Письмо четырнадцатое

Скоро экзамены и конец курсам. Да, курсам конец, но чему же мы там научились? По идее это должно было выясниться на экзамене. Но это по идее. Все и так знали чего они стоят, как собеседники на немецком языке. Каждый, я думаю, честно перед собой всё знал. Нам объяснили, экзамен будет проходить в три этапа. Первый этап понимание прослушанного материала, второй письменный и третий собеседование, то есть вольный трёп. По результатам будут выдаваться два вида свидетельств. Простое свидетельство и сертификат. Сертификат нужен тому, кто желает дальше учиться в учебных заведениях и на него выделили из нашей группы одиннадцать человек более менее  успевающих. Им предстоял экзамен сложнее, чем нам. Так же нам объяснили, это свидетельство нам практически нужно будет один раз, чтобы показать в  Arbeitsamt(е) и не очень важно, что там будет написано, сдал - не сдал, там не будет. Главное, что ты можешь в действительности.

О своём отношении к различного рода экзаменам я уже писал. И я оказался не один такой. Но были и граждане, которых трусила экзаменационная лихорадка. Люська не могла уснуть в ночь перед экзаменом. Со всеми моими доводами соглашалась, но ничего не могла с собой сделать. Экзамен. И всё. С одной стороны я был доволен, заканчивается эта бешеная гонка. И хотя мы втянулись, но заметил за собой, я стал привыкать к непониманию чего-либо. Не успел? Ладно, что уж теперь. И мне это не нравилось. С другой, кончалась наша денежная лафа, а мы так ничего и не поднакопили, то в квартиру нужно, (ведь всё пусто, всё надо) то на себя. Рассчитались за мои права, а это не мало, плюс доверенность. С третьей, только что-то начали понимать, нет о ста процентном понимании не могло быть и речи, но постоянный долбёж, плюс общение с учителем и такое впечатление, туман вокруг редеет, и проступают контуры окружающего ландшафта. А тут бац! Точка. Плывите ребята как хотите.

Теперь нужно ехать в Киев за деньгами на машину, а на социале уже не посидишь как раньше. Нужно отрабатывать восемьдесят часов, а за каждый отработанный час платили 2DM. У нас при переходе обратно, с курсов на социал получался один «свободный» месяц. И мы решили, в этот месяц я поеду. Описывая всё так подробно, забыл одну маленькую, но существенную деталь.

На курсах прямо за мной сидел парень из Омска. Бывший водитель дальнобойщик. Немецкий язык был его  первым, а русский вторым языком, но у него был жуткий диалект. Как он назывался, никто не знал, но всё же ему удавалось довольно сносно общаться с учителями. Я очень часто обращался к нему за помощью. И вот как-то в очередной раз, что-то спрашивая, заметил у него на столе стопочку каких-то листков. На верхнем по-немецки было написано, это экзаменационные билеты для сдачи на водительские права второго класса. Я выклянчил у него их на день, чтобы снять ксерокопии. Это были дополнительные билеты.

 Система такая. Основные билеты по правилам дорожного движения такие же, как и для любителей. Только с небольшой разницей на дополнительные вопросы. Плюс ещё пятнадцать штук дополнительных билетов по десять вопросов в каждом на технические темы и немного специфики из правил дорожного движения. Сдаются экзамены только на немецком языке. Основные и дополнительные билеты. Я завёл дома тетрадочку и сидя вечерами со словарём переводил эти  дополнительные билеты. За основные пока даже думать боялся. Этих 15 х 10 = 150 вопросов и по три - четыре ответа на каждый.  Тех, основных 30 х 15 = 450 и тоже три - четыре ответа. О том, чтобы механически зазубривать, нечего было и думать. Могли поменять формулировку ответа, и где бы я был со своей зубрёжкой? Надо учиться читать и понимать. Для этого надо было зубрить незнакомые слова. А там куча технических терминов. Но мне повезло, мы привезли с собой словарь автомобильных технических терминов. Несколько позже, когда уже всё было позади, я дал кому-то этот словарь попользоваться. С тех пор очень по нему скучаю.

