Общественный идеал
Как формируется общественный идеал, стихийно, или же это процесс регулируемый? Ответ на этот вопрос дать несложно, стоит лишь посмотреть вокруг. Как развивался, эволюционировал общественный идеал в России? До 1917 года ещё сохранялся идеал личной святости, общественного служения, защиты отечества и ближних; понятия чести и совести что-то значили для общественного сознания. После Октября 1917-го идеал личной святости был заменён идеалом человека труда, самоотверженно отдающего всего себя на служение социалистическому отечеству; все остальные дореволюционные критерии нравственности мало изменились, правда, несколько видоизменились акценты, а именно - от Бога к человеку, при том иногда довольно странным образом. Христа хоть и сместили с пьедестала высшего нравственного идеала, но все христианские нравственные ценности продолжали оставаться в почёте, ибо они скрепляли общество, построенное исключительно на христианских ценностях. Так, защитник родины, правда, теперь уже социалистической, продолжал оставаться на уровне высокого нравственного образца, а вместе с ним и верный семьянин, честный и безкомпромиссный труженик; чувство общественного долга и ответственности, как за себя, так и своих ближних, всегда культивировалось и поощрялось в советское время.
А как обстоит дело с общественными идеалами сегодня, на что нынче ориентируется российский социум, кого средства массовой пропаганды ставят в пример российским гражданам? Воров, торгашей, проституток, банкиров, миллионеров, не брезгующих никакими средствами для сколачивания своих капиталов. О чувстве ответственности, в каком бы то ни было виде, и речи нет, равно как и о товариществе, взаимопомощи, взаимовыручке, чувстве долга и общественном служении. Зато нас усиленно призывают брать от жизни всё и наслаждаться, ведь мы этого, оказывается, достойны. Стяжательство, накопительство и самоутверждение любым путём – вот наши идеалы сегодня. Такая эволюция, а вернее деградация общественного идеала произошла в России за последние почти 100 лет. От идеала святости к анти-идеалу беззакония. Интересно отметить, что само слово «идеал» исчезло из нашего обихода, да это и неудивительно, ведь идеал предполагает нечто положительное, а ко всему, что заняло место наших идеалов сегодня, можно лишь поставить знак «минус». Безнравственность в любом виде не может рассматриваться как идеал, это нечто совсем обратное идеалу, какой-то чудовищный анти-идеал.
Как же случилось, что наше общество приняло этот безнравственный анти-идеал, а оно его приняло, и в этом нет никакого сомнения. На своих занятиях со студентами (благо, что предмет, английский язык, позволял это делать) я предлагал им высказывать своё мнение о допустимости в их жизни и работе всякого рода обмана, лжи, клеветы, других нечестных и нечистоплотных действий, и все они без исключения признавали возможность для себя и даже неизбежность и необходимость всего того, что в нормальном обществе считается предосудительным: обманывать друг друга, лгать, воровать, предавать, изменять, залезать в чужой карман и тому подобное. Если бы нам, советским студентам, в своё время предложили подобную дискуссию, то, думаю, никто бы не решился высказывать вслух, даже если про себя и допускал бы возможность всего этого безобразия, такие антиобщественные взгляды, мы бы просто постыдились этого, потому что общий нравственный фон в то время был совсем другой, общество в советское время ещё не пало так низко в нравственном отношении, как сегодня.
Конечно, на это можно возразить, что есть не только общественные идеалы, но и личные, так же как есть личная честь и совесть, а не одна лишь общественная, и с этим нельзя не согласиться. Но дело в том, что общественные идеалы складываются из личных, и все они вместе взятые определяют нашу жизнь, её содержание и направление, причём, противостоять безнравственному общественному фону чрезвычайно трудно на личном уровне, и способны на это лишь единицы. Так как же будем жить дальше, господа-товарищи?
Свидетельство о публикации №209122901369
С уважением.
Юрий Бахарев 16.01.2010 08:35 Заявить о нарушении
С уважением,
А.Л.К.
Андрей Климов 16.01.2010 15:42 Заявить о нарушении
То есть вполне в духе прошлой Черной сотни и нынешних Православных хоругвеносцев
Юрий Бахарев 16.01.2010 22:29 Заявить о нарушении
Андрей Климов 16.01.2010 22:42 Заявить о нарушении