Осколок Византии

                С  молитвой  в  устах, с  работой  в  руках.
                Где  лад,  там  и  клад.
                Бережённого   и   БОГ   бережёт
      
      Кипрская земля – антикварный музей средиземноморской цивилизации, бережно хранящий археологические памятники  различных  эпох: «доисторической»  (8200 - 1050 гг. до н.э.),   «классической» (1050 - 325 гг. до н.э.), «эллинистической» (325 - 58 гг. до н.э.), «римской» (58 г. до н.э. - 395 г.), «византийской» (395 - 1191),«франкской» (1191 - 1489), «венецианской» (1489 - 1571), «османской» (1571 - 1878), «британской» (1878 - 1960),  «республиканской»  (1960  -  по сей день).
       Старожилы крошечного острова радушно встретят гостей и:
• поведают миф о рождении из морской пены – дочери Зевса и нимфы Дионы, богини чувственной любви, красоты и очарования – Афродиты и о её романтических чувствах к красавцу Адонису (финикийскому божеству, олицетворению умирающей и воскресающей    растительности);
• расскажут легенду о первом виноделе на Кипре Икарии;
• вспомнят о великом Государе Александре Македонском (ученика Аристотеля), о почитании жены египетского Царя Птоломея Филадельфа – Арсинои, о философе-стоике Зеноне из Китиона;
• укажут исторические места, связанные с жизнью:
         –  ПРЕЧИСТОЙ  ДЕВЫ  МАРИИ;
         –  апостолов Павла и Варнавы, друга БОЖИЕГО Лазаря; 
         –  первого в мире христианского правителя – Сергия Павла;
         –  равноапостольной Царицы Елены;
         –  кипрского митрополита Епифания и трёх епископов,
             присутствовавших на Первом Вселенском Соборе в Никее:
             Кирилла Пафского, Геласия Саламинского и Спиридона Тримифунтского;
         –  английского Короля Ричарда Львиное Сердце;
         –  Короля Святого Града Иерусалима Ги де Лузиньяна;
         –  первого Президента (годы  правления с 1960 по 1977гг.)
             суверенного государства Кипр – православного архиепископа   
             Макариоса Третьего(его останки покоятся вблизи от монастыря Киккос).

      Ныне  Кипрская  Православная  Церковь имеет статус автокефальной и среди прочих Православных Церквей занимает десятое место. Во главе Кипрской Церкви стоит архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.

      В древнем городе Пафосе рядом с виллой Диониса (третий век до н. э.), сохранившей античную напольную мозаику со сценами из жизни греческого бога Диониса – сына Зевса и Семелы – покровителя виноградарства и виноделия, находится церковь Панагия Хрисополитисса,  построенная  в восьмом  веке на руинах крупнейшей  кипрской ранневизантийской базилики четвёртого  века.
      На церковном дворе возвышается «колонна святого Павла». По преданию, на этом месте римляне истязали плетью – из сорока без одного шнуров, сплетённых в три    косицы, –  привязанного к колонне апостола  Павла. Сейчас тут служат католики и англикане.
 
      Местные православные храмы имеют некоторые отличия от русских, а именно:
• установлены стасидии – особые сиденья, в которых можно стоять, полусидеть или сидеть в зависимости от текущего момента богослужения; над ними высоко возвышается  амвон с винтовой лестницей в средней части храма;
• одноступенчатая солея без ограждения;
• невысокая алтарная перегородка из проконнесского мрамора или позолоченного   резного кипариса;
• стены покрыты мозаикой из смальты с сотнями оттенков, либо расписаны сочными   фресками;
• полы украшены отполированной разноцветной мозаикой с обязательным византийским   двуглавым орлом с мячом и крестом в когтях;
• изумительной работы паникадила из хрусталя, серебра либо бронзы;
• малое количество искусно выполненных подсвечников, обычно стоящих рядом с иконостасом и киотами;
• множество  редких  икон, хорошо  сохранившихся  по  причине не участия  Кипра  в войне иконоборцев в девятом веке; причём, по обычаю, лики БОГОМАТЕРИ и БОГОМЛАДЕНЦА всегда должны быть покрыты (так хранится в монастыре Киккос чудотворная  икона «Богоматери милосердия – Панайя Кикотисса», написанная апостолом  евангелистом Лукой через семь лет после ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА).

      В центре античного Китиона, современное название города Ларнака, в замечательной (оригинально объединяющей византийский и готический архитектурные стили) церкви Агиос Лазарос, сооружённой в девятом веке по повелению Императора Византии Льва Шестого (впоследствии бывшей монастырём бенедиктинцев,  затем католическим костёлом), под алтарём находится гробница святого праведного Лазаря, рукоположенного апостолами Павлом и Варнавой в епископы Китиона (от автора: после воскрешения ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ Лазарь «Четверодневный» прибыл из Бетании в Китион и прожил ещё тридцать лет).
      Невдалеке на солёном озере, в зимние месяцы, обретают приют стаи перелётных птиц, среди них розовые фламинго. Там, подле захоронения Ум Харам (от автора: родственница пророка Мухаммеда, которая погибла здесь в 649 году во время первого арабского вторжения) установлена в 1816 году мечеть Хала Сутан Текке – третья по значимости мусульманская достопримечательность после Мекки и Медины. Рядом с ней расположены закрытые для посещения  руины  поселения  бронзового  века.
      Неподалёку к западу от Ларнаки в церкви Панайя Ангелоктисти (что значить: «построенная ангелами») сохранилась апсида с изображением шестого века  ПРЕНЕПОРОЧНОЙ  ДЕВЫ МАРИИ в полный рост.
      История знаменитого монастыря Ставровуни такова: вернувшись в 327 году из Святой земли, равноапостольная Царица Елена привезла с собой часть ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО ДРЕВА КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Однажды, во сне, ей явился ангел и повелел воздвигнуть церковь, похожую на Иерусалимский храм, указав месторасположения будущей постройки. Так на живописной вершине Олимп ( высотой 700 метров над уровнем Средиземного моря), переименованной в гору Святого Креста, был основан монастырь, где по сей день пребывает великая христианская реликвия. Одно время, до начала турецкого господства в 1571 году, обитель принадлежала бенедиктинскому ордену, а  с семнадцатого века вновь  возвращёна православной церкви.

      Туземцы выжили, проявив изрядное смиренномудрие в бурных перипетиях своей долгой истории. Они,  «как  дети: в простоте, чистым сердцем,  без раздумывания» (по доходчивому выражению святителя Феофана, затворника Вышенского), уверовали в   ВОСКРЕСЕНИЕ БОГОЧЕЛОВЕКА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ  («И  паки грядущего  со славою судити живым  и мертвым, Его же Царствию не будет  конца», – гласит седьмой член Символа веры) и стало быть: народ уверовал в жизнь вечную.
      Почти каждый киприот простодушно внял обращению ГОСПОДА: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17,19). Кипрская государственность уцелела во всех передрягах, потому что народ (подобно евангельскому благодарному за исцеление прокажённому) единодушно и непрестанно прославляет БОГА.
    
      P. S. Нам, русским людям, не следует пренебрегать этим жизненным примером. Надо помнить – непременно наступит итоговый момент всеобщей истории человечества, когда:
                Исчезнет  твердь,  померкнут  звёзды,
                Свернутся  свитком  небеса...
                Ответ  держать  нам  всем  придётся
                В   час   неминуемый   СУДА!
                2004


Рецензии