Осколок Византии
Где лад, там и клад.
Бережённого и БОГ бережёт
Кипрская земля – антикварный музей средиземноморской цивилизации, бережно хранящий археологические памятники различных эпох: «доисторической» (8200 - 1050 гг. до н.э.), «классической» (1050 - 325 гг. до н.э.), «эллинистической» (325 - 58 гг. до н.э.), «римской» (58 г. до н.э. - 395 г.), «византийской» (395 - 1191),«франкской» (1191 - 1489), «венецианской» (1489 - 1571), «османской» (1571 - 1878), «британской» (1878 - 1960), «республиканской» (1960 - по сей день).
Старожилы крошечного острова радушно встретят гостей и:
• поведают миф о рождении из морской пены – дочери Зевса и нимфы Дионы, богини чувственной любви, красоты и очарования – Афродиты и о её романтических чувствах к красавцу Адонису (финикийскому божеству, олицетворению умирающей и воскресающей растительности);
• расскажут легенду о первом виноделе на Кипре Икарии;
• вспомнят о великом Государе Александре Македонском (ученика Аристотеля), о почитании жены египетского Царя Птоломея Филадельфа – Арсинои, о философе-стоике Зеноне из Китиона;
• укажут исторические места, связанные с жизнью:
– ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ;
– апостолов Павла и Варнавы, друга БОЖИЕГО Лазаря;
– первого в мире христианского правителя – Сергия Павла;
– равноапостольной Царицы Елены;
– кипрского митрополита Епифания и трёх епископов,
присутствовавших на Первом Вселенском Соборе в Никее:
Кирилла Пафского, Геласия Саламинского и Спиридона Тримифунтского;
– английского Короля Ричарда Львиное Сердце;
– Короля Святого Града Иерусалима Ги де Лузиньяна;
– первого Президента (годы правления с 1960 по 1977гг.)
суверенного государства Кипр – православного архиепископа
Макариоса Третьего(его останки покоятся вблизи от монастыря Киккос).
Ныне Кипрская Православная Церковь имеет статус автокефальной и среди прочих Православных Церквей занимает десятое место. Во главе Кипрской Церкви стоит архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.
В древнем городе Пафосе рядом с виллой Диониса (третий век до н. э.), сохранившей античную напольную мозаику со сценами из жизни греческого бога Диониса – сына Зевса и Семелы – покровителя виноградарства и виноделия, находится церковь Панагия Хрисополитисса, построенная в восьмом веке на руинах крупнейшей кипрской ранневизантийской базилики четвёртого века.
На церковном дворе возвышается «колонна святого Павла». По преданию, на этом месте римляне истязали плетью – из сорока без одного шнуров, сплетённых в три косицы, – привязанного к колонне апостола Павла. Сейчас тут служат католики и англикане.
Местные православные храмы имеют некоторые отличия от русских, а именно:
• установлены стасидии – особые сиденья, в которых можно стоять, полусидеть или сидеть в зависимости от текущего момента богослужения; над ними высоко возвышается амвон с винтовой лестницей в средней части храма;
• одноступенчатая солея без ограждения;
• невысокая алтарная перегородка из проконнесского мрамора или позолоченного резного кипариса;
• стены покрыты мозаикой из смальты с сотнями оттенков, либо расписаны сочными фресками;
• полы украшены отполированной разноцветной мозаикой с обязательным византийским двуглавым орлом с мячом и крестом в когтях;
• изумительной работы паникадила из хрусталя, серебра либо бронзы;
• малое количество искусно выполненных подсвечников, обычно стоящих рядом с иконостасом и киотами;
• множество редких икон, хорошо сохранившихся по причине не участия Кипра в войне иконоборцев в девятом веке; причём, по обычаю, лики БОГОМАТЕРИ и БОГОМЛАДЕНЦА всегда должны быть покрыты (так хранится в монастыре Киккос чудотворная икона «Богоматери милосердия – Панайя Кикотисса», написанная апостолом евангелистом Лукой через семь лет после ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА).
В центре античного Китиона, современное название города Ларнака, в замечательной (оригинально объединяющей византийский и готический архитектурные стили) церкви Агиос Лазарос, сооружённой в девятом веке по повелению Императора Византии Льва Шестого (впоследствии бывшей монастырём бенедиктинцев, затем католическим костёлом), под алтарём находится гробница святого праведного Лазаря, рукоположенного апостолами Павлом и Варнавой в епископы Китиона (от автора: после воскрешения ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ Лазарь «Четверодневный» прибыл из Бетании в Китион и прожил ещё тридцать лет).
Невдалеке на солёном озере, в зимние месяцы, обретают приют стаи перелётных птиц, среди них розовые фламинго. Там, подле захоронения Ум Харам (от автора: родственница пророка Мухаммеда, которая погибла здесь в 649 году во время первого арабского вторжения) установлена в 1816 году мечеть Хала Сутан Текке – третья по значимости мусульманская достопримечательность после Мекки и Медины. Рядом с ней расположены закрытые для посещения руины поселения бронзового века.
Неподалёку к западу от Ларнаки в церкви Панайя Ангелоктисти (что значить: «построенная ангелами») сохранилась апсида с изображением шестого века ПРЕНЕПОРОЧНОЙ ДЕВЫ МАРИИ в полный рост.
История знаменитого монастыря Ставровуни такова: вернувшись в 327 году из Святой земли, равноапостольная Царица Елена привезла с собой часть ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО ДРЕВА КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Однажды, во сне, ей явился ангел и повелел воздвигнуть церковь, похожую на Иерусалимский храм, указав месторасположения будущей постройки. Так на живописной вершине Олимп ( высотой 700 метров над уровнем Средиземного моря), переименованной в гору Святого Креста, был основан монастырь, где по сей день пребывает великая христианская реликвия. Одно время, до начала турецкого господства в 1571 году, обитель принадлежала бенедиктинскому ордену, а с семнадцатого века вновь возвращёна православной церкви.
Туземцы выжили, проявив изрядное смиренномудрие в бурных перипетиях своей долгой истории. Они, «как дети: в простоте, чистым сердцем, без раздумывания» (по доходчивому выражению святителя Феофана, затворника Вышенского), уверовали в ВОСКРЕСЕНИЕ БОГОЧЕЛОВЕКА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ («И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца», – гласит седьмой член Символа веры) и стало быть: народ уверовал в жизнь вечную.
Почти каждый киприот простодушно внял обращению ГОСПОДА: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17,19). Кипрская государственность уцелела во всех передрягах, потому что народ (подобно евангельскому благодарному за исцеление прокажённому) единодушно и непрестанно прославляет БОГА.
P. S. Нам, русским людям, не следует пренебрегать этим жизненным примером. Надо помнить – непременно наступит итоговый момент всеобщей истории человечества, когда:
Исчезнет твердь, померкнут звёзды,
Свернутся свитком небеса...
Ответ держать нам всем придётся
В час неминуемый СУДА!
2004
Свидетельство о публикации №209122700617