Читранская Сага. Эпизод 3. Глава 11

Выбившиеся из сил войска Метарии ночевали в покинутом поселке Стяжателей, о чем доложили Денерре ее разведчики.
- Я бы сейчас туда пошла, да и убила бы ее спящую! – говорила ЛенальКаллена.
После того, как она узнала о том, что Метария уже догнала Алмирана и могла вполне его убить, ее до сих пор била дрожь. Тадлин приобнял ее за плечи и сказал:
- Если мы убьем ее сейчас, все это потеряет смысл. Держитесь, леди Денерра, мы дождемся своего часа! Теперь нам остается только идти за ними,  след в след.
- Как мы могли опоздать сегодня! – продолжала сокрушаться она. – Все было так, как и нужно!  И он, и она… если бы мы шли чуть быстрее!
- Не переживай, сестричка!  - весело сказала Эрфирэнна. – Теперь мы уж маху не дадим!  Она теперь уже не остановиться! Рандан сказал, что она чуть не на карачках за ним ползти собиралась, да кошка помешала!
- Я чувствую, что сейчас тоже поползла бы… - тихо, почти шепотом, сказала Денерра, устало уронив голову на плечо Тадлина. – Я так скучаю, скучаю по нему…
Тадлин приобнял ее за плечи и несколько раз коснулся губами заплетенных в косички волос.
- Слушай, ЛенальКаллена, а какого, я извиняюсь, Бренсара, он от тебя ушел? – закурив трубку, спросила Эрфирэнна.
Она выглядела этакой благородной пираткой, разметав по плечам свои кудри и закинув ногу на ногу, покачивая при том стопой, облаченной в туфли с тугой шнуровкой и на устойчивом каблучке.   
- Он ушел не только от меня, но и от всех…
- Тем не менее, сестричка,  я слыхала, будто причиной его перебежки на сторону Бренсара стала ваша с ним грызня!
- Грызня?! Энна, мы с ним просто поссорились, а на следующий день он исчез из Илветраана и до сего времени о нем ничего не было слышно! – вновь печально вздохнула Денерра.
- Ну из-за чего поссорились-то?
- Это я виновата, - склонила голову ЛенальКаллена.
- В самом деле? Дорогая, никогда нельзя ни в чем себя винить, Рандан может подтвердить, что во всем всегда виноват он!
- Да уж, - с усмешкой кивнул спутник Эрфирэнны.
Сама бывшая ворессис выпустила струйку дыма и тут же склеилась губами со своим возлюбленным.
- Ну так что, Денерра, как там получилось-то все, небось ты его упрекнула, что он на какую-то другую пялился, да? Знакомое дело, сколько раз я обещала кое-кому глаза выцарапать… - многозначительно протянула Эрфирэнна.
- Да, но вместо этого царапала спину! – подхватил Рандан.
И все сидевшие у костра засмеялись.
- Тише вы! – сказал Тадлин. – Они близко! А вдруг этой дряни опять не спится, она по-моему вообще не сможет спать, пока не добьется своего или пока не сдохнет!
- Да, и вот эта дрянь, - оживилась Денерра, - ДельМэтари, она же тогда встала между нами! Я уверена, у Алмирана было с ней что-то, только он это скрывал! С самой поездки на те острова, да будут они трижды прокляты, что-то между ними завязалось! И это продолжалось довольно долго, как мне кажется, они прятались по углам, как уличные кошки… Я подходила к Леарану, пыталась спросить, что ему об этом известно, но ШанДеали молчал, как на допросе. Похоже, его не интересовало с кем спит его подружка!
- Да странный он какой-то этот ШанДеали, - заключила Эрфирэнна. – Приставка, кстати, знакомая, родич мой!
- Да ну, - удивилась Денерра.
- Далекий, конечно, но факт остается фактом. Помнишь учительницу нашу, которую потом Фельфирла вытравила из Илветраана? Она была НоалиДеали, вот она мне и рассказала, что мы с ней, дескать, родня. Она поднимала древние записи и нашла там историю всего нашего, если можно так сказать, рода. Ведь все, в чьей приставке есть чард Деали в любом случае произошли от каких-то ДеалиДеали. Или даже ДеалиДеалиДеали, тогда же были трехчардовые приставки…
- Из одинаковых чардов?! – нахмурилась Денерра.
- Ну да, для времен, следовавших незадолго после того, как по Читране ходили Те-Что-Были-После, приставка из одинаковых чардов была не просто явлением, а нормой. Наши предки выбирали себе тот чард, который им больше всего нравился и удваивали и утраивали его. Ну так вот, как мне рассказала НоалиДеали… Опустим третий чард, было их трое братьев ДеалиДеали и одна сестра. Всего четверо. Ну так вот, один из них ушел на восток и сошелся там с какой-то, например, НоалиНоали. Оттуда и пошел род НоалиДеали.  Другой ушел на юг, там сошелся с МаалиМаали, оттуда наш род ДеалиМаали. Третий на западе, в закладывающемся Лейнаире нашел себе АглариАглари и пошли оттуда одни из самых уважаемых жителей тех мест – АглариДеали.
