Адаптация

Яркий, солнечный октябрьский день. Дорога набегает серой лентой и пропадает под машиной. Смешанный лес по обеим сторонам  радует сочными красками середины осени. Жёлтые берёзы и красноватые осины, приятно разбавленные  зеленью елей, бархатной лентой окаймляют дорогу.

Едем за Женей. Рядом сидит жена. Мы молчим, каждый думает о своём. Перед поездкой, и гораздо раньше её, разговоров было много. И разговоров и дел, для обычного человека с  каждодневными заботами его, дел непривычных. Хотя, любое дело может стать привычным, начни делать его постоянно. Но такие дела мало кто постоянно делает, к сожалению.

Вот на горизонте показалась церковь, значит Старица уже близко. Старица, районный город, больше напоминающий большой посёлок.
Город  делит на - двое река Волга. Узкий, но высокий автомобильный мост соединяет два берега не широкой и не глубокой ещё в своих верховьях реки.
Не доехав до церкви, сворачиваем налево и через минуту останавливаемся у кирпичного одноэтажного здания с табличкой.

Это приют для детей, оставшихся по той или иной причине без папы и мамы. Правда папы и мамы, как правило, живут неподалёку, но дети, живущие здесь им неинтересны. Социальные сироты, как их тут называют, разновозрастные мальчики и девочки, человек примерно пятнадцать.

 Здесь они живут, пока не протрезвеют и не опомнятся  родители. Иногда их возвращают таким папам и мамам, но, как правило, привозят обратно. Алкоголизм, к сожалению, не излечим, тем более, когда на это нет никаких предпосылок. Как пили, так и пьют, с каждой стопкой отделяя себя от жизни, от разума, от детей.

Мы решили взять ребёнка, после того как своих детей завести не удалось, несмотря на различные лечения и процедуры, щедро прописанные врачами. Сказать, что это было простое решение, нельзя. Да и как можно на такое решиться, не созрев в голове своей?

 А зрели мы долго, так как вопрос стоял уже давно.  Я был категорически против. Чужие гены как мне казалось, не сулили ни чего хорошего для нас в будущем.  Какой мерзкий ген вылезет вдруг? Зачем нам  лотерея?
 Я тогда ещё думал, что во мне наверняка только хорошие гены, хотя мой отец и провёл пол - жизни в тюрьме, а о дальних родственниках я вообще ни чего не знаю.
 Но жизненный опыт показывал, что и родные дети приносят родителям не только розы без шипов. И бьют, и бросают родителей  в старости. Таким образом, к сорока восьми годам я созрел и сам предложил жене взять ребёнка.

Жена склонялась к девочке лет четырёх, мне было всё равно. Когда все формальности были закончены, составлены психологами наши портреты, пройдены восемь врачей и четыре диспансера, и милиция сообщила, что мы не привлекались за убийства и изнасилования, оказалось, что в базе детей нет девочек трёх – четырёх-пяти лет.  Ну, дефицит.
Все, понимаешь, хотят, чтобы не помнила приюта и родителей своих. Чтобы успеть скорректировать психику, отогреть раненое сердце, пока оно уже не ожесточилось окончательно.
Нам сказали, ждите, звоните. Дали направление в приют города Ржева, познакомиться с мальчиком четырёх лет, которого мать проститутка запирала в шкаф, когда приводила клиента. Ему было страшно, он плакал, она его била за нарушенную гармонию полов.
 В опеке предупредили, что адаптация, или привыкание к семье может длиться от года до двух, в зависимости от возраста и истории ребёнка.

