Миниатюры об экономике. Миниатюра 1-я

Орёл, или решка, или…?

Миниатюра 1-я

Интересное это слово – экономика.
А звучит – то, как загадочно: ЭКО-НОМИКА.
 Наверное, другого такого и нет больше в нашем языке.
 Более двух тысяч трактовок и определений.
А как смешно выглядят политики, когда его произносят.
 Какая мимика, какая риторика, вот только в глазах пустота.
 Спроси любого, ведь и объяснить не смогут, что сказали.
"были тучные годы"
А-а-а!

А ведь на самом деле всё просто и когда я читаю лекции студентам первокурсникам, -они понимают.
 Понимают, что экономика – это способ выживания, и в экономике всегда прав тот кто выжил.
 А способы выживания в экономике бывают разные.
 Произвёл продукт и выжил, ограбил и выжил, заработал деньги и выжил и этот ряд можно продолжать долго.
Но главное в экономике - это понять как всё-таки, лучше выживать.
 Грабить, убивать, или работать?
 Конечно, работать, но как надо работать, чтобы заработать нужное количество денег?
Интересный вопрос.
Понятно, что работодатель платить работнику столько сколько тот заработал, никогда не будет, иначе, откуда возьмётся его – работодателя прибыль. Об этом ещё Маркс говорил.
Но тогда как быть?

 Экспроприировать экспроприаторов?

Идея хорошая и правильная, но как.
Революция сегодня не пройдёт, да и не нужна она.
Сегодня время иное, сегодня цифровые технологии работают.
Экономический поворот нужен
Но как это сделать, не ясно, хотя, пожалуй уже и пора.

Да, как повернуть экономику это вопрос не простой.

Вот я предлагаю студентам решить довольно простую задачу.

Я им говорю, что всем известно, что если монету подкинуть, то она упадёт орлом или решкой, и чем больше выборка, то есть, чем больше подкидывать, тем ближе такое деление к пятидесяти процентам.
После этой тирады я задаю вопрос, а сколько раз при этом монета упадёт на ребро?
Одни говорят, что на ребро монета не упадёт никогда, другие, говорят, что где-то читали, что один раз на миллион.
Но...
Но всегда находятся такие, кто предлагает изменить условия эксперимента, например, подбрасывать монету над мягкой поверхностью, над песком, пластилином, тестом.
 А ведь это дети - первокурсники, а понимают.
 
Потом я предлагаю им поэкспериментировать дома, а сколько раз монета упадёт на ребро на мягкую поверхность. И с теми, кто мне приносит статистику падений, я начинаю уже заниматься по-настоящему, и очень скоро они становятся весьма преуспевающим людьми.

И начинаю я такие занятия с вопросов:
- А почему монета стала падать на ребро?
- А потому, что мы изменили условия процесса.
- А почему ваши родители  вроде бы и работают хорошо, а получают мало?
- А потому что условия…

Да, вот с этого простого диалога и начинается самое интересное.
Экономика постигается.

То есть экономика работать начинает на уровне личности.

...


Рецензии