- А ШанДеали тут причем?
- Но ведь была у них еще сестра, та уплыла на северные острова и там сошлась с каким-то ШанШан, оттуда и ШанДеали.
- Честно, не могу представить себе никого с приставкой ШанШан… - тихо захихикала Денерра.
- Да, если бы у меня была такая приставка, я бы ее тоже изменил, хоть заимствовал бы чард у женушки! - Подхватил Рандан.
- А у тебя какая? – поинтересовалась Денерра.
- РанДайи, - отмахнулся он.  – Я тоже с Алнесси. ШанДеали этого помню еще мальчишкой!..
 
«Или уж наоборот, Рандан!» – думал Леаран, крепче стиснув черенок посоха.  Он наблюдал за лагерем Денерры, притаившись за раскидистым кустом арклы.
Рандана РанДайи Леаран хорошо знал, но если бы он сейчас не назвал своей приставки, вряд ли бы понял, что этот отъявленный бандит – младший брат его бывшего друга. Рандан родился, когда Леаран с Релайдом уже заканчивали учиться и рос в их компании. Он обещал родителям, да и сам, наверное, мечтал, пойти в Культ, но Леаран с Релайдом разругались, и перед глазами у Рандана остался лишь пример пустившегося во все тяжкие Релайда. Именно тогда теперешний Верховный Алнесси и Тэмори, начал водить в свой роскошный особняк сомнительных девиц, приворовывать и закатывать пьяные вечеринки. Но возраст подобных развлечений проходит рано или поздно, и когда Релайду перевалило за девятьсот ноэлов он понял, что пора браться за ум. Тем временем, его брат только втянулся во все это, но Релайд, сам недавно ведший такую жизнь, и не пробовал вразумлять Рандана! Закончилось все тем, что юный РанДайи сбежал из дома, Релайду не осталось ничего, кроме как соврать, будто он уехал учиться в Илветраан. Дальнейшей судьбы Рандана Леаран не знал, но и в Илветраане его никогда не видел, не видел и в Лейнаире… словом, в Культе он себе места не нашел, зато нашел вот где! И кто бы мог подумать… Но Леаран не брался его осуждать. Он в каком-то смысле завидовал Рандану. Он отравитель и вор, его спутница – воровка, но тем не менее они любят друг друга и, наверняка верят друг другу и держатся друг за друга, как не могут порой супруги, прожившие вместе сотни ноэлов.
На том Леаран оставил слежку за лагерем Денерры и вернулся к месту, где он привязал лошадь.
Уже которые сутки ШанДеали в одиночку пробирался через лес, разыскивая стоянку Метарии, но следы постоянно путались… Так он и искал ее, пока не наткнулся на прибывшую позже него Денерру и с тех пор держался за ее отрядом, или уж бандой.
Леаран повалился на землю, присыпанную мягких ковром хвои и хотел бы уснуть и проспать до нескорого северного утра, но все никак не мог. Виной тому был не ночной холод, и не неудобное место, выбранное для ночевки, просто сны теперь выматывали Леарана едва ли не больше, чем  дневной тяжелый путь.
Либо Амарилан нарочно изводила Леарана этими кошмарами, либо он сам изводил себя… Но что же тогда его великая и мудрая сестра, что же «пророк Читраны», неужели забыла она своего посланника, которого обещала направлять?! Ни разу, с того момента, как Леаран покинул Илветраан, ему не явился во сне образ Амарилан! А смотреть очередной сон о смерти Метарии ему не хотелось…однако усталость взяла свое.
Сон повторялся.
- Мы должны идти, идти прямо сейчас, я это чувствую! – говорил ему чей-то тонкий голос, который почему-то напоминал голос Джари.
- Нет, сейчас идти мы не можем, подождем до утра! – отчего-то строго говорит Леаран.
И лишь только он во сне закрывает глаза, из чащи кривых деревьев доносится резкий отчаянный крик.
Он подхватывается, вскакивает в седло, летит сквозь кусты, темные, кривые деревья, словно нарочно преграждают путь, силясь не пустить Леарана к его цели…
Наконец он хватает посох и сметает все мощнейшим  выбросом веллани, вылетает на поляну, гонит лошадь сквозь догорающие обломки деревьев, лошадь упирается, брыкается задними ногами, норовит встать на дыбы…
Спрыгнув со взбесившегося животного, он выбегает на поляну, где какая-то смутная серая толпа полукругом  обступила Метарию…
Но стоит лишь Леарану приблизиться, ворессис, пошатнувшись, падает ему на руки, из груди ее торчит какой-то длинный зазубренный клинок на рукоятке нер-гилима…
Тут же толпа пропадает, как и не было ее, а Леаран остается с мертвой возлюбленной на руках…
Он проснулся, в очередной раз проклиная Амарилан.
Через эти сны он окончательно понял: привыкаешь ко всему, в том числе и к таким кошмарам, но что будет если такое случиться наяву…  Опять же, привыкаешь ко всему, или нет?..

