Тётка Паня

    Р а с с к а з      Тётка    Паня    

    Тётка Паня Костяная Нога - маленькая, высохшая, как мумия, старушка; припадает на одну ногу, приятельница моей бабки. Очень давняя. Нога и вправду костяная, в том смысле, что кожа и кости. Живёт на Северах, как говаривает моя бабка, на лето приезжает в гости к родственникам погреть старые кости, вспомнить молодость на завалинке родительского дома. Вечерами заходит к бабушке поиграть в карты, реже посмотреть телевизор: ну, это предлог. Пропустят старушки по рюмашке, начнут вспоминать прошлое: войну, молодость, замужество, довоенные и послевоенные годы. Есть что вспомнить. Господь наградил тётку Паню неукротимым духом: из таких получаются или мессии, или пророки. И не зря наградил, а по делу. Облик её таков: высохшее лицо, обтянутое  желтой кожей, с желваками, выпирающие скулы, рот, стянутый невидимым шнурком, редкие и поседевшие волосы. На затылке обычный кулачок  из волос, заткнутый шпилькой, горящие как уголья глаза. Сущая фурия, Мойра, Фемида. Говорит редко, но метко, речь исполнена сарказма, но бесхитросна. Весь её облик  как бы говорит: да я стара, уродлива, но вам от меня никуда не деется, так что принимайте меня такой, какая я есть. Миритесь с моим существованием. Ну, да у бабушки она никого не обличает, не полыхает гневом. Попивает себе чаек и грызет сушку, довольствуется малым, скромная старушка. Меня сторонится, хоть я давно не молод, беседует только с бабушкой. Со мной по необходимости, и то только односложными ответами: да или нет. Городской, не свой...
   Родственники Т.П. достались непутевые – пьющие брат с женой. Пенсию пропивают за неделю, а потом их содержит Паня и, конечно, обличает, судит, совестит, указывает и руководит. Они и рады, лишь бы было что в рот положить. Хлеб правды хоть и горек, но вполне съедобен. Скудна рука дающего, но ведь даёт, и даёт каждый день. Большего беднякам и желать нечего. Вот только зиму пережить, а там Паня с Северов приедет и опять можно жить - не тужить до глубокой осени. И пусть она снова на них ярится и костерит, брань на вороту не виснет. Вот так они и живут, Паня и её родственники. Садят картошку, заводят кур, копаются в огороде - и всё под чутким Паниным руководством. По-другому нельзя, они ж как дети малые, за ними глаз да глаз нужен. «Жалко её», - замечаю я бабке. «А чего её жалеть, она при деле, и они под присмотром», - резонно отвечает бабушка (да уж, человек на своём месте, и не скучно, главное, экая судьба досталась). «Что ж она, так всю жизнь их и тянула свою семью и семью брата?» - спросил я у бабушки. «Куда ж ей деваться, у этих всё беды да горести, а у Пани денег полны карманы, - вздохнула бабка, скобля ножом молодую картошку, - Жалко товарку, всё о чужом гнезде пеклась, так и состарилась». - « И давно всё это началась?» - спросил я с возрастающим интересом. «Давно, ещё до войны – семья у Рыбаковых большая была, а как война началась, так Рыбаки совсем в нищету впали. Если бы не Паня, так и сдохли бы с голодухи». - «Чего ж так?» - « Дак она познакомилась с хлеборезом из офицерской столовой, вот и таскала остатки домой. У хлеба-то не без крошек», - усмехнулась бабушка. « А дальше?» - тянул я ,чуя, что у истории будет продолжение. И бабкина быль продолжилась: «Дальше доверили ей хлебные карточки печатать и распределять» - «Поди лишние оставались?» - «Догадливый», - усмехнулась бабуля. - « Что, так и не попалась ни разу?» - «Может, кто и догадывался, да у кого язык повернётся единственного кормильца у семьи отнять, люди же, а не звери из лесу». - «А потом?»- тянул я. «Потом война кончилась, мужики вернулись, дети повырастали, сами стали кормиться. Паня на Севера со своим хлеборезом уехала. Своих детей не народилось, вот и высылала деньги то матери, то брату, то сестре. Так и вытянула семью». - «Ну и судьба у человека», - удивился я. « А чего ей, мужик рано помер, детей нет, куда ей деньги девать, солить, что ли», - заключила бабка. «И то», - согласился я. «Когда мать её померла, она тут полновластной хозяйкой стала, а эти, младшие, у неё по струнке ходят» - « Не больно-то они и смирные, выпивают часто», - съехидничал я. «Ну, дак им совсем без этого нельзя, помереть могут с непривычки-то без водки. Ну да ничего, она им не даст. Паня их выправит, наставит, она такая, она железная, как сталь», - бабка гордится подругой. «Деревенская косточка», - добавляю я.   


                К О Н Е Ц.   4 декабря 2000 г. / 29 ноября 05г./  Богданов И. В. Кировск.


Рецензии