это свойственно всем девушкам.  Возможно, создание семьи не имеет ничего общего с любовью. Сейчас много различных пособий типа: «Как выйди замуж за три месяца» или «Замуж за миллиардера» и прочих инструкций такого толка. Мир становится рациональным.   Могут ли деньги гарантировать счастье?  При восхождении, на восьми километровой высоте,  деньги не гарантируют успех, любая оплошность приводит к трагедии. Деньги могут много, но не всё. Любовь они не заменят. Есть что-то общее между восхождением на вершину и замужеством по расчету. Звучит как парадокс. Однако. Если сравнить такой брак с коммерческим альпинизмом, где  дорогое техническое оснащение,  позволяет неопытным людям подниматься на любую вершину, правда не гарантирует жизнь.  А брак по любви – это восхождение на небольшие вершины, постепенно добиваться цели ради любви, жить и радоваться жизнью, преодолевая препятствия.  Достигнув вершины, не потерять друг друга на спуске.
Я сейчас не могу сказать точно, почему я рисковал ради спасения Асем.  Был такой случай, что только  чудом мы остались живы.  Наверно, любовь больше понимает поступки. А любовь, она была у нас к альпинизму.  У кого она остаётся на всю жизнь, а у кого проходит с молодостью. Да, и близость веревочной страховки стала невозможной с распадом Союза. Все-таки альпинизм – дорогой спорт, профсоюзы ушли в прошлое. Может быть, что и осталось – это воспоминания о покоренных вершинах. Что мне нравилось в Асем, её восточная прямота в рассуждениях. У нас с ней было время поговорить в промежуточных  лагерях во время подъёма на вершины.  Меня поражало в ней, её категорическое отрицание любви. Нет, она признавала, что любовь может возникнуть, но это к хорошему  не приведет, говорила Асем. Вспоминаю, такой разговор у нас с ней происходил в базовом лагере. Подъем тогда был не сложный, но из-за погоды задерживался.  В вечернее время,  после ужина, поговорить  можно. Мы с Асем  лежали рядом в спальных мешках в  двухместной палатке, она мне доверяла.            
-Андрей, такой сегодня красивый был закат, прямо сказка. Стена скалы как огненная была. И что нас задержали синоптики?  Погода должна быть отличной по закату.
- Да, знаешь, Асем, в горах все может быстро измениться, как и в любви, - пошутил я.
- Это точно, от любви ничего хорошего не жди, одни страдания, да и только.
- Почему, ты так считаешь, люди же женятся по любви, бывает же такое.
- Нет, Андрей, я бы точно никогда замуж по любви не выйду, - ответила она.
- Ну, ты даёшь, все девушки мечтают по любви замуж выйди.
- Может, там у вас есть такие девушки, что верят в любовь, да я только сомневаюсь, хотя, тебе больше, может, известно о девушках.
- Да, нет, я так думал. Вот, если бы ты меня полюбила, разве замуж за меня не вышла бы,- подзадорил её я.
-Нет, за тебя я бы точно замуж не вышла, по той причине, что в тебя можно влюбиться,- с улыбкой сказала Асем.
-Нет, почему, я бы тоже тебя полюбил, ты такая красивая, - продолжал я.
-Да, нет, Андрей, у нас ничего не получится, ты тоже красивый,- в её голосе я почувствовал легкую грусть.
Она продолжала:
-Замуж выходят, чтобы создать семью, а не заниматься любовью, это просто супружеский долг и всё. Чтобы дети рождались, а родители их любили и воспитывали. А супруги друг друга уважали и заботились. А если по любви, то любовь быстро проходит и ничего не останется.
- Почему, дети то останутся, - ответил я.
- Да, нет, Андрей, если прошла любовь, то дети не сдерживают, все равно люди расстаются, а когда уже заранее знают, что не по любви, а для семьи, то совсем всё по-другому.
-Может быть, у вас все так, не буду спорить, да и спать уже пора, вдруг завтра погода будет хорошая, она же, как любовь, то нагрянет, то проходит,- пошутил я.
Асем мне ничего не ответила. Я ещё долго думал над её словами, возможно, на Востоке все как-то по-другому, там имеют по несколько жен и все жены между собой ладят, тонкая эта штука Восток…
Погода  была утром хорошая. Но, восхождение  не разрешили, ожидалось усиление ветра.  Мы с Асем решили немного потренироваться перед восхождением. Небольшая скала, метров пятьдесят, правда, подъём достаточно крутой, но нам не привыкать к скалолазанию. Все шло как по учебнику. Оставалось метров шесть до вершины скалы. Асем поскользнулась и полетела вниз. Я понимал, что сейчас будет рывок страховочной веревки, мгновенно забил свой ледоруб в щель скалы, на счастье оказавшейся рядом, перекинув на него веревку. Последовал рывок, подо мной обвалился выступ. Хорошо, нога зафиксировалась на следующем выступе. Однако, наше положение было критическим: возможно,  ледоруб хорошо вошёл в расщелину, и мог держать вес тела Асем, но у меня в этом уверенности не было. До вершины скалы оставалось шесть метров, но это почти гладкая стена. Я открепил страховочную веревку от себя, так как при моём падении ледоруб уж точно вырвало бы из щели. Выход был только один – искать выступы в скале и подниматься на её вершину. Когда я всё-таки до неё добрался, у меня выступил холодный пот.   Сбросил Асем веревку, которую всегда брал с собой. Спуск не представлял труда, противоположная сторона скалы была пологая. После спуска, Асем меня обняла и крепко поцеловала в губы. Это был её единственный поцелуй.