                *****

Метарии казалось, будто она лежит на спине и чья-то рука, гладит ее по лбу. Далекий, почти забытый, но в то же время родной, неумолимо знакомый голос сказал ей:
- Однажды ты проснешься, и я скажу тебе, как люблю тебя… Я знаю, ты поверишь мне и забудешь все, что с тобой было… Ты только не уходи, просыпайся…
Метария не столько проснулась, сколько пришла в себя после этого повторившегося видения. Она очнулась в незнакомом доме с некогда аккуратно штукатуренным, а теперь облупившемся потолком и стенами, крашенными в лиловый.
ДельМэтари не помнила, как она могла здесь оказаться, поскольку пролежала в беспамятстве с самого момента, когда ее чуть не зацепило Кистьми. Проведя рукой по лицу и рассмотрев свои волосы, она убедилась, что не стала такой как Сэалан.
Теперь нужно было встать и осмотреться, но не было сил. Все болело, так, словно кто-то хорошенько протащил ее за лошадью по камням…
Но тут же рядом на койку присел кто-то и девчоночий голос сказал:
- Госпожа Тармеанг, вы уже очнулись!
Около минуты потребовалось Метарии, чтобы осознать, что голос принадлежит Нир. То ли его так искажал шум, что стоял в ушах ворессис, то ли сама Нир говорила так.
Обычно веселый  и высокий голосок звучал хрипловато и чуть замедленно, словно бы девчонка долго вспоминала, как звучат слова, которые произносила. 
Наконец Метария повернула голову и удивленно сказала:
- Нир, что с тобой?!
Она была невероятно бледна, вокруг глаз лиловые круги, веки опухшие, словно бы девчонка долгое время проплакала.
- Ничего, - отвернувшись, сказала Нир.
- Где мы? Сколько прошло времени? Скольких мы потеряли, в конце концов!? – Метария резко села, борясь с накатившей слабостью.
- Троих, вроде бы… - Нир усиленно растерла свои виски, словно пытаясь прийти в себя.
- Фарайд где?
- Не знаю…
- Лантарэ?..
- Нет, не знаю…
- Да что случилось!? – ворессис схватила помощницу и встряхнула за плечи.
- Я промахнулась, - прошептала она в ответ.
- Ты и не целилась! – раздраженно заявила Метария. – И нечего теперь реветь, не надо было ворон считать! Так долго было спустить крючок, пока мы с ним говорили! Он ведь даже по сторонам не смотрел!..
- И вы туда же! – сквозь слезы выкрикнула Нир. – Что ж вы сами-то его не убили, ведь он не хотел драться с вами!.. И вам достаточно было…
- Нир, - оборвала Метария, - ближний бой с таким как он, это совсем другое, это нужен особый навык, которому Сэалан, увы, меня не обучила! Выстрелить куда проще!
- Вы все могли, только не слишком старались!
- Закрой рот, - жестко сказала Метария.
- Не могу!.. – Нир вновь залилась слезами и собралась было убежать, но ДельМэтари схватила ее за запястье.
- Так нельзя, Нир, просто нельзя, и я не стану объяснять это ничем, просто скажу так, но ты потом поймешь, что я была права… Все, что мы можем чувствовать – все обман, Нир. Я поняла это, когда встретила его сейчас, и рука моя не дрожала, я готова поклясться тебе!..
- У вас было что-то, когда-то давно, - догадалась Нир, оборачиваясь.
Девчонка сама сжала руку Метарии и присела прямо на пол около кровати.
- Да, - призналась ворессис, - было. Но это мало что значит, ведь и это тоже обман, все обман… Да, Алмиран довольно знал меня, знал настолько, что с полной уверенностью позвал меня за собой, к суоррам.
- Он был уверен, что вы пойдете!?
- Наоборот! – горько усмехнулась Метария, высвобождая руку из цепких пальцев Нир. – Он был уверен, что я откажусь, поэтому счел возможным сыпать обещаниями, разными высокопарными выражениями!.. Да будь он проклят! И сегодня, он снова позвал меня с собой, уверяя, что я помогу ему спасти Читрану! Зачем я ему, Нир?..
- Откуда же мне знать, - вытерев слезы, ответила она.
- И я не могу этого знать. Но сейчас я думаю, что он убил бы меня, за то, что я пошла против него. Но я не отступлюсь и останусь при тех заветах, каких держалась в свое время Сэалан, ведь Вэльнир мог так же звать ее в Стяжатели, зная, опять же, что она не пойдет!.. На то они и есть – бывшие дружки – Вэльнир и Алмиран, левая и правая рука Бренсара! Разве же можно верить им? А я верила…
- Вы знали их, знали его, а я только лишь попала однажды ему в руку и о том уже пожалела!.. – вздохнула Нир.
- Мы покончим с этим, дорогая, - положив руку на плечо Нир, сказала Метария. – Сегодня мы обе дали слабину, но больше этого не будет! Мы должны быть сильнее, Нир, считай, что это приказ такой…
Ворессис устало улыбнулась и наконец, поднялась с кровати.
- Когда вы отключились, Фарайд сказал, что мы заночуем в этом поселке, где недавно суорры были, - пояснила вдруг Нир.
