Отзыв с элементами критики

В стихотворении «Умри Лиса» удвоение звука приводит к месту отражения, зазеркального отклика, который вторгается из не-бытия в бытие и  разрушает последнее.

Покатились по лесу глаза, чтобы на себя не посмотреть,
Ты сказал: «Умри, лиса, умри, лиса»
Это значит нужно умереть.

Повторение слов становится магическим действием против того, кто это повторяет. Заклятие, которое обращается к бездне, возвращается из неё с ещё большей силой. Не-бытие обнаруживает в себе способность к существованию «в себе» и «вне себя», то есть в бытие и в бытие для другого человека.

ПОСМОТРИ В МОИ КРАСИВЫЕ ГЛАЗА,
Я ХОЧУ ТЕБЕ ИХ ПОДАРИТЬ.
ПОМОЛИСЬ: "УМРИЛИСАУМРИЛИСАУМРИЛИСА"
ИЛИ САМ УМРИ И САМ УМРИ И САМ УМРИ .

Явление самого себя в совершенно другом торжествуется в том, кто видит её. А именно: в образе мёртвой лисы. Тот, кто видит себя в зеркале и кого видит она из зазеркалья.

ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ ТЫ РЫЖИЙ ШЕРСТЯНОЙ, СЛОВНО ЗВЕРЬ С ЧУДОВИЩЕМ ВНУТРИ. ТЫ ОДНАЖДЫ ОТРАЗИШЬСЯ МНОЙ. Я СКАЖУ ТЕБЕ "УМРИ, ЛИСА, УМРИ".

Как уже давно известно, Витухновская утверждает Диктатуру Ничто и Уничтожение реальности.
Ритм есть, рифма есть абсолютно везде. Всё литературные приёмы поэтесса использует довольно умно и тонко. Над словами в некоторых случаях производится акт семантического насилия. Слова не уничтожаются, а  де -  конструируются, что придаёт стихотворению ещё больший абсурд в  хорошем  смысле слова.
Мир у Витухновской сводится к пропадающей вещи, поедает которую как раз ничто. Смыслы слов возвращаются в никуда. Идея творчества актуализируется. Всё, что могло быть сотворено, должно быть уничтожено. В поэзии Витухновской человека не было никогда. Тело, которое было съедено, лишилось привычной формы. Оно уже не было телом. Не труднг догадаться, что же всё-таки осталось. А осталось всего лишь нечто, исчезли интиснкты, завершилось, что способствует эстетическим идеалам 21-го века.


Рецензии
Ответ Соловьевой тут
http://proza.ru/2009/12/28/1171

Галина Щекина   28.12.2009 17:44     Заявить о нарушении