Когда мы приехали во Ржев, была суббота, банный день.  Двухэтажное здание было наполнено беготнёй и гамом нескольких десятков ребятишек.  Те, кто  повзрослее,  помогали мыть маленьких, менялась одежда, постельное бельё, всем было не до нас.
Воспитатель, которому мы отдали документы, провела нас в игровую комнату и сказала, что сейчас приведёт мальчика. Мы страшно волновались, пять кило конфет, привезённые в подарок детям, оставались пока в сумке. Вдруг дверь открылась, заглянула девочка лет пяти, потом ещё одна, потом вошли сразу четыре и стали заниматься с игрушками, икоса нас разглядывая. Привели и нашего мальчика. Он взглянул на нас безразлично и сказал – Дай конфету
Жена полезла в сумку и достала конфет, тут  же подошли все. Взяв по конфетке, снова разошлись, немедленно их съев. Наши попытки установить контакт, натыкались на его привычную самостоятельность. Сам берёт игрушку, как умеет, играет, на попытки помочь  - Я сам.
 Подошла девочка, лет шести с мокрыми после бани волосами и спросила:
 -А вы к кому приехали?
Мне она не понравилась своей бесцеремонностью и я уклончиво ответил .
 -Так, играем.
 Она подошла к жене и попросила у неё конфетку, поскольку она только подошла, и заметила у других фантики. Получив конфету, прошла в дверь, где находилась комната воспитателей. Вынесла оттуда стакан с фломастерами и ушла, уведя с собой ещё двоих, не равнодушных к живописи.


Перед тихим часом мы собрались уезжать и поднялись наверх, в столовую, где проходил обед. Отдали воспитателям конфеты, объяснив, что нам надо подумать, не брать - же первого попавшегося.
 Как раз в это время в группе девочек раздались рыдания.  Плакала девочка, поинтересовавшаяся причиной нашего приезда. Нам объяснила воспитатель, успокаивая её на плече, что это Женя и что она не может смириться с тем, что не только она называет воспитателя мамой.  Что она из Старицы, а здесь до сентября, потому что ей  семь лет и в Старице пойдёт в школу, если Ржевская тётка от неё откажется. А ещё через два месяца в детский дом. Сообщила, что уже дважды Женю забирали в семьи с детьми, но возвращали назад.

Мы были в первый раз в детском доме, тяжёлое впечатление,  видели несчастных детей, которых сделали таковыми собственные родители. Со многими детьми познакомились, воспитатели порассказали про некоторых.
Вещь полезная для каждого, притаившегося в собственном мирке, живущего для себя.
Вспоминали всех, прикидывая, кто бы нам подошёл. Вспоминали и Женю, рыдавшую так безутешно. Но Жене было семь с половиной лет, и по возрасту нам она не подходила, хотя нам очень советовали её получше посмотреть.

Прошло две недели. Случились ещё одна неудавшаяся попытка взять ребёнка, и мы позвонили в Старицу, поскольку вспоминали эту Женю постоянно. С надеждой, что тётка от неё не отказалась, и она осталась жить с ней во Ржеве.

Но Женя оказалась в Старице, и мы поехали ещё раз с нею знакомиться.

Насколько нам советовали взять её в приюте Ржева, настолько не советовали в Старице.
«Она очень трудный ребёнок, лживый, двуличный, озлобленный, не смотрите на её симпатичное личико».
Нас, а особенно жену, шокировала такая противоречивая оценка, но мы решили с Женей для начала погулять. Её пригласили, она пришла, улыбаясь беззубым ртом, села на колено директору. «Вот Женечка, с тобой хотят познакомиться».
   Первый её вопрос к нам : « У вас что, своих детей нету, что ли?»
Мы ответили честно, и пригласи её на прогулку. Конечно же, заехали в магазин, где выяснилось, что любимая её еда чипсы и макароны Ролтон.
 Мы объяснили, что это вредные продукты и купили мороженное и шоколад. Она легко пошла на замену.
Спустились к Волге, помыли испачканные мороженым руки, она нам понравилась. Спросили, как она переносит машину, не тошнит ли?  Ответ был «Я в машине не блюю.»

Через неделю привезли её в гости. Пока ехали, пела песни. Поёт хорошо, довольно точно интонирует, но не терпит, когда ей подпевают. О прошлых семьях вспоминать не любит, отвечает уклончиво, переводит разговор на другую тему. Ассоциирует себя с тигрёнком,  довольно похоже урчит и царапает лапкой.  Мечтает посидеть в ванной, пошли вместе с ней, купили пластмассовую ванну, набрали дома кое каких игрушек. Сидела в ванне час, играла сама, иногда звала то меня, то жену, поддержать игру, у нас получалось слабо.