- Кстати, Нир, а чем Фарайд тебе не мил? Хороший он парень, по крайней мере ходит с кинжалом и арбалетом, а не с Кистьми!
- Он обычный, - вздохнула Нир. – Каким был тот же Нован, какими были почти все парни, которых я встречала… Не хотелось бы тратить себя на них!
- Ну и запросы у тебя! – засмеялась Метария. – Ну да ладно, в молодости все мечтают стать Верховными, даже если они к Культам не имеют никакого отношения!
- Нет, я не хочу быть Верховной, - принялась объяснять Нир, - просто не хочу всю жизнь провести в какой-нибудь деревне, и чтобы дома меня каждый день ждал муж и дети, а мой арбалет висел себе где-нибудь на стенке… Понимаете, я не знаю как это объяснить, мне нужна вечная гонка, мне нужна эта погоня за кем-то недостижимым… Эта погоня переплетена с бегством от себя, потому что, целясь, ты не знаешь, чего ты больше хочешь убить его, и оборвать этот смысл своего существования, эту погоню, или сдаться, опустить руки и дать ему оборвать твою жизнь вовсе… Ну, в общем-то вы меня не слушайте, просто я думаю, что промахнулись специально, просто потому что боюсь, что все закончится!..
- Ты не в себе! – заключила Метария. – Иди сейчас же и ляг спать!
И ворессис направилась искать Фарайда, но на пороге развернулась, решив, что слишком резко сказала последние слова и прибавила:
- Все кончается, Нир, и мы не вечны, поскольку не вечна сама Читрана… Если не будет Читраны не будет и Читранского Света и нас. А кто знает, Нир, вдруг это и составляет безумный план Бренсара?.. Я хорошо знакома с этим выродком высшей расы, он еще не на то способен! А Алмиран – его вечная тень…  Но  я и понимаю тебя, поскольку эта погоня последнее, что и у меня осталось.
На том Метария вышла из комнаты.
На улице было пасмурно и накрапывал легкий дождь. Ворессис увидела впереди спину Фарайда и радостно окликнула его:
- Скажи хоть ты, сколько прошло времени?
- Сутки, - устало сказал Фарайд, обернувшись.
Метария невольно ахнула, увидев его. Он был куда бледнее обычного, правая рука до середины плеча забинтована какой-то тряпкой, которая уже пропиталась лиловой кровью.
- Как тебя угораздило? – поинтересовалась она.
- На вас оглянулся, думал, он убьет вас… А суорр ждать не стал, ну вот и прочесал меня хорошенько когтями! Он мне в шею метил, да я руку вскинуть успел. Теперь меня тоже можно в потери записывать, толку от меня теперь не много! Да и арбалет у меня в щепки, - Фарайд вздохнул и махнул здоровой рукой.
- Нир сказала, мы потеряли троих, - сказала Метария.
- Идемте, - вместо ответа сказал Фарайд.
Метария пошла за ним в сторону от поселка, на край поляны, где под сенью нескольких молодых аврингтов лежали три тела, укрытых плащами. Два плаща были лиловые с желтыми полосками, очевидно это были альреттанцы, а один с зеленой полосой по краю подола, кто-то из Вреанны…
- Ее звали Ранардой, - сказал Фарайд, присев на землю около погибшей и откинув лиловую шерстяную ткань. – Ранда…
Глаза Ранарды были закрыты. Метария отчего-то вгляделась в ее белое застывшее лицо, у нее оказались очень красивые и тонкие черты, густые лиловые ресницы , тонкие губы, и изогнутые изящной дугой тонкие брови. Отчего-то Метарии стало плохо, ей словно бы почудилось, что она видит саму себя мертвой...
Фарайд тяжело вздохнул и левой рукой расправил на лбу павшей вреаннки длинную челку. Метария тряхнула головой, прогнав угнетающее видение и тоже села на землю.
Рядом двое из альреттанцев Фарайда уже копали могилы для троих погибших.
- Мы познакомились в пути, после того, как она поссорилась с Нир, а до того дня я даже не знал, как ее зовут. Ей было почти пять тысяч ноэлов… И всю жизнь она провела там, у себя во Вреанне… Она много говорила, чтобы скоротать время в пути той ночью, словно бы чувствовала, что грядет ее последний рассвет…
- Зачем ты меня привел сюда, - отвернувшись, прошептала Метария. – чтобы сказать, что я виновата перед ней?!
- Нет, - покачал головой Фарайд. – Вы Жрица…
- Четверых, но не Дрейны , - перебила Метария. – Да и не такая я, которая могла бы попросить Богов за убитых, я за себя-то не прошу никогда, и не надеюсь, что когда я умру, кто-то попросит у Богов счастья мне на том свете!..
- Я вовсе не за этим позвал вас… Просто Ранда просила  попросить прощения у Нир от ее имени, когда умирала. Вы могли бы передать это Нир?
- Конечно, просто Нир сейчас немного растеряна, на нее пагубно действует все это. Может ты поговоришь с ней лучше?
- Она сторонится меня, я пытался поговорить с ней, она плакала и убежала.