 Раза три - четыре в неделю, чаще меня не хватало,  выгонялись вечером все из кухни, закрывались двери, и требовалась тишина. «Что бы мне мухи не было слышно!» Они делали тише  телевизор и сидели как мышки. А я зубрил. Потом Вовка, так звали этого парня, узнал, что Arbeitsamt посылает на курсы водителей и оплачивает их. А нужно оговориться, в Германии человек имеющий права второго класса ещё не водитель, а человек имеющий право на... Это большая разница. Водитель это профессия, а удостоверение даёт лишь право, то есть разрешает. На курсах водителей  учат именно профессии, а не только вождению.  Вождение является одной, важнейшей конечно, из  составляющих. Я не хочу сейчас залазить в дебри подробностей это всё-таки не пособие для начинающих водителей грузовиков в Германии. Думаю, вы мне поверите на слово.

 И вот я, будучи ещё на языковых курсах уговорил Вовку пойти вместе в Arbeitsamt  и записаться на эти курсы. Сам побоялся из-за того, что, услышав мой немецкий, мне скажут: «Парень, куда ты лезешь? Научись сначала говорить и понимать сказанное, а уж потом приходи. Там посмотрим». Он сначала мялся, но я был настойчив, а в кабинете у чиновника непривычно молчалив. Нас записали и с приветливой улыбкой сказали что-то типа: «Ребята! А как же! Как только, так и сразу... Ждите»!

Неделю спустя я узнаю, что меня от Gemeinde записали на какие-то компьютерные курсы. Набор всего двенадцать человек и я сподобился. Кем мы будем по окончании, не знал никто. Назывались различные варианты, но то, что там платят 1200DM, знали все, и драка была конкретная. Нет, это не значит, размахивали зонтиками, кулаками и локтями, всё происходило в лучших советских традициях. По принципу: «Как? Вам ничего не говорили? Странно. Все знают, а вы нет». И ты стоишь, хлопаешь глазами, а уши горят. Тогда я подумал: «Неужели немцы такие дураки, оплачивая твою учёбу, плюс, платя тебе ещё за обучение, они нигде и никак не захотят каким-либо образом получить свои деньги обратно и ещё с процентами. У них же капитализм и деньги они считать умеют. Мне никак не усидеть одной задницей на двух табуретках». И я отказался.

 На меня смотрели как на сумасшедшего. Приходили даже из других групп поглядеть. Но я стойко переносил свою «популярность». Не будешь же всем объяснять, у меня другие планы, я действительно собираюсь работать, а не делать вид и жду другие курсы. Через восемнадцать месяцев эти закончатся и что дальше? Возраст же не ждёт. Часы тикают. Какой из меня Kaufmann? (менеджер по продаже. Об этом узнали позже) я и по-русски, то продать ничего не умею, а тут немецкий менеджер. Смех один. Нужно ж реально смотреть на вещи.  Конечно, я тогда не мог знать, что существуют программы помощи интеграции иностранцам, на них выделяются приличные деньги и, используя эти программы можно довольно таки долгое время официально «валять дурака».

     И так курсы закончились. Экзамены позади. Мы получили по официальному документу, где было написано кто сколько, в  каких процентах понимает язык. Сходили в Arbeitsamt. Показали. Нам сказали, что-то типа «Угу» и  всё. Я немного подёргался, думая, мои курсы начнутся в апреле (были такие слухи), но улыбчивый гражданин чиновник хранил загадочное молчание, не говоря ни да, ни нет. Я решил на всё плюнуть и поехать, как и планировалось в Киев. Утро вечера мудренее.

Ехать решил поездом через Прагу. Так дешевле всего. Уже в W.(е) мне дали распечатку до самого Киева. Пересадок до Праги было две, а в Праге я уже садился на киевский поезд. Подождать пришлось два с половиной часа. Проболтался это время по  вокзалу. В город идти не хотелось. Количество денег в кармане ограничено, да и настроения не было. Не до Праги мне сейчас. Как-нибудь позже, когда и денег будет побольше и времени. За девять месяцев проведенных в Германии  я отвык от такого количества украинско-русской речи и, вертя головой, всем улыбался. Наверное, выглядел как настоящий провинциал.

В спальном вагоне ажиотажа от желающих ехать не наблюдалось. На весь вагон семь - восемь  пассажиров. Получив отдельное купе в своё распоряжение, я преспокойненько улёгся с книжкой в руках. Ночью спать так и не дали. То чешская граница (предъявите паспорта, что везёте?), то польская, то украинская и везде одно и тоже. И так всю ночь. В Киеве обнаружил, единственные 100DM, которые у меня были с собой, испарились. Никто, кроме проводника или проводницы взять их не мог, я каждый раз закрывал дверь изнутри  на замок, а больше ни у кого нет универсального ключа. Нужно было закрываться ещё и на задвижку. Но кто ж знал? Теперь знание получено за 100DM. Идти скандалить, что-то доказывать? Зря время и нервы тратить.