Ест плохо, отказывается от молока и его продуктов. Любит пельмени, сосиски, Ролтон, салат из помидоров с луком, майонез в любом количестве. Первое не ест, может макать хлеб в подсоленное подсолнечное масло. По её словам, мама так часто её кормила. Запах рыбы ненавидит, как и саму рыбу.
Стул через день, овечий, часто с кровью.

 Вот уже неделю как мы забрали её  насовсем. Каждый день приносит много разных впечатлений. Пошли в школу с первого октября. На общем фоне ,мелковата. Забрали портфель и тетради из приюта.
Учительница ей нравится. Купили форму, сменку, тетради, прописи. Требования другие, но учительница говорит, что всё в порядке пока.  Из 20 человек, читать умеют 5. Столько же помнят имя учительницы.
Второй день в школу, цейтнот, капризничает. Всё не так, отказывается идти, одеваю ботинки, подгибает пальцы, повышаю голос, плачет: «Не надо меня бить» слёз нет.
Выходим из дома, дуется, целую. Через минуту смеётся.
Пошли гулять, на площадке не отличается от других детей, часто зовёт «Папа, смотри» ,новое для неё слово. Идём домой, демонстративно останавливается, выпячивает губу,
Иду дальше, не обращая внимания, догоняет, берёт за руку, испытывает. Просится на ручки, ну хоть вон до того дерева, несу.
К вечеру эго устаёт контролировать подсознание, первый признак - вылезает тигрёнок.
Как бы в шутку урчит, через несколько минут капризничает. Всё не нравится, закрывает двери. Заходим вдвоём с женой. Лежит между подушкой и спинкой дивана.
«Сучка я мелкая» мы в шоке, может быть послышалось? Повторяет то же самое. Катается из стороны в сторону : "Стегайте меня , стегайте".
Немного погодя «Вы меня не любите». Ребёнка определённо били, потому, что любовь в её понимании должна быть соединена с насилием. Спрашиваем, из чего она это заключила, что мы её не любим? Объяснить не может.
Предлагаем вернуться назад. Уходим, закрываем дверь. За дверью рёв, редкость, со слезами. Жена заходит, берёт на руки, успокаивает. Сидит на руках, размазывает сопли.
Обещает так не делать. Утром, пока Женя спит, на кухне вспоминаем вчерашнее, смеёмся и заключаем, что сучка она не мелкая, а довольно приличная.  Поднимаем ночью писать. Почти всегда крики отстань, машет руками, ногами. Себя не контролирует. Со второго раза жене удаётся, полюбовно.
Утром говорит, что не помнит ничего. Спит крепко, но почти всегда или поперёк или раскрывшись. Плохо засыпает. Поёт песни и катается по постели, если остаётся одна, пока не уснёт. По ночам бегает во сне, ловим, укладываем.
8 октября.    Собираемся к врачу, ничего на завтрак не ест. Два глотка сладкого чая.  Надевает брюки,  пихает в задние карманы сладкие колечки, замечаю, отнимаю, объявляю всем, что никаких вкусностей не будет, пока не поест нормально.

У врача обещает пить молоко. В машине «Я молоко люблю и сметану, это вы мне не даёте».  Врёт в глаза тому, кто знает правду , значит это не ложь, а что то другое.  Покупаю молока, приношу, не пьёт.
Делаю строгое внушение о том , что врать не хорошо. Уходит в свою комнату, закрывает дверь. Через десять минут зовёт.  Просит прощения, беру на руки, объясняю причину своего недовольства ещё раз. Просит показать новую компьютерную игру. Интересно, сколько бы продержалась без игры. Говорит «Меня мамка такую родила, она пьёт», дует губки, вызывает жалость. Последствия бродяжничества. Сходимся на том , что будем исправляться. Говорю ей, что мама родила её хорошей, а сама она болеет и ни в чём не виновата. Равнодушно относится к животным. Похоже, не умеет испытывать жалость к кому либо.