- Говорю же, она сама не знает что говорит и изводит себя нерешаемыми проблемами! – чуть раздраженно сказала Метария. – Не пытайся ее понять, она как я, ее не поймешь. У нас обоих одна точка схода линий судьбы…
- Что у вас может быть общего?!
- Алмиран, - нехотя, отозвалась Метария. – Но Нир чуточку слабее меня, по ней виднее, да она и сама не хочет этого скрыть.
- Нир влюблена в этого?!.. – не верил собственной догадке Фарайд.
- Это искаженная любовь, наверное, так же как и у меня. Я тоскую по нему сотни ноэлов, но никогда не признаю этого прямо… И во мне самой дикая борьба между двумя моими сущностями, одна хочет убить Алмирана, а вторая говорит – пусть живет, ты же сама не сможешь жить без сознания того, что он где-то далеко, но все же… Но Нир не говори об этом, ладно?
- Как все сложно, - положив руку на плечо Метарии, сказал Фарайд. – Вечно вы что-то да утаите от кого-то, не боитесь сами запутаться в своих сущностях?
- Не учи меня жить, особенно за считанные дни, максимум недели до смерти!  - огрызнулась она.
- Хороши себе самой приговор подписывать! – горько усмехнулся альреттанец.
Метария не обернулась и ничего не сказала . Вместо того она несколько раз перебрала велле в руке, вытянула руку над центром груди мертвой Ранарды и заговорила на рассанском – языке культовых книг:
- Да встанут двое из Четверых по левую руку твою, да встанут двое по правую, да проведут они тебя, дочь лесной тени Ранарду, к вратам Царства Пенвелл. Да встретят там тебя Салтэлла и Дрейна и проводят в Чертоги Иолойны …
Затем Метария трижды провела рукой над телом Ранарды с головы до ног, повторяя еще какие-то, как она думала, давно забытые слова.
Вообще Метария лишь раз присутствовала на похоронах какой-то далекой родственницы Валенары. ДельМэтари тогда была юной ученицей, и по просьбе Верховной, прислуживала на поминках. Вот с тех пор запомнились ей слова, которые говорила ее Верховная…
Потом Ранарду и двух фарайдовых товарищей похоронили. Метарии давненько не было так плохо, давненько она не ощущала такого прямого, не оставляющего вариантов, чувства утраты, потери… Ранарда не была ей  близка, но слова, сказанные Фарайдом, о том, что она чувствовала скорый конец , навевали не самые радужные мысли.
Уже к середине дня они покинули поселок Стяжателей, чтобы продолжать путь в неизвестном направлении, поскольку никто не знал, куда переместился Алмиран с суоррами.
Нир ехала на Лантарэ где-то позади всех, на нее тоже подействовали те слова Ранарды, что честно передала ей Метария.
Ворессис же шла впереди, как обычно. Рядом с нею Фарайд. Тогда она сказала ему, тихо, чтобы никто из прочих не слышал:
- Вернешься в Илветраан, найдешь там Алгелнара ШанДеали, он Верховный Хенкеллора, ты легко найдешь его, скажешь ему, где и как я умерла. И тоже попроси прощения, за все…
Фарайд молчал, но кивнул. И лишь спустя пару минут он повел разговор на слегка отдаленную тему.
- Когда Нолина погибла, я тоже почему-то подумал, что скоро умру. И Андар подбил меня бежать, я понимал, что это временная свобода, если нас найдут, нас или казнят или посадят в тюрьму… Но потом появились вы, я пошел за вами, и думать забыл, что умирать собирался!
- Это ты к чему?
- Просто так, просто о себе, чтобы не расспрашивать вас о вашей жизни, скажу о своей...

                ****
Алмиран с суоррами тоже пробирались через лес, поскольку переместились они не слишком далеко, просто вышли из боя и дальше уходили уже  пешком.
- Почему мы вы не можете сразу открыть переход к этому треклятому кургану!? – возмущалась Лаллет, перешагивая через поваленное дерево.
- Потому что я там никогда не был, я не знаю, куда открывать переход! – ответил Алмиран.
- Мы тащимся уже второй день!
- Ну попроси своих подданных понести тебя на ручках! – усмехнулся Алмиран. – Можешь еще полететь!...
- Ох, легко вам говорить! Эти крылья невероятно тяжелые, и летать на них не так просто!
- Тогда иди и не жалуйся!
- А куда мы идем?
- В какой-то Город Стяжателей…Честно я сам до конца не понял, что это такое, но на карте есть такое место. Никаких городов я не помню, а вот поселков было штук шесть, был даже один около Несс-Аила, там рядом была лесная деревня, где я и встретил Мэйлан, ну да это не важно… Вполне возможно Бренсар ошибся, написав «Город», а может он так назвал поселок, окруженный забором из вкопанных в землю бревен!..
- А может этого места здесь вообще нет, просто для отвода глаз написал, а мы идем?! – фыркнула Лаллет.