Игорёшка меня уже встречал. Я был так рад его видеть, что сразу забыл за эти 100DM  и почти не замечал ничего вокруг. Мы говорили, перебивая друг друга, перескакивая с темы, на тему понимая, нужно успокоиться, сосредоточится на чём-то одном, но никак не могли этого сделать. Всё казалось архиважным и первоочерёдным. Встречи с матерью и братом как близнецы были похожи на эту. Дня через два - три стал только оглядываться, да и заботы появились. Никто ничего не мог делать (небольшой ремонт в новой квартире). Всё требовало денег, а деньгами мог распорядиться только кто-то от нашей семьи. В данном случае я. Появились не только заботы, но и проблемы.

Как вывезти деньги? Официально нельзя по нескольким причинам. Дерут сумасшедшие проценты, и плюс ко всему кто-то из таможни даёт  «наводку» бандитам. Так можно не доехать и самому. Не говоря уже о том, что не довезёшь деньги. За 100$ нашли выход. Через знакомых. Не хочу распространяться о способе, но получилось. Занимаясь разными мелочами, невольно подмечал то, от чего глаза в Германии отвыкли. Деревья, трава, кусты были какие-то блеклые. Квартиры, сантехника, плинтуса, двери и окна всё выглядело так, будто всему этому лет двести, а их стараются выдать за новые. Причём глаза подмечали абсолютно непроизвольно. Это раздражало. Я же прожил целую жизнь среди всего этого. Почему раньше не видел? А ни Игорёшка, ни мать с братом ничего не замечали. Всё им было хорошо и здорово.

 К концу второй недели понял, «отпуск» закончился и мне пора домой. Мой дом был там, где находилась семья. Это не было какими-то словами. Это было чувство. Чувство дома. Меня это удивило. Ведь прошло каких-то девять месяцев. Люди уезжают на десятилетия и возвращаются, правда, лично я таких людей не знал, но читать приходилось. Неужели враньё? Вряд ли. Наверное, мы какие-то неправильные. Ладно! Правильные - неправильные, а ехать надо. Опять начали действовать на нервы охранники на каждом шагу. Бритые морды в золотых килограммовых цепях, на фоне полнейшей нищеты. Хамство в транспорте и то, что на улице совершенно неожиданно ты мог получить по голове просто так. Развлечения ради.  Или просто тренировки. Нет, люди живут и выживают, но в сравнении... Хотелось опять в видимое спокойствие. Ну, не боец я! Не боец.

 Назад уже ехал в купейном вагоне. В купе было два соседа. Один очень разговорчивый молодой человек лет тридцати из Днепропетровска и второй молчаливый парень двадцати пяти - двадцати восьми лет. Разговорчивый жил уже четыре года в Берлине, по-немецки знал, по-моему, слов пятнадцать и, несмотря на своё многословие, было не понятно, чем он занимается. Потихоньку прояснилось, ничем. Сидит на социале. От  него я узнал, в Берлине не обязательно знать язык. Там есть целые русские кварталы (так, русские или еврейские?) и немцы там не появляются. Большая русская диаспора (так, русская или еврейская?) в две - три тысячи человек. Все знакомы друг с другом и чувствуешь себя как в большом селе. Ничего нельзя удержать в секрете. Вот примерно в таком духе. Ребята, за достоверность не отвечаю. Как говорится, за что купил за то и продал.

 Время двигалось к ночи. Проехав украинскую границу, на которой мы заполнили декларацию кто, сколько вывозит денег, улеглись подремать. Где-то, в час ночи с грохотом открывается дверь, влетают три морды, и ни слова не говоря, лупят нашего разговорчивого товарища, хватают его маленькую сумочку, которую он держал под подушкой, и исчезают. Всё происходит за три - пять секунд. Мы все спросонья ничего не можем понять, а тот воет, 3000$ забрали и паспорт. На польско-немецкой границе его  ссадили. Мы с молчуном написали каждый, что видели у него паспорт, а также, что и как случилось.