10 октября.
 Жизнь сильно обогатилась эмоциями, как положительными, так и наоборот.
Женечка оказалась хитрее, чем я ожидал. Попался на доверии. Печатаю букву, спрашиваю, какая. Две называет правильно. Потом начинает притворяться, что не помнит. Я раздражаюсь, говорю, что пока не назовёт эти буквы, играть не будет. Выключаю компьютер. Уходит довольная . Вовсе не нуждается в таком количестве внимания и любви. Раньше, утром «Женечка, просыпайся мой сладкий , пора вставать, кисуля».
Теперь, включаю свет и ухожу. Утром ходим по дому, не замечаю, пока сама не обратится, только напоминаю обязанности.
Общий с женой моральный упадок, сомнения в правильности выбора, тёща загрустила на три дня раньше. Знаю, что это естественный этап, скоро перейдём на новую ступень.
«Адаптация не трепанация» - чёрный юмор.

13 октября. 
Что ни день, новости. С утра идёт дождь. Женечка раскладывает на диване свои сокровища, подаренные сотрудницами жены. Спальня для Барби с женихом и ребёнком, прочие мелочи. Занимается самостоятельно, просит помощи редко. Наши попытки помочь или подыграть, жестко пресекает. «Отстань, не мешай».
 Ревность и жадность собачья, то есть абсолютная.
Мама дала на тарелке изюм и орешки. Тяну руку, убирает тарелку за спину.
Стыжу, разрешает взять одну изюминку, потом передумывает и даёт изюминку сама.
Не беру, делаю вид ,что обиделся, уговаривает взять, не беру, иду на кухню и беру себе изюма. Делаю вид, что обижен.
Сидим, едим, смотрим мультик. На мою обиду ноль внимания.
 Сближается с женой, перед сном сидят, разговаривают.
Я радуюсь, жене обидно за меня.  Стараюсь быть с ней построже, болезненно реагирует на холодную интонацию. Раскаиваюсь, жалею. Капризничает, бьёт ногами, катается по дивану, причина истерики смешная. Ложусь рядом, катаюсь и бью ногами. Ору громче неё, через минуту смех и гимнастический этюд. Лёжа на спине, поднимаю её на ступнях за живот. Отпускает руки; как птица.
 
Человек настроения, то чудесный, весёлый, подвижный ребёнок , на другой день 19,5 килограммов какашки.  Напеваю что то под нос,  «Замолчи» , тоном опытной скандалистки. С какой стати, говорю? Затыкает уши, уходит в свою комнату.

 Мама строит кадр с фотоаппаратом, то присядет, то привстанет глядя в видоискатель, мы с Женей сидим, позируем. Ну, вот нашла, внимание…Женя встала и ушла. Мы в шоке.
Смотрит телевизор, или сидит за компьютером, не обращает внимания на обращённые к ней слова. Подозревали глухоту, хлопаю в ладоши, поворачивается с недовольным видом.

Трудно  будет строить отношения со сверстниками. В первом классе они мало между собой общаются, а как дальше? Никому нельзя гладить её собаку, вести её на поводке.

Объясняю, что надо уступать людям, тут же соглашается и разрешает. Совершенно нет опыта социального поведения.

Раннее утро, сползла на край постели, жена перекладывает, сквозь сон короткое и ёмкое «суки». Чего ещё, интересно, в этой головке понапихано?
Похудели с женой. Я на 4 килограмма, жена на 6. Без всяких диет и ограничений, с улучшившимся аппетитом.  Ноу-хау, модного нынче увлечения.

14 октября.
 На выходные в школе дали задание. Обвести несколько раз алфавит. Строчные и прописные. Жена с утра сидела с Женей полтора часа, Женя дурковала,  не называя буквы своими именами, Жена довела урок до конца, забрала вчера подаренные игрушки, а вечером впала в депрессию. Складывает бельё, на щеке слеза, я стою, молчу, Женя смотрит вопросительно  «Вот», говорю «ты маму обидела, и она от нас уходит».

