Общественный идеал

               
                Как формируется общественный идеал, стихийно, или же это процесс регулируемый? Ответ на этот вопрос дать несложно, стоит лишь посмотреть вокруг. Как развивался, эволюционировал общественный идеал в России? До 1917 года ещё сохранялся идеал личной святости, общественного служения, защиты отечества и ближних; понятия чести и совести что-то значили для общественного сознания. После Октября 1917-го идеал личной святости был заменён идеалом человека труда, самоотверженно отдающего всего себя на служение социалистическому отечеству; все остальные дореволюционные критерии нравственности мало изменились, правда, несколько видоизменились акценты, а именно - от Бога к человеку, при том иногда довольно странным образом. Христа хоть и сместили с пьедестала высшего нравственного идеала, но все христианские нравственные ценности продолжали оставаться в почёте, ибо они скрепляли общество, построенное исключительно на христианских ценностях. Так, защитник родины, правда, теперь уже социалистической, продолжал оставаться на уровне высокого нравственного образца, а вместе с ним и верный семьянин, честный и безкомпромиссный труженик; чувство общественного долга и ответственности, как за себя, так и своих ближних, всегда культивировалось и поощрялось в советское время.

                А как обстоит дело с общественными идеалами сегодня, на что нынче ориентируется российский социум, кого средства массовой пропаганды ставят в пример российским гражданам? Воров, торгашей, проституток, банкиров, миллионеров, не брезгующих никакими средствами для сколачивания своих капиталов. О чувстве ответственности, в каком бы то ни было виде, и речи нет, равно как и о товариществе, взаимопомощи, взаимовыручке, чувстве долга и общественном служении. Зато нас усиленно призывают брать от жизни всё и наслаждаться, ведь мы этого, оказывается, достойны. Стяжательство, накопительство и самоутверждение любым путём – вот наши идеалы сегодня. Такая эволюция, а вернее деградация общественного идеала произошла в России за последние почти 100 лет. От идеала святости к анти-идеалу беззакония. Интересно отметить, что само слово «идеал» исчезло из нашего обихода, да это и неудивительно, ведь идеал предполагает нечто положительное, а ко всему, что заняло место наших идеалов сегодня, можно лишь поставить знак «минус». Безнравственность в любом виде не может рассматриваться как идеал, это нечто совсем обратное идеалу, какой-то чудовищный анти-идеал.

                Как же случилось, что наше общество приняло этот безнравственный анти-идеал, а оно его приняло, и в этом нет никакого сомнения. На своих занятиях со студентами (благо, что предмет, английский язык, позволял это делать) я предлагал им высказывать своё мнение о допустимости в их жизни и работе всякого рода обмана, лжи, клеветы, других нечестных и нечистоплотных действий, и все они без исключения признавали возможность для себя и даже неизбежность и необходимость всего того, что в нормальном обществе считается предосудительным: обманывать друг друга, лгать, воровать, предавать, изменять, залезать в чужой карман и тому подобное. Если бы нам, советским студентам, в своё время предложили подобную дискуссию, то, думаю, никто бы не решился высказывать вслух, даже если про себя и допускал бы возможность всего этого безобразия, такие антиобщественные взгляды, мы бы просто постыдились этого, потому что общий нравственный фон в то время был совсем другой, общество в советское время ещё не пало так низко в нравственном отношении, как сегодня.

                Конечно, на это можно возразить, что есть не только общественные идеалы, но и личные, так же как есть личная честь и совесть, а не одна лишь общественная, и с этим нельзя не согласиться. Но дело в том, что общественные идеалы складываются из личных, и все они вместе взятые определяют нашу жизнь, её содержание и направление, причём, противостоять  безнравственному общественному фону чрезвычайно трудно на личном уровне, и способны на это лишь единицы. Так как же будем жить дальше, господа-товарищи?


Рецензии
Здравствуйте! Я вышел на Вашу страницу, прочитав Вашу рецензию на мои заметки О философе Ильине. Меня удивило, что единственный вопрос, который у Вас возник, это про Холокост. Прочитав несколько Ваших статей, понимаю причину. Вы, похоже, не увидили, апологетику национал-социализма Ильиным, потому, что сходные идеи высказываются видными православными деятелями, типа руководителя "Союза православных хоругвеносцев" и они Вам близки. Я бы не стал вступать с вами в дискуссию (верующего человека переубедить невозможно, иначе бы это был не верующий.) Но я увидел,прочитав эту статью, что Вы переживаете за то, что происходит сейчас с нашей страной. Уверяю вас, что я, убежденный атеист, не меньше Вашего переживаю что, как вы пишите "все они без исключения признавали возможность для себя и даже неизбежность и необходимость всего того, что в нормальном обществе считается предосудительным: обманывать друг друга, лгать, воровать, предавать, изменять, залезать в чужой карман и тому подобное". Но я убежден, что ответы на вопрос, как сделать нашу жизнь честнее и лучше, надо искать не возвращаясь к идеям и ценностям Православия Самодержавия и Народности, исповедываемые Черной сотней и Ильиным, а оглядываясь на то, как живут люди в наиболее успешных странах, где последние десятилетия религия стала частным делом верующих. Искать пути, опираясь на науку,уважение к труду,гуманизм, демократию, любовь к ближнему, толерантность.
С уважением.

Юрий Бахарев   16.01.2010 08:35     Заявить о нарушении
Должен вас разочаровать, Ильин (вернее, его взгляды) мне совершенно несимпатичны. Я, кстати, не знал, что он выступал апологетом фашизма, так что спасибо за информацию. Кстати, вы направсно ставите знак равенства между Ильиным и Чёрной сотни, ведь Ильин никогда не был монархистом. Между прочим, "оглядываясь на то, как живут люди в наиболее успешных странах", нельзя "сделать нашу жизнь честнее и лучше", ну, просто, никак нельзя... Хотя, конечно, всё зависит от того, что вы вкладываете в понятие "честнее и лучше". Это, впрочем, тема для большой дискуссии, жаль, что в рамках интернетовской переписки такую дискуссию вести сложно. И дело не в том, чтобы кого-то переубедить, в споре рождается истина!
С уважением,
А.Л.К.

Андрей Климов   16.01.2010 15:42   Заявить о нарушении
Вы ошибаетесь, считая, что Ильин не был монархистом. Цитирую Википедию:"В эмиграции был консервативным монархистом и славянофилом"
То есть вполне в духе прошлой Черной сотни и нынешних Православных хоругвеносцев

Юрий Бахарев   16.01.2010 22:29   Заявить о нарушении
Ну, если вам так нравится... Серьёзных людей (настоящих врагов красной клики) на той барже не было и быть не могло, их ликвидировали здесь, в России, причём, без всякого промедления, а на баржу попали масоны и масонствующие интеллигенты.

Андрей Климов   16.01.2010 22:42   Заявить о нарушении