Свобода

Сцена первая.

За письменным столом сидит мужчина в ярко-желтом костюме и зеленом цилиндре, он что-то пишет гусиным пером, макая его в стакан с водой. Перед ним сидит рыжий полосатый кот и курит сигару.

Мужчина (не поднимая глаз): Если взять немножечко левее. Как ты думаешь?
Кот (заглядывая в листок): Я не знаю, что сказать вам, профессор. Но только по-моему левый край немного сдвинут на север и поэтому контур кривоват. Но это лишь мое, кошачье, мнение.
Мужчина (придирчиво вглядывается в свой чертеж и хмурится): Ты прав. Я снова все перепутал.
Кот: Это свойственно гениям. Легкая рассеянность, забывчивость...
Мужчина: Гениям? Какое смешное слово! Я был гением лишь до семи лет. А потом я перестал рисовать машинки и увлекся астрологией (продолжает чертить). Так-так,  черная дыра по центру, справа Большая Медведица.
Кот: Надо же, как странно она выглядит с этой стороны Вселенной (тушит сигару в стакане с водой).
Мужчина: Ты опять! (вдруг вскакивает и начинает ходить из угла в угол) Черная комната с видом на соседние балконы. Водка и огурцы с сахаром. Устал-устал-устал! Полная луна и закрытая форточка. Вот зачем ты опять так делаешь? Я же столько раз просил. Я же упаду... падаю... падаю (мужчина начинает плакать).

В комнату заходит дворник со скрипкой в руках.

Дворник: Плачете? Зачем вы плачете? Не надо (обращаясь к коту). Зачем ты его опять довел? (подходит к мужчине и гладит его по голове) Ну что вы? Не плачьте! Давайте я вам что-нибудь сыграю? (играет  какую-то нелепую мелодию) Вам нравится?
Мужчина (вытирая слезы краем пиджака): Спасибо, это так трогательно. Вы очень помогли мне. Ведь он (показывает пальцем на кота) снова испортил воду.
Кот (фыркает): А что я? Я ничуть не раскаиваюсь. Вот так! Я все сделал верно! Все правильно. Глупый ритуал. Традиции, правила устои. Не вздумайте повторяться. А то я вас поцарапаю.
Дворник: Как ты, глупое животное, не понимаешь? Моя скрипка, твоя сигара, стакан с водой... без этого нас не существует.
Кот (чешет за ухом): Но сейчас сигары нет, а я есть. Я живой и существую. (начинает смеяться) я есть, а сигары нету. Я свободен, свободен. (хватает со стола вазу и кидает ее в окно, стекло разбивается, кот прыгает на подоконник, а потом в раскрытое окно).
Мужчина ( задумчиво): Восьмой этаж... нет-нет, я больше не буду думать о нем.
Дворник: Зато вашу воду никто не потревожит. Вы и дальше можете чертить. Только не вздумайте подходить к окну. Вы можете простудиться.

Они молчат.
В комнату вбегает дама в черном.

Дама: У вас там кот упал!
Дворник: Да, мы знаем. А хотите, я вам сыграю?
Дама: Не надо, не надо мне играть. Не к добру это. Кот... вниз...
Мужчина: Он жив?
Дама: Не смешите. Как тут выжить?
Мужчина: Сигары нет... и его нет. Почему же он не взлетел?
Дворник: У него нет крыльев. Но есть сигара. А у вас вода. Чертите! (голос срывается) Эй вы! (пальцем показывает на даму) Почему вы так смешно одеты? Почему в черное?
Дама: Траур, мой дорогой.
Мужчина (отрывается от своего чертежа): Какого траура?
Дама: Я оплакиваю свою красоту, которая скоро завянет. Ну и кота, пожалуй (дама хихикает) Хотя зачем его оплакивать? Я его даже не знаю. Вот вы и оплакивайте.
Дворник: Даже тут все испортил! (пытается выдавить слезы) нет... не выходит. Нету слез. Нету. Ааа, к черту!
Мужчина (поворачиваясь к даме): Но вы же еще молоды. Почему траур???
Дама: Скоро я стану старой. Я оплакиваю свой сегодняшний день.
Мужчина: Сейчас утро. День еще впереди.
Дворник(устало): Оставь ее (поворачивается к даме) Вам пора! (вдруг начинает кричать) Уходите!