Выхожу из комнаты, жена то-же. Плач «мама не уходи», объясняю причину маминого ухода, (про то что было утром, похоже не помнит). «Зачем ты над мамой издевалась? так от тебя все уйдут»   Женя- «Да, вы уйдёте и вещи заберёте?» «Вещи все тебе  оставим» «Тогда дверь не запирайте, я пойду новых родителей искать. Буду жить под мостом.»  Сложила ладони лодочкой , жалобным голоском  «Подайте Христа ради» .
 
Смеёмся, с работы уволят, не пропадём с такой подготовкой.
Потом все помирились. Как результат травмирующей ситуации, пропавший было, ночной энурез. Стыдно вспоминать. Полная педогогическая несостоятельность. Сложность в том, что и школа и новая семья для ребёнка тяжёлый груз, надо было на год в садик определять. (все крепки задним умом).

Основная причина всех душевных травм наших , да и других приёмных родителей, думаю, в быстром переходе от модели взаимоотношений  «воспитанник- воспитатель»  к   модели «родители-дети». Этому способствуют слова «папуля и мамуля», за которыми , понятно , ничего пока нет, а так же внешность ангелочка. Взрослые легко пускают это создание в своё сердце, по которому ангелочек не раз пробежится грязными пяточками.
 
Я не молодой и опытный, замечаю за собой, идя домой с работы, что скучаю по «поросёнку». Это плохо, но выше моих сил. Сентиментальность, первый признак маразма.

19 октября.
 Хорошая новость: Два истероида неплохо уживаются. У жены хватает терпения делать уроки, с не понятными для меня  Жениными поведенческими девиациями. Женя, как бы издеваясь, всячески игнорирует, явно понятные для неё задания. Как мы говорим: «дуркует».
 
Меня в этой ситуации хватает не на долго, жена -  же, после первой неудачи, перегруппировалась, подтянула резервы и стойко держит оборону. Они друг друга стоят. Сидят до упора. Не даром дни рождения рядом, что то в астрологии есть.

Женя с удовольствием со мной гуляет, играет. В общем, использует
утилитарно, для удовлетворения возникающих потребностей.
Жену- же обнимает, целует, устанавливается близкий контакт.
Её отношение ко мне, пока загадка. Похоже, мужчинам не доверяет.
Явно младше своего возраста. Поведение пятилетнего ребёнка.
На уроках играет, заданий не помнит, очень слабая воля.
Маленький словарный запас, постоянно подбирает слова.
Заметил проявление нежности к собаке: «Моя милая собачка», хотя, когда её оставили в комнате подумать о своём поведении, ловила в клетке морскую   
 свинку и больно зажимала жирную тушку,  не боясь острых зубов (вероятно, представляла меня).

20 октября.
Опять делать уроки. Иду как на голгофу. Сажусь рядом, начинается старая песня.
Забываем буквы, пишем грязно.
 Лишаю артиста аудитории, беру толстую книгу.
«Делай что хочешь, я буду сидеть рядом и читать, книга толстая, надолго хватит»
Сажусь и читаю. Обращается  Женя ко мне уже с результатами своего труда, после того как убедилась, что я в её спектакле не участвую. Преподносит всё с таинственностью: «Закрой глаза, это подарок».   Принимаю правила. Пишем сначала в черновике, потом в тетради. С десятью словами управляемся за два часа. Победа? Не знаю пока.

Сменилась обстановка, модель поведения осталась. В детдоме довести воспиталку считалось доблестью, повышающей статус в коллективе. Демонстративность стимулировалась и подкреплялась. Исчезла аудитория, исчезнет и модель.
Учиться хорошо было не престижно и стыдно, тут проблем будет побольше, надо найти доступную мотивацию.


22 Октября.
 Чёрный день календаря. С утра всё нормально. Пришли со школы, мультики.
Через час пошли делать уроки . Мой приём с книгой не проходит, всячески меня отвлекает от чтения, треплет за ухо - « Ушастик мой», вовлекает в своё письменное творчество. Ведусь как маленький, результат тот же, грязнит специально в тетради, бью ручкой по лбу, ухожу. Не больно, но для показной истерики достаточно. С 13.00 до 17.00 писали пять слов, не взял с собой встречать маму, что было условием успешно выполненного задания.
Тёща передала её реакцию: «Уехал? Ну и ладно»
 Жена,  приехав и увидав тетрадь, устроила Женечке допрос , единственным вопросом которого был : «Чего ты добиваешься?» Тон строгий, подключились и мы с тёщей.
Предложили отвезти её обратно в приют, если здесь ей не нравится. Говорит нравится.  Говорит, что будет исправляться, как впрочем, и во все другие дни. Во взгляде ненависть. Катается по кровати . Слёзы показушные.
 Выходим молча из комнаты. После долгого времени, заплакала по настоящему, жена взяла на руки, стала успокаивать «Если отдадите меня мамке,  она меня убьёт».

