О несбывшемся

Мы говорим  о  несбывшемся, как  правило, с  сожалением, грустью  и  даже  горечью. Почему? Потому  что  сбывшееся  нас  не  удовлетворяет? Или потому  что  подернутое  туманом  тайны  несбывшееся  кажется  нам  более  притягательным, чем  такая  знакомая, привычная, поэтому, немного  скучная   реальность?
В  юности я  прочитала  у  Карела  Чапека, что  человек  рождается  как  множественность и  только  в  процессе  жизни, к  концу  ее  он  становится  единственностью. И  я  представляла  себе  этот  процесс  весьма  выразительно. В  начале  жизни  у  человека  бессчетное  количество  вариантов  жизненных  путей ( элементарно: ВСЕ  детские сады, ВСЕ  школы и  учебные  заведения, ВСЕ  профессии, ВСЕ  мужчины  или  женщины  и  пр. ВСЕ). Когда  ребенок  пошел  в  д/с №3, то все  остальные  д/с (и  все  пути  из  них) уже  становятся  несбывшимся. Человек  получил  профессию  врача – все  остальные  профессии (и  все  жизненные  пути, связанные  с  ними) уже  становятся  несбывшимся. Он  женится  на  Ире (выходит  замуж  за  Колю), значит, все  остальные – несбывшиеся. Таким  образом, человек  и  превращается  в  единственность  к  концу  жизни, потому  что его  выбор  становится  все  более  ограниченным. Это  как  жилки  на  листе  растения: «идешь»  по одной  из них  и  сворачиваешь  только  туда, куда  она  тебя  поворачивает, и  выбираешь  только  то, что  она  тебе  предлагает, – и  так «дойдешь»  до  края  листа, до  его  черенка; но  по  другим  жилкам  в  этот  момент  ты  уже  не  можешь «пройти»! Сейчас, вспоминая  эти  свои  представления, я улыбаюсь. :) :) :) Но  мне  нравится, что я  так  думала.
Потом  я  вспомнила  эти  свои  размышления, когда  читала у  Ахматовой  про таинственные  невстречи, несказанные  речи, нескрещенные  взгляды. У  нее  же  я  нашла  самое  пронзительное  и  трагическое  стихотворение  на  тему  несбывшегося:
«Я  смертельна  для  тех, кто  нежен  и  юн.
Я  птица  печали. Я – Гамаюн.
Но  тебя, сероглазый, не  трону, иди.
Глаза  я  закрою, я  крылья  сложу  на  груди,
Чтоб, меня  не  заметив, ты  верной  дорогой  пошел.
Я  замру, я  умру, чтобы  ты  свое  счастье  нашел…»
Так  пел  Гамаюн  среди  черных  осенних  ветвей,
Но  путник  свернул  с  осиянной  дороги  своей.
Сейчас  мысли  о  несбывшемся  вызывают  у  меня  легкую  грусть: хотелось бы, может  быть, попробовать  прожить  то, что  было  возможно; но не  сбылось в  силу  моего же  выбора – но ведь  нельзя  объять  необъятное! Изменить  что-то  одно  в  нашей  прошлой  жизни  невозможно, потому  что  одно  изменение  потянет  за  собой  цепочку  обязательных  других  изменений; и кто  знает, вдруг  эти  изменения  приведут  к  тому, что  и  мы  уже  будем  не  мы, а  кто-то  совершенно  нам  незнакомый?!:)))
Так  что  не  стоит  грустить  о  несбывшемся! Разве  в  порядке  пересыпки  нафталином  нашей  купленной, красивой, но не  ношенной  нами  «одежды», которую  жалко  выбросить, поэтому  и  храним  в  нашем  жизненном  гардеробе. :) :) :)


Рецензии