Рыжий немец

Три года назад в наше село с Западной Украины перебрался на постоянное место жительства отец Николай. Приехал он с женой и тремя детьми. Я обрадовалась новому односельчанину. Молодой священник, ровесник моего двадцатипятилетнего сына, найдёт подход к молодёжи, поможет нравственному облагораживанию моих учеников. К тому же современный человек: водит мотоцикл, увлекается компьютером. Николай сдружился с моим сыном-учителем, часто обращался к Павлу за помощью: починить мотоцикл или телевизор.
Но радость моя оказалась преждевременной. Первый звонок раздался, когда к соседям приехал из-за океана внук. Он дал отцу Николаю на строительство будущего храма сто долларов. На глазах изумлённого Павла священник тут же на эти деньги купил мопед у соседского пацана.
Недавно батюшка вновь удивил:
— Порадуйтесь за меня. Я приобрёл машину, мне её пригнали из Германии. Не новая, но на ходу, там ведь дороги хорошие. Всего за четыре с половиной тысячи долларов.
— Всего?! — поразилась я.
— Ну что же, я ведь уже три года здесь. Неужели не заработал?!
— Я за тридцать восемь лет директорства в школе столько не накопила!..
Павел накинулся на Николая:
— Колись! Ведь на пожертвования купил машину, я помню, как ты приобрёл мопед. — Под напором Павла батюшка признался:
— Отчасти на пожертвования.
Немудрено, что когда речь зашла о том, когда же в селе появится храм, батюшка заявил, что пока денег не хватает. Но всё это были цветочки. Однажды ко мне прибежали ученики:
— Посреди села стоят мешки с человеческими костями!
Действительно на центральной улице я увидела несколько больших полиэтиленовых пакетов с берцовыми и другими костями. Выяснилось, что их выкопал батюшка. Причём, как советских солдат, так и немецких. Спрашиваю:
— Зачем?!
— Они мне мешали!
— А если бы с тобой после смерти так поступили!
— Я приглашу немцев.
— Ну и что ты им скажешь? Одно дело, если бы ты показал захоронение. А теперь что предъявишь?! Мешки? Как ты докажешь, что это немецкие кости. Вот, скажут, русские вандалы! А потом. Ты не только вражеские кости выкопал, но и прах советских солдат. И это в год шестидесятилетия Победы! Павел с учениками занимается поиском не погребённых останков, разыскивает родственников павших, а ты разоряешь уже существовавшие захоронения. А куда ты черепа девал?
— В Германию послал… — Об их дальнейшей судьбе он не стал распространяться. То ли отец Николай делает на костях деньги, то ли хочет найти родственников немецких солдат, павших на нашей земле…
Даже последний пропойца не догадался бы выкапывать прах, а священник просто обязан с благоговением относиться к последнему приюту людей, кто бы они ни были. Но больше всего меня поразило другое. Все односельчане дружно возмущались содеянным, а вот священник из соседнего села был спокоен:
— С кем не бывает, молодой ещё батюшка, неопытный. — Так же миролюбиво отнёсся к поступку Николая и церковный староста, раньше он преподавал биологию, был парторгом школы.
Мешки с костями вскоре исчезли. Спрашиваю Николая:
— Где кости?
— Не помню.
Я и на церковную службу теперь не хожу, противно. Собиралась организовать в школе религиозные беседы. А теперь какой толк! Начнёт батюшка говорить о высоких материях, а ученики спросят:
— Где кости? Вы их на вес продали?!
Так что теперь в нашем селе память о минувшей войне хранится только в школьном музее, да ещё сохранилась могилка «Рыжего немца». Старожилы рассказывали, что в нашем селе немцы «не забижали», не хулиганили, хоть и выселили из домов. А один рыжий немец очень любил детей. Предупреждал их об опасности, одаривал сладостями. После боя, что шёл рядом с селом, крестьяне отдельно похоронили наших и немцев. А когда увидели тело рыжего немца, решили сделать отдельное погребение:
— Хороший был человек, добрый!
Многих немцев пригнали. Попробуй отказаться воевать! Но суметь остаться человеком в условиях войны, это дорогого стоит!


Рецензии
Странное чувство вызывали, поросшие травой, холмики и в Донбассе, и в Новокузнецке. В Садопарковом, где у брата было картофельные сотки, мы всем семейным кланом с многочисленной детворой, как на пикнике, помогали ему убирать урожай. Там были безымянные могилы немцев.
В Донбассе в шестидесятых ещё были сохранны захоронения немецких и итальянских солдат действующей армии, а в Сибири в восьмидесятых целы могилы военнопленных. Те и другие нашли вечный покой в чужой земле, на которую посягнули их правители.
Не было чувства злорадства или хотя бы чувства справедливости возмездия.
Только чувсто неясного сожаления, что так устроен мир.
Кстати, наш универмаг начинали строить немцы. Помню вышки с солдатами вокруг него. Потом здание долго стояло незавершённым, заброшенным.
Достроили позже и казалось, что Универмаг был в городе всегда.
Ну а попы!? Всегда вспоминаю попов, описанных Помяловским и Решетниковым. Люди меняются медленнее, чем бы хотелось.
Всегда были верующие и неверующие, как в Бога, так и в Коммунизм.
Наверное, самая выйгрышная позиция у агностика, подумала я сейчас.
Всего доброго, Александр! Тема, которую подняли бесконечная.

Зоя Чепрасова   11.04.2011 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Описано то, что происходилов Тверской области. А что касается Новокузнецка, то слышал, что дом с башенкой на Кирова, 12 (почти напротив моего 5-го) строили пленные немцы.

Александр Михайловъ   11.04.2011 20:54   Заявить о нарушении
Они много чего строили. К примеру, дома на ул. Покрышкина и на сопредельной территории к этой улице на пр. Строителей, ближе к водоканалу. Как я уже писала ул. Водную застраивали они, дома на которой снесли уже в этом веке и быстро построили современный городок.

Зоя Чепрасова   11.04.2011 21:29   Заявить о нарушении
Двойственное чувство: пленные немцы восстанавливали у нас в городе разрушенные дома и ,мы, дети, не испытывали к ним ненависти ; а недалеко от дома сейчас построили новую церковь, строители оставили там охранявших строительство собак, которых потом расстеряли мелиционеры по просьбе "батюшки"- такие вот странные события.

Людмила Каминская 3   04.05.2011 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.