Как бы два человека живут и действуют в одном теле, попеременно захватывая руководство. Плюс к тому, на дне сидит маленький зверёк, огромной злобы , ненависти и недоверия. Никогда мне не случалось видеть в жизни подобного взгляда у ребёнка.

Вспоминаю медкарточку:  «Беременность пятая, нежеланная».
Что должен был перенести ребёнок, что бы так исковеркалась его психика.
Мы знаем только то, что мама алкоголичка оставляла её одну на шесть дней, Женя ходила по деревне, просила еду. Дважды её забирали в приют и дважды возвращали маме. Лишь только после того как она её избила, её судили и лишили родительских прав. Можно представить , что она в семье видела и слышала, если любимая её еда, закуска на скорую руку, и полная осведомлённость в физических аспектах секса.
 Слава закону о защите материнства и детства, где детство стоит на последнем месте.

Что может вырасти из такого ребёнка в детдоме? Только чудовище, не любящее никого, не жалеющее никого, сеющее вокруг зло, плодящее подобных себе.

Что сможем сделать мы? Возможно ли, что- то ещё исправить? Как действовать? Хватит ли сил?
Не являются ли все проявления любви и привязанности, лишь притворством, направленным на получение благ?
 Одни вопросы, ни одного ответа.


Мы перестали купать Женечку в  ванне , после того, как поняли , что она после ванны хуже засыпает.  Через три дня прозвучало пафосно: «Я плавать хочу, а мы всё подмываемся и подмываемся». За ней можно записывать постоянно, жаль, мы многое пропускаем.

8 октября.
Вот уже второй месяц совместной жизни. Мы привыкли к ней, она к нам. Отношения выровнялись. Ко мне и к жене относится одинаково. Однако с женой больше считается, признаёт за ней лидерство.
Нашли 4 кариеса. В школе лечить не пошла, на каникулах отправились в поликлинику.
Ломанула  назад, когда догадалась куда пришли. Поведение истерическое, стыжу, привожу в пример более маленьких детей, сидящих рядом. Очень боится боли. Лет двадцать не слышала поликлиника таких воплей. Поставили мышьяк, велели приходить с мамой.
Пришли через день. Истерика с утра. Я лежу на стоматологическом кресле, Женя на мне. Зажимаю ей ноги и руки, мама держит голову и резиновую пробку во рту Жени.  Бьётся и извивается, попадает попой по самому больному. От крика закладывает уши. Уходим из поликлиники все мокрые.
Точно так же, с моей помощью и ещё двух медсестёр, сдаёт из вены кровь на анализ.
Через две минуты звонит маме и говорит о своей победе.

13 октября.   
День на день не приходится. То всё нормально, то неадекватная реакция на обычную ситуацию. Несколько раз предлагали убрать игрушки с дивана. Ладно, сейчас. Прошло полдня, надо ложиться спать, мама ругает несильно, я поддерживаю. Замыкается, ложится спать, не разговаривает. Через полчаса жена идёт посмотреть, не спит. Вспоминает тётю, у которой была в гостях пять раз, пока жила в приюте. Говорит, что хочет к ней.
Мы говорим, что к тёти своя жизнь. Не верит, плачет, отталкивает жену.
Уходим из её комнаты, ночью назло описалась. Призналась сама на другой день.