Дама молча уходит.

Мужчина: Зачем заранее оплакивать что-то? (смотрит в разбитое окно) Нужно радоваться, пока что-либо есть у тебя. А когда оно уходит... нежно сказать «спасибо, что ты было в моей жизни» и иногда вспоминать это... с приятной ностальгией.
Дворник (начинает смеяться): Ностальгией? Это удел слабых.
Мужчина (тихо): Это удел живых и настоящих. А мы тут... стаканы, скрипки, форточки. Помните ту, что ушла первой? Каждые десять минут она красила губы. Для чего? Зачем? Зачем все это? И что там? (указывает взглядом на окно) Отсюда видно только этот ужасный туман. Устал! Устал! Устал! (начинает раскачиваться из стороны в сторону) Мы тут, словно в клетке. Форточки... руки...вода в стакане.
Дворник (строго): Все-все. Успокойтесь. Хватит!

В дверь осторожно стучат. Входит молодая женщина с маской из древнегреческой трагедии в руках. Она одета в ярко-красную тогу.

Женщина: Вот и я. Я пришла к вам. Я не знаю вас (немного помолчав)... нет, точно не знаю. Но я знаю, вы рады мне. Вам, наверное, очень скучно здесь!
Мужчина: Почему у тебя в руках маска?
Женщина (одевает маску): Я оплакиваю. Смотри, одеваю маску и сразу (смеется) оплакиваю.
Мужчина: Опять траур. А что оплакиваешь ты?
Женщина: Свою невинность.
Дворник: Кто ты такая?
Женщина: Девушка, перешедшая в другую ипостась. Сменившая роль и статус. Жен-щи-на. (отрывает кусочек тоги и протягивает мужчине)
Мужчина (удивленно): Зачем мне это?
Женщина: Чтобы ты хоть иногда вспоминал меня. Когда я уйду, когда меня не станет. Я хочу, чтобы меня хоть кто-то вспоминал.
Мужчина (берет кусок ткани): Но почему ты в красном? Ведь цвет траура — черный.
Женщина: Траур, мой дорогой, в сердце, а не в цвете одежды. Тем более красный — цвет потери девичьей невинности.

Она уходит.

Дворник: Выкиньте эту тряпку (смотрит на красный лоскут и морщится)
Мужчина: Нет. Я буду хранить алую ткань, и вспоминать эту красивую женщину, пришедшую сюда.
Дворник: Глупости. Все глупости. Это смешно!
Мужчина: Я сотни раз вам говорил. Я просто настоящий. Я так устал сидеть в этой комнате. Раньше хоть кот, теперь только вы. Зеркала? Почему нет зеркал? Ни одного! Я хочу посмотреть что там, за окном! (вскакивает, начинает ходить по комнате) Там же есть кто-то! Есть!
Дворник: Успокойтесь!  Как вы надоели! (морщится) Давайте я вам сыграю?
Мужчина: Нет! Не надо мне играть. (садится и залпом выпивает воду в стакане)
Дворник: (испуганно) Что вы наделали?
Мужчина: Освободился. Кот прав. Он всегда был прав, только мы не слушали. Не слышали. (он пронзительно кричит и выпрыгивает в окно)

