Жизнь с праздником
Для мамы я — свет в окошке, тем не менее, отпустила меня учиться в другой город. Три раза пыталась я поступить в Свердловский вуз, но не прошла по конкурсу, хотя сдала с одной четвёркой, остальные — пятёрки... Бывшая моя учительница поселилась с мужем-военным в Твери. Позвала и меня:
— Приезжай, поступишь в университет.
Сдала на пятёрки, стала учиться и работать в библиотеке. Стоило ехать в такую даль, чтобы учиться на филфаке, который есть и в Хабаровске?! Но, видно, судьба.
В январе 1986 года в читальном зале один из моих друзей показал на парня-азербайджанца.
— Этого мальчика зовут Байрам. Умница, хорошо знает математику. Он собирается поступать на юрфак. Помоги ему с книгами.
Для меня человек, разбирающийся в математике, — гений. Служил Байрам в Советской армии под Москвой. С детства хотел быть хозяйственником. В армии Байрама избрали председателем сержантского суда. Знали, что он будет судить по справедливости. После армии хотел поступить в экономический вуз, но начальник штаба посоветовал идти в юристы.
В Твери у Байрама жили родственники. Устроился в пожарную часть, подрабатывал грузчиком в овощном магазине. В библиотеку ходил как на работу. Перечитал многие книги русских писателей, книги по истории. Поступил в университет только благодаря знаниям. Кроме тяги к наукам Байрам покорил меня своей порядочностью и честностью. Совершенно не умеет врать, сразу краснеет.
В августе того же года погиб мой возлюбленный, познакомивший нас. Утрата сблизила. Я плакала в жилетку Байрама. Он, как и я, жил в общежитии. Ходили обедать в столовую, прозванную народом «Дохлая лошадь». Иногда я пекла Байраму торт, а он приглашал к себе на азербайджанское блюдо. Время от времени пыталась найти ему подругу жизни. Два раза Байрам ездил домой, где мать подбирала ему невесту. Я каждый раз желала удачи, но он возвращался ни с чем:
— Не понравилась. Не дают с ней даже поговорить.
Часами мы беседовали по телефону, подолгу бродили по улицам. На Байрама я смотрела только как на друга. Женихов не искала. Не за этим мама отпустила меня в далёкие края. Так мы дружили пять лет.
Однажды в читальном зале я готовила выставку, повернувшись спиной к выдаче. Коллега отозвала меня в сторонку и восторженно сказала:
— Как он на тебя глядел! Я бы всё отдала, чтобы на меня так смотрели! Байрам весь светился!
Я посмотрела на друга иными глазами. Байрам всегда агитировал соплеменников жениться только на своих, но сердцу не прикажешь. В 1990 году повёз меня знакомить с мамой. Матери всегда сложно принять выбор сына, тем более, что девушка другой национальности, но прямо выразить свое недовольство она не могла. После гибели отца Байрам остался в доме за старшего, все вопросы привык решать самостоятельно.
— Нравится или нет, но 23 мая у меня свадьба.
Мать Байрама приехала на торжество. Библиотека помогла нам получить однокомнатную кооперативную квартиру. Деньги на неё собрала родня...
Дедушка Байрама работал в НКВД в большом чине. Имел ордена, именной пистолет от Берии. Ему была дана власть расстреливать без суда и следствия тех, кто шёл против советской власти. Много дел натворил. Старался в интересах тогдашнего государства, но принес бедствия своим детям. Чужие слёзы даром не прошли. Открытых врагов у семьи не было, но подспудно всегда ощущали неприязнь. В таком положении карьеру в Азербайджане не сделаешь, поэтому вся родня стремилась уехать в Россию.
Отец Байрама погиб в автоаварии. Её виновник, водитель, хотел замять дело. Предложил матери Байрама огромные деньги. Столько детей надо поднять на ноги. Мать отказалась:
— Не хочет государство, пусть не сажает. Но кровь ни за какие деньги продавать не будем. Не всё можно купить.
В тридцать лет Лейла осталась одна с пятью детьми, младшей всего девять месяцев. На сирот смотрели с предубеждением, поэтому рассчитывать можно было только на свои силы. Байрам благодарен матери и бабушке.
Мать — врождённый агроном. Сажала помидоры, табак, орехи. Днем собирала орехи, ночью чистила. На них засыпала, через два часа пробуждалась, продолжала работу. Выращивала тутового шелкопряда, которого надо непрестанно кормить. За свою трудовую жизнь сдала государству 47 тонн табака. Высушить и нанизать табак — утомительная работа. Дети во всём помогали матери. Каждому она построила дом, купила землю, засадила плодовыми деревьями. Дети разбрелись по свету, но на родине у каждого есть дом и сад. Мать до сих пор неустанно трудится.
Байрам считает, что у семьи есть ангел-хранитель. На первой своей машине он четыре раза перевернулся, но не получил ни единой царапины. И другой случай. Я была в Азербайджане, муж в Твери, когда мать Байрама несколько раз ночью вскакивала и беспокойно кричала. Потом оказалось, что бандиты избили сына и его напарника. Последний так и не поправился.
Я преклоняюсь перед матерью Байрама. Готова день и ночь целовать ей руки и всё для неё сделать. На лето трое моих детей уезжают к бабушке Лейле. Знают оба языка. Бабушка для внуков готова луну достать. Когда возникают семейные разногласия, принимает мою сторону...
Я внушаю детям, что всего в жизни надо добиваться самостоятельно, за счет образования. Как образец для подражания я вставила в рамку школьный аттестат Байрама. Сплошные пятёрки, лишь одна четвёрка — по азербайджанскому языку. Преподаватель хотел выманить деньги. Обидно за азербайджанские умные головы, не хотят своих специалистов готовить. Из жадности лучших сынов вынуждают уезжать...
Байрам в переводе на русский язык означает праздник. Мужу дали такое имя, потому что он родился в праздничный день. Тверь стала точкой пересечения наших с мужем судеб и родиной наших детей...
Свидетельство о публикации №209122800351