Тыбик

                Всем тыбикам посвящается.

Мгла сумерек, густо замешанная  туманом  выхлопных газов, окутала замороженный город.  Его обитатели пряча застылые лица в натуральные и искусственные меха, в предновогодней суете спешили укрыться за яркими витринами наряженных магазинов.  Уличные продавцы, больше похожие на полярников, зазывали купить ёлки и новогодние игрушки со скидкой на тридцатиградусный мороз.  Сердито факали на перекрестках автомобили на зазевавшихся пешеходов, и желтым цветом вырывали из темноты  новогодние рисунки в стиле граффити на домах и металлических гаражах вдоль заснеженных улиц Томска. Зима лютовала в своих правах уже две недели.

«Суета – сует», - подумала Оля, секретарша президента холдинга, отрывая прелестный носик от окна, украшенного  разноцветными снежинками. Девушка так старалась принарядить офис, но  Иннокентий  Львович,  сбрасывая на ходу бобровую шубу, даже не взглянул на творение умелых рук своего референта.
«Ну и ладно, посмотрим на его подарок, а там и решим». - Оленька сложила губки фантиком и капризно отвернулась к стеклу. Голос шефа в динамике элитного телефона напомнил о том, что рабочий день не закончен и неожиданно попросил водки, икры, черного хлеба и Жору.

 Жора, как его все звали, а точнее Георгий Иванович -  всего лишь ведущий специалист в области одной разработки, давно отданной китайцам за долги, переживший четыре массовых увольнения и два экономических кризиса,  был всеми востребован, хотя уже не имел прямых обязанностей и строгих должностных инструкций.
Жора - милейший человек  с душой и внешностью неутомимого гнома.  Небольшого роста в фиолетовом пиджачке (аля 90-ые ) и потертых джинсах беспрестанно что-то двигал, перетаскивал, подключал и отключал, бегал за газетами и сигаретами, рисовал графики, даже помогал уборщице тете Паше поднять ведра на этаж. И какую бы работу по просьбе коллег  Жора не делал, на его круглом лице читалось вежливая приветливость, а глаза излучали саму доброту. Компания несколько раз реорганизовывалась, переходила из рук в руки, меняя сотрудников, поэтому никто и не помнил первого рабочего дня Георгия Ивановича. Приходил он на работу рано и уходил позже других. Жора являлся неотъемлемым приложением холдинга,  «контора умерла» сразу, если бы Георгий Иванович уволился!

Покинул президентский кабинет  Жора примерно через час после вызова. Завитки волос на его покрасневшей лысине взмокли.  Он вынес из кабинета шефа коробку от ксерокса и поставил на стол перед изумленной Ольгой. 
«Главного финансиста ко мне, бегом не медля, бля!» - изрек пьяным голосом шефа телефонный аппарат.
— Вот!
— Что это, – красивые миндалевые глаза округлились, - обещанная премия?! Таисию Варленовну к Иннокентию Львовичу! – тонкий ухоженный палец  машинально, но точно попал в нужную клавишу аппарата марки Gresso.
— Нет книжки!
— Сберегательные, всем?!
— Обычные, художественные. Иннокентий Львович приказал нам распечатать новогодние открытки  строго в соответствии с этим документом, а подарки разнести ниже перечисленным сотрудникам вместе с поздравлением лично от него. А вот остальным, действительно по 100 новогодних баксов, как обычно! – Разрешите, я настрою компьютер!
Девушка провалилась в глубокое кресло для гостей и начала читать вслух странное распоряжение: «Игру в бисер» Германа Гессе  - начальнику службы безопасности;
«62. Модель для сборки» Хулио Кортасара – главному конструктору;
«Алхимика» Пауло Коэльо – вице-президенту, руководителю торговой сети;
«Охоту на овец» Мураками – председателю комитета профсоюза»;
«Сто лет одиночества» Маркеса – финансовому директору.

 Финансовый директор величаво проплыла по просторной приемной, покачивая крупными ягодицами в такт цоканья высоких каблуков, и небрежно бросила в сторону: «Жора, ты бы зашел в бухгалтерию. «Парус» опять завис. Это программа меня достала и  подложит всем свинью в уходящем году, оставив без премии».
Когда массивная дверь президентского кабинета  плотно закрылась, Ольга молодецки выкинула руку с поднятым средним пальцем и негромко выразилась: «Твой возлюбленный тебя уже премировал  одиночеством на сто годков, так что обломись!»
Круглое лицо Георгия Ивановича расплылось в широкой улыбке, а уверенные пальцы барабанили по клавишам замысловатые команды для отображения на бумаге мохнатой зеленой лапы, украшенной разноцветными шарами со строгими лицами высшего руководства холдинга,  приговоренных  к повешению на корпоративной новогодней ели.

