Глава 64. Незваные вселенцы

Мое собранье насекомых
Открыто для моих знакомых.
Ну, что за пестрая семья!

Александр Пушкин.

Во второй половине прошлого века природа Лотошинского района обогатилась несколькими представителями животного мира. Не только звери и птицы пополнили фауну, но и насекомые. Последние оказались нежелательными вселенцами  (иммигрантами).Первым из насекомых-иммигрантов назовем колорадского жука. Ни в 50-е, ни в 60-е годы никто из лотошинцев даже не подозревал, что в скором времени их поля и огороды будут оккупированы этим вредителем картофеля. Доходили слухи, что жуки размножились в Украине, что уже в Подмосковье появились их очаги, но воспринималось это, как нечто далекое, к лотошинским полям не относящееся.
В окрестностях Лотошина жук из Колорадо появился в 1981 году - на отдельных участках полей и огородах. На первых порах ничего серьезного ему не было противопоставлено. Правда, организовали ручной сбор жуков и личинок, но это не помогло. На следующее лето погода была благоприятной для развития и размножения вредителя, и жучиные полчища захватили многие картофельные поля. А к концу столетия шестиногий картофелеед в массе стал встречаться на всей территории района, и, несмотря на организованную борьбу с ним агротехническими и химическими методами, до сих пор удавалось лишь снизить наносимый им вред, а не  полностью истребить жука. Колорадский жук стал обычным представителем нашей энтомофауны.
По нашим наблюдениям, первый вылет жуков происходит в среднем 6 июня. К этому временя всходы картофеля образуют сочный зеленый куст, предостав¬яющий богатый стол для питания личинок. Самый ранний вылет отмечен 9 мая 1989 года, наиболее поздний - 10 июля 1982 года. Сырая и холодная погода сдерживает развитие вредных насекомых. В благоприятный сезон к осени поя¬вляется новое поколение жуков.
Другим нежелательным вселенцем, прочно «прописавшимся» в лотошинских лесах, является оленья кровососка, прозванная «лосиной вошью». Действительно, формой тела она напоминает вошь или клеща, но с двумя перепончатыми крыльями, которые легко обламываются. Но это не вошь и не клещ, а кровососущая муха.
В книге Д. Нарышкина «Охота на лосей», изданной в Санкт-Петербурге в 1900 году, мне встретилось следующее описание: «Не могу также не помянуть о том, что  лоси бывают летам покрыты особой плоской мухой, так называемой лосиной, да притом настолько густо, что на одном быке иногда таятся рои ее. Эта муха влетает в волосы, в бороду и в усы охотника и, попавши на шею, производит на целый вечер крайне неприятное щекотание. Она редко кусает, но отвратительна вследствие трудности поймать в волосах ее плоское, клоповидное тело».
Оленья кровососка объявилась в районе в начале 50-х годов вместе с лосями. Сначала в ошейкинских лесах, примыкающих к Завидовскому заповеднику, затем в шестаковских и гавриловских. Одним словом, следовала за своим хозяином-прокормителем. С годами лоси стали на лотошинской земле самыми обычными копытными животными, для грибников - ягодников и охотников наступила тяжелая пора: в каждом лесу, на лесных болотах их буквально терроризировали полчища «лосиных вшей». С середины лета до глубокой осени длится активный сезон у зловредных мух.
В лотошинских лесах грибники начинают встречаться с оленьими кровососками в среднем с 12 июля. Самый ранний вылет «лосиных вшей» отмечен нами 30 июня 1979 года, а самый поздний 5 августа 1982 года. В июле кровососок бывает так много, что из-за них нет никакой возможности спокойно собирать ягоды или грибы.


Рецензии