- Вполне возможно, - отмахнулся Алмиран. – Ты не знала Бренсара, он еще не то может! Вернее мог…
Всю дорогу Алмиран пытался вспомнить что-нибудь о городе. Да, Бренсар пару раз говорил что-то о том, что его столица будет на севере, здесь, что он будет править Читраной отсюда, а верные ему Стяжатели станут его наместниками… Да, вроде бы тогда состоялось шутливое распределение областей, Вэльниру отдали Илветраан, Лиринаэ  Нурдарию, а Алмирану Фирснир…Но эти города, как стояли, так и стоят, а вот Бренсарова столица так и осталась воздушным замком… Или же нет?!
После долгих блужданий в лесу, Алмиран и Лаллет с суоррами вдруг наткнулись на широкую, выложенную плитками дорогу. Через щели и трещины в этих плитках уже проросла трава, поэтому они ее сразу и не заметили.
- Ничего так идея – строить город с дороги, - усмехнулась суоррен. – Конечно, дорога – это же самое важное у вас, в сухопутной Читраны! На город похоже его так и не хватило! Да и дорога обрывается внезапно, как будто у рабочих резко кончились плитки…
- Идемте! – Алмиран ступил на эту дорогу, скосив Кистьми траву перед собой.
Теперь можно было наконец рассмотреть плиты лучше. Через пару шагов от начала, или уж конца дороги на плитах были выбиты чарды. Стоило Алмирану наступить на один из этих чардов, как вся дорога впереди налилась лиловым сиянием хорошо заметным в сгущающихся сумерках.
Конец этой дороги терялся за деревьями светящейся полосой.
И они двинулись вперед по этой дороге. Там, где за Алмираном ступала Лаллет, сияние гасло.
- Что это за колдовство?
- Группа световых чардов – Мэтари, Новэн и Наль. Их еще называют сигнальными. Некоторые использовали их от воров – нарисуют на полу или на двери и загоревшийся свет мог спугнуть вора, если он, конечно не из краснокровых, на них, как и на вас эти чарды никак не реагируют.
- А это не может быть ловушка? – поинтересовалась фрейлина Лаллет.
- С чего бы Бренсару делать ловушки для себя самого… нет, это не ловушка, это что-то большее!
Было уже заполночь, когда впереди между деревьев нарисовался контур чего-то огромного, тускло мерцающего лиловым.
Алмиран ускорил шаг, кинулся вперед почти бегом.
- Этого не может быть! Не может!..
Наконец все увидели это – не слишком высокую, но неописуемо прекрасную башню из серо-сиреневого камня.
Это была не просто башня, это была какая-то великолепная воздушная конструкция, которую обвивала прозрачная, точно стеклянная труба-спираль, внутри которой и мерцал лиловый свет. Алмиран никогда не видел ничего подобного, и не мог найти даже слабейшего сравнения! По сравнению с этим  Дерканн, великий древний город Последней – просто поселок, а Илветраан так и вовсе завалющая хибарка!
И пусть это больше дворец, нежели город, поскольку здесь не смогли бы жить сотни жителей, все равно он был прекрасен, гораздо величественнее, чем это описывал когда-то Бренсар. Башня словно материализовалась из мечты НаранниДайи здесь, в этих лесах…
- Это же мечта Бренсара… Я и не думал, что он ее осуществил! Ай да НаранниДайи!.. Теперь я понимаю, куда девались все деньги Культа… В храме штукатурка отваливалась, а у Бренсара вечно денег не было!
Но они так и стояли у ворот, не решаясь войти. Ворота башни были символическими – кованая узорная решетка, но Алмиран никак не мог решиться ее открыть.
Наконец Лаллет осторожно тронула чугунные створки и с небольшим усилием распахнула их.
 И вот они оказались в маленьком внутреннем дворике – не на улице и не под крышей, как пожалуй и вся эта великолепная башня… Очевидно, колдовство вложенное Бренсаром  в эту магическую спираль, огибающую башню, должно было действовать так же, как Дерканнская сфера – поддерживать температуру в городе.
Тут было чисто, так же, как и в Дерканне, но только все кругом было лиловое, а не золотое. Здесь не был никто, кроме Бренсара, даже ветер и время обходили эту башню стороной…
- Что это значит, НаранниДайи, как понять тебя… Ты, как и Лирина, далеко, слишком далеко, чтобы услышать и ответить… - сказал Алмиран, положив руку на стену. Стена была теплая…
- Здесь безопасно? – осведомилась Лаллет и голос ее подхватило эхо вверх по спирали лестниц и переходов, высившихся над нежданными гостями города-мечты.
Суоррен восхищенно замерла. Ее, пусть и принцессу, но суоррскую, не видевшую ничего лучше чем дворец на дереве, состоявший из настилов, подвесных мостиков между ними и, разумеется, навесов от дождя, так захватило это зрелище, что еще спустя минуту после того, как затихло эхо ее голоса она стояла, подняв руку, словно надеялась услышать ответ от этого чудесного города.
- Вполне, - ответил ей Алмиран. – Нужно здесь осмотреться, если найдете что-нибудь, какие-нибудь записи на стенах, тут же зовите меня. Я пойду прямиком наверх, а вы обойдите все этажи.