 Телефон от непрекращающихся звонков стал еще краснее. Жора беспрестанно отвечал: «Непременно буду, зайду обязательно, хорошо передам,  нет проблем, помогу».
Вскоре он действительно сорвался с места и побежал откупоривать бутылки с вином, мыть фрукты, украшать конференц - зал, разбираться с неполадками в «Парусе» и еще по многим, многим поручениям....................

Ольга заняла свое рабочее место и начала сортировать открытки, размышляя при этом о черной метке, которая явствовала из названий книг, как причинно-следственная связь проступков одаряемых столь странным способом и неясных последствий от этих подарков для компании в целом. Ясно было одно, что не мог вот так просто, налакаться у себя в рабочем кабинете руководитель самого крупного в городе предприятия, да еще  поздравить весь бомонд холдинга довольно оригинально. Оленька училась заочно на юридическом факультете и мечтала в наступающем новом году пересесть в обещанное кресло консультанта юридического отдела. Научные знания она стремилась претворить в жизнь немедленно, особенно сейчас, когда  красивая, но вредная Таисия  задерживалась дольше обычного в президентском кабинете. Осторожно надавив на клавишу, секретарь-референт прильнула мочкой уха к  динамику. Сгорая от ревности,  референт и любовница в одном лице подслушивала!
— Дорогой мой, я тебя умоляю,  все это грязные инсинуации и  сплетни. Хватит пить, прошу, ну хочешь …..
— Сплетни, а  номера векселей! – Шлепок, видимо кейса об стол, звон падающих тарелок, шорох бумаги – все смешалось в какофонии звуков вместе со щелчком вызова,  - Ольга, всю эту ****скую камарилью ко мне!
— Не поняла! – Сделала лилейный голосок, будто то бы и впрямь не знала о ком идет речь.
— На эти рожи на открытках посмотри и по одному, по одному суча—Ррр! Да, уберись ты со своими ласками! Это я не тебе!  – Связь оборвалась, а Ольга, раздавленная последней фразой, безжизненно опустилась на вращающийся стул. «Сволочь, предатель, бабник, холуй! Так тебе и надо!» - бормотала она сквозь слезы, машинально выводя на печать поздравления с серьёзными лицами в новогодних шарах.

 Дверь  распахнулась настежь, и из нее выскочила Таисия Варленовна в одном туфле. Второй прямым попаданием сбил портрет, и первое лицо государства с лучезарным взглядом полетело за шкаф. Подхватив на ходу второй туфель,  финансовый директор рванула из приемной со скоростью лани.

— Оленька,  - жалобным голосом позвали из глубины кабинета,  - не приглашай никого, отдай Жоре книжки, пусть разнесет.
— Хорошо, Иннокентий Львович! – Размазывая по лицу дорогую косметику, девушка всхлипнула и прикрыла дверь, даже не взглянув в сторону шефа.
— Не плач, я куплю тебе калач. Золотой, то есть я хотел сказать браслет. Поедешь со мной?
— Куда, на Мальдины, как обещали.
— Нет в баню, прямо сейчас!
— А корпоративчик?
— Я противник коллективных пьянок. Под утро есть шанс проснуться в постели тети Паши!
 Девушка улыбнулась, представив импозантного, золотогривого шефа в подсобке уборщицы.  Но голосом обиженного ребенка громко сказала: «Лучше у Таисии Варленовны».
— Не болтай чепуху, ревность меня не возбуждает. Вызови машину, Жору и уборщицу – прибраться здесь, а то в сердцах переколотил всю посуду. - Да и закажи новую!