Сцена вторая

На деревянной лавочке, выкрашенной в синий цвет, сидят кот и мужчина ярко-желтом костюме и зеленом цилиндре. Рыжий кот курит трубку, а мужчина пьет из бутылки с водкой.
Мужчина: Это рай?
Кот: Нет, профессор. Я думаю, это – та самая, НАША реальность, которую мы заслужили в конце пути.
Мужчина: Но мы же умерли? Тогда почему водка? Почему трубка?
Кот: Умерли? Профессор, ваше предположение ошибочно. Вот я. Вот вы. Мы дышим. (делает большую затяжку, поднимает голову и медленно выпускает дым вверх) Вы даже можете потрогать мой хвост, он настоящий.(мужчина дотрагивается до хвоста) Окно, по-моему, это выход.
Мужчина: И куда он привел нас?
Кот: В тот мир, который мы заслужили, нарушив границы, привычки и серые стереотипы вроде сигар и стаканов.
Мужчина: Но где все остальные?
Кот: Я думаю, они ушли на запад. Там (показывает лапой направление) есть свет. И даль.
Мужчина (вдруг начинает хохотать): А небо, какое тут небо! И ночь, наверняка, существует! Форточки! Форточки. Тумана нет!
Кот (морщится): Прекратите это безобразие, профессор. Оставьте свои выходки предыдущей реальности. Там мы были сумасшедшими, сейчас мы стали мудрыми.
Мужчина (виновато): Прости, ты прав. Привычки. Но ведь здесь и правда прекрасное небо. Ведь раньше я был астрономом лишь в своем мире, ограниченном в сознании только одного человека - себя. И мои созвездия были выдуманы мною. Или же вычитаны из книг.
Кот: А теперь вами придется привыкнуть к тому, что все настоящее. Пойдемте.
Мужчина: Куда?
Кот: Туда, на запад. К свету.
Мужчина: Но разве мы не дождемся дворника?
Кот (раздосадовано): Он не придет. Это была как игра, профессор. С условием понимания. Выигрывал тот, кто раньше приходил сюда. А дворник проиграл, он остался последним. И если он и умрет, то только от тоски.
Мужчина: Даже если выйдет через окно?
Кот: Он вряд ли до этого додумывается. Окно выбирают несогласные. Его же система устраивала.
Мужчина (вдруг начинает плакать): Бедный! Бедный! Совсем один там!
Кот (гладит его по голове): Не надо. Тише. Тише. Здесь больше этого не нужно. Тише. Пойдемте.

Они встают и уходят.

Сцена третья

На полу комнаты сидит дворник и неслышно бормочет что-то.
В комнату входит девочка в белом платье. На ее голове терновый венок.
Дворник (поднимает на нее невидящий взгляд): Уходи!
Девочка (звонко смеется): Фу, как не прилично. Вы забыли поздороваться.
Дворник (раздраженно): Здравствуй. Уходи.
Девочка ( садится рядом и обвивает худыми руками колени, притягивая их к подбородку): А у меня горе. Траур. Дяденька, вы знаете, что такое траур?
Дворник (устало): Знаю.
Девочка: А вот и нет. Ничего то вы не знаете. У вас Дяденька странный из окна выпал, а вы не плачете совсем. И Кота погубили (горестно вздыхает). Но вы не волнуйтесь. Не надо. Скоро все закончится.
Дворник: Что закончится?
Девочка (встает и гладит дворника по голове): Жизнь закончится. И будет хорошо. Спокойно и тихо.
Дворник: Я умру?
Девочка (помолчав немного):  Все умирают.
Дворник: А что оплакиваешь ты?
Девочка: Свою память. Я уже жила однажды. А потом умерла.
Дворник (удивленно): Как умерла?
Девочка: Совсем умерла (горестно вздыхает). Потом родилась снова. Вот такой (придирчиво осматривает себя). Я была когда-то старой и мудрой, а теперь. Эх! (смотрит в окно) У вас ведь тоже траур…
Дворник (встает): Из-за Кота и Профессора?
Девочка (вдруг начинает безудержно хохотать): Нет! Чего о них плакать – они же мертвые?
Дворник: Не понимаю. Тогда что мне оплакивать?
Девочка: Свой рассудок.
Девочка с хохотом убегает из комнаты.
Дворник провожает ее взглядом. Потом садится на стол и начинает играть на скрипке что-то протяжное и жалостливое. Вдруг резко обрывает свою игру.
Дворник: Самое страшное, когда не с кем поговорить. Я снова один. Кажется, так уже случалось когда-то. Впереди свет, я знаю это. Я чувствую, как он режет мои глаза. Еще мгновение и потолок обрушится на меня. В моих ладонях целый мир. Нет-нет (трясет головой). В моих ладонях только старая скрипка. И тишина. Тишина. Тишина (вдруг начинает плакать). В голове голоса, я слышу их (кричит). Отпустите меня! Отпустите! Прочь (машет руками, словно пытается отогнать кого-то).


