Как Ванька и Сенька истину познавали

Пришли Ванька и Сенька к мудрецу и просят:
- Хотим научиться истину собственными глазами зрить. Люди поговаривают, что только ты можешь этому научить. Возьмешься?
- А зачем вам знать истину? — спросил мудрец.
- Нам стало известно, что те, кто ее видят, живут весело, без забот. Все само к ним в руки плывет, а делать ничего не приходится. А мы чем хуже? - затараторили наперебой Ванька и Сенька.
- Хорошо, - говорит мудрец. - Зная, что вы идете ко мне, я написал для вас на столе несколько слов. Вам нужно будет их прочесть, и если это удастся, то я начну вac обучать.
- Удастся! Удастся! - наперебой закричали оба. — Мы читать умеем.
- Я не сомневаюсь в ваших способностях к чтению, но я должен проверить ваше зрение. Ведь не сядете же вы за руль машины, если оно у вас будет слабым. А что касается истины, то она любит тех, у кого особое зрение, - промолвил мудрец и подошел к столу. - Обратите внимание! Я смотрю на надпись, стоя прямо, не наклоняясь и не отклоняясь, лишь чуточку наклонил голову и опустил глаза. Точно так же должны читать ее вы.
- Это мы запросто! - выдохнул Ванька.
- Это мы в один миг! - гаркнул Сенька.
Оба приблизились к столу, расталкивая друг друга, и уставились на стол.
Ванька начал было наклоняться, но Сенька незаметно пнул его в бок. Но и Сенька почему-то стал запрокидывать голову назад и отстраняться. Ванька, заприметив это движение, с силой топнул каблуком по ноге Сеньки, и оба приобрели исходное положение тел. Глаза у них заслезились, но текста разобрать они не могли.
- Я вам немного подскажу, - сказал мудрец. - Здесь написана та
небольшая сумма денег, которую я готов вам заплатить за ваше рвение к истине. Однако не забывайте, вы должны ее увидеть точно так же, как
вижу я.
Оба, Ванька и Сенька, пристально уставились на стол! Ванька, незаметно для самого себя, наклонялся все ниже и ниже, и вскоре его нос почти уткнулся в надпись. Сенька же почему-то постепенно стал вытягиваться, потом даже приподнялся на цыпочки и, в конце концов, вовсе повис на столе, упираясь об его крышку, как на спортивном снаряде. При этом ноги его от пола, конечно же, оторвались.
Наконец оба дружно заорали: "Вижу! Вижу!", мгновенно принимая первоначальную позу.
- Эти деньги я могу получить прямо сейчас? - вкрадчиво спросил Ванька.
- Неужели вы мне такие деньги выплатите все до копейки? - с перехваченным дыханием пробубнил Сенька.
Мудрец лукаво улыбнулся, поскреб большим пальцем свое темечко и сказал:
- Для начала вы должны написать мне расписку в получении той суммы, которую увидели на столе. Ведь так, кажется, поступают обычно люди, - и мудрец подал обоим по листку бумаги с ручкой.
Пыхтя, сопя и утирая пот со лба от перевозбуждения, оба быстро застрочили по бумаге, бормоча себе под нос текст расписки.
- Вот, возьмите, - широко улыбаясь, заявил Ванька.
- А вот и моя расписочка, - разминая громадные неуклюжие пальцы, пробасил Сенька.
- Вот и ладненько, - нараспев сказал мудрец и сложил листики вчетверо. Потом подошел к шкафу, вытащил из него толстенную книгу и вложил листочки в нее.
Ванька и Сенька, не отрывая взгляда от рук человека, внимательно следили за каждым его жестом. А когда, поставив книгу на прежнее место и заперев шкаф, мудрец начал спокойно стирать надпись, сделанную мелом на столе, насторожились.
- Ну, а деньги когда... ну этого, ну самого... дадите? - заикаясь, спросил Ванька.
- А-а... деньги? - теряя голос, просипел Сенька.
- Так вы уже получили их! Вон и расписочки я уже упрятал. Что же еще от меня надо?
У Ваньки нижняя губа поехала вперед и странно зашлепала. У Сеньки же, наоборот, втянулась, и он закусил ее единственным, сохранившимся на данный момент, желтым зубом. Первый заперебирал пальцами, словно что-то собирался взять, а второй сначала похрустел ими, а потом медленно начал собирать в могучий кулак.
Мудрец многозначительно посмотрел на руку Сеньки, и та почему-то мгновенно обмякла.
- Скажи, Ванечка, разве я водил носом по столу, когда смотрел на надпись на столе? Или пытался оторваться от пола, как это делал ты, Сенечка? Вы не выполнили моего маленького условия, вот и я не стану выполнять своего обещания. Вот когда вам удастся восстановить свое зрение и вы будете видеть так, как вижу я, тогда я и выполню обещанное,
- Как так?! - заорал Ванька,
- Это грабеж! - проревел Сенька.
- Обманщик! - завопил Ванька.
- Ворюга! - гаркнул Сенька.
- Хватит шуметь, - сказал мудрец. - Вы обманули меня первыми, сказав, что пришли научиться видеть истину. А когда я вам ее показал, вы хитрить начали.
- Какую ты нам истину показывал? - заголосил Ванька.
- Это когда же ты ее нам показывал, истину-то, а?! - просипел
Сенька.
- Тогда, когда стало видно, что один из вас близорук, а другой дальнозорок, и тогда, когда при упоминании денег, вы тут же забыли о главном условии: смотреть на стол точно так же, как смотрел на него я. Истину нельзя ни купить, ни продать, ее можно лишь воспринимать, но и восприятие, в свою очередь, ни прибавляет денег, ни убавляет их, однако, позволяет правильно воспринимать мир и в соответствии с этим делать правильные поступки. Все вместе дает полноту жизни и безбоязненное ее восприятие. У вас я ничего не брал, а значит и ничего вам не должен. Поэтому вам не в чем меня обвинять, - завершил свою длинную речь мудрец и спокойно посмотрел своим несостоявшимся ученикам в глаза. Хотя, конечно, кое-чему он-таки их обучил.
- Так зачем же тогда деньги вообще упоминал? - уже более мягко спросил Ванька и развел руками.
- Вот! Вот! - встрепенулся Сенька.
- Чтобы испытать вас. И если бы вы честно признались в неполноценности своего зрения, я бы вам дал их, чтобы вы смогли купить себе очки, которые наверняка бы облегчили вашу жизнь. Но когда я убедился в том, что вам очки без надобности, то и деньги давать передумал. Вот и все, - улыбнулся мудрый человек.
Близорукий Ванька и дальнозоркий Сенька плелись по дороге и на чем свет стоит проклинали свою глупость. Они не подозревали о том, что, проклиная глупость, возвеличивали мудрость.

ТАК-ТАК


Рецензии
Хорошая работа с иллюзиями. Эти смешные /со стороны/ эмоциональные движения людей, придумавших себе мир и откликающихся на него, несуществующий. Отучение от создания иллюзий - первый шаг в реальный мир. Увы, не все слышат мудрецов. Сон иных крепок и напоминает смерть.

Елена Соловьева -Бардосова   08.07.2010 01:14     Заявить о нарушении