На самую вершину башни Алмиран поднимался больше часа, стараясь не оглядываться и не останавливаться. Оказалось, это строение куда выше, чем казалось на первый взгляд – умелая магическая иллюзия.  Некоторые верхние этажи видны только когда находишься внутри, а снаружи их не увидишь. Это, очевидно, было сделано для того, чтобы никто не заметил башню, возвышающуюся невероятно высоко над лесом. У Алмирана невольно закружилась голова – с верхних этажей можно было свободно увидеть море и Несс-Аил, а если взять стоящую подзорную трубу, можно было видеть вдали и горы на севере, и равнины на востоке материка, как на ладони.
Наконец Алмиран выбрался на верхнюю площадку. Она была ничем не ограждена и углом выдавалась над всей головокружительной конструкцией. Отсюда хотел править Бренсар, а правит лишь ветер… И он здесь довольно-таки жестокий правитель, едва не сбивает с ног непрошенного гостя ИльтариИльтари.
Алмиран замер на краю и задумался.
«Что чувствовал НаранниДайи, стоя здесь в одиночестве? Почему он так и не показал нам этого места?.. Может, он хотел оставить его для лучших времен, которые, увы не наступили!..»
«Обернись!» - вдруг зазвучал в голове, разливаясь и звеня, знакомый голос.
«С чего бы!» - возразил неизвестно кому Алмиран.
«Обернись, брат,  и поймешь, кого ждала эта башня все две с лишним тысячи ноэлов!»
Алмиран с удивлением узнал голос Бренсара.
«Как ты говоришь со мной?!»
«Обернись! Ты все поймешь, обернись!..»
И Алмиран обернулся, но повинуясь не Бренсаровому умению убеждать, а собственному любопытству.
На другом краю платформы, под небольшим навесом, на стене, были выбиты слова:
«Лиринаэ ФиринАларе, любившей, но не любимой, оставляю я вечную свою память и печаль, да будет милостива к ней Иолойна; Вэльниру НальДерри, верному и наивернейшему, я оставляю свое вечное признание и преклонение, поскольку разрушить несказанно проще, чем создать. Ну и  Алмирану ИльтариИльтари, ныне читающему эти строки, моему другу и брату, Последнему Стяжателю, оставляю нашу некогда общую мечту, как будто осуществленную, но навечно оставшуюся лишь мечтой…»
И конец фразы расплылся за пеленой, что заволокла глаза Алмирана…
- Это твое, ИльтариИльтари, эта башня. Я создал ее задолго до выступления Стяжателей и уже знал, что никто кроме меня и тебя ее не увидит… - раздался голос Бренсара, но уже не в голове, а за спиной Алмирана. 
Он обернулся вновь.
- Верховный?! – невольно сорвалось с языка.
Алмиран уже и забыл того Бренсара, который не был еще Предводителем Стяжателей или вождем суорров Салнадда… Он словно казался выше ростом, стройнее, и как-то неуловимо моложе, это проявлялось во всем, от выражения его лица до блеска глаз.
Одет он был в лиловый плащ с белым узором, брошенный на одно плечо, и простую одежду южного горожанина – длинную рубаху из полупрозрачного белоснежного льна с лиловой вышивкой и более плотные льняные брюки. И Алмиран понял, что таким он Бренсара вообще никогда не видел. Таким он ходил по Читране, когда не был еще Верховным и возрастом был моложе, чем Алмиран теперь. В руке он держал посох, но вершину его украшал не настоящий кристалл, а его призрачное подобие. Конечно, и сам Бренсар был призраком, но фигура его была не прозрачна, а наоборот, настолько реальна, что хозяйничающий здесь ветер трепал и волосы и плащ создателя своего величественного обиталища.
Бренсар улыбнулся на оклик Алмирана и сказал:
- Неправильный Верховный бессмысленного Культа…
- Последняя рассказала тебе все еще тогда?
Бренсар покачал головой.
- Не все так просто. Видишь ли, я способен на то, что даже ей не по уму… Последняя, да и ты, признайся, тоже считал мои слова о том, что Стяжатели все равно падут, бредом? Видишь ли, суть постройки этой башни в переплетении Межпространственного Света и веллани.
- Но Межпространственный свет использует она, она говорит, что это энергия  Просвета…
- Совершенно верно, - кивнул НаранниДайи. – Эта надпись появилась здесь в 8014-ом году девятого периода .
- Как?! Ведь в 8020-м ты только начал собирать нас! – воскликнул Алмиран.
- Ты не веришь мне? И у тебя есть все основания. Однако мертвые не лгут, ИльтариИльтари… Я построил эту башню раньше чем все поселки, я увидел ее образ в Просвете, куда нашел путь, совершенно случайно, я тебе скажу, экспериментируя с бесчардовым веллани.
- Что это такое?
- Легенда, - вновь улыбнулся Бренсар. – Кто-то говорит, что его не бывает, что веллани чувствует только формулу… Кто-то говорит, что бесчардовое веллани – есть Истинный Свет, и укротить его никому не под силу… Но эта легенда подарила мне мою мечту и мою беду. Я увидел все: вас всех, Последнюю, даже тактику владения Кистьми, все это я взял оттуда, даже слова, которые я говорил. И я увидел от чьей руки погибну, Алран…
- Надеюсь это дурацкое имя ты не оттуда же взял?! – тихо усмехнулся Алмиран.