Сцена третья

На сцене Дама, Девочка и Женщина сидят на коленях и перебирают  разноцветные клубки ниток.
Девочка (на секунду замирает): Вы слышали?
Женщина (гладит девочку по голове): Тише, деточка. Мы все слышали.
Девочка: Это конец?
Дама: Для него конец. Да (молчит). Это несомненный конец. Но так бывает всегда. Ты же сама знаешь. Таковы правила.
Девочка (устало): Знаю? Нет. Мы ничего тут не знаем. Ни я, ни ты, ни он. Длинная прямая дорога, заканчивающаяся обрывом. Серость.
Дама: Не надо. Ты прекрасно все понимаешь. Так бывает всегда.
Девочка: Вот именно – ВСЕГДА. А мы тут с этими глупостями, нитки эти опять же. Ну сколько можно?
Женщина: Кто-то должен это делать. Мы созданы для этого. Мы все! У нас разные роли, но игра одна и та же.
Девочка: И ничего не изменить?
Дама: Уже нет. Он сам выбрал.
Девочка вздыхает, берет клубок серых ниток и начинает разматывать его.
Девочка: Свет где-то обязательно существует. Пока мы сидим тут в темноте, наше другое Я смотрит вверх…  в самое небо. В сладковатую дымку свободы. Я устала. И хочу покоя. Как они.
Дама: Когда-нибудь. Да, именно так – когда-нибудь. Мы бросим все и уйдем в свет.
Девочка: Обещаешь?
Дама: Конечно. Только это случится не сейчас. Мы ведь нужны им.
Женщина: Без нас они не смогут увидеть дороги. Без нас они не закончат свой путь. Без нас…
Девочка (холодно): Без нас они будут жить.
Дама: Прости… таковы правила.
Девочка: Знаю.
Они собирают клубки и, сутулясь, уходят.

Сцена четвертая

На сцене стоят Кот и Профессор.
Кот: Нужно все записать. Да, обязательно записать. Я же все забуду.
Профессор: О чем ты?
Кот: У вас ведь есть тетрадь и карандаш?
Профессор: Они остались в доме.
Кот: Нет-нет, не называйте то ужасное место домом, профессор. У «сегодня и сейчас» есть множество слоев. Они делятся на пространства и уровни. Те, что существуют. И то, что могли бы существовать. Те, что были и что будут. Те, что не будут существовать, что бы не случилось. Сейчас я в этой точке. Сейчас я на другом уровне. Я везде. Понимаете?
Профессор: Ты спятил. Снова сумасшедший. Ничего не изменилось.
Кот: Нет-нет. Как же вам объяснить?! Представьте, что жизнь – длинный коридор, разделенный дверьми на некие секции. Абсолютно темный. Я сейчас нахожусь в самом начале. Нащупываю дверь, открываю и перехожу на новый уровень. Чуточку ближе к цели. Но от этого ведь комнаты не смешиваются. Просто я пропадаю из одного пространства и попадаю в другое.
Профессор: Какой вздор! Ты не можешь исчезнуть.
Кот: Могу. Мяу! Умерев!
Профессор: Ты же жив!
Кот: Профессор, не несите чушь! Вы же сами сказали, что думали, будто бы я мертв. И вы мертвы. В какой-то степень.
Профессор: Но ведь дворник тоже умрет?!
Кот: И вернется в начало этой же комнаты. Вместо выхода он обнаружил дверцу шкафа.
Профессор: Ну а что делать нам?
Кот (достает из кармана свечу и зажигает ее): Профессор, посмотрите на этот свет. Он разгоняет темноту. С помощью него можно найти ручку двери.
Профессор: Так может стоит дать дворнику спички?
Кот: Мяу! Я вас сейчас поцарапаю! Это не просто свеча! Это свет ВНУТРИ.
Профессор: Меня?
Кот: И вас тоже! Пойдемте все же вперед. Туда, где сотни огней в душах людей образуют солнце.
Профессор: Мы ослепнем! Или сгорим!
Кот: Профессор. Не забывайте: темный коридор, новая дверь!
Профессор: Огонь?
Кот: Очищение. Идемте!
Они уходят, держа впереди себя на вытянутой руке свечу.

Сцена пятая

В комнате царит бардак. Книги профессора, его бумаги и документы… все разбросанно. Посреди комнаты в петле висит Дворник. На полу опрокинутый стул и скрипка….


Конец


Рецензии