  Облачившись в махровые простыни, Иннокентий Львович и Георгий Иванович, сидели за столиком, заваленным рыбной чешуей, фисташками и прочей снедью. На кафельном полу подальше от глаз президента, стояла початая бутылка водки.  На зеркальном потолке отражалась лазурная гладь бассейна, входная дверь в парилку, украшенная пихтовым веником  с новогодним дождем и  большой плоский телевизор на стене, который вещал устами симпатичной дикторши о начале следственных мероприятий в офисе акционерного общества ОАО "Метел - сплав" , на долю которого приходилось 25 процентов внутреннего валового продукта соседнего региона. Генеральному директору предъявлено обвинение за превышение должностных полномочий и сокрытие доходов в особо крупных размерах.
— Да нас тоже добрались, сволочи. – Президент компании был почти трезв после чудодейственного массажа березовым веником от  Жоры и ледяного душа. - Плесни на два пальца, не бойся, не до пьянки сейчас.
«Надо полагать! Если перевести на нормальный язык информацию телеведущей, проблема Москвы в том, что она окружена Россией, а то, где деньги брать, как не в Сибири.  Вот и воюем со своим народом посредством захвата высокорентабельных перерабатывающих предприятий под маской законности», - подумал Георгий Иванович, опрокидывая стопку водки.
— Сегодня я получил на домашний адрес письмо от некого Тыбика. Не знаешь сотрудника с такой фамилией, в кадрах не успел поинтересоваться. Нет? Ладно, не важно. Суть  послания в следующем:  «Группа предателей, да-да те самые, которым ты разнес книги. Так вот, они вступили в  сговор с одной финансовой московской компанией и  продали ей свои акции. Далее, по-тихому, через профсоюз начали подбивать работяг сделать то же самое, чтобы москвичи завладели  блокирующим пакетом в совете директоров.  Схема старая, но надежная.  Она не дает возможности принять ни  одного решения и, когда холдинг будет на грани банкротства, мне будет предложено выкупить акции обратно, но втридорога. Естественно откуда такие деньги, тогда пакет уходит под крышу афилированных лиц государственных корпораций,  и какое тут на хрен правосудие?!   ****и, сволочи!» – Инокентий  с силой начал лупцевать икристой таранью стол.
— Но и это полбеды! Таисия, тварь продажная, с ними оказывается  заодно!
— Как это?
— А вот так! Переуступила векселя на миллион баксов, которые обеспечивали  переоснастку производства за два года.
— Простите, но вы же!
— Мы же! Мы с Ольгой на Кипре кувыркались! Передачу ценных бумаг произвели за подписью вице-президента холдинга. На время моего отсутствия он правомочен исполнять обязанности президента компании.  – Иннокентий Львович с силой оторвал голову и начал чистить рыбу. -  Завтра в 6.00, по нашему времени, прилетает представитель Москвы, чтобы предъявить векселя к оплате, и колесо завертелось, потом вход пойдут акции, облигации. Сегодня был в областной администрации - разводят руками, мол спор хозяйствующих субъектов. В общем кранты!
— А если, представитель не предъявит векселя? – Жора широко и добродушно улыбался.
— Тогда мы отсрочиваем оплату по долгам, возьмем банковский кредит после праздников, покроем векселя, выделим производственную базу в отдельное предприятие, пока они не собрали блокирующий пакет, начнем перевооружение, а там посмотрим – кто кого! – Иннокентий Иванович жадными глотками осушил кружку пива и начал внимательно изучать лицо собеседника, словно видел его впервые.  Затуманенные алкоголем глаза вдруг сделались на мгновение чистыми и ясными, в них промелькнула искра.Президент налил себе целый стакан водки и, срыгивая, медленно его выцедил. Молча уставился в экран и тихо попросил: «Ты бы не мог, Жора встретить этого представителя в аэропорту, за вознаграждение, разумеется?!»
— Да, конечно, пожалуйта, - Георгий Иванович, как обычно засуетился, - Разрешите, так сказать, с вашего мобильного сделать пару звонков. Ни для себя, ни в коем разе, для дела так сказать, извините!
— Валяй,  - президент тяжело поднялся и направился к поручням бассейна.

  Серое утро просилось в расписанное узорами окно. Сквозь едва приоткрытые веки Иннокентий Львович тупо смотрел себе на ноги и пытался сообразить, где он. Каждая попытка осмотреться превращалась в пытку. От боли ломило голову, в ней словно студень перекатывался мозг, и позывы рвоты подкатывали к горлу. «Боже, неужели столь позорный конец! А ты, чего хотел, мудак – так нажраться?» - Мысль застыла и начала медленно поворачиваться в обратную сторону, возвращаясь негативами к череде событий.

  Баня почему-то превращалась в ресторан; дальше тьма, но зато четко вырисовывался носатый профиль, который растворялся в вечерних сумерках; и начиналось катание с гор на санях под визг и радостные выкрики незнакомой толпы. Опять провал в памяти и рядом лицо Ольги совсем близко, но она оказывается уже не его секретарь, а снегурочка! Снова ресторан, но уже загородный. Поют и пляшут цыгане, а он на четвереньках пытается ухватить разноцветные юбки, разлетающиеся в веселом хороводе......

