Свобода и несвобода
В старой тональной музыке ступени звукоряда имели различное значение. Среди них были главные — и второстепенные. Первые играли основную роль в мелодии, вторые зачастую лишь подготавливали их появление. В системе Шёнберга все двенадцать ступеней музыкального звукоряда получили равные права. Каждый тон хроматической гаммы приобрел единственное и неповторимое значение, не главенствуя над другими, но и не подчиняясь им. Он стал свободным.
Вместо прежнего 12-тонового звукоряда, или хроматической гаммы, был создан новый, в котором тона были выстроены таким образом, чтобы ни один из них не зависел от другого. Это было достигнуто при помощи определенной последовательности интервалов, раз навсегда незыблемой и неотменимой. Стало невозможным и повторение какого-либо тона, чтобы случайно он не стал «главнее» прочих. Повториться он мог лишь после того, как прозвучат все остальные.
Полная свобода ступеней новой гаммы друг от друга обернулась жесткой несвободой каждого отдельного ее тона, ибо он уже не мог произвольно менять свое положение в мелодии, но был намертво прикован к одному месту. Ради того, чтобы ни один из тонов не превосходил другие в своем абсолютном значении, все тона были поставлены в одинаково закрепощенное положение и не были вольны распоряжаться собой, но каждый оказался зависимым от двух соседних, а равно и от всех остальных.
Музыка же, созданная по новым правилам, вместе прежнего освобождения человеческой души от пут мертвящего мира, закрепостила ее окончательно…
1992, 2009
Иллюстрация: портрет Арнольда Шенберга (1874—1951).
Свидетельство о публикации №209122700643