Идём через мост, жена поправляет Жене  капюшон. Крик и попытка вырваться. «Я думала , что вы меня в воду хотите бросить» . Видимо роль жертвы сидит глубоко. Капризничает перед школой, сидит в прихожей, уговариваем одеться потеплей. Всех отталкивает, уходим. Через пять минут плачь «Я пойду одна через дорогу, меня задавит машина, а вы будете смеяться».  Говорю «С чего это ты взяла, что одна пойдёшь?»    « Так вы со мной теперь не дружите».

25 ноября.
Прошло два месяца, как Женечка у нас. Отношения всё больше напоминают семейные. Реже вспоминается приют, а так же демонстративное желание туда вернуться. Однажды вышла из школы грустная.  Одноклассник объяснил, что ей не пришлось лепить из пластилина. Долго переписывала рассказ из букваря.
Да она и не могла его переписать; пока отстаём от класса.
   Идёт медленно, за руку не берёт, голову опустила. «Я завтра проснусь, и скажу « Отвезите меня назад»»
Я сказал, что ничего у неё не выйдет, от учёбы ей не увильнуть, и ни кто её никуда не повезёт. Пришли домой, посидела в прихожей не раздеваясь, оставили её одну. Через минут десять входит в комнату, как ни в чём не бывало.
Показывает на два чехла в прихожей, что это?  Отвечаю, что лодка резиновая.  Заглядывает в чехол с вёслами : « А эти плавники,  тоже от лодки?»
Становится всё более забавной, осваивается, раскрепощается.
Активно участвует в словотворчестве.
Никуда от рекламы не деться, новые слова для неё повсюду.
Убираю постель, мешает, смеёмся, завернулась в матрац, выглядывает одна голова : «Я улитка- прос… ,простатитка.»
Смеёмся с женой, хорошо не утка.

Почувствовала вкус к письму, некоторые буквы забывает, показываю пальцем на столе. Пишет нам письма из трёх, четырёх слов, нетерпеливая, чуть огрех, лист долой.
Удивительная, для меня, способность к творчеству, придумывает для кукол украшения, лепит из пластилина и ракушек улиток и черепах.
Горе с арифметикой. Похоже, отсутствует математическая часть мозга. Пока используем пальцы, а потом?

Только через восемь месяцев появилась искренняя, открытая улыбка, и пропала ненависть во взгляде, которая нас так иногда пугала.

 Отношения в школе прошли так же не простую стадию. Первоначальная ревность к подругам, доходившая до угрозы суицида «Лучше удавиться чем так жить» «Я себя ножиком зарежу» , сменилась ровными, на сколько это возможно в детском коллективе, отношениями.



Прошло два года. Женя вполне наша дочка. О приюте помнит, но туда не просится.  Весной во втором классе, правда, как то собралась в приют вполне серьёзно, стала вещи собирать. «Задолбали вы меня своими уроками» сказала она, позвонив в приют, и что-то рассказав заведующей.
 Активно интересуется процедурой возвращения. В голове воспоминания о безделии в приюте

Жена плачет и вещи собирает. Убедившись, что мы серьёзно её отвезём, уходит в свою комнату, закрывает дверь, не пускает, боится.
На другой день всё забыто.
 Летом проезжая мимо приюта, зашли с ней в гости. Дети не знакомые, воспитатели новые. Передали заведующей фотографию.
  -Что ты поняла?- спросил я её в машине. – Что меня здесь не ждут. - Полезный опыт.


Третий класс.
Адаптация прошла. Успешно, нет, не нам решать. Но самые трудные были первые полгода. Для нас, а особенно для неё. Всё зависит от срока пребывания ребёнка без семьи и его возраста, чем меньше, тем лучше и для семьи приёмной и для ребёнка. Конечно, трёх или четырёхлетних адаптировать легче, но и сюрпризов в дальнейшем может быть больше, но кто возьмёт семи, восьмилетних? Они не хуже, просто им больше не повезло в жизни, и они требуют другого количества терпения и любви, а так - же специальных знаний и опыта, которых взять, как правило, негде.
 Даже в самые трудные времена я не разу не пожалел о сделанном, и счастливых моментов было много больше неприятных.


Первое наше 8 марта два года назад.
Ещё накануне Женечка подходила и спрашивала, что же мы подарим ей на праздник?