Алран… Эта форма имени возвращала его во времена беззаботной юности, когда он, молодой Жрец Хенкеллора только познакомился с Бренсаром, самым странным поместным Верховным Читраны. Да, именно так отзывалась о НаранниДайи Сэалан… И он, Алран, мальчишка, по сравнению со своим Верховным, стал отчего-то  близким другом ему и Вэльниру, величайшему из авторов формул своего периода…
- Это была не моя история, господин Верховный, - опустив голову, вдруг сказал Алмиран, чувствуя, что голос его изменился.
- Еще как твоя, вернее наша общая, - при том он кивнул на надпись на стене. – И Лирины, и Вэльнира, и даже его Ирсиры… Всех нас.
- Вы увидели это все в Просвете, неужели вы тогда уже решили пойти против Читраны?! Вы знали будущее, неужели вы восприняли его только как руководство к действию?!
- Ну, во-первых, брось эти обращения, вроде «вы» и «Верховный», - со снисходительной усмешкой сказал Бренсар. – А во-вторых, не горячись, твой возраст уже располагает терпению и определенному смирению в отношении прошлого. Однако, не про тебя общее мнение, ты внутри вечный мальчишка, Алран, будь ты, в самом деле, зрелым, ты бы знал, что у каждого мира есть поворотные точки его истории…
- Поворотные точки?
- Именно так. Арээми, Первая Цивилизация Читраны, все почти были магами Просвета, что же никто их них не мог туда выходить, сомневаюсь, сомневаюсь, но факт того, что иввелины придут и захватят их мир был поворотной точкой, заложенной свыше, понимаешь? Они хотели изменить судьбу, но ничего не помогло. Они все равно пали, мы все равно пришли. История Стяжателей больше чем просто восстание, это тоже поворотная точка, первое напоминание Читране и иввелинам о том, что  такое смерть и о том, что она близка… То, что я вернулся сюда с суоррами – еще одно напоминание. Третьего не будет, Алран. Падение нашей Читраны уже началось. Это Третья Цивилизация –  суорры. Читранский Свет снова примет новых хозяев, станет синим, и ничего не останется от нас, даже этой башни…
- Стой, НаранниДайи, ты хочешь сказать, что ни в чем нет смысла, Читрана все равно проиграет?!
- Постой, - Бренсар поднял руку, - ты как всегда торопишься. Есть то, чего я не могу тебе рассказать!.. Слушай лучше легенду одного из далеких миров, который я видел из Просвета. Была там в древние времена одна крохотная страна, помещалась она всего-то в одном городе, почти таком, как эта башня, только больше. Правила этой страной прекрасная царица, мудрая и могущественная магиня из древнего народа хозяев своего мира. Но в мир их пришел некий враг, который с легкостью смел прекрасный край высшего народа, поскольку их магия была против него бессильна. Пришел он и в ее маленькое государство. Встретила его царица с верным ей народом, враг с огромным войском уничтожил половину защитников города, но прекрасная царица сказала, что меняет себя жизни своих подданных на свою честь и свободу. Красавица взяла ужасное чудовище под руку и сказала, что он отныне ее муж, но нужно спуститься в подземный храм для какого-то обряда. Чудовище оставил своей армии грабить город, а сам пошел за царицей один. А внизу, в подвале, был один-единственный столб, который был осью всего города-башни… Царица знала, говоря по-нашему, формулу с помощью которой можно его обрушить и одним словом она погубила себя, своих подданных, но ведь тем же словом она спасла свою страну от поражения, и весь остальной свои мир от дальнейшего вторжения этого чудовища.
- Милая сказка, - прыснул Алмиран.
- Алран, суть этой сказки в том, что эта царица – Читрана, которая сейчас так же слаба, не сказать бессильна перед врагом, который в данном случае – Последняя.
- Ага, заманим Последнюю в Илветраан, найдем что там обрушить и она умрет! Как будто бы! Если бы было так просто, она же уже не живая, она выберется из-под любых обломков!..
- Я ничего тебе не скажу на этот счет. Но сказку эту ты еще вспомнишь, когда не захочешь отдавать свою Читрану Последней… А пока прощай, я сказал тебе все, что мог. Пребывание здесь так долго отнимает много сил. Прощай, ИльтариИльтари!..
И сильный порыв ветра подул прямо в лицо Алмирану. Он прикрыл глаза, а когда открыл их, Бренсара уже не было.
Последний Стяжатель еще раз посмотрел на надпись и внимательно прочитал от начала до конца.
«…Алмирану ИльтариИльтари, ныне читающему эти строки, моему другу и брату, Последнему Стяжателю, оставляю нашу некогда общую мечту, как будто осуществленную, но навечно оставшуюся лишь мечтой. И удачу свою оставляю ему, потому что от него будет зависеть однажды слишком многое, она ему пригодится!»
- Это уж точно, - устало произнес Алмиран и ушел с площадки вниз, в защищенные от ветра этажи башни.


Рецензии