Сегодня, просматривая почту, обнаружил письмо. Оно было адресовано мне, обратный адрес  смутил: Казахстан. Алма-Ата… Прошло уже десять лет, как горы для меня остались в прошлом. Совершенно не ожидал, что письмо от Асем. Конечно, адрес она мой знала, но писем от неё я никогда не получал. Стал читать. Она приглашала меня принять участие, по её выражению, в турпоходе в горы, понимала, что я уже давно потерял форму, наверно, набрал уже вес, поэтому никакого альпинизма не будет. Просто, небольшая прогулка. Далее шли извинения, что если не смогу я, по семейным обстоятельствам и так далее. Про себя подумал: какие семейные обстоятельства, их уже три года, как нет. Да, наверно, надо было жениться по расчету, верно Асем говорила, любовь быстро проходит. Это у неё там могут быть обстоятельства, там прочно – расчет и уважение. Хорошо, что она свою электронную почту написала. А то, письмо, согласно штемпелю, две недели шло.  Поход намечался через десять дней. Предложение очень заманчивое,  я уже  совсем засиделся. А, что, тряхну стариной, да и в отпуске давно не был. За три дня всё оформил, в том числе взял билет на самолет. Поживу в гостинице до похода, посмотрю город, давно не был. Отправил по электронной почте своё согласие, сообщил рейс и дату вылета, дал номер своего мобильного телефона, для связи. Асем прислала СМС довольно быстро: «встречу в аэропорту». Я не стал отказываться, все-таки это уже заграница.
Самолет приземлился точно по расписанию, Асем меня встретила. Время позднее, гостиницу, заказать я не сообразил.
- Андрей, а ты почти не изменился за десять лет, - сказала Асем при встрече.
- Узнаю восточную мудрость, в этом «почти» - весь смысл, - пошутил я.
- Нет, верно, я думала, что тебя не узнаю, прошло много времени, - пояснила она.
- Наверно, ты зря беспокоилась, надо было мне заранее заказать номер в гостинице, - оправдывался я.
- Зачем гостиница, мы поедем ко мне, я на колесах.
- Да, не очень удобно, тебя беспокоить, семья, дети, а время позднее.
- Ничего, страшного, один раз за десять лет – можно, - ответила Асем.
- А, ты все такая же красивая, как и всегда,
- Рада, что ещё не забыл, за семейными заботами, -  с иронией в голосе ответила она.
-Надеюсь, ты мужа предупредила, что мужчина в доме появится, - иронизировал я.
- Вот, мы и приехали, - сказала она, оставив мою последнюю фразу без ответа.
Пока Асем возилась с ключами, открывая дверь квартиры, я извинялся:
- Постараюсь завтра утром найти гостиницу, ты меня в спальном мешке на кухне пристрой  на ночь, вообще, можно было и в палатке переночевать,  у вас ещё тепло.
-Ладно, проходи, а насчет палатки, надо было заранее написать, - пошутила Асем.
-Я тихонько пройду на кухню, только, ты скажи, где она у вас тут находится, - уже шепотом спросил я.
- Что ты шепчешь? Я не поняла. Говори громче, здесь кроме тебя и меня никого нет.
- А, муж, дети?- удивленно спросил я.
- Я уже три года как одна, а детей не было,- ответила мне Асем.
- Да, мы с тобой, похоже, в одно и тоже время одинокими стали, - пошутил я.
-Андрей, скажи, только честно, ты меня тогда любил?
- Асем, если, честно,  да.
- Если честно, то я тебя тоже любила, ответила она.
-Но, ты же сказала, что любовь быстро проходит, - продолжал я.
- Знаешь, Андрей, всё проходит, если это не любовь, вот у меня совсем что-то не прошла она к тебе.
- Асем, у меня тоже что-то не хочет проходить,- задумчиво ответил я
-  И, что мы с этим делать будем, как ты думаешь?- сказала она.
Я её  крепко обнял и поцеловал в губы.
- Андрей, а я тебя первая поцеловала, помнишь? И, всё я первая, люблю тебя  сильно, не могу я без тебя.
- Асем, я же тоже тебя сильно, но Восток же, я не знаю, - она не дала мне договорить.
- Восток, глупости всё это, все женщины одинаковые, и все хотят любить.
Все у нас с Асем получилось, и в поход успели сходить, правда, не без приключений, горы есть горы. Обрушилась на нас лавина. Меня, правда, только немного запорошило, а вот Асем мне пришлось откапывать. Хорошо, что меня к ней всегда тянуло, а горы, наверно, все-таки к Асем, поэтому я быстро нашёл её под двух метровым слоем снега. Одним словом, любовь нас всегда спасала. Правда,  альпинизмом больше мы не занимаемся,  нет время, надо же двойняшек – мальчишек воспитывать. Наверно, и от любви к альпинизму могут рождаться дети, если она настоящая. 


Рецензии
Да здравствует ЛЮБОВЬ! Говорят, кто испытал ее , тот счастлив и живет не зря. Легко читается Ваш рассказ, о горах хорошо написано. Успехов Вам, Владимир. С уважением.

Елена Гончарова 2   22.01.2010 10:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.