В половине шестого утра, чего ни когда не бывало, залезла к нам в постель и стала просить подарок. Было ещё рано, но мы решили не томить ребёнка и подарили электронное пианино, которым она в постели с интересом занялась.
 Счастью её не было пределов, она смеялась, нажимала на все клавиши подряд,издавая замысловатые звуки. Пришла разбуженная какафонией бабушка, всем было весело, все улыбались.


Я наклонился у жене, обнял её, поздравил с праздником и поцеловал. Бабушка к этому времени уже ушла. Реакция Жени на мой поступок была неожиданной.

С криком:-Не надо мне от вас ни чего- убежала в свою комнату. Пианино и мы остались лежать в недоумении.
На наши просьбы обьяснить такое поведение, она кричала. -Папа маму поцеловал, какой ужас-
Мы уже замечали какую то ревность в ней, но не понимали кого она ревнует и к кому.
Стали уговаривать её не дурить, обьясняли естественность и нормальность нашего поведения.
Попытки наши разрешить ситуацию имели эффект противоположный.

 Она всё больше заводилась. Сказала жене  -Смеёшься Ира? Гляди, плакать будешь!-  Стала ходить мимо дивана и щёлкать меня по голове, явно провоцируя. Я поймал её руку, она повисла, я отпустил.

Села на пол,не ушиблась, но вскачав с криком:-Я тебе сейчас палкой дам-  схватила деревянную перекладину от турника, который мы вешали в проёме двери, и пошла к дивану. Я не пошевелился. Не знаю, довела бы она дело до конца, если бы не вмешалась жена и не перехватила палку.

Праздник удался. Особенно я радовался тому, что не сделал по совету друга турник железным.

Лишь через два года она смогла дать оценку той ситуации и сказала: -Помнишь пап,как я тебя хотела палкой стукнуть? Я так сильно ревновала!

 Женя помнит свою маму, как может помнить девятилетний ребёнок того, кого не видел четыре года. Жалобы на неё сменяет жалость, что мы поощряем. Предложили поздравить её с Новым Годом, пока не готова, мы не настаиваем. Учёба идёт сложно, особенно математика, зато проявился талант в рисовании, в лепке. Играет на пианино, хорошая зрительная память. Ни чем не выделяется в среде одноклассников. Социально адаптировалась в коллективе.

 Нормальный ребёнок, это наша дочка. Впереди ждут года взросления, перелом, столь опасный для детей и не только приёмных . Живём одним днём, иначе нельзя. Забываем прошедшее и не боимся грядущего. Уповаем на Бога.


Рецензии
Геннадий, Ваш рассказ-дневник "Адаптация" прочитала с большим интересом. Мне знакомы дети - полные сироты, без папы и мамы; знакомы дети - социальные сироты при живых родителях, которым я посвятила 18 лет педагогической деятельности. Но Вы, Геннадий, Ваша супруга проявили терпение, настойчивость, ЛЮБОВЬ к Жене. Не отступаете от своих требований. Мне понравилось ведение Вами дневника, каждодневное наблюдение за поведением девочки. В конце концов Вы добились своего. Как было приятно Вам, когда Женя назвала Вас ПАПОЙ. Девочки обычно бывают ближе к маме, но за неё боролись неотступно. Верю: всё у Вас будет хорошо. Женя будет Вашей достойной дочерью. Дети в 6 лет помнят свою биологическую маму. Только бы она не мешала Вашей семье. Удачи Вам!

Роза Салах   20.01.2016 22:21     Заявить о нарушении
Мама Жени умерла 4 года назад. Жене сейчас 15. Папа тоже умер, остались старшие брат и сестра в Нижнем. Они переписываются в соцсетях.

Геннадий Травников   21.01.2016 07:55   Заявить о нарушении
Геннадий, здравствуйте! Мои соболезнования! Но Катя - счастливый человек, она с ВАМИ, заботливыми родителями. Рада, что нашла дорогих для неё людей и переписываются. Семейного счастья Вам, здоровья крепкого всем! Рада за Вас, за всех! С уважением Роза Арслановна.

Роза Салах   21.01.2016 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.