 До утра конечно никто не спал. В ту ночь молчаливый мне рассказал (наверное, инцидент на него подействовал и он разговорился), что у него четыре грузовика, и он едет покупать ещё два. Деньги у него с собой и судя по всему не 3000$, а, наверное, в несколько раз больше, но он не такой болван, чтобы их декларировать. Мы с ним пришли к единодушному мнению, кто-то навёл с украинской границы. Ведь в темноте они  ничего не искали. Влетели, зная, где он лежит и где держит сумочку. Раз два и привет.

Поезд шёл в Берлин. Там по приезду я получил свои деньги и поехал в W. Цена билета меня убила. Если из Киева в Берлин я приехал за 100$, то из Berlin(а) в W. я должен выложить 210 DM, что тогда составляло примерно 105$. Фантастика. 1600 км за 100$ , а 500км за 105$. Где логика? Но ведь не поспоришь и не поторгуешься.

 Наконец-то после всех приключений, дома. Два дня никуда не выходил, а на третий поехали покупать музыкальный центр. Давнишнюю мою и Серёжкину мечту. Мы торчали в магазине пять часов. Перепробовали и переслушали всё, что возможно и, остановившись на одном аппарате, позвали продавца, который подходил к нам уже раза три и некоторое время размышлял: «А не выкинуть ли этих непонятных ребят из магазина? Торчат здесь уже шестой час». Мы попросили его кое-что объяснить и сказали, что покупаем этот музыкальный центр. Он сказал, что не знает то, о чём мы спрашиваем, но мы можем две недели дома «мучить» этот ящик как захотим, и если не понравится, то вернуть. Деньги получим обратно.

Тогда я не знал, что закон четырнадцати дней распространяется и на покупки вещей. Ведь покупка это заключение договора о купле-продаже. Мы обрадовались и попросили упаковать его. Он сказал, аппарат последний, поэтому на него скидка, а коробки к нему нет. Можете, говорит он, вот так (показывает) поставить в багажник и с ним ничего не случится. Мы говорим: „У нас нет машины. Мы на велосипеде (втроём на одном). - Как? У вас нет машины“??!! Он абсолютно на секунду потерял свою невозмутимость. Есть чему удивиться. Мы покупаем муз. центр стоимостью 800DM и не имеем автомобиля, который можно получить в подарок (были тогда такие объявления). Но, как здесь уже говорилось, я не считаю людей дурнее себя. За эти подарки через три - четыре месяца приходилось платить от 100 до 400DM, чтобы от неё избавиться. Потом  он конечно же взял себя в руки и пошёл искать нам коробку.

 Одна мечта осуществилась. Нужно было заняться второй. Покупкой автомобиля. Проблемы, которые по совету Жванецкого отложены,  подошли вплотную и пока не ясно как их решать. У вас может сложиться  впечатление, что мы занимались осуществлением мечтаний мужской части нашей семьи. Нет. Это неверно. Что собой представляла женщина в 95м - 96м году бальзаковского возраста? Кладбище желаний. А мы приехали в Германию с надеждой это кладбище немного оживить. Этим мы занялись в первую очередь ещё в Heim(e) (и занимаемся по сей день), а по сему я не вдаюсь в подробности. Женщина она всегда женщина. Будьте вы даже в аду или раю. Она своего добьётся.


Продолжение http://www.proza.ru/2009/12/29/657


Рецензии
Девять месяцев. Временной отрезок, за который женщина может выносить ребёнка и родить его. Провела эту ассоциацию с твоим пребыванием в Германии, и, странное дело, женская радость переполняет меня. За этот срок ты сумел многие, казавшиеся вначале непостижимими, трудности и проблемы, поставить с головы на ноги. Наверное, ушёл страх перед неизвестностью. Ты начал сознавать преимущества своей эмиграции. Нет. Безусловно, если бы ты не поставил себе цели - поменять свою жизнь и жизнь своей семьи в лучшую сторону, не было бы начальных этапов. Но ты действовал. А результатом, как и рождение чего-то нового, стали вот такие радости как права, точно осуществимая мечта о машине и покупка этого музыкального центра.
Ты правильно сделал, что оставил за кадром осуществление женских мечтаний своей жены. Пусть каждый из нас просто о них догадается.)
Твоё повествование летит. Не спотыкается нигде. А это значит, что жизнь действительно начала налаживаться.

Мать Моржиха   01.12.2015 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо Наташа за тёплый отзыв. Это были только первые шаги. Как говорится, дальше больше. Ведь нам сколько еще предстояло сделать.

Валерий Слободской   01.12.2015 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.