  Едва разжав, потрескивающие губы, Иннокентий Львович попросил пить. Невесть откуда у его рта, оказалась запотевшая банка с огуречным рассолом. Стало немного легче, тошнота прошла. Преодолевая головную боль, он открыл глаза и увидел улыбающееся лицо деда Мороза. Лицо показалось знакомым...........
— Господин президент, я пойду, разверну скатерть самобранку, на которой будут обязательно грибочку, острое, горячее харчо и непременно чекушка хорошей водочки – все это вернет вас к жизни моментально!
— Какое сегодня число?
— До Нового года ровно 15 часов одна минута.
— А кто эта лахудра, которая спит в моих ногах?! Георгий Иванович молчал с вежливой улыбкой и покорно ждал c желтым портфелем у груди.
— Что хочешь сказать, без Бахуса Венера зябнет, как уверял древнеримский поэт Теренций?!-  Иннокентий Львович приподнялся с подушек. Борода Деда Мороза болталась на груди.
— Лахудра, а вчера между прочим жениться обещали! - Стаскивая парик видимо тоже с больной головы, пробурчала Ольга и потянулась за халатом.

   Иннокентий Львович, слегка захмелевший на старые дрожжи,  слушал рассказ Жоры в бедных апартаментах его квартиры. Вкратце повествование сводилась к следующему.
  Пока президент плескался в бассейне, Григорий Иванович дозвонился до гаража и милого референта. Ей он довел план действий по спасению холдинга и её возлюбленного. Затем сгонял в драматический театр, где работала супруга, взял якобы для традиционного корпоратива, костюмы деда Мороза и Снегурочки. Из театра Ольга поехала на дежурном автобусе за цыганами. Иннокентий Львович, уже изрядно нагрузившись в бане, куда он начал заказывать спиртное и девочек, наотрез отказался от дома и поехал в аэропорт к утреннему рейсу из Москвы в косюме дедушки Мороза. Изумлению дорогого гостя после бессонной ночи и тоже слегка поддатому в полете, не было предела. У трапа самолета его встречали настоящий Дед Мороз и очаровательная Снегурочка с дорогими подарками! Завтракали в ресторане, плавно переходящий в обед. После,  деревня с катанием в настоящей  тройке с цыганами и ледяные горки,  удалое застолье и «дружба на века» с высоким столичным гостем выпивающим медавуху на брудершафт. При чем Иннокентий Львович вел себя просто по–царски,  денег не жалел и личину свою согласно утвержденного плана не выказывал, а сходил за  местного фермера-хозяина деревни, ибо грамотно рассуждал об экономике, да и фактуру не пропьешь! Ну а потом выяснилось, что гостю пора на самолет, он подписал доверенность на имя  полюбившегося ему фермера, как предъявителю векселей к оплате в интересах финансовой компании и, заверив Кешу о его перспективах, как впрочем и индоссамент московской печатью, передал документы по всей  форме, вот с этим портфелем!
Яркое солнце заиграло в маленькой кухне обычной томской квартиры.
— Кто вы на самом деле, господин вице-президент? – Иннокентий Львович обнял  верного Жору.
— Уже, так быстро?!
— Едем на фирму, я лично подготовлю приказ. Ольга, собирайся! Но все же,  - президент отстранил Георгия Ивановича от себя и пристально посмотрел  в глаза полные доброты, ума и еще такой внутренней глубины,  какие бывают только у людей, познавших жизнь во всей ее красе, но не по учебникам.
 - Тыбик я, Иннокентий Львович.........


*Тыбик– человек, постоянно привлекаемый для выполнения случайных поручений, обычно занимающий невысокое (зависимое) положение в социальной иерархии, являющийся подчиненным, не обладающий высокой квалификацией либо воспринимаемый в таком качестве.




www.gramma.ru  ( Тыбик, исчезнувшие русские слова)


Рецензии
Однажды я услышал это определение по отношению к пенсионеру-отставнику. Он с горечью сказал-раньше я был у жены Васенькой-а теперь "тыбик ". Ты бы туда сходил,ты бы сюда сходил...

Станислав Сахончик   23.11.2013 16:13     Заявить о нарушении
...............спасибо Стас за прочтение и отзыв. Копался в редких книгах в университетской библиотеке, и на глаза попалось это слово. Сразу перед глазами возник образ, а дальше дело техники - как живем, того и играем.
Всех благ в уходящем году. С уважением,

Валерий Старовойтов   23.11.2013 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.